Меню

Свадьба где снялся светлаков



Новое русское кино «Горько!»: первая российская комедия, похожая на правду

Создателям фильма «Горько!» удалось невозможное — они чуть ли не впервые в истории постсоветского кино сняли смешную комедию. Антон Долин выясняет, как это у них получилось.

Точнее названия не придумаешь: в этом слове зашита ДНК русского человека. У какого еще народа есть такой обычай — хором вопить на свадьбе о горечи бытия, буквально требуя стереть ее хотя б на миг сладким поцелуем? Каждая секунда подлежит отсчету: счастье на Руси долгим не бывает. Этот дуализм сладости и горечи долгие годы отрицался отечественным «добрым кино» — концентрация приторности в нем может быть любой, но неприятного привкуса надо избегать. Порвав с этой традицией, режиссер-дебютант Жора Крыжовников (под псевдонимом скрывается работавший до сих пор на ТВ Андрей Першин) совершил, казалось бы, невозможное — снял русский «Мальчишник в Вегасе», первую по-настоящему талантливую, смешную и радикальную комедию постсоветской эпохи, фильм о русской свадьбе во всем ее убийственном величии, во всех отталкивающих деталях, от первой встречи родителей жениха с родителями невесты до непременного утреннего похмелья (да еще в Геленджике).

Жених Роман (Егор Корешков), он же Ромик, — застенчивый журналист из местной газеты, мечтающий разбогатеть на каком-нибудь сетевом стартапе. Невеста Наташа (Юлия Александрова), она же Натали, — самоуверенная молодая сотрудница газовой компании. Его родители — простецы, живущие в хибаре на берегу моря: папа делает блесны ручной работы, мама — парикмахерша. В запасе — только что откинувшийся из тюрьмы брат-уголовник и толпа родственников, приехавших из Туапсе. Ее родители — элита: отчим — бывший десантник, ныне работающий в городской администрации, мать — чуть увядшая красавица-домохозяйка, в чьей квартире висят хрустальная люстра из Дубая и портреты хозяев в золоченых рамах. В запасе — лучшие люди города, от хозяев свадебного салона и самой престижной ювелирной лавки Геленджика до самого мэра.

Уже первая деловая встреча в ресторане «Золотой» наглядно покажет, насколько ничтожна социальная разница между родней жениха и невесты. У них схожий юмор и одинаковое чувство прекрасного. Все они знают по умолчанию, что на свадьбе должно быть много водки и песен, — тогда и остальное устроится. Пусть одних переменчивая судьба вытолкнула на верхнюю ступеньку социальной лестницы, а другим повезло меньше, но и те и другие надеются, что невеста все-таки споет на свадьбе под минус их любимую песню Григория Лепса «Натали».

У самих молодых немного другая система ценностей. Привычный к социальному прессингу Ромик еще худо-бедно терпит родительскую диктатуру, а Наташа пытается бунтовать. Она воспитана не на шансоне и советской эстраде, а на диснеевской «Русалочке», ей хочется красивую церемонию на берегу моря (благо оно в двух шагах), чтобы свечи горели, а возлюбленный плыл к ней на лодке с красным парусом. И чтоб без пошлости, пьянки и тупого юмора. По счастью, рядом есть понимающий босс-газовик, который способен устроить именно такую свадьбу, приняв вместо гонорара только что подаренную Наташиным отчимом иномарку. Разумеется, выбрать одну свадьбу из двух не получится: придется играть обе, и само собою, они совпадут во времени и пространстве.

Для человека даже умеренной интеллигентности такое зрелище — настоящий фильм ужасов. Для так называемого зрителя из народа — то, что называется словом «ржака». Для условного либерала — злая сатира на русские обычаи и манеры. Для патриота… ну, тут все зависит от патриота: если у него есть чувство юмора, «Горько!» покажется фильмом о большой любви, если нет — он не будет думать о дефинициях, а сразу побежит жаловаться в Госдуму. «Горько!» неизбежно вызовет бурю эмоций — но попробуем разобраться с холодной головой.

