Меню

Свадьба после похорон ислам



Сроки траура

Здравствуйте! Скажите, какой срок у мусульман нельзя играть свадьбу, если умер двоюродный дедушка? И можно ли без свадьбы идти в мечеть и просить благословения? Не является ли это равным свадьбе, т.к. это все делается перед Аллахом?

Здравствуйте! Если я правильно Вас понял, под свадьбой Вы подразумеваете, застолье с гостями, родными и близкими (учтите, что согласно исламским каконам, свадьба должна быть безалкогольной), а под фразой «просить благословения» подразумевается никах. Так как в мечети не дают благословения, и скорее всего речь идет о никахе.

Если умер близкий человек, траур по его смерти соблюдается 3 дня. Это когда умирает близкий родственник, или жена у мужа. Если умер муж, то жена соблюдает траур по нему 3 месяца, и на протяжении этого времени она не должна выходить замуж за другого, или носить праздничную или красивую одежду. Траур соблюдается ею для того, чтобы быть уверенной, что беременности от умершего мужа нет, а также из уважения к нему.

По сути дела, сама свадьба (как она обычно понимается: гости, подарки, поздравления, а до этого ЗАГС), не является главным действом, она лишь призвана сообщить всем родственникам и друзьям о том, что эти два человека теперь являются законными мужем и женой, и они не совершают ничего противозаконного с точки зрения религии. А самое главное действо, это проведение никаха. То, где его проводить решают брачующиеся, например, в мечети, или дома.

Источник

Родственники откладывают мою свадьбу, пока не пройдёт годовщина смерти отца…

У меня есть жених, и мы уже почти 4 года ждём нашей свадьбы. Только полгода назад определились с датой. Мой отец умер этой зимой, так и не выдав меня замуж. Вопрос даже не в том, как мне сложно это перенести, а в том, как ведут себя наши родные со стороны отца. Дело в том, что мы решили ничего не откладывать, и бабушка дала добро, но как только к ней начали приходить и разговаривать с ней об этом, она поменяла своё решение. Теперь они напрочь отказываются приходить на мою свадьбу, если она будет летом (летом пройдёт уже 6 месяцев со смерти). Оправдываются тем, что некрасиво не ждать годовщины смерти.

Родители жениха торопятся, они, конечно, понимают нашу ситуацию, но всё же, хотят свадьбы. Они рассчитывали, что бабушка дала добро, они готовились, и теперь не хотят всё отменять. Не понимаю только одного, как родная бабушка может отказаться от своей внучки только потому, что она уйдёт жить в другой дом, а отказывается она только из-за того, что люди плохо скажут. Да и свадьбы как таковой не будет, просто дома будут читать мавлид. Я делала истихар, Всевышний благословил мой брак. Но мать сомневается, потому что они даже общаться с нами не будут после такого. А мне теперь всё равно… Вместе с отцом я потеряла и близких…

С точки зрения религии:

Позвольте высказать Вам слова соболезнования, пусть Всевышний даст Вам сил перенести эту утрату. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что покойному не перестает прибывать вознаграждение, если тот оставил после себя праведного, соблюдающего ребёнка, который просит за своего родителя. Не забывайте своего отца, не забывайте не в смысле не помнить, а хотя бы время от времени просите за него Всевышнего, чтобы простил ему грехи и улучшил его пристанище. Давайте садака от имени отца, прося Всевышнего дать ему подобное Вам воздаяние за милостыню, читайте Коран, зикр…

В одном из изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано, что терпение от Аллаха, а поспешность от сатаны. Однако, как и во многом другом, здесь тоже есть исключения. Богословы говорят, что в трёх случаях следует спешить, а не мешкать: принять гостя и подать ему угощение , похоронить покойного, не затягивая церемонию погребения, и выдавать замуж дочь, если та подошла к возрасту, в котором можно создавать семью. И потом, не думаю, что Ваш отец желал бы откладывания Вашей свадьбы, будьте уверены, что имей он возможность как-то повлиять на Ваших родственников, то непременно сделал бы это.

Поговорите с Вашей роднёй, изложите им все вышесказанное, иншааллах, они поймут и не станут откладывать Вашу свадьбу.

