Меню

Царское венчание михаила романова



Царское венчание михаила романова

Представляем вашему вниманию виртуальную выставку «Европейское холодное клинковое оружие X – XX веков​» на основе одноименного каталога В. Р. Новоселова.

Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка коллекции произведений польских мастеров XVI-ХХ вв. из собрания Музеев Московского Кремля, созданная на основе научного каталога «Художественный металл Польши XVI-XX вв.», автором которого является ведущий научный сотрудник Музея Н.В. Рашкован.

Виртуальная выставка «Иностранные ордена российских императоров в собрании Музеев Московского Кремля» создана на основе обширного материала монографии доктора исторических наук Л.М. Гавриловой – известного специалиста в области фалеристики и медальерного искусства, хранителя коллекции орденов и медалей Оружейной палаты, автора и куратора выставок Музеев Московского Кремля, посвященных российским и иностранным орденам.

Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка «Екатерина II и Крым», представляющая памятники из собрания Музеев Московского Кремля.

Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников коллекции английского серебра из собрания Музеев Кремля.

Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников деревянной церковной скульптуры Музеев Московского Кремля.

Виртуальная выставка посвящена революционным событиям октября 1917 года, которые стали одной из самых трагических страниц в истории Москвы.

Виртуальная выставка рассказывает о коллекции редчайших старинных экипажей российских государей из числа основных собраний Музеев Московского Кремля, которая, в силу своей уникальности и полноты имеет право на статус всемирно известной, занимающей одно из первых мест в числе самых значительных идентичных коллекций мира.

Виртуальная выставка посвящена пасхальным яйцам фирмы К. Фаберже, более семидесяти лет украшающим экспозицию российской сокровищницы – Оружейной палаты.

Виртуальная выставка создана на основе книги «Серебряные дары правителей Швеции российским государям в XVII веке», авторами которой являются Сусанн Сильверстольпе, Анжела Кудрявцева и Ирина Загородняя.

Виртуальная выставка посвящена имперским коронациям, проходившим в Московском Кремле в XVIII-XIX веках.

Виртуальная выставка посвящена церемониям венчания на царство, проходившим в Московском Кремле в XVI-XVII столетиях.

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Деисусный ряд главного исконостаса Благовещенского собора». Это уникальное явление духовной, художественной и культурной жизни Древней Руси является предметов пристального внимания и изучения уже на протяжении столетия.

Собрание государственных регалий Оружейной палаты XIV- начала XIX столетия невелико по объему, но по значимости оно является едва ли не самым важным в музее.

Коллекция художественного стекла Музеев Московского Кремля насчитывает более ста семидесяти предметов XVI-XX веков. Памятники представляют собой выдающиеся произведения искусства, а некоторые являются еще и важными историческими свидетельствами.

Особым смыслом полны для нас детские игрушки, книжки, фотографии, портреты, одежда. Они и стали экспонатами выставки «Мир детства» из собрания Музеев Московского Кремля.

На протяжении многих столетий в Музеях Московского Кремля формировался уникальный комплекс костюмов, принадлежавших русским царям и императорам.

Имя Федора Григорьевича Солнцева занимает особое место в истории русского изобразительного искусства XIX века. Будучи историческим живописцем, он посвятил себя археологической живописи — точному и художественному изображению предметов старины.

Виртуальная выставка «Драгоценная посуда Древней Руси» создана на основе тщательно отобранных памятников из собрания Музеев Московского Кремля, представляющих основные типы драгоценной посуды, широко бытовавшей на Руси в XVI-XVII веках.

Предлагаем Вашему вниманию новую юбилейную виртуальную выставку «Московский Кремль глазами художников XIX века». Её создание стало возможным благодаря собранию уникальной графики, акварелей, литографий и живописных работ, находящихся в фондах Музея.

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Прогулка по Оружейной палате второй половины XIX века». Её создание стало возможным благодаря уникальным фотографиям, выполненным замечательными московскими мастерами во второй половине XIX столетия и хранящимся в архиве Музеев Московского Кремля.

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

  • Экскурсионное бюро
    +7 495 695-41-46,
    +7 495 697-03-49
    с 9:00 до 18:00
    Без выходных
  • Часы работы музея
    с 10.00 до 17.00
    Кассы с 9.30 до 16.00
    Выходной — четверг
      • Сайт создан ООО «СБС-Контакт»
      • при поддержке ООО «КНАУФ ГИПС»
      • Редакция китайской версии сайта

      Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.

      Источник

      Этот день в истории: 1613 год — венчание на царство Михаила Романова

      21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Михаила Романова. Это событие стало поворотным в истории страны — оно ознаменовало основание новой правящей династии Романовых и положило конец Великой Смуте.

      После изгнания поляков из Москвы в августе 1612 года появилась возможность в более спокойной обстановке избрать нового царя. Среди претендентов были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие. Однако Земский собор, созванный в начале 1613 года, избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

      Он находился ближе всех по родству с прежними русскими царями: внучатый племянник Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены Ивана Грозного. Послы Земского собора нашли его вместе с матерью в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Мать Михаила, Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. Лишь после обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву.

      Стоит сказать, что переживания Марфы не были напрасными. Узнав об избрании ее сына царем, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой польский отряд отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила. Преступлению помешал подвиг Ивана Сусанина — крестьянского старосты. Дав «согласие» показать дорогу, он послал своего зятя предупредить Марфу и ее сына, а врагов завел в дремучий лес. После пыток поляки казнили Сусанина, однако и сами погибли, увязнув в болотах.

      Русский престол в тот момент был тяжким бременем, поэтому неудивительно, что Михаил не сразу согласился его занимать. Новый царь был еще очень молод, а его государство лежало в руинах после смуты и нескончаемых иностранных интервенций. Его отец, будущий русский патриарх Филарет, сам метивший в цари, находился в это время в польском плену. Но в итоге юноша все же отправился в Москву и 21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля Михаил Федорович Романов венчался на царство. Это помогло и его отцу — вскоре Филарет был отпущен из плена, вернулся в Москву и стал патриархом.

      С этого момента на Руси фактически было два государя: Михаил — сын, Филарет — отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. Наступила эпоха правления династии Романовых, продлившаяся более трех столетий.

      Источник

      Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

      11 июля 1613 года. В Успенском Соборе Кремля венчался на царство Михаил Феодорович Романов

      Великое Московское посольство

      …Никогда еще старинный Ипатьевский монастырь в Костроме не был свидетелем такого великого стечения людей, как в марте 1613-го годя. Направлявшаяся к монастырским стенам делегация двигалась в два рукава. С одной стороны шествовало Великое Московское посольство, медленно под покровом древних российских святынь — Владимирской иконы Богоматери и образа Московских чудотворцев. С другой — костромское духовенство с высоко поднятыми крестами и почитаемой в Костромской земле чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. На месте слияния рек Костромы и Волги два эти рукава объединились в одну процессию, продолжавшую путь по реке Костроме до святой обители.

      Те, ради кого москвичи проделали этот неблизкий путь — инокиня Марфа и ее сын Михаил вышли из монастыря навстречу процессии, поклонились святыням и приняли благословение архиепископа Феодорита. Все взгляды были прикованы к ним. Люди молились Богу о том, чтобы Он даровал Свое благословение Михаилу и всей Российской земле.

      Кем же были эта монахиня и ее сын, ради которых собралось целое море людей — знатных и самых простых: священников, бояр, именитых дворян, служилых и посадских людей и обыкновенных горожан?

      Боярыня Ксения Романова

      Монашеская одежда, как покров, скрывала известную и знатную женщину. Еще несколько лет назад боярыня Ксения Ивановна Романова славилась как одна из первых красавиц на Москве. Родилась она в Костроме. Невестой привезли ее в столицу и выдали замуж за боярина Феодора Никитича Романова. Так она оказалась в знаменитых палатах бояр Романовых, возвышающихся на Варварке неподалеку от стен Кремля. Убранная коврами светелка в женской части палат, куда долетал тонкий утренний звон колоколов окрестных церквей… В ней рукодельничали, читали Евангелие и растили детей. Камчевые скатерти, книги в тяжелых переплетах, кованые сундуки для приданого, зеркала, нитки бус и детские лошадки, — все эти милые сердцу черты привычного московского быта были признаками достатка семьи. Романовы пользовались в Москве уважением. Не только потому, что умели вести дела и имели большой дом, но и потому, что от сердца, не скупясь, раздавали милостыню и жертвовали средства на строительство храмов. Уважали их и за ровный, спокойный нрав. Жили они тихо, благочестиво и готовы были лучше терпеть неправду, чем воздавать злом за зло.

      При Борисе Годунове пятеро сыновей Никиты Романова попали в опалу. — Известные своим благочестием, они вызвали у Годуновых опасение как «политические соперники». Семен Годунов — родственник царя Бориса — подкупил одного из слуг Романовых и подбросил в кладовую братьев тюк с «колдовскими травами», которые обычно использовались в приготовлении ядов. Всех их ждал неправедный суд и обвинение в покушении на убийство государя. Старший сын боярина Никиты — Федор был разлучен с семьей и пострижен в монахи с именем Филарета. Остальных братьев ждали ссылка на Урал и на Белое море и многие скорби. Один из братьев — Михаил Никитич — принял мученическую смерть в Ныробе неподалеку от Перми. Около года содержали могучего боярина в трехпудовых кандалах в сырой удушливой яме, приковав его за пояс к столбу и оставив наверху отверстие лишь 20 сантиметров для воздуха и для подачи пищи, которую затем и вовсе перестали ему давать.

      Однако все эти испытания послужили к прославлению рода. Тогда, в годы смуты, после смерти Ивана Грозного и его сына Феодора, известные боярские роды оспаривали друг у друга право на царский венец. Государи менялись: Борис Годунов, князь Шуйский, самозванец Лжедмитрий, получивший поддержку в Польше в обмен на обещание отдать Россию во власть католикам… Ко всему этому добавились неурожай, эпидемии, бушевавшие по всей России. Пол-России оказалось под властью поляков. А в Нижнем Новгороде уже собирали народное ополчение посадский староста Козьма Минин и князь Димитрий Пожарский. Романовы же удалились от суеты: жили своим миром, уединенно, тихо, молитвенно. Ксения Ивановна, видя страдания вокруг, решила принять монашество. Достаток, уют, семейное счастье и покой остались в другой жизни. Прежней красавицы Ксении Романовой больше не было на свете. Теперь она была простой монахиней.

      Земский Собор

      …Летом 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило северные районы страны и двинулось от Ярославля к Москве. Поляки обратились к своему королю с просьбой о подкреплении, но помощь запоздала — ополченцев поддержал большой отряд казаков, отбросивший королевские войска, пытавшиеся извне прийти на помощь польскому гарнизону. Началась осада народными ополченцами Кремля и Китай-города. В октябре 1612 г. войска интервентов капитулировали.

      После освобождения Москвы, в начале 1613 г., было решено собрать Земский Собор для выбора достойного кандидата на русский престол. Преобладали на Соборе дворяне и посадские люди, поэтому части влиятельных бояр, настроенных на союз с Польшей, не удалось провести кандидатов — польского королевича Владислава или шведского принца Карла-Филиппа. Народная война вызвала такой подъем патриотизма, что было ясно — царь должен быть русским, православным. Не много шансов на избрание было и у тех, кто во время Смуты прославился участием в политических интригах. И вот тогда взгляды обратились к семье Романовых, безвинно и безропотно претерпевших страдания. Шестнадцатилетний Михаил Феодорович был избран большинством как самый достойный кандидат на царский престол. Он был еще очень юным, но дела и честь семьи Романовых шли перед ним…11 июля 1613-го года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском Соборе Кремля. Событие это положило начало новой династии

      Феодоровская икона Божией Матери

      Что должна была чувствовать инокиня Марфа в тот момент, когда посланники Земского Собора передали ей грамоту о том, что сын ее, Михаил Феодорович, единодушно был выбран народом царем Московским как достойнейший из лучших?

      Отдать Михаила миру, отпустить в Москву, где не улеглись еще политические «вихри», поднятые пресечением власти наследников Иоанна Грозного, возможно, подвергнуть новым опасностям, потерять… И она молилась, подолгу у чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, как и прежде, тогда, когда Михаил находился в плену у поляков.

      «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!», — с этими словами благословила инокиня Марфа Михаила Феодоровича на служение России

      О «случайных совпадениях»

      Как будто усыновленные Небу через монашеское благословение Феодоровским Образом Божией Матери восходили потомки царя Михаила Романова на царский престол. Невесты, взятые ими в других народах и принявшие Православие, принимали отчество «Феодоровна», как бы, отрываясь от земных корней.

      И через века благословение, данное в Ипатьевском монастыре, раскрылось в судьбе прославленных ныне в сонме русских святых мучениц, государыни Александры и ее сестры Елисаветы. С переходом в Православие их христианское устремление обрело полноту. Устроенные ими обители и странноприимные дома, приюты и госпитали по всей России были свидетельством о глубине их веры.

      Господь говорит с людьми показательно. Но мы не всегда видим, не всегда замечаем знаки Его промысла, видим в них лишь случайные совпадения. — Созвучны названия монастыря, где получил благословение на царство первый представитель рода Романовых и места убийства семьи последнего русского царя — Николая II: Ипатьевский монастырь и Ипатьевский дом в Екатеринбурге. Последнее, как бы возвращает нас к истокам крестного пути царственных мучеников. Этот царский род был возведен на престол из-под сводов православной обители. — Не для угождения прихотям, тщеславия и пустого блеска поставляется царь среди народа, но для христианского служения, для того, чтобы быть ходатаем за народ перед престолом Божиим, по слову Евангелия: «Добрый пастырь душу свою полагает за овец».

      Источник

      «Прими сей от Бога данный тебе скипетр…» 24 июля 1613 года состоялось Миропомазание и Венчание на Царство Михаила Феодоровича Романова

      Коронование юного Царя Михаила Феодоровича Романова было назначено в Москве на воскресенье 11 / 24 июля.

      Посреди Успенского собора устроили возвышенное место, от которого к алтарю вели двенадцать ступеней. Место это называлось чертожным местом, или просто чертогом. Как само место, так и ступени обиты были алым сукном.

      От последней ступени и до царских врат разостлали такое же сукно, а по обеим сторонам его поставили скамьи для высшего духовенства, принимавшего участие в церемонии; скамьи эти были богато разукрашены золотистыми персидскими коврами, бархатом, атласом и сукнами. Все это принадлежало государеву казенному двору. На самом возвышении-чертоге поставлен был престол для Царя и возле стул с золотой бархатной подушкой – для митрополита.

      Престол был богато изукрашен драгоценными камнями, а подножка покрыта золотистым бархатом. Для прохождения Царя от царского места на чертоге до царских врат и от них до обыкновенного царского места (что и поныне находится близ северных дверей собора) по сукнам разостлали пути, или дорожки, из краевого бархата. Вправо от амвона поставили три стола для царских регалий.

      Накануне торжественного дня, с вечера в Успенском и других соборах, а также во всех столичных монастырях и церквах совершались всенощные бдения. На рассвете 11 / 24 июля начался звон кремлевских колоколов, который не останавливался до самого прибытия Царя в собор.

      Уже во втором часу Государь вышел из своей опочивальни в Золотую теремную среднюю палату. Бояре, окольничьи и думные люди, стольники, стряпчие, московские дворяне и приказные, одетые в парчовые золотые платья, уже ожидали выхода Царя перед Золотой палатой в сенях. Войдя в палату, Царь пожаловал в бояре стольников князей Черкасского и Пожарского и распределил должности при своем Венчании между боярином Мстиславским, князем Трубецким и дядей своим Иоанном Никитичем Романовым, а затем послал своего духовника, протопопа Благовещенского собора, в сопровождении двух диаконов на Казенный двор за царским саном, или чином, то есть за регалиями.

      Они состояли из царской диадемы (иначе бармы), царского венца (шапки), скипетра, державы («яблока») и цепи аравийского золота; к этим царским регалиям, как величайшая святыня, присоединялся Крест с частью Животворящего Древа, которым осеняли Царя при торжестве Венчания на Царство.

      Когда посланные вернулись, Царь приложился ко Кресту, и затем процессия с регалиями направилась в Успенский собор в сопровождении боярина и нескольких дворян. В соборе внесение Креста и регалий ожидал митрополит с сонмом священнослужителей. Регалии были размешены на вышеупомянутых трех аналоях, и тогда митрополит Ефрем послал благовещенского протопопа и боярина Морозова к Царю с извещением, что к начатию торжества все готово.

      Царь не замедлил направиться в собор. Шествие было торжественное. Его открывали бояре, затем следовали окольничьи и десять стольников. Пред самим Царем шел протопоп Кирилл с крестом и святой водой, которой он окроплял царский путь. По правую и левую сторону от Царя шествовали окольничьи, стрелецкие головы и разные чиновники. Замыкали шествие бояре, княжата, окольничьи, думные люди, стольники, стряпчие, московские дворяне, диаки, дворяне из городов, дети боярские и всяких чинов люди.

      Когда шествие вступило в собор, было провозглашено многолетие Царю. Государь проследовал к иконостасу, приложился к святым иконам и мощам, а затем приблизился к чертогу, где Царя ожидал митрополит Ефрем.

      Митрополит осенил Царя святым Крестом, а потом окропил святой водой. Царь и Владыка обменялись вопросами о здоровье, после чего начался молебен Живоначальной Троице, Владычице Богородице, московским чудотворцам и преподобному Сергию Радонежскому. Михаил Феодорович слушал молебствие с обычного царского места, а по окончании его митрополит вновь осенил Царя святым Крестом и окропил святой водой, а затем возвел его на место чертожное.

      Здесь Государь воссел на своем престоле, а митрополит поместился по левую руку от Царя, на стуле. Правую сторону от Царя заняли бояре и светские власти, левую же – соборные старцы. Остальное духовенство разместилось на скамьях, в направлении от чертожного места до амвона.

      Посидев немного, Царь и митрополит встали, и Государь обратился к Владыке с речью.

      В речи этой Царь довольно подробно остановился на обстоятельствах, при которых состоялось его избрание, и в заключение просил венчать его царским венцом и диадемой по прежнему царскому чину и достоянию.

      Митрополит отвечал пространной речью от лица всего духовенства и народа. Описав смутные времена, потом освобождение Москвы и избрание Царя, митрополит торжественно объявил, что, по нраву сродства с Царем Феодором Иоанновичем и согласно всенародному избранию, духовенство благословляет Михаила Феодоровича на великие и преславные государства Русского Царства и венчает по древнему царскому чину и достоянию. Речь митрополита заканчивалась призванием благодати Божией на новонареченного Царя на благо всему государству.

      После слова митрополита ему подали на золотом блюде Крест с частью Животворящего Древа. Трижды поклонившись Кресту и облобызав его, митрополит возложил святыню на Царя Михаила Феодоровича. Затем была прочитана малая ектения, по окончании которой митрополит возложил руки на голову Царя и во всеуслышание произнес молитву ко Господу, призывая благословение Царя царствующих на Михаила.

      Затем митрополиту подали бармы (оплечья); приложившись к образам, находящимся на бармах, и осенив ими Царя, митрополит возложил их на плечи Государя. По прочтении молитвы о благополучном царствовании Михаила Феодоровича митрополиту также на золотом блюде подали царский венец. Осенив его крестным знамением и поцеловав его, митрополит со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» возложил венец на голову Царю Михаилу Феодоровичу. Взяв затем Государя за руку, митрополит поставил его на царском месте, на чертоге, затем благословил юного венценосца, поклонился ему и стал на свое место слева от Царя. На поклон митрополита Царь отвечал поклоном, причем слегка приподымал с головы венец. После этого митрополиту подали скипетр и державу, и он передал их Царю, скипетр в правую руку, а державу – в левую, и произнес следующую речь: «О, Боговенчанный Царь и великий князь Михаил Феодорович, всея Руси самодержец! Прими сей от Бога данный тебе скипетр, править хоругви великого Царства Российского, и блюди и храни его, елико твоя сила».

      Царь поклонился митрополиту, не снимая венца. Остальные высшие духовные лица, архиепископы и епископы, восходили на чертежное место, благословляли Государя и, сойдя обратно, кланялись Царю; он отвечал им малым поклоном, также не снимая венца. Первенствующий митрополит Ефрем, еще раз благословивши Царя, взял его за правую руку и посадил на престол, а сам занял свое место на стуле слева от Царя. После ектений протодиакон с амвона возгласил многолетие, а затем его повторили певчие на правом и на левом клиросах. Духовенство еще раз собралось у чертежного места, чтобы вновь поздравить Царя, и митрополит Ефрем от лица всех сказал: «Божиею милостию, о Святом Духе господин и сын Святой Церкви и нашего смирения, радуйся, Боговенчанный Царь и великий князь Михаил Феодорович, всея Руси самодержец, на своем великом Российском Царствии, от Бога вданном, и содержи скипетр и хоругви правити по Божией воле; и буди о Боге здрав и многолетен во многие роды и лета».

      Далее митрополит обратился к юному венценосцу с поучительным словом, в котором изъяснил важность сана царского и обязанностей, этим саном возлагаемых на приемлющего его. Осенением Крестом и молением – да будет царствование многолетно и благополучно – закончился обряд царского Венчания. Все присутствовавшие на заключительные слова первослужащего митрополита в один голос воскликнули: «Будет и будет многолетно!»

      Митрополит возвел Царя на обычное царское место, а сам возвратился на место чертожное и начал Божественную Литургию. Во время обедни Царь стоял во всех знаках царского достоинства, кроме цепи. Венец Государь снимал после малого входа, когда архидиакон подносил ему для целования Священное Евангелие, во время чтения оного и во время великого выхода. Венец в это время держал на золотом блюде родственник Царев Иоанн Никитич Романов. После великого входа Государь приблизился к Царским вратам, и здесь митрополит осенил его крестом и возложил на него золотую цепь, присланную, по преданию, Императором Византии Константином Мономахом. После причащения духовенства в алтаре и открытии Царских врат посланные от первенствующего митрополита архидиакон и протодиакон приблизились к Государю, и архидиакон произнес: «Господи святый, Боговенчанный Царю! Призывает тя преосвященный митрополит, отец твой, со всем священным собором на помазание снятого и великого мира и ко причастию Святых и Животворящих Божественных Тайн Христовых. Гряди к нам о Святем Духе, с миром».

      Тем временем постельничий Константин Иоаннович Михалков разостлал пред Царскими вратами ковер, покрыв его сверху золотистым красным бархатом, бархатом же устлан был и путь от места царского до Царских врат. По пути этому Государь во всех знаках своего сана проследовал на амвон. Здесь, став у самых Царских врат, Государь вновь снял с себя венец и передал его Иоанну Никитичу Романову, скипетр – князю Димитрию Иоанновичу Трубецкому, державу – князю Димитрию Михайловичу Пожарскому (по другим источникам – Феодору Иоанновичу Шереметеву). Архиереи подали митрополиту на золотом блюде святое миро; он трижды благословил его и затем совершил Миропомазание Царя на челе, ушах, персях, плечах и обеих сторонах рук, произнося при каждом помазании: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Места помазания отерты были архиереями чистой бумагой, которую тотчас же сожгли в алтаре.

      После причащения Святых Тайн Государь еще раз принял знаки царского сана и возвратился тем же путем на свое место.

      По окончании Литургии митрополит, сопровождаемый сонмом священнослужителей, приблизился к царскому месту, преподнес нововенчанному и миропомазанному Царю просфору и поздравления с миропомазанием и принятием Святых Тайн. Государь поблагодарил поздравивших, пригласил их в тот день к своей царской трапезе и южными дверями направился к собору Архангельскому, сопровождаемый всеми светскими властями, присутствовавшими на торжестве.

      По книге: Россия Державная.
      Церемониал, атрибуты и структура верховной
      власти от Великих Князей до Императоров. М., 2007

      Источник

Читайте также:  Отличие свадьбы от венчания