Российские праздничные комедии от «Свадьбы» до «Горько!»

  • 2000 «Свадьба»
  • 2000 «День святого Валентина»
  • 2004 «Моя большая армянская свадьба»
  • 2006 «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя»
  • 2007 «Ирония судьбы. Продолжение»
  • 2009 «Любовь в большом городе»
  • 2010 «Елки»
  • 2011 «О чем еще говорят мужчины»
  • 2011 «Мамы»
  • 2012 «Джентльмены, удачи!»
  • Главной целью «доброй русской комедии» была отчаянная лакировка действительности, декларативный эскапизм: пусть жизнь страшна, мы сделаем вам красиво. В «Горько!» же все происходит именно так, как обещает название, так близко к реальности, как только бывает. Есть, конечно, законы жанра, требующие света в конце даже темнейшего из тоннелей, — таковы же и законы свадебной церемонии, где самая пошлая сентиментальность и самый тупой юмор оправданы сакральностью ритуала. Ключ к содержанию и пафосу фильма в этом случае — его формальное решение, то, как он снят. Это как бы случайно найденное любительское видео, «found footage» — форма, которая чаще всего используется для хоррора («Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление», «Монстро») и уже была применена в России Павлом Бардиным для его антифашистского манифеста «Россия-88». В «Горько!» это свадебное видео, снятое младшим братом жениха, единственным малопьющим гостем свадьбы, — то есть полноправным представителем режиссера и зрителя.

    Между неряшливостью снятых на цифру эпизодов и предполагаемой красивостью действа — непреодолимый конфликт, заложником которого может себя считать в той или иной степени каждый из нас. Мы все зависли между советским пыльным ватником и безвкусными новорусскими стразами, между ложной задушевностью и столь же наносной беззаботностью, между потерявшими смысл традициями и крикливо-глупыми инновациями. А есть ли на самом деле разница? Вроде была, но где она? Деревенские старушки и гламурные красотки в купальниках с равной охотой фотографируются с заказанным из столицы тамадой Сергеем Светлаковым (в роли самого себя) — звездой, как чаще всего случается в новом русском кино, превращенной в реди-мейд. Произнеся пять-семь дежурных фраз, он валится под неумолимым ударом крепкого алкоголя, покорно выслушивает сокровенные вопросы поклонников: «Серег, только честно, Басков — гей?» — но даже на такие вопросы не может найти ответа.

    Источник

    «Горько!»: все, что вы знаете о русской свадьбе, но стесняетесь рассказать

    «Традиционная русская свадьба входит в десятку главных ужасов нашей страны, располагаясь где-то между творчеством Тани Булановой и сталинскими лагерями», — замечает один веселый московский журналист.

    Не согласиться трудно: вряд ли среди читателей найдется хотя бы один человек, который ни разу не был на свадьбе, в любом качестве. Коль скоро это так, то вышедший на этой неделе в прокат опус «Горько!», лишь по какому-то недоразумению отнесенный к жанру комедии, достоин внимания каждого российского зрителя.

    Ничто не предвещало беды: трейлер к фильму «Горько!», который показывали перед победным «Сталинградом» Бондарчука, представлял собой зрелище, от которого волосы вставали дыбом. Сомнений не было — нас ожидает очередная «русская комедия», наподобие пошлых и диковатых приключений беременного мужчины, Карлсона в исполнении Галустяна и Штирлица в исполнении Павла Деревянко. Даже постер к фильму не вызывал тревоги, поскольку оформлен был в лучших традициях упомянутых кинопроектов.

    И только попав в зал кинотеатра, как в западню, понимаешь, что ничего общего с той «ржакой», которую, вроде как, обещали создатели фильма, зрителя не ожидает. Зрителя, мягко говоря, ввели в заблуждение: «Горько!» действительно смешной фильм, первая за долгое время настоящая российская комедия, а не пошлый гламурный трэш, которым она прикидывается в трейлере и на афише.

