Меню

Свадьба по лезгинским обычаям



Лезгинская свадьба. Традиции. Часть 1.

У всех народностей лезгинской группы инициатива в браке проявлялась не столько самим юношей, сколько его родителями и близкими родственниками. У табасаранцев, например, юноша о своем желании жениться передавал родителям через своего товарища. Прежде чем женить сына родители должны были знать о его выборе тоже через близкого товарища. Затем родственники собирались на совет, где обсуждали достоинства и недостатки семьи предполагаемой невесты. Решающее слово принадлежало уважаемым по возрасту сородичам. После семейного совета родители жениха официально поручали самому близкому сородичу (мужчине или женщине) добиться согласия родителей невесты. Сват (или сваха) несколько раз приходил в дом невесты, и только после третьего посещения посредник получал согласие на обручение. На языках лезгинской группы сватов называли «илчи». Сваха приходила в дом невесты с двумя ритуальными хлебами. Если мать девушки была согласна на брак, то она принимала принесенный хлеб. Противное означало отказ. Хозяйка дома принимала гостей, ставила перед ними чай, сладости. Однако, прежде чем дотронуться до еды, «илчи» сообщали цель своего прихода.

Лишь получив согласие, они присупали в трапезе. Этикет не позволял открыто отвергать предложение. Отказ давался в вежливой форме («Мы не думали о выдаче дочери замуж», «Еще не наступило время» и т.д.). Решающее слово принадлежало отцу. Он мог выдать дочь и вопреки ее желанию. Часто причиной несогласия родителей на брак служило социальное неравенство семей.

У прибрежных лезгин, особенно у азербайджанских, выкуп за невесту был известен под названием «калыма», у горных лезгин Дагестана – «рушен рагъ». У лезгин большинство семей обходилось чаще всего без взимания выкупа и ограничивалось приобретением для невесты комплекта свадебной одежды и незначительной сумой (мейре), предусмотренной мусульманским правом шариата. Чем выше и глубже в горы, тем реже встречался выкуп за невесту. Плата за невесту получала наиболее яркое отражение в адатах. Адат предусматривал и такое положение: если мужчина, сватая девушку из другого семейства, уславливался выдать за кого-нибудь из членов того же семейства свою сестру, то «иоль-пули» (условная плата) он не платил, и обмен этот назывался «баш-баша» (аз. голова за голову). Если при этом сватовстве девица одной стороны не достигла того возраста, который позволял ей вступить в брак, то ее сторона доплачивала по условию тому семейству, из которого бралась совершеннолетняя девушка. Обычно приданое невесты превосходило сумму, вносимую женихом. Нередко отец невесты давал своей дочери в качестве приданого скот, участок земли. Даже средний крестьянин, отправляя приданое девушки, привязывал к телеге корову, говоря при этом: «Это ей». Взимание выкупа за невесту – «калым» — в большинстве случаях наблюдалось в семьях зажиточной верхушки народностей лезгинской группы. Выкуп за невесту вносили не только деньгами, но и натурой: зерном, баранами, крупным рогатым скотом. Помимо калыма, жених обязан был купить будущей жене свадебный шелковый наряд, одну пару будничной одежды и пару сапожек или туфель.

После принятия предложения, родители жениха приглашали к себе близких родственников, которые приходили с подарками, и наиболее уважаемые из них отправлялись в дом невесты для окончательного сговора. Подарок невесте состоял из кольца (серебряного или золотого, шелкового платка, платьев, носков, обуви, национального блюда-плова, сладостей). В вечер заключения сделки (обручения) устанавливали день свадьбы. Спустя 2-3 дня после получения задатка, родители жениха через своих родственников отдавали родителям невесты остальную часть калыма. В этот день происходили угощения и в доме невесты, и в доме жениха. В дом жениха приглашали по одному представителю от каждой сакли аула.

