Меню

Русские невесты первая брачная ночь



Тайны первой брачной ночи в старой Руси, или Что грозило согрешившей до свадьбы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Когда это происходило

Свадьба в старой Руси всегда проводилась в подходящее время. К ней готовились, ее ждали, широко праздновали. Но если в мире есть народы, где новобрачные уединялись в опочивальне не в первый же день, а, например, по истечении 3-4 суток, то на Руси первая брачная ночь издревле была приурочена к свадьбе. Именно потому день этого торжества очень внимательно выбирали, чтобы он попал на дату, которая разрешена церковью. Ведь есть некоторые ограничения: православие считает недопустимым проводить первую ночь любви во время церковных праздников, или же, например, в те недели, когда длится пост. Церковный календарь имел огромное значение при назначение даты.

Какой ритуал проводили для подготовки к этому событию и что такое подклет

Итак, старая Русь, скоро свадьба, а, значит, скоро и подклет. К этим забавным слова называли устроенное для молодых ложе. Оно не должно было находиться в теплом месте и поэтому располагалось в чулане, бане, подклети избы. Но одно оставалось неизменным: подклет организовывали доме жениха.
Как же выглядело это место? Делали крепкое деревянное основание и на него водружали ложе. Девушка должна была поделиться своим приданым, из которого брали постельные принадлежности. Стелить постель поручалось так называемым постельницам, выбранным из свах. Это могла сделать женщина из семьи жениха, например, его сестра или же мама.

После того как подклет был сооружен, его практически заваливали различными ритуальными предметами, которые были нужны, чтобы на молодоженов не наслали порчу, и чтобы в будущем они жили богато и счастливо. Итак, чего только не клали на брачное ложе: мешок с мукой, ржаной сноп, несколько матросов, перину. Когда все было готово, накидывали покрывало, которое должно было быть обязательным белым и с вышивкой. Постельницы тоже заботились о том, чтобы отогнать от молодых нечисть. Для этого они подкладывали обереги: можжевеловая веточка, полешко, кочерга, сковородник. Кстати, полено — своеобразный символ плодовитости, поэтому их всегда было много.

Ведут новобрачных в спальню – сегодня такое представить сложно

Наступал момент, когда молодым нужно было идти в опочивальню. Сегодня сложно себе представить, что толпа гостей, родственников, знакомых с криками и хохотом стала бы провожать молодых в спальню. В старой Руси было именно так: все, кто хотел поучаствовать в этом действе, включая родственников, свах, друзей и подружек, с веселыми песнями, дружескими советами и зачастую с непристойными шутками вели покрасневшую невесту под руку с женихом в подклет. Так называемый дружка должен был выгнать нечистую силу, для чего со всей силы лупил кнутом по брачной постели. После этого постельницы брали с него выкуп, чтобы молодые были счастливы.

И, наконец, наедине – что делали молодожены и причем тут курица

Наконец-то проводы завершались, и новобрачные уединялись. Но это не значит, что их оставляли в покое: снаружи на дверь навешивали замок, который оставляли сторожить специального человека, так называемого клетника. Говорили, что его задача к тому же отгонять нечисть. Гости же очень часто подсматривали за новоиспеченным и супругами.

Что же делали молодые? Они в первую очередь должны были позаботиться о потомстве. Для этого пара начинала есть олицетворяющую его пищу, а именно курицу с хлебом. После этого наступал момент демонстрации смирения жены перед мужем, для чего девушка снимала с ног жениха сапоги. Она также не могла просто так улечься на постель, а должна была спросить разрешения. И вот, наконец, происходил близкий телесный контакт. И опять никаких личные границ — дружка постоянно заходил и спрашивал, готово ли дело. Как только все происходило, считалось, что брак наконец-то подтвержден. Эта новость мгновенно сообщалась всем гостям, а молодых все равно не оставляли в покое — они должны мне снова выйти к праздничному столу и слушать не слишком целомудренные частушки. Ещё один вариант был таков, что что молодые оставались в подклете, а гости собирались вокруг и проводили там время до самого утра.