    Создатели фильма сознательно выбрали такую форму продвижения: постер, трейлер, все сделано так, чтобы у зрителя не сложилось предварительного мнения о том, на какой фильм он идет. Только он настраивается на плоские и пошлые шутки выдуманной, вроде бы смешной истории, как с первых кадров, без всяких вступлений, его окунают в суровую действительность русской свадьбы. Какие уж тут шутки.

    Прочитав сценарий фильма, наши чиновники от кинематографа содрогнулись и наотрез отказались помогать съемкам государственными деньгами. Поэтому «Горько!» сняли в рекордно короткие сроки — май 2013 года за полтора миллиона долларов. Судя по всему, отсутствие государственного участия в проекте пошло последнему только на пользу.

    Как и во всех фильмах-катастрофах, сюжет в «Горько!» находится на втором месте: в первую очередь все внимание зрителя должно быть приковано к катаклизму, коим в наших широтах является так называемая нормальная свадьба, из серии «чтобы все, как у людей».

    Тем не менее сюжет есть. Слегка истеричная Наташа из богатой семьи, работающая в службе протокола в одной из газовых компаний, и немного тормознутый Рома, корреспондент местной газеты из совсем небогатой семьи, решают соединиться узами брака. Родители молодых настаивают на той самой «традиционной» свадьбе с выкупом невесты, заездом по памятным местам и обязательной застольной частью в ресторане «Золотой».

    Наташа, выросшая на мультфильме про Русалочку, видит свое бракосочетание в другом свете: она будет стоять на берегу моря во время заката (благо действие фильма происходит в Геленджике и проблем с натурой нет), а Рома приплывет к ней на лодке под алым парусом.

    Это только кажется, что налицо непреодолимые стилистические противоречия между взглядами старшего и младшего поколений. На самом деле их нет: от обоих сценариев мероприятия разит таким безвкусием и мещанством, что впору начинать пить еще до официальной части. Чем большинство героев фильма и заняты.

    Уже с первых минут фильма по кинозалу начинает проноситься истерический хохот: зрители узнают себя в идиотских реалиях российской свадьбы. К середине фильма некоторых уводили из зала, чтобы те успокоились.

    Нет никакого смысла рассказывать о том, что происходит на экране: вы видели это много раз на своей или чужой свадьбе. С тестем, который поет песню «Синева» ансамбля «Голубые береты», может соперничать только свекр, на протяжении фильма несколько раз безуспешно пытавшийся исполнить романс «Я тебя никогда не забуду».

    Авторы никого не забыли, в фильме представлен весь необходимый набор персонажей: подружки невесты, пьянеющие после первого бокала; дикая родня из соседнего города; авторитетные друзья тестя; чиновники из городской администрации; только что вышедший из тюрьмы брат; легион бабушек и тетушек — никто не ушел обиженным.

    Дополнительной правдоподобности фильму придает манера съемки: младший брат молодого за два месяца начал вести видеодневник, описывающий подготовку к свадьбе, а затем и саму свадьбу.

    Обычно в таком стиле снимают только фильмы ужасов: «Ведьму из Блэр» или, допустим, «Паранормальное явление», так что в этом смысле «Горько!» гордо стоит в ряду псевдодокументальных хорроров. Потому что никакими другими словами описать происходящее на экране, как «шабаш», «мракобесие» и «дичь», не получается.

    Русская свадьба показана как явление ясно и без преувеличений; как можно преувеличить cход лавины, наводнение или атомный взрыв? Можно только попытаться подлететь на самолете как можно ближе и успеть заснять события.