Кроме калыма в брачном договоре был предусмотрен «кебин гъак» — деньги (не более 40 рублей серебром) для обеспечения жены в случае развода. Окончательно договорившись, обе стороны – родственники жениха и невесты – поздравляли друг друга. На этом обручение считалось завершенным. В некоторых семьях назначался специальный день для обручения («лишанар»), а за день до него в доме жениха собирались все родственники с подарками или деньгами. Родители жениха отбирали необходимые подарки, снаряжали подносы (хунче) с одеждой, со сладостями, пловом. В назначенный обручальный вечер делегация жениха шла в дом невесты с музыкой, впереди – мужчины, а за ними женщины с подарками. Их встречали родители невесты. В честь их прихода устраивались угощение, танцы. Принятие принесенных подарков и части условленной части выкупа, надевание кольца на палец невесты («нишан») означало совершение обряда обручения и невеста считалась окончательно засватанной.

Сватовство — особенности села Куснет

Довольно оригинальным является сохранившийся до сих пор обычай лезгин сел. Куснет Кубинского района Азербайджана. Молодые после официальной помолвки должны были пойти к священному дереву, известному под названием «Гелин пир» («Невестин пир»), и вырезать на нем дату обручения и свои имена. По представлению кубинских лезгин, это священное дерево охраняет жизнь и благополучие молодых408. Несомненно, что это своеобразный обычай говорит о домусульманских верованиях народа. От обручения до свадьбы родители жениха во время наступавших праздников посылали в дом невесты подарки, халву и другие национальные блюда. После обручения («лишанар») жених и невеста скрывались от всей новой родни, не показывались на глаза друг другу. Невеста, встретив жениха, убегала или сворачивала в сторону. По рассказам, в отдельных лезгинских селениях до революции существовали неофициальные, тайные посещения невесты женихом. Родить до замужества считалось позором.

Читайте также:  Свадьба с малым количеством людей

Подготовка к свадьбе

Период между обручением и свадьбой у некоторых семей затягивался от одного до трех лет. К свадьбе готовились обе стороны. Играли свадьбу обычно осенью, после уборки урожая или в конце зимы, до наступления весенних полевых работ. Свадебные торжества продолжались от двух до семи дней, что зависело от имущественного положения родителей. Бедняцкие семьи ограничивались одно — двухдневным гулянием. В организации свадьбы материально помогали невесте и жениху близкие родственники: дядя по отцу и матери, братья и др. Родители жениха и невесты снаряжали караван (на лошадях), с которым близкие родственники отправлялись за необходимыми товарами и продуктами, которые и во вьюках доставляли домой. Невеста и ее родня в это время завершали вязание шерстяных носков, тканье ковров, хурджунов. Накануне свадьбы родители жениха созывали на семейный совет близких родственников, распределяли между ними обязанности по встрече гостей, подготовке свадебной еды, убою скота и т.д. в больших свадебных котлах приготовлялись национальные блюда: суп с мясом (шурва), плов, соус, голубцы и др.; выпекали хлеб. В день свадьбы (воскресенье или четверг) приходили приглашенные. Приезжавших из других аулов гостей представители жениха встречали на подступах к селению с музыкой.

Свадьба всегда сопровождалась лучшей танцевальную музыку. У кубинских лезгин это было трио: тар, каманча, тафт; у горных лезгин, табасаранцев и агулов – зурнист и барабанщик. Особой популярностью пользовались профессиональные музыканты из селения Ахты. В Южном Дагестане особой популярностью пользовались табасаранские ашуги. Нередко на свадьбах состязались певцы – лезгинские, рутульские, табасаранские. Азербайджанские песни и музыка звучали на всех свадьбах народностей лезгинской группы.

Первый день свадьбы

С приходом музыкантов и начинался свадебный обряд. Перед свадьбой жених со своими друзьями шел купаться на реку, после чего его одевали в свадебную одежду, и он уходил в дом самого близкого родственника, где веселье шло отдельно, для узкого круга. Жениха с этого дня именуют «ччам». Друзей жениха называют «енгияр», «наибар», у кубинских лезгин еще «пакаул». Невесту именуют: «свас», а ее подруг – «наибар», «енгияр».

На торжества приходили гости, женщины аула приносили по миске муки, сладости, а приезжие приводили барана или козу. В маленьких селениях на свадьбу приглашали весь аул. В таких больших селениях, как Ахты, Курах, Касумкент и др. составляли списки, по которым специально выделенные люди созывали гостей. У цахуров это делала сестра жениха, одевавшая свадебный наряд невесты. Ее свиту одаривали за приглашение деньгами, сладостями.

