Меню

Умыкание невесты это как



Умыкание: почему русские отказались от обычая похищения невесты

Практика насильственного склонения девушек к замужеству издревле знакома большинству народов мира. В некоторых регионах, таких, например, как страны Кавказа или Средняя Азия, этот обряд оказался невероятно живучим и в том или ином виде дожил до современности. В определенном смысле такая практика может прийтись на руку как жениху, так и родителям невесты. Сторона мужа, соответственно, может обойтись без обязательной в иных случаях выплаты калыма. Сторона невесты может обойти при помощи постановочной «кражи» ряд обычаев. Например – выдать младшую дочку вперед старшей. Однако, в историческом прошлом этот обычай был присущ не только народам востока, но и славянам. В русской традиции этот обычай известен под названием «умыкание».

Умыкание невест в языческие времена

Увы, мы совсем немногое знаем о традиционных верованиях восточных славян. Связано это с тем, что эта древняя культура не сумела обзавестись письменностью, и, соответственно, у нас не осталось оригинальных документов и воспоминаний, которые были бы составлены носителями живой древнерусской языческой традиции. То немногое, что нам известно о давних временах и нравах людей той эпохи, мы узнаем из немногочисленных записок православных летописцев. Тексты эти были составлены спустя столетия со дня низвержения славянских идолов, их авторы мало того, что сами никогда лично не принимали участия в древних обычаях и обрядах, которые описывали, но и относились к ним подчеркнуто негативно и предосудительно. Дело в том, что старинные летописцы не ставили своей целью беспристрастное и максимально точное отображение исторических событий, более того – зачастую они особо и не вдавались в детали того, что описывали. Особенно, конечно, в специфику языческих обрядов, отгремевших столетия назад. Относиться к словам православных средневековых книжников надо с большой осторожностью. Однако они подтверждают то, что древние славяне действительно с завидной регулярностью крали себе невест. В «Летописи временных лет», в частности, появляются следующие осуждающие строчки.

«А древляне … умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне … устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жён по сговору с ними… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».

Согласно запискам средневековых монахов обычай этот был широко распространен в теплое время года: крали чаще у воды и в промежуток от некоего праздника богини Лады и до Ивана Купалы.

Нет сомнений в том, что такая традиция действительно существовала, с точки зрения этнографии это вполне заурядное, типичное явление, но вот детали, уточненные монахами, вызывают некоторое сомнение. Во-первых – у современных ученых есть все основания серьезно сомневаться в существовании самого такого женского языческого божества, как Лада. Скорее всего, ее появление – следствие ошибки в коммуникации. Далекие от крестьянских традиций церковники слышали на народных гуляниях старинный песен рефрен «лади-лади-люли-люли» и по ошибке думали, что в нем заключен некий тайный языческий посыл (хотя, кстати, это всего-то искаженный христианский возглас «аллилуйя»). Второй сомнительный момент кроется именно в обычае кражи у водоемов. Тут, правда, ошибку допустил не сам летописец, а его интерпретаторы. Очевидно, что он на самом имел в виду слово «увод», но из-за того, что древнерусский текст писался уставом, т.е. без пробелов между словами, ранние ученые ученые по оплошности прочли это как «у вод».

В целом же обычай кражи невесты входит в довольно интересную и, одновременно, очень слабо изученную тему о роли женщины в языческих сообществах. Вопреки тому, что утверждать что-либо о непосредственно древнерусской дохристианской старине достаточно сложно, можно предположить, что участь русских женщин была непростой. Достоверно известно, что древние славяне практиковали многоженство. И можно (не без доли опаски) провести аналогии между язычеством славян и их ближайших родственников по индоевропейской семье – балтов. Балтские народы были непримиримыми язычниками (из-за чего, к слову, большая часть этих народностей и сгинула в Средние века) и их языческая традиция, канувшая в Лету уже на излете средневековья, довольно хорошо известна. Так, например, древние прусы, жившие на территории современной Калининградской области, относились к женщинам довольно пренебрежительно. Археологам известны находки захоронений знатных прусов, в которых находят останки всех их жен, задушенных и похороненных вместе с мужем.

Также сложно судить о том, как к умыканию невест относилось языческое раннесредневековое общество. Вероятно – терпимо, но без большого поощрения. Известно, что равноапостольный князь Владимир, в бытность свою язычником, насильно взял в жены полоцкую княжну Рогнеду Рогволдовну, предварительно взяв штурмом ее родной непокорный город.