    Сергей Светлаков в одном из интервью рассказывал, что для него этот фильм в первую очередь о русском человеке. На свадьбу, как и в последний бой, русский человек идет с «открытым забралом»: он может ни с того ни с сего накинуться с топором на соседа по столу, а через полчаса опять спокойно пить с ним водку и говорить по душам. Вот это — настоящая жизнь здесь и сейчас, а не то, что пропагандировал индийский гуру Ошо в своих бесконечных брошюрах. В фильме прекрасно показано главное стремление русского человека — ухватить счастье прямо сейчас, хотя бы на секунду, а потом пусть все горит синим пламенем.

    «Горько!» далеко не первый фильм, показывающий русскую свадьбу: в 1998 гениальный Юрий Мамин, автор шедевров «Фонтан», «Бакенбарды» и «Окно в Париж», снял одноименную комедию, а в 2000 году Павел Лунгин показал (главным образом западному зрителю) «Свадьбу» с Марией Мироновой и Маратом Башаровым в главных ролях.

    Однако еще никто до Жоры Крыжовникова (так себя в титрах заявил режиссер Андрей Першин) не показывал русскую свадьбу настолько точно, ярко и хлестко для отечественного зрителя.

    Авторы сами признают, что источником вдохновения для них являлись не голливудские и постсоветские лекала, а ролики со свадеб на YouTube.

    Этот фильм не комедия, и даже не гротеск. Это безжалостное отражение наших нравов; на примере одной взятой свадьбы нам показали, в каком состоянии находится современное российское общество; каждый кадр в этом творении является документальной правдой. Это злющая сатира на нашу с вами действительность. Такого кино мы не видели со времен «Копейки» Ивана Дыховичного.

    Мастерство авторов сценария и режиссера состоит в том, что в своих творческих экспериментах они не скатились в «гламур нулевых» с одной стороны и «трэш и угар» с другой. Гламура и трэша в фильме ровно столько, сколько и в жизни.

    Особого упоминания заслуживает Сергей Светлаков, который выступает в фильме в роли тамады и играет самого себя. Впрочем, «играет» — это мягко сказано: большую часть фильма шоумен проводит в невменяемом состоянии. Зато принципиальным является момент, когда с ним фотографируются и гражданки в бикини с ярко выраженной бордельной экспрессией, и пожилые родственницы со стороны жениха, вставшие, как на советских фото, в ряд позади мирно спящего кумира. Никакой разницы: что луки в Instagram, что фотки на дешевый цифровой фотоаппарат.

    Не подкачали авторы и с музыкой: играет все что нужно, «чтобы как у людей», начиная от «Боже, какой мужчина», заканчивая шлягером Григория Лепса «Натали», который в фильме претендует на звание той самой «духовной скрепы», о которой в свое время говорил президент.

    Впрочем, если бы «Горько!» была просто злободневной сатирой, в ней не нашлось бы места той теплоте и подлинным чувствам, которые возникают под конец фильма между главными героями.

    Пройдя через пьянки, идиотские конкурсы, драки, пожары и стрельбу, молодые и их родители наконец-то чувствуют себя семьей, которая, как известно, превыше всего. Пусть даже ценой таких неимоверных испытаний, как свадебные мероприятия.

    Зрители после просмотра выходили с довольными лицами и улыбались чему-то своему. Каждый третий напевал «Натали» Григория Лепса.

    Источник

    Где снимали «Горько»? Живописные пейзажи и неуемное веселье

    Фильм «Горько» поведает благосклонному зрителю о классической русской удалой свадьбе: с затянутым выкупом, многочисленными и разношерстными родственниками, пьяным тамадой и традиционной дракой в финале. Во время просмотра отечественного шедевра зрителя волнует лишь один вопрос: «Где снимали «Горько»?». Пейзажи, на фоне которых происходит вопиющий беспредел, называемый празднованием дня бракосочетания, неописуемо красивы и притягательны.

    По сюжету

    Согласно задумке авторов, повествование картины начинается с того, что двое влюбленных молодых людей Рома (Егор Кочешков) и его невеста Наташа (Юлия Александрова) решают связать себя узами брака. Влюбленные видят свою свадьбу красивой и утонченной на морском побережье. Отчим Натальи (актер Ян Цапник), чиновник местной администрации, не понимает, к чему эта вся мишура, он хочет традиционное гулянье в ресторане. Конфликт интересов приводит к тому, что молодые решают пожениться тайно, но не тут-то было, слухи в маленьком городке распространяются моментально, и гости, изрядно поддав, из ресторана перекочевывают на берег моря и обратно. Здесь зритель имеет возможность лицезреть поселок Дивноморск, располагающийся в 12 км от Геленджика. Его еще называют «фальшивый Геленджик». В кино известный шоумен Сергей Светлаков исполнил роль самого себя, приглашенного на свадьбу артиста, проще — тамаду. Под неумолимым напором окружающих гостей он довольно быстро доходит до кондиции (алкогольное опьянение) и веселится на равных с наиболее активными родственниками молодых. Уже из описания сюжета становится понятно, что ответ на волнующий вопрос «Где снимали «Горько»?» — Геленджик и Дивноморск.

    Подвид монкьюмери

    Кинокомедию удалось снять в рекордно короткий срок – за каких-то 23 смены. Изначально создатели планировали снять фильм глазами свадебного оператора, этакий отечественный монкьюмери. В результате большая часть хронометража действительно снята с эффектом дрожащей камеры. Сценаристам не пришлось ломать голову над придумыванием курьезных ситуаций, в фильме используются реальные истории, о которых всему миру рассказывают видеоролики на YouTube. Фильм «Горько 1», актеры которого практически всем составом снялись и во второй части, максимально реалистичен и приближен к современности.

    Сплошные импровизации

    Кстати, недаром зрителя волнует вопрос «Где снимали «Горько»?», ведь изначально планировалось проводить съемочный процесс в Москве, только лишь позже решили, что действо лучше развернуть в одном из южных городков. Поэтому и свадебный салон, и ломбард из фильма не просто находятся в Геленджике — они реальные и функционируют и поныне. Практически весь фильм снимали на сплошных импровизациях, порой бессмысленных и беспощадных. Впрочем, фильм «Горько!» только вначале можно назвать комедией, на самом деле картина гораздо глубже, жанровую принадлежность определить довольно проблематично. Это столкновение внутреннего и внешнего, традиций и заимствованного за рубежом гламура, про ценность семьи и конфликт поколений. Не так уж и важно, где снимали «Горько!», важно то, что получилось.

    На волне успеха

    После триумфа первой части, отснятой в стиле «свадебного видео», вдохновившись успехом, киношники, возглавляемые режиссером Жорой Крыжовниковым, сняли продолжение — фильм «Горько 2». Большая часть съемочного процесса вновь проходила в Геленджике. В этой части зритель имеет возможность любоваться не только морской гладью и побережьем, но и горами. Актерский состав, как и было отмечено, практически не изменился. Согласно развитию сюжета, создателям понадобилось заснять несколько грандиозных застолий, которые были проведены в 6 разных городах РФ. В трапезе принимали участие более 4500 человек, этот результат был отмечен в Книге рекордов России.

    Сюжет сиквела

    Фильм «Горько 2» имеет не менее увлекательный и вполне реалистичный сюжет. Витька Каравай (персонаж Александра Робака) приезжает на встречу к своему другу и сослуживцу — отчиму невесты из первой части (актер Ян Цапник). Друзья решают отметить данное событие с настоящим десантным размахом, устроив пирушку буквально под облаками, на вершине горы. Снимать действо было решено на горе Шахан (700 м). Последствия этого решения предугадать довольно сложно, нужно просто смотреть и наслаждаться удалью и колоритом персонажей фильма.

    Источник

Читайте также:  Сценарный план свадьбы это