Меню

Римский корсаков опера царская невеста презентация



Царская невеста

Слайд 6 из презентации «Красота и сила музыки Н.А.Римского – Корсакова в опере «Снегурочка»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Красота и сила музыки Н.А.Римского – Корсакова в опере «Снегурочка».ppt» можно в zip-архиве размером 1516 КБ.

Опера

«Опера» — Хор – коллектив певцов. Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор. Солисты – главные герои в опере. Опера. Увертюра? Ария – песня в опере , которую исполняют солисты. Кто такие солисты? М.И. Глинка «Иван Сусанин». Что такое опера? Арией иногда называют инструментальные пьесы певучего характера.

«Призрак оперы» — История заканчивается таинственным исчезновением. Гений музыки. Ценные уроки. Любовь Эрика к Кристине. Кристина Даэ. Ужас поглощения. Крестьянин с семьей. Образование. Обратная сторона медали. Чудовище. Призрак оперы существовал на самом деле. Призрак оперы. Удалиться от мира сего.

«Опера «Садко»» — Авторы «Садко». Загадочная и обворожительная Волхова. Главные герои. Два мира- реальный и сказочный. Каждый гость хвалит свою страну. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908). Композитор — сказочник. Сила искусства. Опера «Садко» — шедевр русской классической музыки. О скалы грозные дробятся с ревом волны.

«Развитие оперы» — Родился Михаил Иванович в 1804 году в селе Новоспасском в семье помещика. Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Сусанин — подлинно национальный характер, воплощенный в широкой стихии русской песенности. Творчество Глинки дало могучий толчок развитию национальной музыкальной культуры. Русская опера внесла ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкального театра.

«Жанр оперы» — Высказывания известных людей об опере. «Отец» оперы. Рождение оперы. Евгений Онегин. Оперный оркестр. Деяние. Сольные номера оперы. Либретто. Кто участвует в создании оперы. Сюжеты опер. Слушатели. Художник. Оперные вокальные номера. Певцы. Знакомство с рождением оперы. Из чего состоит опера. Симфонический оркестр.

«Опера — музыкальный жанр» — Опера Джоакинно Россини «Севильский цирюльник». Опера. Оперетта. Оперный театр Сан-Карло в Неаполе. Опера –Былина «Садко» Н.А.Римский –Корсаков. Сцена Большого театра. Опера Клаудио Монтеверди «Орфей». «Венская опера». «Карнеги-холл». Жанр музыкального искусства. «Мариинский театр».

Источник

Презентация по теме : «Н.А. Римский -Корсаков-композитор -сказочник.»

Работу выполнела ученица 7Б класса по итогам урока музыки .

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_po_muzyke2.ppt 1.99 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация по музыке на тему: «Николай Римский-Корсаков — композитор-сказочник». ученицы 7 класса «Б» средней школы №635 Соловьёвой Александры

Николай Римский-Корсаков композитор-сказочник «Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С.Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения» Н.А. Римский-Корсаков Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором-сказочником.

Н. А. Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. Очень интересовала его история Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. Именно к этому времени относится действие его опер «Псковитянка» и «Царская невеста». «Псковитянка» «Царская невеста »

Ему, как и Мусоргскому, нравились повести Гоголя с их сочными бытовыми картинами, описанием народных обрядов и фантастическими историями. Он выбрал из всех повестей «Майскую ночь» и «Ночь перед рождеством» и написал по ним оперы. « Майская ночь » «Ночь перед рождеством»

Мир фантастический и реальный переплетаются в опере-былине «Садко», в героико-патриотической опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в волшебной «Сказке о царе Салтане». «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «Снегурочка» «Сказке о царе Салтане»

Самые известные оперы Римского-Корсакого

«Снегурочка» Опера (1881) по одноимённой сказке Александра Островского (1873). Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка».В 1881 году опера была завершена.

Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». 1885. Берендейки. Костюмы Виктора Васнецова к опере

Римский-Корсаков сказал:»Я вынес убеждение, что «Снегурочка»-это мое лучшее произведение»

«Сказка о царе Салтане» Опера в четырёх действиях с прологом (семи сценах) Николая Римского-Корсакова. Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке А. С. Пушкина. Елена Цветкова в роли Милитрисы (1900 год)

« Садко » Опера в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Фёдор Шаляпин в роли варяжского гостя, 1897 год

«Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах Николая Римского-Корсакова. Либретто написано самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. М. Петровского, который в свою очередь опирался на сюжет из русского фольклора. Опера была написана в 1901—1902 годах. Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918)

«Золотой петушок» Последняя опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 году по одноимённой сказке А.С.Пушкина.

Источник

Римский корсаков опера царская невеста презентация

Н.А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста»

Литературной основой для оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакого стала одноименная драма Л.А. Мея . Идея создать оперу на сюжет этого произведения возникла у композитора еще в конце 60-х годов XIX столетия, но к ее написанию он приступил только спустя три десятилетия. Премьера прошла с грандиозным успехом в 1899 году, и с тех пор «Царская невеста» не сходит со сцен ведущих оперных театров.

Эта опера о любви — горячей, страстной, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны — время правления Ивана Грозного. Время опричнины, бояр, показательных казней и смертельных пиршеств.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Василий Степанович Собакин бас купец Марфа сопрано дочь Василия Степановича Собакина Малюта Скуратов бас опричник Григорий Григорьевич Грязной баритон опричник Любаша меццо-сопрано любовница Григория Григорьевича Грязного Иван Сергеевич Лыков тенор боярин Домна Ивановна Сабурова сопрано жена купца Елисей Бомелий тенор царский врач Дуняша контральто дочь Домны Ивановны Сабуровой

Краткое содержание «Царской невесты»

Действие происходит в 16 веке во время правления Ивана Грозного. Опричник Григорий Грязной мучается от своей влюбленности к Марфе, дочери купца Собакина, которая помолвлена с Иваном Лыковым. Грязной организовывает пир, где приходит множество гостей, которых он знакомит со своей любовницей Любашей. На пиру был Бомелий, царский доктор, и Грязной спрашивает нет ли у того зелья приворотного, что бы приворожить девицу. Лекарь дает положительный ответ, и после недлительных уговоров, согласен приготовить зелье. Всю их беседу подслушивала Любаша.

После церковной службы Марфа с Дуняшей ждали Ивана Лыкова, в это время мимо них проехал Иван Грозный, в виде всадника, осмотрев молодых красавиц. Вечером Любаша встречается с Бомелием и просит приготовить зелье, которое отравит соперницу Марфу. Лекарь согласен дать такое зелье, но взамен хочет любви. Любаша в безысходном состоянии соглашается на условия.

2000 молодых девушек были на царских смотринах, но из них только дюжина были отобраны, в том числе Марфа и Дуняша. В доме Собакина все переживают, что могут выбрать Марфу, тогда свадьбы не будет. Но сообщают благую весть, что скорее всего царь выберет Дуняшу. Все выпивают за это радостное событие, а Григорий добавляет зелье в стакан Марфы, но Любаша заранее подменила «приворот» на свою «отраву». Марфа выпивает зелье, начинается радостное пение по поводу женитьбы, но в этот момент появляются царские бояре с Малютой и вестью, что Иван Грозный берет в жены Марфу.

В царских покоях неизвестная болезнь убивает Марфу. Грязной приходит и рассказывает, что Лыкова будут казнить, т.к. он признался что отравил дочь Собакина. Помутненный разум Марфы воспринимает Григория за Лыкова. Грязной осознает, что это он виноват, не выдерживает и выдает всю правду, что это он добавил зелье ей. Грязной хочет что бы его забрали, но и наказали Бомелия. Приходит Любаша и сознается во всем. Грязной в бешенстве убивает свою любовницу.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
55 мин. 35 мин. 30 мин. 35 мин.