Невинность девичья: что грозило согрешившей до свадьбы и как отмечали брачную ночь

Одним из самых важных элементов ритуала был показ гостям невестиной окровавленной рубашки. Если ткань была испачкан, это значило, что девушка честная, хорошая. А если пятен не наблюдалось, то это означало позор и невесте, и ее родителям. Их могли сурово наказать: родителям и свахе подвешивали хомуты на шее, отец девушки должен был пить вино из дырявой чарки, а сама невесту могли обругать и погнать обратно в дом родителей.
Девственность была так важна, что ее потерю даже отмечали, для чего били горшки и расшивали красными нитками полотенца. Когда брачная ночь заканчивала, молодая должна была надеть головной убор и одежду, соответствующую новому статусу. К ритуалу относились серьезно, ведь несоблюдение грозило разными бедами, нищетой, бесплодием.

Читайте также:  Буква невеста своими руками

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Первая брачная ночь: как это было на Руси

Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.

На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.

Время проведения

Обряд свадьбы на Руси был сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).

Ритуал подготовки к брачной ночи

У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы (на фото), чулане, амбаре или бане.

Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему. Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.

На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были защитить молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом. Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.

Проводы новобрачных

В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам.

Наедине

После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.

Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног парня сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним. Затем обязательно должен был состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался физически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.

Невинность как главный атрибут

Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае она навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.

Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень — «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Русские невесты первая брачная ночь

Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.

Читайте также:  Невеста внука кто бабушке

На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.

Время проведения

Обряд свадьбы на Руси был очень сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда очень тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).

У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались. Дату проведения торжества тщательно подбирали, согласовываясь с церковным календарем.

Ритуал подготовки к брачной ночи

У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы, чулане, амбаре или бане. Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему.

Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями, которые были взяты из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.

На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были уберечь молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом.

Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.

Проводы новобрачных

В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам .

Наедине

После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.

Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног парня сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала свою готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним.

Затем обязательно должен быть состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался физически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.

Невинность как главный атрибут

Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.

Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень — «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.

Источник

Первая брачная ночь у казаков: чем она отличалась от брачной ночи русских

Все этапы колоритной казачьей свадебной церемонии проходили по устоявшемуся за века сценарию, в котором большую роль играли обрядово-ритуальные действия. Свой «регламент» имела и первая брачная ночь, традиции проведения которой несколько разнились с аналогичным ритуалом инициализации, принятым у русских.

Спальня новобрачных

Спальня новобрачных у казаков обустраивалась в доме жениха. В комнату ещё до начала свадебного застолья дружка заносил входившую в приданое невесты постель и раскладывал её на кровати. При формировании брачного ложа в обязательном порядке у его основания клали снопы, а по углам горницы втыкали стрелы с калачами и соболями.

Читайте также:  Нидейлы нэльте моя запретная невеста

Чтобы первенцем пары был мальчик, под кровать подкладывались шашка или ружье.

У постели молодожёнов ставили бочки с пшеницей, ячменем, овсом и рожью, которые символизировали достаток в доме. Непременным атрибутом комнаты были икона, стакан с медом и чаша с зерном, в которую устанавливали незажжённые свечи.

По мнению культуролога-фольклориста Ольги Фрейденберг, все эти манипуляции казаков вокруг ложа новобрачных содержали в себе элементы похоронной обрядности, поскольку и невеста, и жених после брачной ночи переходили на другой уровень инициализации, и навсегда прощались со своей прежней жизнью и статусом. Уголок их первой интимной близости символически должен был напоминать место погребения, именно по этой причине сваха обходила его, держа в руке ветку рябины с начертанными на ней магическими знаками.