Читайте также:  Кустарник невеста название спирея размножение

Умыкание невест в христианское время

Древнейшая традиция кражи невест надолго пережила языческую эпоху. Попутно, правда, она лишилась своего потенциального ритуального наполнения и превратилась в нечто повсеместно порицаемое. Связано это было с прямым запретом православной церкви. Тем не менее временами такое происходило. Порой это делалось по обоюдному согласию: родители невесты были против выбранной ею партии, а потому молодым приходилось идти на такой экстремальный шаг, рискуя покрыть свои имена позором и разбить родительские сердца.

Будучи не самым популярным явлением на Руси, умыкание невест было довольно широко распространено в других регионах проживания славян. Этим грешили чехи, поляки, украинцы. Но особо часто это происходило в среде южных славян Балканского полуострова. Причем у болгар кража невесты была дополнительно оформлена на символическом уровне. Считалось, что такой поступок способствует богатому урожаю.

В эпоху этнографической современности старинный языческий обычай полностью утратил свои позиции и ныне считается уголовно наказуемым поступком. Единственное, что свидетельствует о распространенной некогда практике, это шуточный ритуал кражи невест на русских свадьбах.

Источник

Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Что мы знаем о браке умыканием? ответы на вопросы теста.

Умыкание, или брак похищением – это …

в) обычай, который был присущ многим культурам. Эта форма заключения брака уходит своими корнями в глубокую древность. Уже в древнеримской легенде о похищении сабинянок, которую приводит Тит Ливии в Римской истории от основания города, описывается практика заключения брака через умыкание.

Как воспринимали умыкание невест сами кавказские общества в XIX в.- 1920-е гг.?

в) старейшины и мусульманское духовенство периодически собирались и вырабатывали меры против умыкания. Например, 20 февраля 1890 г. состоялся съезд доверенных от девяти сельских обществ Малой Кабарды . Съезд принял ряд правил, регламентировавших последствия похищения невесты. Съезд установил, что все похитители невест и их сообщники должны предстать перед судом. За кражу незасватанной девушки похититель платил денежный штраф в размере 200 руб., а сам он высылался из Кабарды сроком на 3 года. При этом правонарушением считался только факт похищения девушки, а ее желание вступить в брак не учитывалось. Сообщники похитителя платили штрафы в размере 100 руб. и изгонялись из селения сроком на 1 год. За умыкание засватанной девушки платили меньше — похититель подвергался штрафу в размере 100 руб., а его соучастники — штрафу в размере 25 руб. каждого.

Представителям мусульманского духовенства запрещалось совершать религиозные браки, если украденная до этого проживала в другой сельской общине. Съезд постановил, что за девушку, «увезенную по накяху, совершенному муллой не того квартала, в котором живет увезенная, а муллой другого квартала… увезшего по неправильному накяху девицу подвергнуть штрафу в двести рублей и удалению из общества на три года; соучастников же его штрафу в сто рублей и удалению из общества на один год». В этом случае брак признавался недействительным. ( См. подробнее в статье А. Абазова)

Как боролись с умыканием невест чиновники в местных администрациях в Российской империи?

в) периодически собирали совещания с участием кадиев и вырабатывали меры по «искоренению обычая»

Когда впервые наказание за «умыкание невесты» (именно в такой формулировке) было введено в Уголовный Кодекс?

а) В 1920- е гг., когда Советская власть увидела во многих обычаях народов Кавказа элементы закрепощения и стала считать их препятствием для построения коммунистического будущего. В 1922 г. в РСФСР вступил в действие первый уголовный кодекс (УК РСФСР) При его формировании были внесены дополнения в части преступлений, составляющих пережитки родового быта. 16 октября 1924 г. вторая сессия ВЦИК XI созыва по ходатайствам с мест дополнила УК РСФСР 1922 г. новой главой – «О бытовых преступлениях» для Киргизской, Туркменской и Башкирской автономных республик и для Ойратской, Калмыцкой, Карачаево-Черкесской, Адыгейской и Кабардино- Балкарской автономных областей. Позже, 5 мая 1925 г., такое же дополнение в Кодекс было сделано для Бурят-Монгольской АССР .

Как ведут себя родственники невесты, когда узнают, что девушка из их рода похищена, а также фамилию похитителя?

а) сразу же собираются самые авторитетные старейшины, старшие братья, дяди девушки и едут, чтобы догнать похитителей и вернуть девушку. За похитителями всегда начиналась погоня, мужчины-соседи, родственники сразу устремлялись вслед похитителям. Вплоть до 1920-1930-х гг. погоня превращалась в настоящую битву, в которой не обходилось без драк и перестрелки. Иногда случались и трагедии – кого-то из похитителей могли убить или ранить. Тогда запускался институт кровной мести, и тогда создание новой семьи превращалось в свою противоположность – кровную месть, которая длилась десятилетиями.