С точки зрения психологии:

Подобные жизненные ситуации, как правило, создаются тогда, когда определённые традиции того или иного народа идут вразрез с требованиями религии. Такие ситуации всегда неоднозначны и имеют сложную внутреннюю природу, а потому к их решению надо подходить с особой деликатностью. Если Вы сейчас просто проигнорируете все требования родственников и поступите так, как считаете нужным, то они, скорее всего, поспешат высказать Вам своё неодобрение и пренебрежение. Это их ответная реакция не на то, что поступили в разрез с традициями, а на то, что не посчитались с их мнением. Вот это основа всего.

Есть огромная вероятность того, что каждый из тех, кто выступает за то, чтобы брак был отложен, про себя думает совсем иначе и далеко не принципиально, что да как будет. Однако каждый из них, вероятнее всего, думает о том, что об этом скажет другой и именно это останавливает его от конкретных действий. Делаю такие предположения на основании знания законов поведения толпы или неорганизованной группы. Существует такой феномен, как конформизм. Это особое явление, при котором конкретный человек внешне соглашается с большинством, тогда как внутренне выражает несогласие. Если это так, то достаточно одного слова авторитетного человека, чтобы всё изменилось. Судя по всему, этим человеком как раз-таки и является Ваша бабушка. Как известно, старые люди всегда показывают определённый консерватизм во мнениях и высокую приверженность тем традициям, на которых выросли. Именно поэтому Вам необходимо направить все усилия на то, чтобы бабушка сменила свою непримиримую позицию. Сделать это, конечно, будет достаточно сложно. Для этого, вероятнее всего, потребуется обратиться в местную мечеть и объяснить всё имаму. Хорошо бы, чтобы этот человек был в возрасте и имел хороший опыт в разрешении подобных ситуаций. Надо понять одно, что всем, кто выступает за отложение свадьбы до определённого срока, нужен некто, кто бы смог взять на себя ответственность. Они все боятся заявить, поскольку думают, что если что-то пойдёт не так, то потом все шишки падут на них. А вот если местный имам придёт домой и скажет, что не стоит откладывать свадьбу, что не будет на них греха за то, что они позволят заключить брак раньше, чем пройдёт год, то этого им вполне будет достаточно. То есть им нужен тот, на кого можно будет потом сослаться.

Читайте также:  Чем занять гостей свадьбы во время фотосессии

Вы, главное, не спешите с действиями, обдумайте всё хорошенько. Может, и сами сможете найти такие слова, которые покажутся Вашей бабушке убедительными. Делайте акцент на том, что из-за всяких отлагательств Ваш отец так не смог присутствовать на свадьбе дочери. Разве это не сигнал о том, что откладывать больше нельзя? Вполне возможно, что Вашей бабушке придёт мысль о том, что и она может не дождаться. Но только говорить об этом прямо не стоит, вдруг воспримет как угрозу. Делайте упор на то, что сам отец пожелал бы этой свадьбы и что сейчас, откладывая, для него не будет в этом пользы.

Одно можно сказать уверенно, что не стоит идти на обострение отношений с родственниками. Вам ещё с ними жить, это Ваша семья. Проявите уважение к их мнению, советуйтесь с ними, будьте обходительны и тогда в ответ они тоже проявят уважение к Вашим нуждам.

Мухаммад-Амин — хаджи Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Источник

Траур в Исламе

Существует много относящихся к трауру[1] обычаев и различного рода традиций, большая часть которых не имеет ни смысла, ни канонического обоснования. Среди них могут быть такие, которые не вступают в явное противоречие с канонами веры и были продиктованы временем, местом и обстоятельствами.

Полезно будет рассмотреть данный вопрос с точки зрения пророческого наследия, оставленного заключительным посланником Творца. Разумный человек сможет провести параллели между теорией и практикой, оценить реальное положение вещей, сохраняя при этом проницательность и мудрость.

Траур — состояние печали, светлой грусти в память об ушедшем из этой жизни человеке; отказ от того, что приукрашивает внешность человека, делая ее яркой и привлекательной; отсутствие признаков веселья и радости. В основе своей это касается женщины, которая потеряла мужа. Она не имеет права выйти замуж за другого на протяжении четырех месяцев и десяти дней с момента смерти мужа[2].

Если же она беременна, то ее траур завершается с рождением ребенка, после чего она имеет полное право выйти замуж еще раз:

«Беременные, их срок [траура истекает с] рождением ребенка» (см. Св. Коран, 65:4).