В монографии Андрея Ярового «Воинская культура казачества: символическое пространство и ритуал» отмечается, что спальня молодых является своего рода пограничьем между этим и потусторонним мирами. Именно данным суеверием объясняется присутствие у дверей комнаты свахи, облачённой в вывернутую шерстью наружу шубу. По словам исследователя, в момент интимной близости рушатся границы между мирами, и новобрачные становятся ритуально мёртвыми. Для того чтобы «вернуть» их к жизни наутро проводился обряд омовения молодожёнов, схожий с родильным обрядом.

Подклет

В русской свадебной обрядности первая брачная ночь звалась подклетом. По обыкновению она проводилась в отчем доме жениха, но в некоторых местах, например на Беломорье и во Владимирской губернии, молодожёны сближались в доме невесты.

Однако в любом случае, для обустройства брачного ложа выбиралась самая холодная комната дома, в качестве которой могли выступать горница, сени, баня, клеть, погреб, чулан, кладовая и даже хлев или овчарня.

Подобный выбор обусловливался тем, что молодожёнам было запрещено проводить первую брачную ночь в помещении, над потолком которого имелась земляная насыпь, оберегавшая дом от проникновения холода. Эта земля в свадебной обрядности воспринималась как земля, насыпаемая на могилу, и чтобы у молодой четы сложилась счастливая совместная жизнь с богатым продолжением рода, нужно было соблюсти это древнее табу.

В русской вариации брачное ложе раскладывали или на полу, или на высоком настиле из досок. Застелив её постельными принадлежностями, имевшимися в приданом невесты, постельницы начинали закладывать под перину обереги: мешки с мукой, ржаные снопы, деньги для благополучия, поленья для многодетности, хомут или кирпич для прочности семейных уз. В завершении одна из женщин обходила кровать с можжевеловой веточкой, имевшей охранительную силу.

Уединение

На казачьей свадьбе за соблюдение традиций ответственным был дружка – озорной, остроумный, весёлый парень из «свиты» жениха, который всю церемонию ходил с длинным раскрашенным посохом.

Значительную подмогу ему оказывала сваха, голову которой украшал огромный цветок из бумаги.

Именно дружка и сваха сопровождали молодожёнов к супружескому ложу, пока остальные гости продолжали праздновать рождение новой семьи.

В то время как сваха помогала новобрачной снять свадебное платье и продемонстрировать жениху чистоту белья, дружка ложился на кровать и приговаривал: «Холодна кровать, надо ее погреть». После этого невеста снимала сапоги с ног жениха, её вместе с суженым укладывали на постель, накрывали одеялом и оставляли наедине.

Между тем в конце XIX века среди терских казаков ещё существовал обычай, согласно которому дружке было положено оставаться всю ночь с молодыми, и из-под кровати следить за их действиями.

К слову, не во всех казачьих общинах действовали одинаковые законы. К примеру, в станице Бороздинской жених и невеста после венчания не участвовали в общих пиршествах, а сразу отправлялись в отдельную комнату, где они наедине сидели за специально накрытым столом.

На русской свадьбе к дверям спальни приставлялся специальный караульный, который следил, чтобы никто из подвыпивших гостей случайно не нарушил покой молодожёнов, и параллельно справлялся об их делах.

Оставшиеся наедине новобрачные, прежде чем вступить в интимную связь, обязательно должны были провести совместную трапезу. В качестве угощения им подносили хлеб и печёную курицу, которые символизировали богатство и плодовитость.

Целомудрие

Виктор Исаев в работе «Свадебные ритуалы, семейно-брачные отношения и трудовые традиции Алтайского казачества во второй половине XIX- начале ХХ веков» отмечал, что на Алтае в указанное время на целомудренность невесты обращали внимание с условной точки зрения.

В районах Сибирского войска снисходительно смотрели на добрачные интимные отношения молодых казачек.

Поскольку главной составляющей местных свадеб было не соблюдение традиций, а безудержное веселье, никто не хотел портить праздник неприятными известиями.

Именно поэтому в обязанности дружки входило обеспечение нечестной невесты средствами, способными скрыть её позор. В роли таковых выступала кровь голубя или петуха, которой измазывали ночную сорочку новобрачной.

Источник