Меню

Ребенок рожденный до венчания



Ребенок рожденный до венчания

Отвечает клирик храма в честь Рождества Христова священник Анатолий Коньков

Благословите. Воцерковляясь, мы чаще участвуем в таинствах, чаще посещаем богослужения, больше молимся дома, одним словом, очищаемся от прежних страстей и становимся на шаг ближе к Господу и, соответственно, становимся лучше тех, которые вообще в Бога не верят. Но святые отцы учат нас, что мы должны чувствовать себя «ниже всех», «грешник из грешников» и т.д. Как эти два понятия совместить вместе? Спаси Господи. Виктор

Несомненно, человек, вставший на путь исправления, желающий приблизиться к Богу, исполняет свое желание с Его помощью. Однако это вовсе не означает, что, приближаясь к Создателю, мы становимся чем-то лучше других. Святые отцы, если Вы заметили из их житий, трудов, никогда не просто не говорили, а даже не помышляли о том, что они в чем-то лучше. Напротив, практически все они считали себя ничтожнейшими из всех созданий на земле. И это не просто слова, но действительное видение себя таковыми. Это становится возможным благодаря близости к Богу: ведь Господь кающемуся открывает всё новые и новые страсти, с которыми предстоит вести борьбу. Следовательно, чем глубже мы познаём себя, тем больше видим то, от чего нужно еще избавиться, а значит, не просто «чувствовать» себя хуже всех, а действительно видеть себя таковым.

Добрый день! Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: в Библии и Новом Завете много говорится о том, что убийство человека человеком есть страшный грех и это недопустимо, но как же тогда защищать свою родину, свою семью, близких людей; если другого выбора нет, как противостоять желающему убить тебя и близких твоих, это может привести к убийству того, кто этого желает. Но он тоже человек, хоть и враг. Либо принимать смерть от врага, не сопротивляясь, и смириться с ней и не защищать других людей от смерти? И смириться с их смертью? Кирилл

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» — документе, регламентирующем взаимоотношения с государством и светским обществом, в частности говорится: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15, 13)» (VIII.2).

Я православной веры и ни в коем случае не буду менять свою веру. Мой любимый человек — протестант-евангелист из очень религиозной семьи и тоже не будет менять свою веру. Он принимает мое мировоззрение, я принимаю его. Но мы очень сильно хотим повенчаться в церкви. Его семья хочет венчать нас в их церкви. Я не против, но хочу узнать: дозволено ли православной венчаться в протестантской церкви? Любимый мой всегда мне говорит, что Бог один, и Его Сын Иисус Христос один, мы верим в Них, но идем к Ним разными дорогами. Посоветуйте, пожалуйста, как быть в таких ситуациях. Раба Божья Мария

На ваш вопрос есть ответ в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». «Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии (принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения), Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

Отвечает клирик Свято-Троицкого собора Саратова священник Виктор Тихонов

Добрый день! Недавно услышала, что дети, рожденные у невенчанных родителей, являются «незаконнорожденными» и несчастными в жизни. Это действительно так? Олеся

Среди многомиллионной паствы Русской Православной Церкви есть множество семей, члены которых связаны узами гражданского брака, и отказ от венчания которых, конечно же, не был их антихристианским выбором. Под гражданским браком Церковь понимает регистрацию супружеского союза в соответствующих государственных органах. Нельзя сказать, что дети, рожденные в таких невенчанных браках, считаются отверженными и несчастными по жизни. Святейшим Синодом Русской Православной Церкви по этому случаю указано: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью” (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога», при этом необходимость церковного брака остается обязательной для каждого православного христианина («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — http://www.patriarchia.ru).

Ко всем детям Церковь относится одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака, не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Несчастной жизнь ребенка может стать от нехватки в семье любви и взаимопонимания. Когда сами родители несчастны в браке, и в семье нет мира и спокойствия.

В настоящей семье плодом любви и единства родителей становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Поэтому родителям необходимо прикладывать все усилия, чтобы их жизнь была благочестивой, воспитывая детей в истинах Православной Церкви, тогда и жизнь ребенка будет счастливой.

Читайте также:  Позд с годом свадьбы

Здравствуйте! Как Церковь относится к супружеской близости во время беременности, если медицинских противопоказаний нет? Виктор

Сфера супружеских отношений и возникающие в ней недоумения подлежат обсуждению с тем священником, кому вы чаще всего исповедуетесь, чтобы учесть все обстоятельства вашей жизни. Поэтому отношения между ожидающими чада мужем и женой рассматриваются разными священниками по-разному, повторяю, учитывая жизнь и норму воздержания в каждой семье в отдельности.

Период беременности психологически очень сложный для обоих супругов. К сожалению, мы не всегда готовы к тем трудностям, с которыми приходится сталкиваться, особенно в отношениях между мужем и женой. Сам факт воздержания родителей, умения управлять своим телом, своими чувствами учит воздержанию самого ребенка, закладывая в его характер силу воли, умение подчинить себе страсти, не возбуждая раннего пробуждения страстности. Однако если этот вопрос становится слишком острым, то на первое место лучше будет поставить взаимоотношения в семье. Для малыша гораздо более важна полная, крепкая семья и любовь между родителями.