В период траура женщине желательно покидать дом только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях (работа, учеба, посещение родных, покупка продуктов и т. п.); она не посещает мечеть и не отправляется в путь для совершения паломничества; одевается более скромно; не наносит макияжа и не использует духи, благовония; к ней не сватаются, и она не выходит замуж, хотя предложение о замужестве (в форме благонравного намека) она может получить[3].

По завершении срока женщина возвращается к обычному ритму жизни, своим повседневным заботам (воспитание детей, общение с родными, друзьями, работа, учеба, спорт и т. п.) и имеет полное право выйти замуж за другого мужчину.

Траур же по другим родным и близким не продолжается дольше трех дней. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней»[4].

Начинается траур со дня смерти.

Понимание траура заключается не столько в консерватизме одежды и уж тем более не в обилии эмоций и пролитых слез, сколько во внутреннем состоянии высокой душевной печали, скорби. Это своего рода дань уважения, выражение светлой памяти об усопшем пред Всевышним.

Ответы на вопросы о трауре

На днях я узнала, что мой отец умер два месяца назад. Родители были в разводе, и я не виделась с отцом 7 лет. Мы по нему скучали и всегда надеялись, что когда-то снова будем вместе. Я живу в Европе, он жил в Азии. Если честно, разрывается сердце, что я не видела его так долго и больше не увижу. Мы ему звонили, но в последнее время он не отвечал на звонки, а потом нам позвонили и сказали, что отец скончался. Мне очень больно, и я не могу успокоиться, ведь я так и не сказала ему, что он для нас лучший. Голова забита вопросами «а если бы». Знакомые говорят, что так думать греховно. Пожалуйста, дайте совет, как быть. Linda.

Следует успокоиться. Всеми мыслями и душевным состоянием отпустить его в мир иной. Сделать практический вывод и начать больше (хотя бы чуть больше, но на постоянной основе) уделять внимание живым близким родственникам.

Я живу в Казахстане, но православная. По работе приходится много общаться с мусульманами, у которых бывают проблемы и горе. У моей знакомой большое горе: умер муж в 40 лет, год назад, она до сих пор потеряна, хотя ходит в мечеть по пятницам и на кладбище. Не знаю, какими словами ей помочь, хочется приободрить. Виктория.

Читайте также:  Конкурс для свадеб репка

Горе — это всегда сложно, пережить его не так просто, но время идет, и мы продолжаем жить. Впереди нас ждут еще несколько (даст Бог) десятилетий, за которые нужно успеть сделать немалое. Ведь в Судный День каждый ответит за себя, в том числе и как провел оставшиеся годы жизни: в слезах и воспоминаниях либо работая над собой, извлекая из постигшего горя целебное лекарство, приобретая иммунитет к бедам и негативу, вырабатывая позитивную энергию, заряжая ею и других людей, заставляя их жить с непринужденной сияющей улыбкой на лице. Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в печали или жить в половину, а тем более в четверть силы.

Успокойте ее приободряющими словами. В Исламе можно молиться за умерших, прося у Бога прощения для них и помилования, но нельзя мысленно и эмоционально привязывать себя к ним. Следует уметь отпускать покойного в мир иной, а самому продолжать активный созидательный образ жизни, помогая себе и другим.

К сожалению, но факт: многие люди, вне зависимости от культуры, религии или национальности, не имеют элементарных навыков счастливой жизни, несмотря на число лет, прожитых в мирской обители.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Траур [от нем. trauer] — 1) состояние скорби по умершему или по поводу какого-либо общественного бедствия, катастрофы, сопровождающееся ношением особой одежды, отменой увеселительных мероприятий; 2) черная или темная одежда, повязка и т. п., носимая в знак скорби.

[2] «Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 2:234).

[3] «Нет греха на вас, если вы (1) [благонравно] намекнете вдовам [им самим или их опекунам] о своем намерении посвататься [что при правильной словесной формулировке даст добрые надежды и им, и вам на последующее создание семьи] или (2) сокроете это в своих душах [до поры до времени не затронете данную тему]. Всевышний знает о том, что вы будете помнить [думать] о них [потому и разрешил вам намекнуть о своих планах еще до окончания срока]. Но в тайне [от других] не договаривайтесь с ними (с вдовами) [не обещайте замужество, завлекая тем самым в сети греха и соблазна; подводя к грехопадению], а говорите им лишь благонравные слова [намекающие на ваше желание жениться, публичное озвучивание которых не заставит вас стыдиться].

