Аварская свадьба: непреклонные традиции горного народа
Кавказ. Сколько людей только наслышано о его красотах! И все же тот, кто не бывал там лично, не сможет передать словами, насколько он совершенен. Изумительные пейзажи, чистейшие горные реки, полные изобилия зеленые долины и звездное небо над головой.
Общее впечатление
Так же заботлив и аварский народ, составляющий самую многочисленную часть населения Дагестана. До нашего времени они сумели пронести через века исконные традиции своих предков, что и получило большую известность в других странах и стало их достопримечательностью. Так, огромную роль в жизни аваров играет свадебный обряд, причем не только для жениха и невесты.
Аварская свадьба – это праздник для всего поселения, и потому на нем иногда собирается около тысячи человек. И все эти люди искренне хотят отметить это важное событие вместе с молодыми и увидеть их радость и счастье. И все они участвуют в многочисленных обрядах, тем самым показывая свое пожелание благополучия и любви новобрачным.
Аварская свадьба – это невероятно красочное шумное зрелище, где веселятся люди любого возраста, а управляет всем этим тамада – человек, специально назначенный еще до празднества. В некоторых местностях его также называют «шах». Обычно им просят стать уважаемого члена семьи или важного друга. Он и руководит всем процессом, следит за тем, чтобы соблюдались традиции аварской свадьбы, чтобы все гости активно участвовали и наслаждались весельем, а длится оно далеко не один день.
Сговор сватов
Одним из важных сохранившихся обычаев является брак по предварительному сговору. Суть его заключается в сватовстве жениха и невесты родителями, даже если сами молодые совершенно не знакомы друг с другом. Практически все аварские свадьбы в Дагестане были сыграны именно так, а зачастую и стали моментом первой встречи новобрачных.
Однако если для европейских стран это может показаться дикостью, все же такие браки чрезвычайно крепки и приносят обоим только счастье. Достигается такой исход также и беспрекословным уважением и доверием родительскому мнению, что было в некоторой степени утеряно современными западными нациями. Особую часть свадьбы составляет выплата калыма – своеобразной платы невесте, которая может быть как полноценная материальная, так и чисто символическая.
Это зависит от договоренности сватов, однако в любом случае этот брачный подарок является важным атрибутом брака и оформляется у муллы. Согласно Корану, калым выплачивается жене в качестве некоторой гарантии на бракосочетание, однако шариат же предпочитает отдавать выкуп ее родителям.
Как выбирают
К выбору будущей невесты или жениха для своего ребенка родители подходят крайне внимательно. В этом участвовали также ближайшие родственники, и при поиске девушки в первую очередь учитывали ее трудолюбие, сдержанность, воспитанность и здоровье. Ведь жена по их определению должна не только быть отличной хозяйкой в доме, способной содержать его в чистоте и всегда правильно принять гостей, но и достаточно крепкой, чтобы принести в мир здоровых детей, будущих наследников. Разумеется, во внимание принимали и ее происхождение, поэтому искали ее обычно среди своего сословия.
Этапы
Аварская свадьба обычно проводится в два этапа. Первый – в доме невесты, второй – в доме жениха. А перед этим непременно проходит сватовство, представляющее само собой довольно занятный и интересный процесс. Для этого семья жениха не раз должна пригласить к себе в гости отца будущей невесты, условно, «пока обувь сватов не износится», угощать лучшими блюдами и деликатесами и делать предложение руки его дочери.
Далее проходило обручение, при котором уже жених посещал дом девушки с множественными подарками и угощениями. При этом они должны быть ценными, поскольку позже они выставляются на всеобщее обозрение соседей, чтобы они могли оценить их и самого брачующегося. Также аварская свадьба как праздник исламского народа не может пройти без религиозной церемонии. Однако и она проходила без невесты и совершалась в предыдущий или настоящий день свадьбы.
Прощание с родителями
И, разумеется, как любое важное празднество, аварская свадьба проходила пышно и весело и требовала длительной подготовки. В этом задействуются почти все женщины селения, ведь на столько гостей невозможно напастись еды, а потому все начинают готовить еще за несколько дней. Однако даже если аварская свадьба в горах – это веселье, шум и радость, заключительный ее этап – ввод невесты в дом жениха – является кульминационным и самым грустным моментом всего праздника. По мере шагов молодоженов их забрасывают конфетами и монетами, чтобы их дальнейший путь был сладким и безбедным. И этот пик означает, что девушка навсегда покидает дом своих родителей и переходит в семью своего мужа.