Фото:

Интересные факты

  • По словам Римского-Корсакова, «Царская невеста» должна была стать его ответом идеям Рихарда Вагнера.
  • Главным художником декораций для московской премьеры выступал Михаил Врубель. Спустя два года в Мариинском театре прошла премьера, создателями декораций для которой выступали художники Иванов и Ламбин.
  • В 1966 году режиссёр Владимер Гориккер снял киноверсию оперы.
  • Единственной известной американской постановкой «Царской невесты» стала премьера в Вашингтонской опере в 1986 году.
  • Главные события, представленные в драме Мея , действительно имели место быть в эпоху Ивана Грозного. Этот эпизод почти не известен, но он зафиксирован в исторической литературе. Грозный собирался жениться третий раз. Его выбор пал на дочь купца Марфу Васильевну Собакину, но вскоре царскую невесту сразил недуг непонятного происхождения. Поговаривали, что Марфа была отравлена. Подозрение пало на родственников ранее умерших цариц. Для расправы с ними был сделан специальный яд, который мгновенно отправлял жертву в мир иной. Такой казни было подвержено множество людей из окружения царя. Он все-таки женился на угасающей Марфе, надеясь исцелить ее своей любовью, но чуда не произошло: царица умерла. Стала ли она жертвой человеческой злобы и зависти, либо случайной виновницей казни ни в чем неповинных людей, до сих пор остается загадкой.

  • Несмотря на такую важную роль Ивана Грозного в опере, он не имеет вокальной партии. Его образ целиком и полностью характеризуют оркестровые темы.
  • В своей музыкальной драме автор переплел между собой два любовных треугольника: Марфа-Любаша-Грязной и Марфа-Лыков-Грязной.
  • Композитор сочинил оперу «Царская невеста» за 10 месяцев.
  • Эта музыкальная драма не единственная, которая была написана по драме Льва Мея, также по его произведениям были написаны оперы » Псковитянка» и «Сервилия».
  • Римский-Корсаков, был одним из участников » Могучей кучки«. После премьеры «Царской невесты» члены Балакиреевского кружка не одобрили его новаторские решения. Они посчитали его чуть ли не предателем, который отошел от старой русской школы, а также балакиреевских устоев.
  • В либретто оперы не вошло много персонажей из драмы Льва Мея.
  • Партию Марфы, Николай Андреевич писал специально под оперную диву Н.И. Забела-Врубель.

Популярные арии из оперы «Царская невеста»

История создания «Царской невесты»

После ошеломляющего успеха оперы «Садко» , Н.А. Римский-Корсаков решил поэкспериментировать, и создать новую, уникальную оперу. Композитор сделал ее «простой», не стал вставлять большие, массовые сцены и хоры, как это было принято до этого в оперном русском искусстве. Также его целью было показать именно вокальную кантилену в написанных им ариях. И Николаю Андреевичу это удалось.

Римский-Корсаков начал работу над оперой в 1898 году, в этом же году он и закончил ее. Над либретто работал сам композитор. Николай Андреевич сохранил всю хронологию, которая была в драме Мея, а также оставил неизмененными некоторые тексты из произведения. Важно, что у композитора был помощник, его бывший ученик И. Тюменев. Он помогал в написании либретто к опере, а также в редактирование слов в некоторых ариях.

Постановки

3 ноября 1899 года (по-новому времяисчислению), состоялась премьера оперы «Царская невеста» в частном театре С. Мамонтова (г. Москва). Эта опера вызвала разные эмоции у зрителя, но в целом, музыкальная драма пришлась «по вкусу» публики.

В России данную оперу ставили и ставят довольно часто. Всевозможные русские музыкальные театры могут похвастаться постановкой оперы, если и не в настоящем времени, то хотя бы в прошлом веке. «Царская невеста» ставилась в таких местах, как: Мариинский театр, Ленинградский театр оперы и балета, Большой театр (г. Москва), Новая опера, Самарский академический театр оперы и балета и мн. др.. К сожалению, за рубежом опера не пользуется такой популярностью, хотя несколько разовых постановок на заграничных сценах были.