В теплое время года свадьбу проводили во дворе, а столы для торжеств накрывали в комнатах. Мужчины и женщины располагались на свадьбах отдельно. Гостей-мужчин обслуживали мужчины, гостей-женщин – женщины. Во время танцев на одной стороне стояли мужчины, на другой женщины. В танцах активно участвовали все гости. Танцами руководил «чауш» — специально выделенное лицо. «Чауш» заказывал музыкантам танец по желанию танцующих. Любимым национальным танцем была лезгинка, а также и другие танцевальные мотивы Азербайджана и Дагестана. На некоторых свадьбах танцующей женщине-лезгинке близкие знакомые и родные давали в руки деньги. Окончив танец, она бросала их музыкантам. Если на свадьбе присутствовала обрученная невеста, то родственники жениха вызывали ее на танец и одаривали деньгами. По этикету мужчина не мог закончить танец раньше своей партнерши, ибо это считалось оскорблением ее чести.

Свадьба проходила, в основном, в доме жениха. На свадьбе в доме невесты присутствовали лишь ее подружки и близкие. На гулянке в доме жениха по традиции избирали главного тамаду, который именовался «хан» или «шах маджлис». У шаха было два заместителя, два телохранителя и два «чауша» (часовых – исполнителей воли шаха). Шах маджлис был главным лицом – блюстителем порядка. Обычно это был представитель зажиточной верхушки. На свадьбе он мог по своему усмотрению наказывать и штрафовать любого. Перед «шахом» стоял стол с угощениями. Вопреки грозящему наказания, гости, особенно молодежь, старались нарушать волю «шаха» и приказание его слуг. Ради шутки и веселья они пытались стащить шахскую папаху, украсть со стола шаха еду и т.д. Трофей становился собственностью победителя, но, если во время кражи «шах» замечал «вора» и ударял его специальной палкой, виновник возвращал взятую вещь и штрафовался по усмотрению «шаха». Штраф выражался, например, в том, что нарушитель должен был доставлять на кухню барана, сладости и т.д. Если кто-нибудь ловко припрятывал шахскую папаху, то наказывали «шаха». Так, с шутками, танцами, состязаниями, песнями и с обильным угощением проходила свадьба.

Читайте также:  Как вести себя с мужем после свадьбы

Акт бракосочетания по шариату «кебин» у народностей лезгинской группы совершался за месяц, за несколько дней или в день свадьбы. При юридическом овормоении мусульманского брачного акта присутствовало 5 человек: два представителя со стороны родственников жениха и невесты, два свидетеля из односельчан и мулла. Свидетели формально спрашивали жениха и невесту о согласии их на брак. Невеста по обычаю молчала, вместо нее отвечал дядя или отец. По поверяю религиозных людей во время заключения «кебина» или «нека» (обряда венчания) дом, в коем происходила эта церемония, должен был оберегаться от влияния «злых духов». Для этой цели у дверей дома и на крыше ставили своих людей.

Источник

Традиции лезгинской свадьбы, последовательность мероприятий

Лезгинская свадьба славится своим безудержным весельем и зажигательными танцами. На протяжении веков было принято в эти торжественные дни показывать удаль, сноровку и силу молодых людей, испытывать умения жениха. Несмотря на внешнюю легкость, свадебный обряд лезгинского народа — это серьезное действо, к которому готовились длительное время всем селением.

Культура и обычаи лезгинов

Издревле лезгинский народ почитал свои традиции, бережно сохраняя и приумножая наследие предков. Уважение к старшим, соблюдение принятых обычаев и негласных законов сохраняется, несмотря на современные веяния и сложную историю. Традиции лезгинской свадьбы наполнены тайным смыслом, священные ритуалы, обрядовые песни и игры исполняются со всем тщанием. Самобытная культура этого народа в полной мере раскрывается в дни свадебных торжеств.

Предварительный сговор

Сговаривать детей у лезгинов принято было еще в детстве. Породниться таким образом семьями считалось наивысшим знаком доверия и взаимного уважения. В день обручения нарядно одетая кавалькада из друзей и родственников малолетнего жениха торжественно выступала к дому родителей девочки. Юную невесту осыпали дорогими подарками, в число которых обязательно входило золотое или серебряное помолвочное кольцо. Расторгнуть такой сговор было практически невозможно, а нарушение обязательств вело к многолетней вражде. Уважительной причиной была лишь смерть одного из будущих супругов.

Если же сын не был сговорен в юности, повзрослев, он сам мог выбрать себе девушку по вкусу из числа свободных девиц на выданье. Влюбившись в девушку, он извещал о том своих родителей и старших родичей через брата или ближайшего друга. Незамедлительно собирался семейный совет, на котором кандидатура избранницы оценивалась со всех сторон. Если решение принималось положительное, начинался интересный ритуал сватовства.

Сватовство

Из числа наиболее почтенных, уважаемых родственников или соседей выбирался илчи (сват). Он приходил в дом будущей невесты и трижды просил маму девушки или старшую женщину рода отдать ее за самого лучшего юношу во всех селениях. После третьей просьбы следовал ответ: положительный, который знаменовался преподнесенным илчи хлебом, или отрицательный. Если сват возвращался в дом жениха с испеченным по особому рецепту караваем, начинался второй этап.

Соглашение и помолвка

Повторный домашний сход в расширенном составе в доме жениха выбирал из своего числа представителей, которые будут заниматься всеми свадебными вопросами. Обсуждались подробности будущих мероприятий, финансовые и организационные вопросы, а также готовились к переговорам с родственниками невесты.

Делегация собиралась в дом невесты с богатыми дарами: нарядами, обязательно с ручной вышивкой, обувью и угощениями. Не забывали и про кольцо — это был начальный взнос в счет калыма. Все дни в обоих домах проходили званые обеды для многочисленных близких и дальних родственников, а также соседей, чтобы все окрестные селения знали о предстоящих торжествах.

Подготовка к свадебным торжествам

Подготовка к свадьбе у лезгинских родов могла занимать много лет, с момента сговора детей. Если сватовство происходило у молодых людей, подготовительный период также длился от нескольких месяцев до нескольких лет. Никаких оплошностей или неувязок не должно было случиться на свадьбе – ведь от этого зависит репутация семьи и будущее молодых. Заранее оговоренный план воплощался в жизнь самым строгим образом.

Приданое

С момента рождения дочери семья лезгин начинала собирать ей свадебное приданое. Как правило, оно включало хозяйственную утварь, постельные принадлежности, включая подушки и одеяла, отрезы тканей и одежду. В зависимость от состоятельности семьи, приданое могло быть простым, любовно созданным своими руками, либо включать покупные ювелирные изделия и столовое серебро. Также, постепенно собирались традиционные подарки родственникам и гостям.

Выкуп-калым

Размер выкупа за невесту обсуждался представителями обоих родов. Он мог состоять как из нарядов и предметов домашнего обихода, так и из домашнего скота, лошадей. Редко калым назначался в денежном эквиваленте. Как только стороны приходили к соглашению, семья жениха собирала запрошенное. Передача родственникам девушки происходила сразу после достижения соглашения о свадьбе. Такой ход гарантировал, что семья жениха состоятельна и девушка не будет знать нужды.

Читайте также:  Хорошие месяцы для свадьбы 2022

Свадебные облачения жениха и невесты

Народные свадебные костюмы лезгин очень колоритны. Бушлат черного, красного или белого цвета у жениха, с обязательными газырями и поясом с кинжалом. И длинное, максимально закрытое платье у невесты белого, красного или нежно-голубого цветов. Допускалось различное сочетание цветов. Обязательны были головные уборы — шикарные папахи у мужчины и шитая бисером и драгоценными камнями шапочка с вуалью у женщины.

Свадебные гуляния

Традиционно выбирались воскресенье или четверг — самые благополучные, сулящие доброе будущее, дни. Гуляли от двух до семи дней. Приглашение на свадьбу всегда доставлялось лично. По домам ходила родственница невесты — обычно, сестра. В подвенечном платье, с подружками, она обходила всю округу, приглашая на торжество. За труды от приглашенных ей полагались маленькие подарки.

Интересные старинные обычаи лезгинской свадьбы

За века своей истории лезгины накопили множество примет и поверий, которые весьма интересны и отражают суть жизненного уклада этого народа.

  • Девушки и женщины всегда заплетали только по две косы. Такая прическа считалась признаком женской красоты и изящества. А вот одна коса сулила несчастья. Даже сохранилось такое неблагопожелание: «чтоб тебе с одной косой остаться».
  • В первый день празднования в доме жениха привечали трех музыкантов, которые должны были играть на свадьбе, и дарили им три пары носков, три платка и три лепешки.
  • Перед свадьбой жених должен был искупаться в реке, и лишь тогда надевать свадебный наряд.
  • О готовности молодой жены перейти в дом мужа сообщали шерстяные носки, вывешенные во дворе на винтовке. Переезд сопровождался джигитовкой и стрельбой в воздух.
  • В доме мужа молодую жену ждала свекровь с мальчиком на руках. Считалось, если девушка возьмет его на руки — первенец будет мальчиком.
  • Чтобы жизнь была сладкой и без ссор, свекровь угощала невестку медом.
  • Холостые парни и незамужние девушки всегда веселились отдельно друг от друга.

Если у назначенного распорядителя-шаха умудрялись украсть папаху, ему назначался шуточный штраф.

Свадебные застолья и танцы

Свадьбу начинали праздновать за день до обряда бракосочетания. В доме жениха или одного из родичей собирались родственники и гости, готовили подарки для молодых. Столы обязательно делились на две части, как в большинстве мусульманских традиций: мужскую и женскую. Совместно дозволялось только танцевать.

Развлекательной программой руководил специально выбранный человек, который и подбирал музыкальное сопровождение и очередность танцев. Самым любимым и почитаемым танцем, конечно же, была лезгинка. Мужчины показывали свою ловкость, удаль и пытались произвести впечатление на женщин. Считалось, чем ниже сможет опуститься мужчина во время танца, тем он сильнее и предпочтительнее в качестве отца будущего семейства.

Если танцевать выходила невеста, она должна была показать плавность движений и умение подчеркнуть достоинства мужа, оставаясь при этом скромной.

Обряд бракосочетания

Торжественный ритуал проводился на дому, в присутствии пяти свидетелей и муллы. Он мог проводиться за месяц, за несколько дней или в день свадьбы. Девушка могла вступить под кров постороннего мужчины только будучи его женой. Так что, сначала проводили обряд, а через день она переезжала на новое место жительства.

Жених и его представитель в сопровождении муллы и двух уважаемых односельчан заходили в помещение, где находились девушка и ее отец (представитель). Новобрачных спрашивали о согласии сочетаться узами брака, после чего мулла читал молитву. Девушке положено было молчать, за нее отвечал отец или старший родственник. Поскольку во время таинства бракосочетания, по поверьям, нечистые силы не дремали, на крыше и вокруг дома расставляли вооруженных мужчин.

Первая брачная ночь

После завершения пира молодой муж привозил свою жену в дом. Брачная ночь была священным таинством. Как правило, женская половина родственников мужа наутро осматривала простыню, чтобы иметь доказательство невинности девушки. Если женщины подтверждали данный факт, празднование продолжалось с новым энтузиазмом.

Первые два дня после свадьбы молодой муж проводил в обществе своих друзей. После чего виделся со своими родственниками и принимал от них поздравления. Только на третий день молодая жена могла выйти к новым родственникам и вручить каждому именной подарок.

Современные свадебные обычаи лезгинов

Современная лезгинская свадьба в городах многим отличается от традиционной. Зачастую, ее празднуют в одном банкетном зале, женщины и мужчины вместе, хотя ранее это было строго запрещено. Однако, и в наши дни есть место для соблюдения старинных обычаев и бережного отношения к народным традициям. Многие лезгины продолжают следовать заветам предков и устраивают торжества в полном соответствии со своим культурным наследием.

Источник