Источник
Традиции празднования аварской свадьбы
Аварская свадьба – это пышное мероприятие, которое традиционно празднуется дагестанским народом. Он сумел сохранить традиции предков практически в неизмененном состоянии. Благодаря чему свадьбы стали местной достопримечательностью. Большую значимость для аварского народа имеют традиции и обряды свадьбы. Причем они оказывают существенное влияние не только на жениха и невесту, но и на приглашенных гостей.
Свадьба празднуется пышно, на мероприятие приглашается все население деревни. Из-за чего в свадебных обрядах и ритуалах обычно участвует большое количество народа. Что символизирует единство и готовность народа быть рядом во все времена.
Если выдастся возможность, стоит хоть раз побывать на этом шумном и ярком мероприятии. Молодоженам помогает с проведением праздника приглашенный тамада. В ряде регионов Дагестана его могут называть словом «Шах». Традиционно в роли тамады выступает близкий родственник или друг. Он руководит всем мероприятием и следит за соблюдением традиций. Его труд весьма ценен и объёмен, поскольку свадьба может длиться не один день.
Сватовство и этапы ведения переговоров
Важной традицией в Дагестане считается свадебный обряд по предварительному сговору. Суть обряда сводится к знакомству молодых родителями. Такое допускается даже в том случае, если пара не была знакома до свадьбы в принципе. Согласно статистике, большая часть семей в Дагестане была создана по такому принципу. А первая встреча пары была назначена на день свадьбы.
Для многих людей, воспитанных в европейских традициях, такие обычаи могут показаться дикими. Но по наблюдениям, именно такие обряды делают семьи в стране по-настоящему крепкими. Доверие и уважение к мнению родителей делает свое дело, в то время как многие западные культуры утратили такое понятие.
Особенной частью свадебного мероприятия нередко становится выплата калыма для невесты. Это своеобразный выкуп, размер которого устанавливается договоренностью семей. Она обговаривается сватами, но в любом случае должна быть оформлена с помощью священника. По законам Корана калым выплачивается молодой невесте, как символ гарантии крепкого брака. Но в последнее время все больше мужчин отдают его родителям девушки в качестве своеобразного выкупа.
Нюансы и традиции выбора невесты
Родители достаточно внимательно подбирают невесту своему сыну. В процессе поисков супруги принимали участие нередко родственники и друзья. Учитывались такие факторы, как трудолюбие, степень здоровья и уровень социальной адаптации в обществе.
Основная роль жены по местным традициям, сводится к грамотному ведению домашнего хозяйства. Она должна уметь достойно принять гостей, а также обладать хорошим здоровьем. Это важно не только для поддержания уюта, но и для рождения будущего здорового потомства. Также играл роль и такой фактор, как происхождение девушки. Потому ее выбирали обычно из своего сословия или приближенного к нему по статусу.
Процедура выбора свадебного платья
У аварского народа свадебные традиции предписывали сохранять свадебное платье и передавать его из поколения в поколение. Его надевали лишь раз в жизни, во время проведения свадебной церемонии. После чего убирали обратно в специальный сундук, где оно дожидалось следующей свадьбы дочери в поколении.
Традиции этапов сватовства и обручения
Свадьба в Дагестане традиционно проводится в несколько основных этапов. Первый из них проходит в доме девушки, второй в доме жениха. Но перед данным этапом непременно проводится традиционное сватовство, у которого имеются свои интересные национальные особенности. Для его проведения семья со стороны жениха приглашает к себе в дом отца девушки. После его согласия и визита отца станут угощать и всячески задабривать до тех пор, пока он не согласится отдать замуж свою дочь.
После согласия отца жених имел право посетить дом своей будущей супруги с традиционным весельем и угощениями. Играла важную роль их ценность, поскольку в день свадьбы подарки мужчины нередко выставлялись как семейное достояние на всеобщее обозрение.
Этап проведения свадебной церемонии
У той части народа, которое проживает в селах и деревнях, на свадьбу было принято звать все поселение. Это – то мероприятие, которое сопровождается весельем и обильным пиршеством.
В первый день торжественной церемонии жених празднует отдельно с молодыми людьми. В то время, как невеста находится вместе с подругами и старшими женщинами. В задачу которых входит наряд девушки и её представление родне. Также планируется посещение дома жениха отцом невесты. Там его также должны угостить и щедрым образом одарить различными дарами.
Затем жених вместе с родней и друзьями посещает дом своей суженой с подарками и обильными угощениями. Существует традиция, при которой дары жениха выставляются на всеобщее обозрение родней невесты. Это делается для общественного признания и оценки уровня благосостояния будущего супруга и главы семьи. В этот период торжества проводится особый религиозный обряд, на котором присутствие молодой невесты не обязательно.
Невеста обычно празднует свадьбу отдельно от мужа в кругу старших женщин и подруг. Прощание с родителями проходит на 3-ий день торжества.
В свой дом мужчина должен по традиции забрать суженую на второй день торжества. Этот момент считается самым грустным и кульминационным. Она должна появиться перед гостями в наряде, но укрыться при этом при помощи покрывала. На пороге нового дома девушку должны встретить женщины рода мужчины вместе со свекровью. Последняя должна намазать губы молодой невесты медом, как символ сладкой жизни в новой семье. Остальные девушки должны дать невесте подержать на руках ребенка, в идеале, мужского пола.
Древнее поверье народа гласит о том, что только после такого ритуала у пары точно родится сын. А мужчины, как известно, пользуются у народов такого типа, куда большими преимуществами.
Всем молодым людям запрещается заходить в комнату к невесте. Сам жених приходит к девушке глубокой ночью. В утренние часы ее поздравляют с первой брачной ночью женщины в доме. Ей также дарят подарки и угощают, принимая в новый род и семью супруга.
Далее наступает этап, который может быть непонятен для европейских женщин. В его процессе мужчина празднует свадьбу в кругу друзей и мужчин, в то время, как невеста дожидается его дома. При этом, традиции и обычаи не позволяют невесте даже покидать пределов своей комнаты.
Традиции и обычаи после свадьбы
На 3 день после основного торжества невеста идет в сопровождении подруг и старших женщин в роду мужа к колодцу набрать воды. Вместе с кувшином девушка должна взять с собой определенное количество сладких угощений. Ритуал заключается в том, чтобы подружки помешали невесте набрать воду. Она, в свою очередь, должна окупиться от них при помощи сладостей.
По местным традициям после свадьбы пара будет жить отдельно друг от друга, и тесный контакт происходит крайне редко. Несмотря на это, девушка нередко участвует в ведении хозяйства в новой семьи под покровительством свекрови. Многое в доме невозможно сделать без ее позволения.
Аварская свадьба — это сочетание древних традиций и современности, которые придают торжеству изюминку и национальный колорит.
Источник
Как раньше женились
Как раньше женились
Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.
Пусть он роднее будет с каждым годом.
И все, что там возникнет пред тобой.
Пусть будет солнцем для тебя и медом.
Юношей обычно женили в 18–20 лет, девушек выдавали замуж в 17–19. В основном браки у аварцев заключались внутри селения, желательно между родственниками. Случались и межаульные браки: парень мог привести девушку из другого села. Хотя в некоторых обществах девушке выйти замуж в другое село запрещалось. Даже поговорка такая сложилась: «БацIадаб меседица гIор бахуларо, гIайиб гьечIей ясалъ росу толаро» («Чистое золото реку не переплывет, хорошая девушка село не оставит»). Вот так.
Были распространены ранний сговор и «условная женитьба» детей. Девочку брали в дом к будущему мужу, и она жила на правах «условной жены» до наступления совершеннолетия. Так привыкали друг к другу.
Местом знакомства молодых мог быть общественный кор. Женщины приходили печь хлеб и приводили своих дочерей. Девушки приходили нарядные, помогали матерям и старались все делать наилучшим образом. Поэтому хозяйки учили дочерей всем премудростям кулинарии.
Если какая девушка понравится будущей свекрови, отправляли за будущим женихом, чтобы он принес якобы недостающий хворост.
Так ненавязчиво, соблюдая все приличия, молодых знакомили, и, если возникала симпатия друг к другу, действовали дальше.
Существовал еще один старинный обычай – «гъастIабак». В долгие зимние вечера молодежь собиралась в чьей-нибудь сакле. Девушки пряли, вышивали, а ребята их развлекали, заводили разные игры. Например, парень садился в центр комнаты, а вокруг ходила девушка и пела. Юноша должен был ей отвечать. Потом на его место садилась девушка, а он ходил вокруг и пел. Соревновались в острословии, умении импровизировать, и заодно поближе узнавали друг друга. Приглянувшейся девушке парень после вечера отправлял какой-нибудь подарок через ребенка – родственника.
Расул Гамзатов в своей книге «Мой Дагестан» описал замечательный обычай ахвахцев. «Когда аульские парни спорили между собой, к кому благосклонна их избранница, они приходили к ее дому и бросали в распахнутое окно свои шапки: были и тяжелые чабанские папахи, и дорогие каракулевые, и легкие войлочные шапочки. Девушка оставляла шапку того, кто мил ее сердцу, а остальные вышвыривала обратно. Современная любовь говорит на ином языке…»
Какую искали невесту? Красивую, здоровую, работящую, умную, умелую, расторопную, нравственно чистую.
Чтобы смогла народить здоровых ребятишек, выполнять все по дому и по хозяйству. Еще оценивали девушку по матери, о чем гласит поговорка: «Эбел йихьун яс ячее, гIала бихьун тай босе» – «По матери выбирай дочь, по кобыле – жеребенка».
В женихе ценили хозяйственность, работоспособность, умение обеспечить семью. Обращали внимание на «свой или чужой», старались отдать дочку за родственника.
Родители юноши сначала через близких или ее подруг узнавали, как отнесутся к их приходу.
После семейного совета выбирали родственницу, которая с каким-нибудь угощением шла в гости к родителям невесты. Даже если причин для отказа не было, согласия не давали, не посоветовавшись с близкими. Теперь отец невесты приглашал своих родных на семейный совет. Если предложение было принято, семья жениха посылала в дом девушки пироги.
«Просить девушку» – «яс гьаризе» – шли близкие родственники. Родители невесты благодарили сватов и угощали их. И только потом давали слово – «рагIи кьола» и совершали рукобитие (рукопожатие «квер бачин, цоцазул кверал росизе»). А в некоторых обществах отцы молодых обменивались поясами или папахами.
С этого дня девушка становилась «абурай» – «помолвленная, названная».
Когда жених приходил в гости или помогать будущему тестю, девушка уходила в другую комнату. Невеста обычно в дом жениха не ходила, но общалась с молодыми женщинами из его семьи, могла видеться с ним у родника, на посиделках, свадьбах, поговорить в присутствии своей взрослой родственницы.
По праздникам родители жениха отправляли подарки невесте, которые обязательно всем показывали: платья, украшения, платки, угощения.
На одной из встреч мамы жениха и невесты договаривались о дне свадьбы. Обычно ее играли осенью после сбора урожая. Начиналась подготовка: в доме невесты готовили приданое, у жениха – все необходимое для свадьбы.
За день до свадьбы или в день свадьбы проводился обряд мусульманского бракосочетания – «магьар». Совершали магьар в доме невесты, чтобы подтвердить ее согласие.
Свадьба в аварском селе была всеобщим праздником: женщины из сундуков доставали старинные наряды, музыканты настраивали инструменты, парни расчищали площадку для танцев. На свадьбу приглашались все родственники, соседи, кунаки.
За несколько дней или накануне свадьбы, ближе к вечеру, родители жениха посылали в дом невесты сладости на больших подносах, блюда с пловом, корзины с хлебом, мясо, фрукты, ботIищал, большой кувшин с бузой («чIагIа»). Посланников встречали торжественно, рассаживали в кунацкой, угощали. Сторона невесты вручала гостям подарки: платки, отрезы на платье, вязаные носки.
Во многих аулах в доме невесты свадьбу не играли, а проводили торжество-вечеринку по случаю «выдачи» дочери замуж. Слово «свадьба» даже не произносили, специально не приглашали. Вечером нарядно одетые родственницы приходили с подарками к невесте, а мужчины (близкие родственники) уходили из дома. В некоторых обществах отец и близкие родственники даже делали вид, что не знают о происходящем, уходили в соседнее село к друзьям или на охоту.
Дальние родственники и соседи в ожидании посланцев жениха сначала за приданым, а потом за невестой, угощались, веселились, но без особого шума.
За приданым приходили обычно в сумерках, женщин сопровождали несколько мужчин, чтобы помочь нести тяжелые вещи.
В доме жениха приглашенные собирались вечером. Здесь играла зурна, барабан, пели свадебные песни. Позже несколько человек шли за невестой.
Заходили в дом попарно – мужчина и женщина. После приветствия, небольшого угощения у них спрашивали, зачем пришли, что ищут. Если гости скажут: «Мы пришли за невестою», их наказывали – заставляли петь, танцевать, кукарекать, привязывали к столбу. Конечно, все в шутку. Отвечать надо было иносказательно. Например: «Нужна умная голова», «Нужен бриллиант для перстня», что-то о цветке. После «правильных» ответов их снова угощали, вместе танцевали, пели песни.
Когда наступало время выводить невесту, разыгрывали сценку сопротивления, недовольства тем, что хотят забрать «лучшую», «райский цветок». Всё сопровождалось шутками, весельем. После долгих перечислений достоинств жениха и его родных, невесту «уступали», и свадебная процессия выходила на улицу.
Шли с музыкой, песней, при свете факелов, с остановками. По горскому обычаю лицо невесты закрывали покрывалом.
Женщины и дети поднимались на крыши домов по обеим сторонам улицы смотреть на свадебное шествие.
Почти в каждом селении или обществе были свои отличия в свадебных обрядах.
Например, выводили невесту в разных селениях в разное время: в одних за два часа до полуночи, в других около полуночи, а где-то и на рассвете. С ней обязательно бывали две подруги-наставницы и множество родственниц.
В некоторых обществах невесту выводил гъудалав (кто-нибудь из мужчин, обычно зять), а потом на свадьбе жениха отвечал за женщин со стороны невесты. Ну, чтобы их не обижали и чтобы они домой одни не возвращались.
Существовал и такой обычай: невеста выходила из дома рано утром. Шла, делая шаг вперед, два шага назад, и приходила к мужу вечером, даже если дом был недалеко. Нередко для важности молодая растягивала шествие на два дня, ночуя по дороге у кого-нибудь из своих родственников.
Невесте часто перегораживали дорогу («гIер ккун»): молодежь требовала выкупа (мяса, хлеба, кувшина бузы), а детишки – сладостей.
У дома жениха процессию встречали все участники свадьбы, устраивали обязательный танец родственника жениха и родственницы невесты. Приводили корову с меткой («гIуж бала») – подарок от родителей.
При входе в дом мать жениха давала невесте съесть ложку меда как символ «сладкой» жизни. Встречающие осыпали ее серебряными монетами, зерном – чтобы жилось богато.
В одних селах отец жениха на пороге резал барана, и невеста должна была перешагнуть через него. В других невеста перешагивала через бронзовый котел или серп, ружье, шубу и даже огонь. У кого как. Но все эти магические действа несли в себе смысл пожелания счастливой семейной жизни.
Когда невеста входила в дом, одна из родственниц жениха держала перед ее лицом зеркало и Коран, чтобы она всегда была такая же радостная, как в этот день. Молодую устраивали поудобнее: ведь ей приходилось долго сидеть.
В одних обществах невесту встречал жених и помогал сесть. В других же он бывал у дружка, где молодежь веселилась, танцевала, пела песни. Своего рода «мальчишник».
У гидатлинских аварцев, например, свадьбу играли восемь-девять дней поочередно у близких родственников. И только в последний день – в доме жениха.
На второй день на площади (майдане) устраивались танцы под мелодию зурны и барабана. В них участвовал весь аул! Горец, не умеющий танцевать и не готовый выскочить в круг по первому приглашению, вызывал недоумение. Мужчины показывали в танце удаль и мастерство, женщины танцевали скромно и величаво, и мужчина не смел, даже случайно, коснуться женщины. Это считалось позором. Руководил свадьбой тамада.
Заключительным был танец жениха и невесты – «молодых» («бахIаразулаб») в окружении близких, под шум, стрельбу. Невесту осыпали деньгами, все хлопали, свистели.
Гостей провожали так: один давал чашу бузы («лъар» – рог), а другой закуску. На этом, как правило, свадьба заканчивалась.
Вот так женились наши предки.
Свадьба – бертин
Веселье – аваданлъи
Жених – бахIарав
Невеста – абурай, бахIарай
Любовь – рокьи
Танец – кьурди
Мелодия – бакъан
Песня – кечI
Приданое – росасе унелъул ясалъе кьолеб къайи-къоно
Зеркало – матIу
Свекор – вакьад
Свекровь – якьад
Тесть – вакьадэмен
Теща – якьадэбел
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Как раньше женились
Как раньше женились Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой. Пусть он роднее будет с каждым годом. И все, что там возникнет пред тобой. Пусть будет солнцем для тебя и медом. Фазу Алиева Юношей обычно женили в 18–20 лет, девушек выдавали замуж в 17–19. В основном браки у аварцев
Как раньше играли дети?
Как раньше играли дети? Раньше у ваших сверстников не было таких игрушек, как у вас. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки. Играли тем, что было под рукой: камушками, веточками, самодельными мячами, набитыми шерстью, вырезанными из дерева фигурками животных,
7. Что раньше называлось Литвой?
