Меню

Свадебный кокошник невесты современный



Кокошник: от седой старины и до наших дней

Думаю, не раз кто-то на сцене, кто-то на экране телевизора видел этих красавиц. Роскошные наряды, чудесные головные уборы. Кокошником называются эти головные уборы.

Кокошник. Такое звонкое слово, как коклюшки! Что же это такое — кокошник? Стало интересно.

Вот что я узнала и чем хочу с вами поделиться.

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

Если обратиться к справочникам, кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Женщины полностью прятали волосы под головным убором, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя. В старину кокошник носили только замужние женщины. Часто поверх кокошника накидывали платок или фату. Примерно как здесь:

Но девушкам тоже обижаться не приходилось — их головные уборы были не менее богатыми и красивыми. При этом коса — девичья краса и часть макушки всегда оставались открытыми.

Северно-русская (Новгородская, Архангельская губ.) «коруна». Девичий, часто свадебный головной убор. Сажение по бели. Надевался обычно поверх праздничной парчовой «повязки» (Из коллекции Н.Л. Шабельской)

Ф. Будкин. Девушка у зеркала

История кокошника полна тайн и загадок. Кокошник известен со времен Древней Руси. Однако точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку, встречается некое подобие кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

В Новое время вплоть до 1920-х кокошник сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».
В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!». В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками. .

В XIX в. он бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской среде.


Владимирско-Нижегородский кокошник
Средина 19-го века. 17.8 x 104.1 см. Шёлк, стекло, металлическая нить, полудрагоценные камни, жемчуг, хлопок (Из коллекции Н.Л. Шабельской).

Калужский кокошник.
Средина 19-го века. 21.6 x 105.4 см. Шёлк, жемчуг, металлическая нить, хлопок, бумага. (Из коллекции Н.Л. Шабельской)

Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили кокошник. Изготавливался кокошник на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотной нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.

Женский образ в старинном русском головном уборе — кокошнике много показан на полотнах живописцев.

Дрождин Пётр Семёнович. Портрет купчихи в кокошнике

Портрет императрицы Александры Фёдоровны

Портрет Марии Яковлевны Строгановой

Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829). Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу. Характерной чертой этого головного убора является гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», «сорока».

Читайте также:  Поздравления мамы невесте от мамы невесты

Кокошник, 2-я половина 19 века, Олонецкая губерния

Златоглав — женский головной убор. Курская область. XVIIIв

Женский головной убор. Вологодская губерния, XVIII в.

Ткань для кокошника вышивали золотом, серебром и жемчугом, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. Они имели матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Кокошники считались большой семейной ценностью.

К. Е. Маковский. Боярышня у окна (с прялкой).

Николай Неврев. Василиса Мелентьевна и Иван Грозный

Михаил Врубель. Царевна-лебедь

Константин Егорович Маковский (1839-1915). Боярыня у окна

Маковский К.Е. Царевна

К. Маковский. Русская красавица в кокошнике

В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике

К. Маковский. Грустная княжна

Маковский К.Е. Чарка мёда

Маковский К.Е. Княгиня под венец

К. Е. Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900г.

Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент — металлическая ленточка — обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент-оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» — знак плодородия, по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности.

Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды.

Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики «виноград и роза», появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании «сладку ягодку и аленький цветочек».

Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил боярышням носить кокошник указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.

Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников.

В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.

Во 2-й половине ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в «оперном» стиле русские кокошники».

Кокошники, в которых блистали аристократки на этом балу, впоследствии послужили образцами для копирования в кустарных работах русской эмиграции, поскольку многие участники этого события стали беженцами. Стоит ли теперь удивляться, что, отправляясь в вынужденное изгнание, часть аристократии захватила с собой именно предметы псевдорусской моды — придворные платья и кокошники, что рассеяны теперь по музеям мира.

Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников.

.

Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник.

Читайте также:  Невеста графа де ля фер кто пел

Кокошник оставался элементом русского сценического костюма. Он был неким символом России на протяжении долгих лет. Кокошники можно было увидеть и в кабаре, и на концертных представлениях. Особую роль играл Государственный хореографический ансамбль танца «Берёзка», сценические костюмы которого воплотили в себя все идеи предшествующих веков — от Екатерины до советских костюмеров-сказочников.

А прекраснейшие кокошники на актрисах в советских сказках! Это и Царевна-лебедь, и Снежная королева, и Царевна Несмеяна, Хозяйка медной горы.Такие изумительные костюмы могли придумать только мастера-костюмеры, основываясь на истории кокошника, имея перед глазами самые изящные образцы этого головного убора.

«Кащей Бессмертный»

И даже в современной моде кокошник обыгрывают законодатели мод.

Один из костюмов принцессы Амидалы («Звёздные войны») — золотой дорожный костюм — основан на русском народном костюме с кокошником.

В современной культуре кокошник является атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.

Все эти сведения я почерпнула из интернета. Там же есть масса интереснейших фотографий, которые вы можете увидеть, если я вас заинтересовала темой русского женского головного убора под названием кокошник.

Источник

СтильКокошник: История «запретной женственности»

Как национальный головной убор обрёл неожиданную популярность

Текст: Ксения Обуховская

Чемпионат мира по футболу — 2018. Лето проходит под знаменем мультикультурализма и возвращения к корням одновременно. В Москве —перформанс дизайнера Марии Казаковой, работающей над маркой Jahnkoy, которая обращается к традиционным русским практикам ремесла, а на улицы возвращается кокошник.

Кажется, этот традиционный головной убор успел этим летом побывать везде: от голов российских болельщиц до аргентинских туристов. Общее впечатление подтвердилось ещё и статистикой: по данным РБК, продажи кокошников выросли в 16 раз, а вдохновлённые производители уже собираются делать их на экспорт. Вспоминаем, когда на Руси появились первые кокошники, и пробуем разобраться, что они означали.

Откуда взялся кокошник

Начать стоит с того, что женские волосы в славянской мифологии — образ довольно устрашающий. Считалось, например, что распущенные волосы замужней женщины способны принести несчастье и её семье, и всей деревне. Поверье, запрещающее ходить «простоволосой», положило начало всевозможным головным уборам, которые сменяли друг друга в зависимости от динамики торгового и культурного обмена Руси. Со временем от простых покрывал и всевозможных «рогатых» головных уборов (венцов у незамужних, кибалок и сорок у замужних) в обрядный обиход богатых русских женщин входит кокошник.

Происхождение у всем известного этнического головного убора неясное. Впервые его название (происходит от слова «кокош» — «петух», в честь формы кокошника), упоминается только в XVII веке. Тем не менее описания головного убора в виде гребня и пластины историки находили ещё в новгородских летописях X века. Существует как минимум три версии появления кокошника на Руси. Первая и самая популярная — «византийская». С развитием торговли между странами вместе с крестом и православием дочери русских князей переняли у византиек высокие головные уборы, которые те начали носить ещё в период эллинизма. Впрочем, по двум другим версиям, у кокошника монгольское или мордовское происхождение.

Откуда бы ни пришёл кокошник, на Руси он быстро ассимилировался, видоизменился и стал повсеместным явлением

Откуда бы ни пришёл кокошник, на Руси он быстро ассимилировался, видоизменился и стал повсеместным явлением. Так, изначально кокошник считался праздничным женским головным убором у знати, надевали его на свадьбу, а в повседневности носили его упрощённое подобие. Крестьянки долго носили сороки и убрусы, кокошник был им не по карману. Но со временем кокошники или их подобие (головной убор с высоким очельем) освоили и в деревнях. Виды кокошников, их украшения и вышивка разнились от местности: в центральных районах России были кокошники, напоминавшие полумесяц (которые мы все привыкли видеть), на севере — однорогий конус, в южных — двурогий.

Кокошник был повсеместно популярен вплоть до европейских реформ Петра I. Император упразднил его среди дворянок и боярышень, и с тех пор за кокошником закрепилось лишь сугубо обрядное и символическое назначение, а привычка носить его сохранялась только в деревнях. Впрочем, у головного убора было ещё несколько модных пришествий: Екатерина II, демонстрируя близость к народу, позировала в нём для парадных портретов, а во времена Николая I, который ввёл придворный мундир для женщин, имитирующий русский народный костюм, кокошник стал его обязательной частью. Последнее государственное явление кокошника можно датировать 1903 годом: он появился на дамах во время костюмированного бала, приуроченного к 290-летию дома Романовых, на который русский высший свет нарядился в костюмы допетровской Руси. Стоит ли говорить, что после революции с «имперским духом» было покончено, а традиция носить национальные костюмы, даже по праздникам, ушла вместе с царской семьёй.

Читайте также:  Примета бросить будет невесты

Мистическое и социальное значение

С кокошником связано множество обрядов и, как водится в русской традиции, мистических суеверий. Девичьи и женские кокошники отличались своей конструкцией: незамужняя девушка могла носить только гребень, не прикрывая макушку и косу (конечно же, для привлечения мужчин), замужняя же женщина была обязана носить кокошник с покрывалом для волос — следы всё той же дохристианской демонизации.

С кокошником был связан и обряд «прощания с девичьей красотой» после венчания: косу девушки перезаплетали в две косы и покрывали голову кокошником с кисеёй, спадавшей до плеч, или платком, который завязывали под подбородком. Таким образом, кокошник стал своеобразным маркером социального статуса женщины.

Женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали

Кокошник надевали по праздникам, в обычное же время носили повойники или венцы, которые его напоминали. К свадьбе, в том числе и крестьянской, семья невесты старалась приобрести для неё жемчужный кокошник, более дешёвые версии считались позором и плохой приметой. Если же денег не было, жемчужный кокошник занимали у богатых соседей, и женщина носила его вплоть до рождения первенца, а в передовых губерниях — три дня после свадьбы. Кокошник хранился в семье не одно поколение: передавался от матери жене сына или же старшей дочери и был весомой частью приданого. Уже после революции эмигрантки, многие из которых основали свои дома моды в Париже, ввели в европейский быт элементы славянской моды. Так, свадебный венец, который отдалённо напоминает традиционный русский кокошник в форме полумесяца, стал популярным в 1920-е.

Значение вышивки

Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.

Национальный символ

На нынешнем фестивале футбола кокошнику суждено было стать символом всего «русского». Во-первых, кокошник — это красиво, а во-вторых, в массовом бессознательном это атрибут всего сказочного, от Царевны-Лебедь до Cнегурочки. Кокошник, как часть народного костюма, хранит в себе традиции вышивки и ремесла, которые незаслуженно забыты. Уже сейчас подобия кокошников можно найти у европейских инстаграм-брендов — например, у Eliurpi. Так что вслед за вышиванкой он вполне может стать новым модным трендом.

При этом мало кто отдаёт себе отчёт в том, что исходно кокошник был символом стигматизации самого женского образа. Так что нынешний уход в сторону маскарадности (на чемпионате мира кокошник массово надевали на себя и мужчины) — разумное свидетельство того, что женских волос, как и женщин в целом, бояться не следует, ну а замужним (да и незамужним) женщинам волосы можно и не скрывать.

Источник