В заключении хочется сказать, что эта опера будет актуальна всегда. Такие сильные эмоциональные переживания, подобные ситуации часто встречаются и в нашей с вами жизни. Николай Андреевич смог добиться своей музыкой того, что прослушивая арии из данной оперы, невольно проникаешь в смысловую глубь, и уже будто вместо персонажа переживаешь его горе или радость.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста»

Источник

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Исторический и художественный аспекты

Разделы: Музыка

Цель: формирование активной слушательской и зрительской культуры.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста»; способствовать формированию более глубокого представления об исторической эпохе повествуемом в произведении; формировать представление о развитии культуры России XIX века.
  • Развивающие: повысить уровень познавательных способностей школьников; сформировать музыкально-слуховое представление; музыкальное мышление; развить коммуникативность навыков; раскрыть ценности художественного творчества.
  • Воспитательные: популяризировать оперное искусство, подготовить активную слушательскую аудиторию; развивать эстетические потребности; повысить общий уровень культуры, укрепить связи поколений; воспитать чувство гордости за великую русскую культуру, формировать нравственность, патриотизм.

Ресурсное обеспечение: компьютерная Презентация, раздаточный материал (театральная программка к спектаклю «Царская невеста», распечатка с отрывками из биографии Н.А.Римского Корсакова, план написания рецензии к спектаклю), видеофрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»: (Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред.)

1. «Увертюра» к опере;
2. Ария Марфы «Как теперь гляжу»;
3. Ариозо Грязного «Страдалица невинная, прости»;
4. Ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?».

Планируемый результат:

  • Сформированное представление о развитии культуры России в XIXв.
  • Умение соотносить художественное произведение с исторической действительностью.
  • Умение анализировать музыкальный спектакль с позиции театрального критика.

Практическое применение: разработанный урок может быть применён как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Здравствуйте уважаемая аудитория!
Сегодня, наш урок пройдёт в нестандартном формате. Учитель истории и учитель музыки вновь воссоздали свой творческий тандем для того, что бы предложить вам поучаствовать в краевом проекте «Дети на оперной сцене»

Крахмалюк: Нашу встечу я хотела бы начать с вопроса: необходима ли духовная культура современному техногенному обществу? Какую роль играет культура в нашем социуме? (возможные варианты ответов: культура формирует мировоззрение, помогает осознать своё место в мировом развитии, даёт эстетическое удовлетворение, прививает моральные нормы, культура в процессе творческих поисков бросает вызов обществу в виде проблем (нравственных, социальных, философских) на которые человечество ищет ответ, а решив проблему становиться на ступень выше в своём развитии и т.д.).
Человек не существует вне культуры, именно культура формирует личность человека. Известный культуролог XX в. Пётр Николаевич Савицкий писал: «Традиция – животворящий источник всякой культуры». Вот и у нас в школе рождается новая традиция. Второй год мы с вами участвуем в краевом проекте «Дети на оперной сцене» при содействии Пермского театра оперы и балета и школ города. 22 февраля мы с вами вновь посетим наш театр и послушаем оперу Н.А. Римского – Корсакова «Царская невеста». Именно этому событию посвящён наш урок, который мы проведём совместно с Валентиной Ивановной.
На отдельных листах я попрошу каждую мини-группу сформулировать и записать ваши ожидания от нашей встречи, вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ. (Время: 2-3 мин.). Оправдаем ли мы ваши надежды, на все ли вопросы вы найдёте ответы – мы узнаем в конце нашего урока. А слово я передаю учителю музыки – Валентине Ивановне.