И не вознамеривайтесь сочетаться браком, кроме как после истечения срока [четыре месяца и десять дней со дня смерти мужа]. Знайте же, Аллах (Бог, Господь) осведомлен о том, что в ваших душах, бойтесь же Его [не вздумайте обманывать этих женщин]! И знайте, что Господь Всепрощающ и невероятно Терпелив [сразу не наказывает за проступок, а дает возможность исправиться]» (Св. Коран, 2:235).

[4] Хадис от Умм Хабибы и Зайнаб бинт Джахш; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 188, хадисы № 1281 и 1282; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 5. С. 2182, 2183, хадис № 3330, «сахих».

Источник

Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи

Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи: Pixabay

Смерть человека сплачивает членов его семьи. В сложный момент друзья и знакомые приходят поддержать, помогают справиться с горем, берут на себя часть обязанностей по организации похорон. У мусульман существуют особые требования к поминальным обычаям, которые нужно чтить и соблюдать.

Правила поминания у мусульман

Чем правильнее и четче пройдут поминальные обряды в семье усопшего мусульманина, тем легче его душе пребывать в ожидании дня воскресения в барзахе. Каковы основные поминальные обряды после похорон, согласно с исламскими традициями?

У мусульман принято хоронить усопших в короткие сроки, желательно в день смерти до захода солнца, чтобы тело не изменило свой вид, как отмечает в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза (Погребальный обряд в исламе)» А. Муслимов. Когда погребение совершено, готовятся к поминкам.

Организация поминок у мусульман

На какой день после смерти проводятся поминки у мусульман? Поминальная трапеза в доме умершего обычно проводится в день похорон. Как стоит вспоминать умершего согласно Корану? Умершего члена семьи принято вспоминать с теплотой либо не обсуждать вообще. Хорошо, если праведные дети усопшего будут читать за него дуа (личную молитву). На поминальную трапезу приглашают муллу, который читает Коран.

Поминки можно проводить в доме, в кафе или ресторане — решение о месте поминок принимает семья усопшего. В традиционных семьях мужчины и женщины сидят на поминках за отдельными столами либо по разным концам стола. Женщины — ближе к входной двери. Поминки можно заменить раздачей милостыни (хаир).

Правила поминания у мусульман : Pixabay

Какие есть правила поминания по шариату?

Шариат — это комплекс законов ислама, основанный на Коране и сунне пророка Мухаммеда. О нем пишет Али-Заде Айдын Ариф Оглы, автор книги «Исламский энциклопедический словарь». По правилам шариата не принято поминовение усопшего на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят второй день. Считается, что поминание на седьмой и сороковой дни позаимствовано в других вероисповеданиях и не должно применяться в исламе.

Читайте также:  Canon 1100d съемка свадеб

В шариате сказано, что недопустимо делать после смерти человека что-то в знак скорби, чего не делали до того, например намеренно отпускать бороду.

Какие приняты угощения на мусульманских поминках?

На мусульманских поминках не употребляют алкоголь. Сама трапеза должна быть скромной, чтобы не обременять семью усопшего тратами. На стол подают такие традиционные блюда:

  • Суп из баранины или говядины с лапшой, плов — у татар.
  • Тары, талкан, жети нан, баурсаки — у казахов.

На поминальном обеде подают сладости, фрукты: хурму, изюм, печенье, традиционную домашнюю выпечку. Они символизируют сладость загробной жизни. Уходя с поминок, гости могут взять их с собой.

Особенности мусульманского траура

У мусульман существуют свои правила поминовения усопших. Они прописаны в Коране. Их нужно чтить, соблюдать и правильно трактовать, чтобы избегать во время похорон искажений и суеверий.

Особенности мусульманского траура: Pixabay

Как долго стоить выражать соболезнование родственникам умершего мусульманина?

У мусульман принято горевать по умершему три дня. Родня, друзья и знакомые люди выражают семье умершего соболезнования (тазия). В доме читают Коран, молятся, раздают всем приходящим в дом людям садаку. Садака — это благодарность за поддержку и дань в память усопшего. Она может быть в виде денег, сладостей или платков.

Все остальные традиции о поминовении усопшего в иные дни и более длительной скорби не прописаны в Коране.