Читайте также:  Детектив букет для невесты

В 2013 году в Назрани похищение невесты закончилось перестрелкой, от полученных ранений скончались три человека. Срочно была созвана конференция мусульман республики, на которой было принято постановление, объявляющее практику похищения женщины с целью вступления в брак категорически недопустимой формой создания семьи в ингушском обществе. .

Историк З. Цеева пишет, что у черкесов «если удавалось отбить невесту и захватить похитителя, то вместе с девушкой у него отбирали лошадь, седло, оружие, снимали даже одежду». Это был настоящий позор для всего рода несостоявшегося жениха. Сейчас посылают в дом похитителя старших родственников, чтобы выяснить, желает ли девушка выйти замуж таким способом или же хочет вернуться в родительский дом.

В каких случаях девушка не возвращалась в отчий дом, соглашаясь на брак умыканием?

б) если она испытывала чувства к жениху и знала о похищении заранее

в) если семья жениха и родственники жениха понравились ей, уговорили ее остаться, и в принципе она не испытывала особой неприязни к жениху, хотя видела его впервые

Этот ролик снят, разумеется, о фиктивном умыкании.

В каких случаях девушка возвращалась в отчий дом после похищения?

б) если девушка и так собиралась замуж за своего похитителя, но хотела выйти замуж из родного дома с соблюдением обычаев, а не быть украденной

Почему молодые люди, жених и невеста, заранее договаривались о похищении, которое становилось таким образом фиктивным?

а) родители одной из сторон (или обе стороны) не давали согласие на брак, поскольку считали их либо слишком молодыми, либо не ровней друг другу

б) фиктивное похищение было проявлением молодечества и удальства со стороны юноши

в) семья жениха могла сократить расходы при браке похищением, то есть имеет значение и экономическая составляющая…

Кому из писателей принадлежат эти строки: « Вечером (….) вооружился и выехал из крепости: как они сладили это дело, ни знаю, — только ночью они оба возвратились, и часовой видел, что поперек седла (…) лежала женщина, у которой руки и ноги были связаны, а голова закутана чадрой».

Парламентарии какой республики Северного Кавказа в наши дни внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за похищение невесты принудительными работами или сроком до 3 лет?

а) Ингушетии. В 2004 году парламентарии республики предлагали узаконить умыкание невест на государственном уровне. Депутаты предлагали обратиться в Госдуму РФ с предложением о внесении поправок в статью 126 УК РФ, разграничивающих наказание за похищение человека и похищение с целью вступления в брак.

В апреле 2017г. депутаты парламента Ингушетии проголосовали за направление в Госдуму законопроекта о борьбе с похищением невест. Документом предполагается внесение дополнения к Уголовному кодексу Российской Федерации в части установления меры ответственности за похищение женщины с целью вступления в брак в виде лишения свободы сроком до 3 лет.

Источник

Невесту по кругу. Как обходились с женщинами древние славяне

У древних славян девушки имели больше прав и привилегий по сравнению с женщинами Востока или гречанками. Они жили под охраной отцов, вели свободную жизнь и до замужества могли иметь любовников и рожать детей. Более того, мужчины охотнее женились на тех, у кого уже был ребёнок, ведь это гарантировало, что его жена не будет бесплодна.

Замужем они лишались девичьих привилегий и полностью оказывались во власти мужа, а если он умирал, вдову могли живьём сжечь в погребальном костре или заживо похоронить в могиле.

Замужняя женщина не имела права изменить мужу: изменники — и жена, и любовник — наказывались смертью, причём извинения не принимались.

Несмотря на такую «строгость нравов», у древних славян существовало право первой ночи, когда жених должен был уступить свою будущую и часто ещё девственную жену знакомым, родственникам, а иногда и совершенно посторонним людям.

Женщин умыкали и принуждали

Брачные обычаи славян были разными. У полян, кривичей и словен они были более цивилизованными: семьи действовали по предварительному сговору, спрашивали согласия девушки, после чего родители приводили невесту в дом жениха и несли приданое. Несколько жён могли иметь только князья и знать, остальные жили с одной супругой.

Более архаичные браки существовали у древлян, родимичей, вятичей и северян. Вплоть до крещения Руси в ряде поселений семьи были коллективными, а в некоторых местах было распространено многожёнство. Здесь воля девушки в расчёт не принималась. Мужчины договаривались между родами, а потом невесту просто «умыкали» и принуждали к браку. Традиция «умыкания невесты» практиковалась и без сговора. Проще говоря, незамужнюю женщину и особенно молоденькую девушку мог насильно увезти любой, кому она приглянулась.