Туровская: Опера – как жанр искусства.
В историческом развитии оперное искусство испытало много изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже 16-17 вв. В России оперное искусство получило развитие в 17в. Особенно хочется остановиться на возникновение оперного искусства в Перми. Пермский театр оперы и балета был основан в 1870 г. Однако оперное искусство в Перми зародилось задолго до строительства театрального здания. В 1843г. пермской публике была представлена первая опера. Удивительно, но артистическая труппа была собрана из крепостных крестьян.
Но, вернёмся к оперному искусству. Опера – сложное, элитарное искусство, доступное образованному и культурному человеку. Слово «оpera» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. Литературная основа оперы – либретто. Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия. Опера – жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись декорации и костюмы. Расцветом оперного искусства в России является XIX в.

Крахмалюк: Именно в XIX веке русская культура заняла выдающееся положение в мировой культуре, поднявшись на невиданную высоту. Окончательно утвердились и закрепились национальные формы и традиции в русском искусстве, особенно в музыке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н.А.Римского-Корсакого «Царская невеста» и постараемся провести связь между историческими событиями и художественным произведением. Древнегреческий философ Аристотель утверждал: “Художественное изображение истории более научно и более верно, чем точное историческое описание. Поэтическое искусство проникает в самую суть дела, в то время как точный отчет дает только перечень подробностей”. Музыка обладает особым свойством. На уровне эмоций и чувств, происходит постижение истории. И историк и композитор должны обладать талантом перевоплощения, чтобы суметь ощутить другую эпоху и реконструировать прошлые события, максимально достоверно описать мотивы поступков человека. Оба должны быть знатоками человеческой психологии. И композитору и историку часто бывает нужно, чтобы описываемое (эпоха, событие, люди) резонировала в их сердцах, вызывая определенные эмоции.

Туровская: Целью наших встреч является формирование целостного представления об опере в историческом и культурном контекстах. В связи с этим мы предлагаем начать нашу работу с исследования творческого пути композитора Н.А. Римского-Корсакова. Перед вами – пакет с заданиями. Одно из них посвящено биографии Н.А.Римского Корсакова. Вам предлагается из отдельных эпизодов жизни композитора синхронизировать его жизненный и творческий путь. На выполнение задания отводится 3 мин.

Работа в группах

Римские-Корсаковы происходят из древнего рода воинов и моряков. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в маленьком городке Тихвине на Русском Севере. Его отец – отставной волынский губернатор, фактически сосланный в Тихвин за гуманное отношение к восставшим полякам. Мать была дочерью богатого орловского помещика и крепостной крестьянки.
Музыку в их доме любили все, но семейная традиция готовила детям совсем иной путь. «Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком», – писал Николай Андреевич позже.
В 12 лет его определили в Морской кадетский корпус в Петербурге. Петербург дал ему возможность серьёзно заняться музыкой. Он брал частные уроки игры на фортепиано и композиции, ходил в итальянскую и русскую оперу. Сам начал сочинять. Потребность в музыке была так сильна, что он в Морского корпуса создаёт маленький хор.
В это же время состоялось его знакомство с композитором Милием Алексеевичем Балакиревым, который в 1850е гг. собирает содружество композиторов «Могучую кучку». В это содружество вошли такие видные композиторы как Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Цезарь Антонович Кюи. Вскоре Римский-Корсаков стал своим в этом союзе. Военная карьера постепенно замещалась музыкальной. В 1871 г. композитор занял место профессора молодой Петербургской консерватории.
Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. «Могучая кучка» объявляет своим главным принципом деятельности – служение народу, поиск национальной самобытности. Они изучали русский музыкальный фольклор, церковные песнопения. Идеологическую поддержку своей деятельности они находили в работах Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского – теоретиков «общинного социализма».
В творчестве Н.А. Римского-Корсакова расцветала сказка. Он пишет музыку к произведениям Пушкина «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды, о победе добра над злом, насилием и несправедливостью.
Римский-Корсаков написал оперы и на исторические сюжеты: «Псковитянка» и «Царская невеста». Оба произведения возвращают нас в эпоху правления Ивана Грозного. Опера «Царская невеста» написана по одноимённому произведению русского драматурга и поэта Л.А. Мея. Либретто к опере написал знаток литературы и старины, бывший ученик Н.А. Римского-Корсакого и его друг И.Ф.Тюменев. Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899г. Три оперы на сюжеты из русских сказаний оказались зловеще пророческими. Опера «Кащей Бессмертный» переросла в революционный митинг, и потребовалось вмешательство полиции. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» прозвучало гимном защитникам Отечества. Острота сатиры и антимонархическая направленность последней оперы «Золотой петушок» были настолько очевидны, что Римскому-Корсакову отказали в ее постановке, впервые на сцене опера прозвучала уже после смерти композитора. Всего Римский-Корсаков написал 15, но неудача с «Золотым петушком» окончательно подорвала его здоровье. Композитор умер 20 июня 1908 года на даче под Петербургом в возрасте 64 лет.
Работа остаётся у вашей команды и пригодится вам для дальнейшего исследования

Туровская: История создания оперы «Царская невеста»
«Царская невеста» – одна из самых проникновенных опер Н.А.Римского-Корсакова. Опера «Царская невеста» – реалистическая лирическая драма, насыщенная острыми сценическими ситуациями. В основу оперы «Царская невеста» положена одноимённая драма русского поэта Л.А. Мея. В опере Римского – Корсакого сюжет не претерпел существенных изменений. В либретто, написанное И.Ф. Тюменевым вошли многие стихи драмы. Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899 года.

Крахмалюк: Почему же опера называется «Царская невеста»? В основе сюжета лежала реальная история: попытка Ивана Грозного жениться в третий раз.

Туровская: В создании оперы композитор шел новыми путями. Он обратился к широкой мелодии и вокалу. Стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу, то есть при выразительном оркестровом звучании первое место он отдал пению. Изумительны все сольные эпизоды. Каждая ария – это характер, судьба, это развернутая панорама личной драмы.
Предлагаю вашему вниманию послушать арию Марфы, главной героини оперы «Царская невеста». Обратите внимание на девичью красоту, на спокойствие и умиротворение героини. Предвкушая счастливую встречу с любимым человеком, Марфа делится своими переживаниями со своей подругой.

Видеоролик. Слушание: «Ария Марфы» (Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред.)

Крахмалюк Судьба Марфы Собакиной относится к малоизвестному эпизоду российской истории, но он упоминается в исторических летописях и в исследованиях Н.М. Карамзина. Вот что он пишет…

Выступление учащихся.

История женитьбы Ивана Грозного на Марфе Собакиной

I-й ведущий: Смерть первой жены Анастасии Романовны и второй жены Марии Темрюковны вызвали у Ивана Грозного психические расстройства. Он приходил в необузданную ярость по малейшему поводу, а то и без всякой причины. Намеренно не женясь, царь пустился в тяжкий блуд, окружил себя множеством наложниц, обрюзг, лицо его пожелтело. А было ему всего сорок лет. Наконец, ему в голову пришла мысль сыграть еще одну свадьбу.

II-й ведущий: Иван Грозный приказал собрать в Александровой слободе лучших красавиц со всей России на «смотрины», чтобы выбрать себе невесту. Всего прибыло около двух тысяч девиц. Выбор царя пал на 19-летнюю Марфу Собакину, дальнюю родственницу опричника Малюты Скуратова. Отца ее, Василия Собакина, Иван Грозный тут же сделал боярином и подарил ему село Ильинское-Телешово, куда вскоре Собакины переселились.

I-й ведущий: Самой царице Марфе в Ильинском-Телешове бывать не пришлось, так как царь торопил со свадьбой, которая и состоялась 28 октября того же 1571 г. в Троицком соборе Александровой слободы. В этот же день Марфа занемогла, вечером слегла и больше не поднималась; 13 ноября она скончалась. Похоронили ее со всеми царскими почестями в московском (кремлевском) Вознесенском женском монастыре, где обычно хоронили цариц и княгинь. Как известно, смерть молодой царицы Иван Грозный приписал «злой порче» со стороны ненавистных ему людей, в том числе некоторых Собакиных. Шли слухи о том, что царскую невесту отравили. По «розыску» о смерти Марфы пошло на плаху двадцать человек.

II-й ведущий: Можно представить, как неистовствовал Иван! Ведь по христианскому обычаю, он не имел право больше жениться. Тогда царь велел созвать церковный собор, и послушные ему иерархи признали брак с Марфой недействительным, что позволяло им дать разрешение царю жениться еще раз. Они лишь потребовали от царя покаяния и наложили на него легкую епитимью – совершать каждый день сто поклонов перед иконами в течение одного года. Так и вошла в нашу историю Марфа Васильевна Собакина – не законной женой Ивана Грозного, а царской невестой.

Крахмалюк И вот что крайне любопытно: когда в 1928 году в Московском Кремле вскрыли гробницу Собакиной, несчастная невеста лежала, как живая, совершенно не изменившись, словно спала, хотя прошло более 350 лет с момента ее погребения. «Присутствующим показалось, что совершилось чудо: в гробу лежала очаровательная девушка, правда, мертвенно бледная, но будто живая». Объяснения этому феномену так и не нашли. Однако умершие от яда так не сохраняются.

Туровская Невозможно постичь оперу без предварительного изучения сюжета. В стенах театра, перед спектаклем обычно предлагают программки. Но, к сожалению, в типографии произошла техническая проблема, и некоторые слова остались не пропечатанными. Мы предлагаем вам восстановить отсутствующий текст. На выполнение этого задания отводится 5 мин. Не забывайте о первом выполненном задании. Оно вам поможет в полном восстановлении программки.

Самостоятельная работа: восстановление театральной программки – 5 мин.(Приложение 1)

Туровская Вы познакомились с кратким содержанием оперы. Для получения более полного впечатления о сюжете оперы предлагаю вашему вниманию музыкальный фрагмент о признании Грязного в содеянном и арию обезумевшей от горя Марфы. Эта полная драматизма сцена является кульминацией оперы.

Видеоролик. Слушание: «Ария Грязного» и «Ария Марфы». (Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред.)

Крахмалюк Восстановленные программки остаются у вас. Я рекомендую взять их с собой на спектакль. Предлагаю вернуться к вашим ожиданиям в начале урока. Прошу озвучить те вопросы, которые вы имели в начале урока и получили ли вы на них ответы в процессе нашего занятия.

В заключение, предлагаю вам осмыслить сегодняшний урок, полученную информацию. Я прошу вас взять по листу с незаконченной фразой и завершить её.

Лично мне…
Для меня стало открытием того, что…..
К сожалению …..
Мне удалось осознать …..
Неожиданным для меня стало …..
Мне кажется, что …..
Было бы лучше, если бы …..
Без сомнения …..
К своему удивлению я …..
Я считаю что …..
Я уверен(а), что …..
Меня приятно удивило, что …..

Туровская: Подводя итог нашей встречи, хочется подчеркнуть общее и разное в истории и музыке. Музыка – это переживаемые нами мысли, чувства, эмоции. История – это объективно переживаемая реальность. Исторический сюжет придает музыкальному произведению особый интерес. Музыка, отображающая конкретный исторический момент, придает ему яркость и образность.
Спасибо большое за творческое сотрудничество.

Крахмалюк: В нашей школе как всегда, первая неделя марта открывает театральный сезон. В связи с этим объявляется конкурс «Театр+мы» . Одним из этапов конкура является написание рецензии на просмотренный спектакль. В качестве домашнего задания вам предлагается написать рецензию на спектакль «Царская невеста». Лучшие работы будут отмечены на внутришкольном этапе конкурса, а победители отправлены на конкурс проекта «Дети на оперной сцене» и размещены на сайте.

Источник

Читайте также:  Невеста с двумя кольцами