Суеверия и запреты на похоронах и поминках

Есть определенные запреты, которые нужно соблюдать как в день похорон в доме и на кладбище, так и в дни траура. Мусульманские правила запрещают:

  • Делать могилу высокой, устанавливать на ней памятник, белить ее или делать надписи. Достаточно таблички с именем умершего.
  • Садиться на могилу.
  • Строить на ней мечеть.
  • Делать жертвоприношения, класть венки и цветы на могилу.
  • Выражать соболезнование более одного раза.
  • Оставаться на ночевку в доме, если там проводится тазия.
  • Громко плакать, вскрикивать, бурно выражать скорбь во время похорон.

Шариат напрямую не запрещает женщинам посещать похороны, тем не менее это считается нежелательным. Посещение кладбища беременным женщинам запрещено.

Можно ли мусульманам дома ставить в рамки фотографии умерших родственников? В отличие от православных традиций, по законам Корана не принято ставит фотографию умершего, а также приборы для него за поминальным столом. Зеркала в доме также не принято занавешивать. Это считается суеверием.

Сколько длится мусульманский траур?

Законы шариата гласят следующее: траур по усопшему соблюдают только три дня с момента его кончины. Жены могут дольше скорбеть об умершем супруге — 10 дней, 4 месяца.

Как вести себя во время траура мусульманам? Нужно проявлять смирение и с благодарностью принимать заботу, если люди хотят помочь семье умершего человека. Большим благом считается желание держать пост за усопшего, если он хотел, но не успел это сделать.

Часто родственники и друзья полностью берут на себя финансовые расходы по проведению поминок. У мусульман принято погашать долги умершего, чтобы они не держали душу на земле.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

У народов, исповедующих ислам, существуют национальные правила и обычаи, связанные с проводами усопшего. Это происходит, потому что этносы впитывали традиции смежных культур, проходили свой путь развития и становления. Что общего и в чем разница поминок в разных мусульманских странах?

Поминальный хлеб татар: Pixabay

Какие поминальные обычаи у мусульман казахов?

Жаназа (джаназа) у казахов проходит по правилам ислама. На поминальную трапезу «кудайы ас беру» приходит не только родня, но и все, кто знал усопшего. Самыми главными аспектами поминальной трапезы считается:

  • Чтение Корана всеми присутствующими.
  • Произнесение дуа за усопшего с просьбой о прощении его грехов.
  • Финансовая помощь семье для проведения поминальных мероприятий.
  • Соблюдение традиций в одежде на поминках, особенно для женщин.
  • Предоставление права старшему аксакалу благословить присутствующих перед обедом.

Желательно, чтобы трапеза была скромной и ограниченной во времени, чтобы не обременять семью усопшего. У казахов издавна не принято проводить поминальный обед в доме (юрте) усопшего. Дастархан организовывали у соседей или родственников, сейчас — в учреждении общепита.

В дальнейшем умершего родственника поминают в дни, освященные мусульманской традицией (Ораза-айт и Курбан-айт).

Какие поминальные обычаи у мусульман татар?

Татары проводят умеренные поминки. Здесь не принято накрывать столы в ресторане, а суть поминания заключается в чтении молитв по умершему. Приветствуется всеобщая молитва, ведь чем больше людей вспоминают человека после смерти, тем больше у него шансов быть благословенным на том свете.

Тем, кто пришел на поминки, татары собирают садаку, дают питу. Не возбраняется забирать с собой еду со стола.

Поминальные обычаи у азербайджанцев и киргизов

Азербайджанцы готовят поминальную трапезу в день похорон. Приходят все, кто узнал о похоронах, без специального приглашения. Часто затраты на похороны превышают свадебную смету.

У киргизов поминальный обед состоит из множества блюд. Они щедро угощают всех пришедших проститься с покойным и поддержать его семью. Такая щедрость смягчает и успокаивает душу человека, покинувшего этот мир.

Поминальные обряды черкесов и карачаевцев

На поминки черкесов приходят эфенди из разных аулов и часть суммы, выделенной на ритуальные действия, забирают для бедняков. На сороковой день устраивают многолюдные поминки.

У карачаевцев перед захоронением проводят деур — обряд выкупа грехов для всех, кроме девочек до 14 лет и мальчиков до 16. На поминки режут кур, барана, но пищу в доме готовить нельзя, это делают на улице. Самые многолюдные поминки устраивают на пятьдесят второй день. Поминают усопшего в годовщину смерти.

Похороны и поминальные обычаи — это важная часть религиозных канонов. Их соблюдение позволяет отдать дань уважения умершему, поддержать его близких и достойно пройти сложное испытание.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник