Меню

Русские сказки про свадьбу



Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Свадьба в русских народных сказках

Изображение свадьбы и свадебной ритуальной символики встречается во многих русских народных сказках. Сказочная свадьба с царевной является самой желанной для каждого героя, который становится не только равноправным членом царской семьи, царским зятем, но и властителем «полцарства».

Сказки полны свадебной обрядовой символики. К ней принадлежат и запекание кольца в пирог, и надевание женихом башмачка невесте, и узнавание невесты среди ее подруг, и выставление мнимых невест на свадьбу, и метка, которую невеста ставит на лоб жениху, — знак принятия его в род, и временное «убегание» невесты или жениха, и служба жениха в «низкой» должности в доме невесты, т.е. так называемый «брак отработкой», и служба невесты в семье жениха, и нарушение брачных запретов, и «трудные задачи» в свадебном ритуале, и многое другое.

Повышение социального статуса с помощью сказочной женитьбы связано не только с возмужанием героя — оно является для героя, «не подающего надежд», способом преодоления его социальной обездоленности. Мотив героя, «не подающего надежд», прежде всего социально униженного, но в финале торжествующего, — это важный архетипический мотив, специфичный для русской сказки.

Героические подвиги сказочного героя совершаются большей частью с помощью чудесных существ, которые порой как бы действуют вместо героя. Чудесное рождение героя в сказке не указывает на его божественное происхождение, но объясняет, откуда могут появиться рядом с ним звери-помощники, они — его единокровные братья. Если нет чудесных звериных братьев, то волшебными помощниками могут быть «благодарные» животные, приобретенные героем во время странствий, или встреченные героем в пути чудесные «старички» и «старушки», подвергшие героя предварительным испытаниям. Кроме того, герой, «не подающий надежд», внешне невзрачный (обычно временно), пассивный и как бы слабый умом (Иванушка-дурачок, например), всегда демократического происхождения, социально униженный, обиженный в роде и в семье (сирота, младший сын, падчерица), часто пользуется особым сочувствием волшебных существ (в генезисе — родовых духов). Они помогают герою совершить подвиги, восторжествовать над соперниками, поднять социальный статус.

Таким образом, сказки закладывают очень важные семейные императивы: настоящая любовь не имеет барьеров, и каждый может добиться своего счастья, пусть и небывалым способом.

Источник

Свадебные обряды в волшебных сказках

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: подробное изучение волшебных сказок, свадебных обрядов и их взаимосвязи.
Задачи:
1) изучить процесс свадебного обряда, в частности сватовства, и найти его характерные черты;
2) изучить тексты волшебных сказок, выявить наличие в них элементов свадебных обрядов, в частности сватовства;
3) выявить взаимосвязь между сватовством и волшебной сказкой.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Свадебный обряд – что это?
Общее описание свадебного обряда
Сватовство и его основные черты
Глава 2. Волшебная сказка
2.1. Связь волшебной сказки с обрядами
2.2. Функции невесты и мотив «трудных задач»
2.3. Содержание задач (по В. Я. Проппу)
2.4. Волшебные сказки и элементы сватовства
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Свадебные обряды в волшебных сказках.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра русской и зарубежной литературы

Свадебные обряды в волшебных сказках

Студентка 222 группы

Тупицына Наталья Александровна

Старший преподаватель кафедры

русской и зарубежной литературы

Тунёва Лидия Васильевна

Глава 1. Свадебный обряд – что это?

    1. Общее описание свадебного обряда
    2. Сватовство и его основные черты

Глава 2. Волшебная сказка

2.1. Связь волшебной сказки с обрядами

2.2. Функции невесты и мотив «трудных задач»

2.3. Содержание задач (по В. Я. Проппу)

2.4. Волшебные сказки и элементы сватовства

Человек всегда будет играть свадьбы, эта многовековая традиция вот уже несколько сотен лет практически не меняется. Конечно, под влиянием времени изменяются некоторые части обряда, но в большинстве своем все остается как прежде. Разве мы можем сказать, что сейчас нет сватовства? девичника и мальчишника? выкупа невесты? так называемого свадебного пира? Все это сейчас мы можем найти в современных свадьбах, все это осталось, хотя и в некотором измененном виде. Да и сказки. Разве сейчас не читают своим детям сказок? Разве потеряли они свою актуальность? Нет, нет и еще раз нет. До сих пор многие люди предпочитают рассказывать своим детям старые добрые русские сказки. Давайте посмотрим: в сказках всегда счастливый конец, чаще всего дело заканчивается свадьбой. А разве не интересно узнать, какие формы принимает в сказках свадебный обряд? Это не всегда ясно видно, некоторые элементы свадебного обряда скрыты за некими действиями, и приходится поломать голову, чтобы это понять.

Читайте также:  Мурат йылдырым его свадьба

Объектом исследования является русская народная волшебная сказка.

Предметом исследования выступает свадебный обряд, в частности сватовство, в русских народных волшебных сказках.

Цель данной работы: подробное изучение волшебных сказок, свадебных обрядов и их взаимосвязи.

1) изучить процесс свадебного обряда, в частности сватовства, и найти его характерные черты;

2) изучить тексты волшебных сказок, выявить наличие в них элементов свадебных обрядов, в частности сватовства;

3) выявить взаимосвязь между сватовством и волшебной сказкой.

1) анализ — анализ обряда и текстов, выявление признаков;

2) сопоставление — сопоставление черт сватовства в свадебном обряде и в волшебной сказке.

Для написания данного исследования были использованы работы известных фольклористов, в частности В. Я. Проппа, Н. П. Колпаковой и других исследователей. Также были использованы сборники сказок А.Н. Афанасьева, И.А. Худякова.

Глава 1. Свадебный обряд – что это?

1.1.Общее описание свадебного обряда

Свадьба всегда имела для русского народа большое значение, более того, свадебный обряд нес в себе магические функции.

Что же такое свадебный обряд? Свадебный обряд – наиболее сложный по своему составу и в художественном отношении самый богатый из русских традиционных бытовых обрядов. Это многократное драматическое действо. Свадьба обычно длилась не меньше двух-трех дней (а в максимальном варианте – неделю и более) и была сложным сочетанием обрядовых действий, фольклорных текстов (в том числе и прежде всего песенных), пляски, драматических сценок. Поэтому есть все основания говорить о свадебном ритуале, то есть не об одном обряде, а о целой системе обрядов.

Свадебный обряд состоит из: досвадебных мероприятий, собственно свадебных и послесвадебных. К досвадебным относятся: сватовство, смотрины, девичник, жениховы посиделки. К свадебным — выкуп невесты, свадебный поезд, венчание, свадебный пир. К послесвадебным же относятся второй день и гулянье.

В данной работе будет рассмотрен обряд сватовства, его основные черты и символы.

1.2.Сватовство и его основные черты

Сватовство — это начальный этап свадьбы, переговоры сторон, заинтересованных в заключении брака. Переговоры о возможности брака всегда были длительными, при этом инициатива всегда исходила от родителей парня, которые направляли сватов к родителям приглянувшейся девушки. Сватовство считалось делом важным и ответственным, поэтому, прежде чем решиться на него, собирался семейный совет с участием крестных родителей и ближайшей родни. Выбор сватов считался ответственным делом: «Выбирай не невесту, а сваху», — говорили русские люди. От умения сватов вести разговор, расположить к себе родственников девушки, хорошо представить семью парня зависел исход дела: родители девушки могли принять или не принять предложение. Как правило, сватами становились крестные родители парня или кто-нибудь из его родственников. В некоторых случаях, если родители парня сомневались в положительном исходе сватовства, в сваты приглашался уважаемый человек, пользовавшийся доверием односельчан. Предпочтение отдавалось также тем, кто отличался красноречием, умением устраивать брачные дела, способностью, по меткому выражению крестьян, «играть, и плясать, и сшить из малой торбочки большой мешок». В больших ремесленных слободах, торговых селах, городах прибегали и к услугам профессиональных свах. Сватовство проводилось в определенные дни недели, которые назывались «легкими»: в воскресенье, вторник, четверг или субботу, — обычно в вечернее или даже ночное время, и сопровождалось различного рода магическими действиями, которые должны были обеспечить благополучный исход дела. Ехали сваты обычно «задами», чтобы не встретить на пути людей. Сватам редко задавали вопросы, но, даже если бы задали, ответа бы не получили.

Сват произносил хорошо знакомые всем присутствовавшим формулы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?» Иногда сваты прямо говорили о цели своего прихода: «Слухайте, хозяева дорогие, у нас есть купец, у вас — красна девица. Много про нее мы понаслыхали, с лику пригоженька, сама умнешенька, беля белешенька, моя чистешенько. Породниться хотим с вашим домом». Или прямо сообщали, что пришли «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать — невесту искать».

Читайте также:  Годовщина свадьбы шесть лет поздравления

Глава 2. Волшебная сказка

2.1. Связь волшебной сказки с обрядами

Волшебные сказки — важная составная часть русского фольклора. В них нашли свое отражение как древнейшие мифологические представления, так и исторически существовавшие институты, в том числе институты семьи и брака. Тема семейных отношений так или иначе рассматривалась в работах многих фольклористов.

Уже давно замечено, что сказка имеет какую-то связь с областью культов, с религией. Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое генетическое объяснение. Сказка — не хроника. Между сказкой и обрядом имеются различные формы отношений, различные формы связи, и эти формы должны быть кратко рассмотрены. Самый простой случай — это полное совпадение обряда и обычая со сказкой. Этот случай встречается редко. Чаще всего встречается другое соотношение, другое явление, явление, которое можно назвать переосмыслением обряда. Под переосмыслением понимается замена сказкой одного какого-нибудь элемента обряда, ставшего в силу исторических изменений ненужным или непонятным, — другим, более понятным. Чаще всего изменяется мотивировка, но могут подвергаться изменению и другие составные части обряда (пропп исторические корни) (328-329).

В сказке и в обряде жених и невеста часто противостоят друг другу. Иногда невеста даже может играть более активную роль.

2.2. Функции невесты и мотив «трудных задач»

Теперь следует поговорить о функциях невесты. Часто, прежде чем вступить в брак, она испытывает жениха, т.е. используется мотив «трудных задач». Мотив «трудных задач» — один из самых распространенных в сказке. Стоит отметить, что трудные задачи — это является самым частотным в сватовстве в волшебных сказках. Следует прояснить, что же имеется в виду под термином «трудная задача». Трудная задача — это только такая задача, которая задается в связи со сватовством, и только сватовством. Но задачи, препятствующие свадьбе героев, могут задаваться также и отцом невесты, и врагом главного героя, и самим главным героем. Кроме того, есть случаи, когда задаванье трудных задач, хотя и не стоит в прямой связи со сватовством, но связь эта из сравнений легко может быть установлена. Именно этот мотив и будет рассмотрен в данном исследовании.

Иногда задача может задаваться в начале сказки, как то: царь кличет всенародный клич, в котором сообщает условия выдачи своей дочери замуж. Наиболее показательна в этом контексте сказка «Сивка-Бурка» [Аф. 180]. Царь объявляет, что отдаст свою дочь в жены тому, кто сможет на лету, с коня поцеловать царевну, сидящую в башне. Это — одна из наиболее частотных задач. Но встречаются и другие. Например, построить волшебное средство — это сказка «Летучий корабль» [Аф. 144]. В целом, можно сказать, что задачи могут быть заданы как в самом начале сказки, так и в середине и в конце. Можно сказать, что в большинстве своем задания не мотивированы, т. е. не понятно, что заставляет царя давать задачи. Также непонятны цели этих задач: то ли отпугнуть женихов, то ли привлечь, то ли найти единственного достойного жениха.

Вышеизложенный случай показателен тем, что он предшествует сватовству, можно сказать, вызывает его. Сейчас нужно отметить, что существует и обратный случай, когда после сватовства жених должен решить задачи невесты. В этом случае мы говорим о мотивированности — испытание силы жениха, его ловкости, хитрости, находчивости (Аф. 200). Причем испытание это не для физической силы, а для некой силы магической, которая выражается в чудесном помощнике. Еще один интересный момент — эти задачи ставят своей целью избавиться от жениха, в них присутствует момент угрозы: «Если старухин сын все это сделает, тогда можно за него и королевну отдать: значит, больно мудрен; а если не сделает, то и старухе и ему срубить за провинность головы» (волшебное кольцо том 2). Более того, в этом случае, испытание жениха не ограничивается одной задачей — они с каждым разом все труднее и опаснее — и ставит целью своей погубить жениха, в лучшем случае, избавиться от него (Аф. 123-124).

Читайте также:  Годовщина бархатной свадьбы родителей

2.3. Содержание задач (по В. Я. Проппу)

Кроме этих задач, В. Я. Пропп выделяет и другие (пропп историч-е корни волш сказки стр 305-307):

1) задачи бежавшей и вновь найденной невесты. Характер враждебности проявляется в том, что невеста сбегает от жениха, используя ковер-самолет или иное средство, чаще всего волшебное. Для того, чтобы ее вернуть требуется выполнить ряд задач. Так, она требует, чтобы герой спрятался. В преследовании его она проявляет настойчивость. Когда герой, превратившись в булавочку, прячется за зеркало, и она не может его найти, а волшебные книги ей не дают ответа, она в досаде сжигает книгу и разбивает зеркало. Отсюда видно, что царевна не хочет идти за героя (См. 355). Здесь также можно заметить характер состязания в магии, и, хотя героиня-невеста сильный маг, герой ее превосходит. Что интересно, можно заметить, что нет никаких оснований относится к жениху враждебно, т. е. на вопрос о том, почему невеста относится к жениху враждебно, мы не получаем ответа.

2) задачи царевны, похищенной ложными героями. Часто бывает так, что царевна похищена у героя его братьями, а он сам сброшен в колодец, пропасть. Он неузнанным возвращается домой и нанимается на работу к башмачнику или золотарю (наиболее распространены). В это время царевна прежде, чем согласиться на брак, просит ложного героя выполнить какое-то задание. Иногда вернувшийся герой узнает об этом по слухам: «А эти царевичи с матерью привезли какую-то царскую дочь, большак жениться на ней хочет, да та посылает наперед куда-то за обручальным перстнем или велит сделать такой же». Даются с целью найти истинного героя. Часто девушка узнает своего спасителя по платку, которым она перевязала его руку, или по рубцу на щеке (Аф. 125). Это момент своеобразного клеймения героя. Также герой может быть узнан по ожогу: «Толкала-толкала, нет, не просыпается, заплакала она слезно, и капнула горячая слеза ему на щеку» (Аф. 155).

3) задачи Водяного. Часто в сказках герой бывает обещан Водяному. Но, как обычно водится в сказках этой тематики, по пути герой успевает познакомиться с его дочерью или даже обручиться с ней. Когда он (герой) приходит к Водяному, тот дает ему задания, чаще всего ничем не мотивированные. К мотивированным же обычно относятся наказания за провинности: «Вот тебе за провинок, что ты долго не приходил: поставь мне за ночь амбар» (Аф. 225). Кроме того, часто выполнение задания является условием освобождения: «Узнай ты мою меньшую дочь; узнаешь — пушу тебя на все на четыре стороны, не узнаешь — пеняй на себя» (Аф. 220). Существует задавание трудных задач непосредственно не связанных со сватовством. Как пример, можно указать «Семь Симеонов». В этой сказке царь «приказывает семи Симеонам показать свои ремесла» (146). Здесь за выполнением задач все же следует брак. Так, связь задач с браком превращается из обусловленной в механическую(пропп ист корни волш сказки, стр 307).

Задаванье задач иногда ведет к выделению, к возвеличению магически одаренного из простых смертных. Примером такого является «Царевна-лягушка» (Аф. 267-269).

4) задачи тестя. Они, как и задачи Водяного, состоят в том, чтобы отвадить жениха, но, как всегда, тестю (царю, князю и т.д.) это не удается. Иногда враждебность тестя по отношению к герою смягчается. Это проявляется в том, что на героя наговаривают другие люди, которые ему завидуют, кроме того, к наветам часто прибегает и ложный герой (Аф. 123, 127). Также бывает, что отрицательное отношение тестя к жениху бывает из-за того, что герой простолюдин, не знатного рода. «Царь рассудил, что отдавать свою дочь за простого мужика не приходится, и стал думать, как бы от такого зятя избавиться. Вот и придумал. «Стану я ему задавать разные трудные задачи»» (Аф. 144).

Источник