Читайте также:  Как сватать современно невесту

Даже после принятия христианства такие традиции сохранялись веками. И особенно это касалось традиций, связанных со свадьбой и смертью. Пусть теперь молодых и везли венчаться в храм, это не мешало до XVII века, а в некоторых местах и позже, соблюдать один из самых диких обычаев — право первой ночи, когда то, что должно было совершаться тайно, становилось достоянием всей деревни.

Брачное ложе чаще всего устраивали в доме жениха, а брачная ночь должна была состояться в первый день свадьбы. Молодым стелили в холодном помещении на полу: в подклети, хлеву, амбаре, сеннике. Обычно постель приносилась в качестве приданого невесты. Её стелили не только женщины, этим могли заниматься дружка жениха (приятель) и сваха или только мужчины, например дружка или деверь. В центральных регионах Московской Руси для этого назначался специальный человек — «кормовой».

В постель часто подкладывали предметы, имеющие эротическое значение: полено с сучком, чурбаны, плётку, тряпичных кукол, вожжи. Уже во время пира каждый из присутствующих имел право прижать невесту к стене — «чтобы привыкала».

Проводы молодых в спальню сопровождались эротическими песнями, грубыми выкриками и советами молодому мужу получше «порыться в меху». В спальне дружка хлестал плетью по стенам и старался выгнать из постели парочку, которая во время пира «грела постель», занимаясь плотским грехом, — это считалось залогом будущего хорошего секса жениха и невесты.

Постель приходилось выкупать. После чего невеста снимала с жениха сапоги в знак покорности, а потом её раздевали. Иногда это делал жених, а иногда дружка или сват. Венец невесты разрезали ножом или косой; девушку раздевали до рубашки, а иногда меняли на новую.

В покое молодых не оставляли ни на минуту: специальный человек — «клетник» — ездил вокруг амбара, якобы охраняя молодую пару, дружка поминутно кричал: «Чи вже?», пьяные гости интересовались, как идут дела, и плясали, изображая половой акт.

Если дела у жениха шли неважно, то в спальню к молодым запускали более опытную пару — для демонстрации процесса. Если и это не помогало и растерявшийся жених не был в состоянии исполнить долг, в тех регионах, где засвидетельствование девственности невесты в первую брачную ночь было обязательным, начиналось невообразимое.

Первым делом звали «боярина» — старшего на селе, чтобы исправил оплошность жениха. Если его не было, то звали родственников жениха: под Харьковом и под Сумами — дядю или отца, в районе Бреста — старшего брата, в Черниговской области — свата. Звали дружку, приятеля или деверя — мужа сестры, в некоторых сёлах под Житомиром для этого приглашали специального «свадебного музыканта».

В некоторых местностях невеста должна была первую брачную ночь провести с другом жениха, а в некоторых сёлах её клали между опытными мужчинами. Немудрено, что к утру всё это могло закончиться настоящей свалкой.

Да и обычай похищения невесты у жениха его друзьями у славян не так уж и невинен, как может показаться неискушённому человеку. Невесту крали с одной лишь целью — посмотреть, что досталось другу.

Как только невеста лишалась девственности, мужчины должны были засвидетельствовать это всем гостям — вынести её рубашку или простыни на обозрение. Гости в ответ били посуду.

Ранним утром молодых будили шумом, битьём горшков о стену, стуком в дверь, песнями и криками. Молодую жену вели к колодцу — для ритуального умывания. После такой брачной ночи это было необходимо. В произошедшем никто из гостей не видел ничего особенного — всё взрослое население с удовольствием предавалось подобным игрищам на русалии и на Ивана Купалу.

Обычай отдавать в первую ночь невесту «на пробу» старосте или старейшине общины был законодательно запрещён княгиней Ольгой в 946 году, после того как она приняла православие. Отныне и навсегда право первой ночи заменялось выкупом. Так было вплоть до закабаления русских крестьян, когда помещики снова вспомнили о праве первой ночи и вплоть до 1861 года совершенно безнаказанно растлевали невинных девушек и девочек.

Кстати, великая княгиня Ольга запретила и близкородственные браки, которые были распространены у славян. А сексуальные оргии с налётом мистицизма снова стали практиковаться раскольниками лишь в XVIII−XIX веках, когда в России появилось множество очень странных сект, многие из которых отрицали брак, но допускали сожительство и под видом «радений» предавались греху.

Источник