7. Что раньше называлось Литвой? Берем сборник географических карт Е.Е. Ширяева «Беларусь: Русь Белая, Русь Черная и Литва в картах» [977].Р1) Оказывается, что до XIX века ЛИТВОЙ НАЗЫВАЛИ СО ВРЕМЕННУЮ БЕЛОРУССИЮ. А СОВРЕМЕННУЮ ЛИТВУ НАЗЫВАЛИ ПО-ДРУГОМУ: ЖЕМАЙТИЕЙ или ЖМУДЬЮ.Р2)
Вот раньше были писатели
Вот раньше были писатели 25 апреля, 12:52Вы, наверное, читали в детстве или не в детстве повесть «Зеленый фургон», а если не читали, то наверняка смотрели какую-нибудь из экранизаций (их было две). Кто знаком с удивительной судьбой автора повести Александра Козачинского –
Десятилетием раньше
Десятилетием раньше Как я уже говорил, внутри американских спецслужб постоянно происходят смена кадров и реорганизации. Поэтому будет небезынтересно посмотреть, как выглядел Совет национальной разведки осенью 2001 г., сразу же после известных событий 11 сентября.3 августа
«Раньше его я не умру…»
«Раньше его я не умру…» Последняя императрица Китая по имени Цыси несет большую долю вины за то, что окончательно пала более чем двухтысячелетняя Китайская империя. Уже при своей жизни Цыси стала олицетворением хитрости, злобности и жадности.Ланьэр (Орхидея) Ехэнара, как
«Уважали раньше людей»
«Уважали раньше людей» Аксенова Агния Георгиевна, 1919 год, дер. ДулепиноВозле нашей деревни было две речки: Палуй и за пять километров Луза. В Палуе за деревней рыбу ловили, много рыбы было. Мы до школы успевали по бидону налавливать. В речку зайдешь, так мальки по ногам
«Раньше старики командовали»
«Раньше старики командовали» Катаева Анна Николаевна, 1908 год, дер. СузуновоКто считался в семье главным?А как? Отец-старик. Раньше ведь старики командовали. Чего делать, говорил старик. Все соберутся, отец и говорил, где работать. Старики командовали и старухи. Старухи, они
«Колдуны раньше были»
«Колдуны раньше были» Новоселова Мария Филипповна, 1911 год, дер. Чепрасы, крестьянкаИ колдуны раньше были. У нас Вася-колдун жил. Раньше по невесту ездили на лошадях, колокольца у каждой лошади вдевали, к дуге полотенца, скатерти вышитые с кружевом. А его, этого колдуна, на
«РАНЬШЕ ЕГО Я НЕ УМРУ!»
«РАНЬШЕ ЕГО Я НЕ УМРУ!» После разгрома ихэтуаней и возвращения монархов в Пекин император был снова отправлен на остров Интай. Хотя иногда Гуансюй и появлялся при дворе, общаться с ним почти никому не разрешалось. Даже его жена и наложница имели право ходить к нему всего
12.1. КАК МЫ ЖИЛИ РАНЬШЕ
12.1. КАК МЫ ЖИЛИ РАНЬШЕ Не вызывает сомнений утверждение, что после 1991 года жизнь в России для значительной части населения резко изменилась в худшую сторону. Распад Союза и резкое обрушение всесоюзной единой плановой экономики, закрытие и разорение многих промышленных и
ПУТНИКИ, ПРОШЕДШИЕ РАНЬШЕ НАС
ПУТНИКИ, ПРОШЕДШИЕ РАНЬШЕ НАС Мы живем во времена, когда остро ощущается движение, в которое пришла вся наша страна. Незаметно для себя мы утратили чувство усыпляющего покоя и теперь с тревогой вглядываемся в изгибы пути впереди.На этом пути в будущее, ставшее вдруг таким
58. Критика версии «Ричард женился на Анне по расчёту, потому что в те времена все женились по расчёту»
58. Критика версии «Ричард женился на Анне по расчёту, потому что в те времена все женились по расчёту» Несмотря на факт публичного опровержения, и по сей день распространяются версии, авторы которых считают Ричарда III лживым и подлым существом, который этим заявлением
Ни раньше, ни позже
Ни раньше, ни позже Американский историк также дает отрицательный ответ на предположения о том, мог бы Гитлер начать вторжение раньше или отложить его на более поздний срок. «Гитлер, – пишет он, – начал операцию «Барбаросса» 22 июня 1941 года – после того, как примерно на
Источник