Меню

Сватовство у чувашей со стороны жениха что говорить сватам



Сватовство в наши дни

Сватовство представляет собой, по сути, официальное согласие жениха с невестой, а также их семей на заключение брака. Какого-то универсального сценария или правил для совершения этого обряда не существует, поскольку даже в древние времена традиции сватовства сильно отличались не только в разных странах, но и в разных регионах Руси. В этой статье мы рассмотрим основные черты, актуальные отголоски былых традиций и интересные идеи, касающиеся сватовства.

Сватовство в наши дни

Современное сватовство в большинстве случаев проходит просто и прозаично, особенно это касается городской местности. Сваты, в роли которых чаще всего выступают ближайшие родственники жениха, редко обременяют себя разучиванием длинных стихов и театральных постановок (если не считать расхожей фразы: «у вас товар, у нас купец»). Тем не менее, определенный этикет все же соблюдается. Так, жених по приезду в дом невесты обязательно дарит женщинам цветы (если у будущей жены есть бабушки или сестры – им тоже будет приятно получить букет наравне с невестой и ее мамой). Сваты привозят с собой подарки, чаще всего это: сладости, корзины с фруктами, алкоголь. Помимо этого жених (или его мать) может подарить невесте какой-то дорогой подарок, например, ювелирное украшение или значимую для его семьи вещь. Какие-то особые подарки можно преподнести и родителям невесты. Что дарить будущим тестю и теще лучше заранее обсудить с невестой — ей-то уж наверняка известны их предпочтения. Как вариант, это могут быть: оберег для дома, фотоальбом (с обещанием заполнить его в скором времени фотографиями внуков), красивая резная свеча (как символ света и тепла) и т.д. После приветственных речей все проходят за стол, где уже детально обсуждают предмет встречи – свадьбу молодых.

Какие слова говорить во время сватовства

Если родственникам невесты можно действовать экспромтом, то сватам со стороны жениха придется подготовить какую-то вступительную речь. Суть данной речи обычно сводиться к следующему: мы знаем, что здесь живет прекрасная девушка, у нас есть для нее умный/щедрый/состоятельный жених, который, к тому же, бесконечно влюблен в нее, согласны ли вы, отдать ее в его надежные руки? Эту традиционную преамбулу можно сформулировать как в прозе, так и в стихах. Вот несколько коротких стихотворных вариантов:

Мы привели вам молодца!
На ваш товар купец отличный!
Одет с иголки – вид приличный,
Есть угол свой и транспорт личный.
Деньжата водятся – не беден,
Характер легкий – нрав не вреден.
А как с невестой вашей дело?
К замужеству уже созрела?

В ваш дом пришли мы неспроста.
Нас привела одна мечта –
Дитё в счастливый брак отдать,
Да внуков поскорей обнять.
И если наши мысли схожи,
Давайте все дела отложим,
Чтоб свадьбу вместе обсудить
И детям к счастью путь открыть.

У вас есть девушка одна:
Скромна, красива, молода
У нас жених ей прям подстать:
Есть у него и ум и стать.
Мы предлагаем в одну нить
Две их судьбы соединить.

Привет вам, славная семья!
Встречайте видного мужчину.
Мы сразу скажем не тая –
Жених он славный, чин по чину!
И повести до алтаря
Желает вашу он дивчину.

Нам посчастливилось узнать –
У вас товар есть дорогой.
Хорош во всем, ни дать, ни взять.
У нас купец же золотой.
Такого только поискать!
Красивый, умный, удалой.
Отличный выйдет муж и зять!
Так дайте нам ответ прямой-
Готовы ли вы товар отдать?

Мы пришли в ваш славный дом
С первоклассным женихом!
Дайте времени немного –
Все расскажем вам о нем.

Сценарии современного сватовства

Мы не будем приводить сценарии сватовства в стихах (их довольно много на просторах Интернета). Отметим лишь ключевые этапы этого обряда. Начинается все с вступительной речи сватов (о ней упоминалось выше). Далее, сваты могут попросить невесту выполнить ряд шуточных заданий, чтобы убедиться, что она будет хозяйственной женой. Например, ответить на такие вопросы:

— Какой водой ты будешь лапшу быстрого приготовления для мужа заливать: горячей или теплой? (Правильный ответ – никакой, я его вкусной, домашней едой кормить буду);
— Когда ты кастрюлю моешь, больше внутри или снаружи трешь? (Правильный ответ – я одинаково хорошо со всех сторон мою);
— При какой температуре ты шерстяные вещи стирать будешь? (Правильный ответ – слегка теплой, чтобы не сели);
— Перечисли ингредиенты, из которых ты борщ варить будешь.
и т.д.

Родственники невесты, в свою очередь, могут подготовить ряд заданий или вопросов для жениха. Например:

— Жениху предлагается выбрать город: Архангельск, Ярославль или Хабаровск (это города, изображенные на денежных купюрах в 500, 1000 и 5000 рублей). После этого можно пошутить на тему будущего заработка жениха – похвалить или напротив посоветовать лучше стараться.
— Попросить забить гвоздь в доску, но гвоздь дать с искривленной ножкой, пояснив, что в семейной жизни не все так просто и ему нужно будет уметь справляться с различными трудностями.
— Чтобы проверить, насколько будет безопасно невесте ездить с женихом в машине, можно задать ряд автомобильных вопросов на правила дорожного движения или попросить расшифровать какие-нибудь редкие знаки.
— Ответить на ряд «мужских» вопросов. Каким инструментом делается отверстие в бетонной стене (перфоратор)? Чем можно перекусить проволоку пассатижами или плоскогубцами (пассатижами)? И так далее.

В какой-то момент хозяева приглашают гостей за стол. Там обе семьи окончательно «бьют по рукам» и уже предметно начинают обсуждать свадьбу и будущий быт молодых. В деревнях это совместное застолье называется «запой» (не путать с запоем в общеизвестном смысле).

Важным этапом сватовства является официальное обращение жениха к родителям невесты с просьбой отдать дочь за него замуж. Когда это следует делать (в самом начале или в процессе застолья) – не столь важно. И здесь уже нет места для шуток и кривляний – этот символичный момент требует максимально серьезного отношения.

Традиции сватовства, дошедшие до наших дней

Традиций и суеверий, связанных со сватовством у древних славян было великое множество, некоторые благополучно дожили и до наших дней. Использовать их или нет – дело Ваше, но если в семье есть пожилые люди, которые зачастую являются сторонниками «так принято», возможно, стоит включить что-то из нижеописанного в программу «мероприятия».

Особое значение в свадебных обрядах, в том числе сватовстве, уделялось караваю. Эта традиция уходит корнями еще в языческие времена. Форма и цвет каравая символизировали солнце, а Бог солнца был особо почитаем славянами. На сватовство сваты обязательно приносили с собой каравай. Невеста должна была разрезать его за столом и раздать всем присутствующим в знак согласия на брак, вначале угощались родители. Чтобы брак был успешным, нужно было съесть все до кусочка. На современном сватовстве также нередко присутствует каравай. Если у вас нет возможности приобрести настоящий каравай, можно просто купить круглый хлеб (солонка при этом не обязательна).

Второй традиционной вещью считался рушник. У разных славянских народов во время сватовства рушники использовались по-разному: в качестве подарков от невесты будущим родственникам, их завязывали на груди у сватов в знак согласия, перевязывали руки свахе и т.д. Сегодня вы можете просто преподнести каравай на рушнике, а после положить в надежное место – его можно использовать позже при благословении родителей и других обрядах. Вещь с такой символичной историей наверняка станет в дальнейшем семейной реликвией.

Читайте также:  Как жених кидает подвязку невесты

Раньше на сватовстве невеста никогда не выходила встречать сватов. До определенного момента она находилась в запертой комнате. Это правило можно соблюдать и сегодня – согласитесь, в этом есть какая-то интрига.

Даже если жених во всем устраивал родителей невесты, они никогда не давали свое согласие с порога. Правила приличия требовали потянуть время и «набить цену» на свой товар. Пожалуй, нелишним будет подобное поведение и сегодня, чтобы не получилось, как в том анекдоте, когда жена наставляла мужа перед приходом жениха:
— Вася, только не кидайся сразу ему на шею со словами «Спаситель вы наш!»

После того, как невеста показывалась перед гостями, наступал этап так называемых смотрин. Невесту просили пройтись, сделать какие-то несложные действии, разлить всем чай. Это нужно было, чтобы выявить физические изъяны девушки. Сегодня, конечно, другие времена и сваты, скорее всего, уже не раз видели избранницу жениха. Тем не менее, невесте стоит проявить активность за столом и заботу о гостях – это вызовет уважение будущих родственников.

Дав согласие на брак, отец невесты вкладывал руку дочери в руку будущего мужа и говорил напутственные слова. Просил жениха беречь и заботиться о невесте. Этот сентиментальный момент вполне можно воспроизвести и в наши дни. Возможно, благодаря этому жених почувствует дополнительную ответственность, вступая в новый этап своей жизни.

В заключение несколько полезных советов:

1. Вы можете попросить кого-то из родственников снимать сватовство на фотоаппарат или видеокамеру. Часто о таких вещах задумываются слишком поздно, и семейный архив лишается ценных кадров.

2. Не пожалейте время и испеките что-нибудь для праздничного стола своими руками. Домашняя выпечка благоприятствует созданию теплой семейной обстановки.

3. Заранее приготовьте парочку интересных тостов на тему сватовства. В Интернете много как шуточных, так и вполне серьезных, трогательных вариантов.

Несколько видео примеров сватовства с просторов Интернета

Источник

Чувашская народная свадьба: сватовство и подготовка к свадьбе.

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода.

Вся забота чуваша в здешней жизни не в приготовлении к жизни будущей, а о возвышении и упрочении своего рода: тěтěм ан сивěнтěр — чтобы избной дым не похолодел [не прекратился]. Для этой цели он и работает, и копит деньги, отказывая себе даже в улучшенной пище.

Знакомства и выбор невесты и жениха

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.

Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п. Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.

Иногда невеста по возрасту была старше мужа на несколько лет, например, жениху могло быть 18—20 лет, а невесте под 30. Родители жениха старались быстрее принять в дом новую работницу, особенно если в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж умелую девушку, ведь она еще могла поработать дома.

Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.

Подготовка к свадьбе

Свадьба была большим праздником для обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю çимěк.Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы — туй пуçě. Жениха сопровождали его друзья, родственники — молодые парни (кěрÿ çÿмěсем, туй ачисем, нукерсем). Среди них выбирали мăн кěрÿ, кěçěн кěрÿ уртмахçă, который носил с собой через плечо большую кожаную сумку для гостинцев.Невесту сопровождали ее подруги —хěр çумěсем и неженатые парни-родственники (пуса каччисем).

Обязательно приглашали посаженых родителей — хăйматлăх и его жену, а также несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.

Начало свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.

В это время где-нибудь в клети вместе с подругами невеста наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, тухъю, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, нарядный сăхман, сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало — пěркенчек. Во время одевания невеста пела песни-причитания.Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.

Затем невеста вместе со своими родными, подругами, взрослыми и детьми под музыку скрипок, барабанов и шăпăра с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они привечали невесту и ее свиту, сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, торжественно и ласково благословляли, напутствовали девушку, прощались с ней. Так в течение 2—3 дней обходили всю деревню, ездили к родственникам в соседние деревни.Начало свадьбы в доме жениха. В это время в доме жениха также готовили богатое угощение и совершали моление. Жениха наряжали в богато вышитую белую рубаху, нарядный сăхман (шупăр), высокую шапку, на передней части которой посередине пришивали серебряную монету. На ноги одевали сапоги, на руки — кожаные перчатки, к мизинцу прикреплялся вышитый платочек. На шею вешали серебряное ожерелье, а к спине — сложенный по диагонали свадебный платок. К поясу также подвешивали вышитые платки или концы сурпанов. В руках он держал плетеную нагайку.Свадьба в доме невесты

Читайте также:  Плакаты невесте от жениха

Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Открывающему ворота мальчику давали монету. Во дворе три раза объезжали вокруг дома или вокруг специально устроенного места (шилěк). Вперед выступал мăн кěрÿ и произносил длинную своеобразную песню-речь «Мăн кěрÿ такмакě (Саламалик)». После такого приветствия гостей приглашали в дом (или в шилěк). Совершали моление, пили пиво и медовые напитки. Во дворе вовсю звучала музыка, люди пели, плясали. Гостей угощали пивом, шÿрпе, печениями, сыром, шăрттаном и т.д. Самые уважаемые старцы обычно сидели в доме за отдельным столом.

В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в доме какого-нибудь родственника. Там тоже звучала музыка, пели и плясали. Затем, к утру, невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась со всеми родными и своей родиной — исполняла печальную песню-плач — хер йěрри, хÿх.Свадьба в доме жениха

У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое яйцо. Во дворе жених спешивался и приводил из конюшни лошадь. Узду этой лошади он передавал невесте, или она спускалась со своего коня, опираясь на эту лошадь. Под ноги невесты постилали белый войлок. Затем жених на руках вносил невесту в дом. В любом случае на земле не оставалось следов от пока чужого для этого рода человека — невесты.

В доме проводили обряд инке салми. Жених и невеста вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы накалывали несколько штук салмы. Парень или девушка танцевали под музыку с этими вилами в руках. Во время танца он несколько раз подходил к невесте и, припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот обряд символизировал «общую еду» молодых. По представлениям многих народов, совместная еда как бы делала жениха и невесту родственниками.

После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она одаривала свою новую родню подарками — рубахами, полотенцами, сурпанами.

Под музыку и песни молодых закрывали в клети, желали им иметь много детей. Среди чувашей крайне редки были случаи, когда молодежь вступала в половые отношения до свадьбы. Это считалЭто считалось большим грехом.

Многие исследователи отмечали особую порядочность чувашских девушек. Да и среди парней не поощрялась распущенность. В чувашском языке «выйти замуж» переводится не как «арçынна каяс», а как «качча каяс», где каччă — парень.

Легкое поведение и потеря девичьей чести сильно осуждается общественным мнением чувашей, хотя чуваши не допускают такие грубые формы осмеяния девушек, как обливание ворот дегтем.

Обязательным свадебным обрядом был пуç сырни — одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д.

Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой — шыв çулě, который также мог проводиться по-разному. В это время невеста уже называлась çěнě çын (новый человек) и требовалось, чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками (çěнě çын салми) или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.

После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые и родственники мужа ездили в гости к родителям жены, называлось тавăрна (возвращение).

Во время этого посещения молодой семье отдавали оставшуюся часть приданого — домашнюю скотину: корову, овец, пчел и т.п. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и плясать.

Когда случится проезжать мимо той деревни, в которой свадьба, то слышно верст за пять или за шесть, в особенности по утренней заре, подумаешь, что идет какая-нибудь рать неприятельская.

4. Чувашская народная свадьба: свадебные обряды в доме жениха и невесты.

Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей. Знакомства и выбор невесты и жениха. По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе. Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д. Иногда невеста по возрасту была старше мужа на несколько лет. Родители жениха старались быстрее принять в дом новую работницу, особенно если в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж умелую девушку, ведь она еще могла поработать дома. Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста. Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания родители юноши посылали сватов( родственников или близких знакомых). Они с гостинцами и кнутом приходили в дом невесты и вели себя не так, как обычно, например, проходили и садились на середину избы, заводили разговор о покупке: «У вас, говорят, на продажу ярочка есть?» Родители девушки уже понимают, зачем пришли странные гости, и поддерживают разговор: «А мы вроде ничего не продаем». Тогда гости просят расспросить об этом их дочь. В конце разговора, после угощения, если обо всем удалось договориться, оставляли в доме кнут. Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты. Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма и приданом. В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами. Старший дружка выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка выбирался из молодых родственников жениха. Запевала и коновод среди молодых поезжан, он вел переговоры со свитой невесты. чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней. Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы. Жениха сопровождали его друзья, родственники — молодые парни. Невесту сопровождали ее подруги и неженатые парни-родственники. Обязательно приглашали посаженых родителей. в доме невесты: К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи. В это время где-нибудь в клети вместе с подругами невеста наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало. Во время одевания невеста пела песни-причитания. Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь. Затем невеста вместе со своими родными, подругами, взрослыми и детьми под музыку скрипок, отправлялись в гости к родственникам. Они привечали невесту и ее свиту, сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, торжественно и ласково благословляли, напутствовали девушку, прощались с ней. Так в течение 2—3 дней обходили всю деревню, ездили к родственникам в соседние деревни. В это время в доме жениха также готовили богатое угощение и совершали моление. Жениха наряжали в богато вышитую белую рубаху, высокую шапку, на передней части которой посередине пришивали серебряную монету. На ноги одевали сапоги, на руки — кожаные перчатки, к мизинцу прикреплялся вышитый платочек. На шею вешали серебряное ожерелье, а к спине — сложенный по диагонали свадебный платок. К поясу также подвешивали вышитые платки или концы сурпанов. В руках он держал плетеную нагайку. Рассказывают родителям о желании ехать в другую деревню за невестой, просит у них на это позволение. После чего отец и мать разрешают им это и пьют по ковшу пива и угощают их. Потом жених со своим сопровождением троекратно объезжают дом и, выпалив три раза из ружья, отъезжают. По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его. Затем так же, как и невеста, жених навещал своих родственников. Вместе с музыкантами, с разнаряженными и вооруженными друзьями, верхом на лошадях объезжали всю деревню, ездили в другие деревни. У каждого родственника они угощались, пели, плясали, получали гостинцы. Возможно, во время этих посещений торжественно приглашали на свадьбу (на самом деле вся деревня уже давно знала и с радостью ожидала эту свадьбу). Возвратившись домой, жених и его свита просили у родителей благословления ехать за невестой. Обычно отправлялись вечером. Вместе с женихом ехал шумный, веселый, музыкальный и нарядный свадебный поезд — нескольких десятков подвод и множество всадников, всего несколько сот человек. Около ворот деревни или на перекрестке дорог совершали моления, оставляли кусочки пищи и монеты. Приехав в дом невесты, совершали моление, пили пиво и медовые напитки. Во дворе вовсю звучала музыка, люди пели, плясали. Гостей угощали пивом, печениями, сыром, и т.д. В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в доме какого-нибудь родственника. Затем, к утру, невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась со всеми родными и своей родиной — исполняла печальную песню-плач. Невесту выводили во двор и сажали верхом на лошадь, седло сделано из полотенца. За ней следовал весь свадебный поезд жениха и повозки с приданым невесты. При выезде за околицу жених три раза ударял невесту. Этим он как бы прогонял злых духов, которые могли перейти в их деревню. У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое яйцо. Во дворе жених спешивался и приводил из конюшни лошадь. Узду этой лошади он передавал невесте, или она спускалась со своего коня, опираясь на эту лошадь. Под ноги невесты постилали белый войлок. Затем жених на руках вносил невесту в дом. В любом случае на земле не оставалось следов от пока чужого для этого рода человека — невесты. В доме проводили обряд инке салми. Жених и невеста вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы накалывали несколько штук салмы. Парень или девушка танцевали под музыку с этими вилами в руках. Во время танца он несколько раз подходил к невесте и, припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот обряд символизировал «общую еду» молодых. По представлениям многих народов, совместная еда как бы делала жениха и невесту родственниками. После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она одаривала свою новую родню подарками — рубахами, полотенцами. Под музыку и песни молодых закрывали в клети, желали им иметь много детей. Среди чувашей крайне редки были случаи, когда молодежь вступала в половые отношения до свадьбы. Это считалось большим грехом. Обязательным свадебным обрядом был одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д. Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой, который также мог проводиться по-разному. чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.

Читайте также:  Как называется невеста жениха для его мамы

Источник