Нужно учитывать, что всякое воздержание в семье тогда будет добрым плодом, когда оно обоюдно и приносит такие же добрые плоды в их жизни. Но если супруги в период беременности жены, отказавшись от телесной близости, начинают ссориться и не понимать друг друга или совсем прекращают общение, такое воздержание только рушит семью. Но если в данный период они стараются пройти это время как можно более разумно, усиливая свое духовное и молитвенное общение друг с другом, это только укрепляет их семью и принесет свой плод. Иногда бывает очень нелегко обуздать свою страсть ради ребенка. Поэтому нужно больше разговаривать, внимательнее слушать другого, искать разные формы общения, и не только духовного, но и душевного, и интеллектуального, которое располагало бы супругов быть по возможности вместе.

Все же главным критерием данного вопроса являются слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5). Из этого следует, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Ему и следует с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Но если нет взаимного согласия, то лучше быть, по слову того же апостола, вместе, чем разжигаться.

В дополнение к этому слова свт. Иоанна Златоуста: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену (1 Кор. 7, 2). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9)» (48, часть 2, §19). Любовь к ребенку, к семье и теплая молитва к Богу помогут вам в этом нелегком труде.

Здравствуйте! Алкоголизм принял масштаб эпидемии в России. Деградировавших, ставших умственно отсталыми отцов, променявших семьи на алкоголь и подобных себе подруг, надо почитать как родителей? Я запретила своим детям общаться с отцом. Дочери 20 лет, а сыну 19. Два года назад рассталась с мужем. До этого два раза кодировали его и по святым местам возили, и «КамАЗ» купили ему, лишь бы не пил. Но он нашел себе женщину (и не одну), с которой можно пить. Естественно, материальное обеспечение семьи было и есть на мне. Он имеет право на сыновье почтение? Не будет ли это поощрением вседозволенности? После расставания он потребовал выписать детей из квартиры его родителей и выкрал документы на автомобили и все ценные вещи. Прошу прощения за сумбурность вопроса. С благодарностью за ответ, Лилия.

То, о чем Вы пишете, безусловно, очень печально. Но Вы должны понять, что человеком руководит страсть. Алкоголизм — одно из страшнейших заболеваний, калечащих не только организм, но и душу человека. Он становится одержимым, зависимым от алкоголя. Пьянство губительно тем, что истощает не только тело человека, но и его разум, его душу. А когда у человека болит душа, одними лекарствами не поможешь. Церковь рассматривает алкоголизм как бесовское, демоническое влияние на человека и считает, что помощь здесь нужна особая. Наверное, как и каждое другое заболевание, алкоголизм нужно лечить изнутри, из глубины души человека. Поэтому нужно обязательно молиться за него; чаще посещайте церковь, читайте Псалтирь. Не нужно относиться к этому с пессимизмом, даже если не видите результатов, главное здесь — вера.

Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. Именно так. Именно таким, благоговейно-почтительным должно быть отношение каждого к своим родителям. Даже если они, по-Вашему, недостойны, если имеют многие недостатки и даже пороки. Во всем этом проявляется наша мера любви к ним, а следовательно, исполнение важнейшей заповеди: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 2–3).

В нашем духовном развитии любовь и почтение к родителям играет очень важную роль, которую нельзя сравнить более ни с чем. Все дело в том, что в зависимости от возраста наше отношение к родителям проявляется по-разному. В детстве — это проявление любви и привязанности, в юношестве — для нас жизненно необходимо послушание, в зрелости — мы оказываем им почтение, и ближе к старости — заботу. И все это не само собой происходящее, это труд родителей, правильный подход к воспитанию, даже на отрицательных моментах их жизни. Конечно, может, Вам и обидно, поскольку многие заботы о семье отец с Вами не разделял, а иногда и увеличивал их. Но дети должны оставаться детьми для своих родителей. Заповедь почитать родителей не основана на том, заслуживают они этого или нет.

Читайте также:  Эта свадьба была 14 февраля

Дай Вам Бог терпения и сил!

Добрый день! Помогите разобраться в ситуации: мой брат жил в гражданском браке с женщиной, она родила мальчика, мне предложили стать крестной. Точнее, поставили перед фактом, особенно не интересуясь моим желанием, я не очень-то хотела, так как не чувствовала себя готовой стать крестной, но все-таки в церковь поехала. В помещение, где проводилось Таинство, меня не пустили, священник сказал что для мальчика достаточно крестного, я в Таинстве не участвовала, даже не видела всего происходящего. Подскажите, являюсь ли я в этом случае крестной, я так думаю, что нет. И вторая ситуация: меня записали крестной заочно мальчику, опять мое согласие роли не играло, очень просили, чтобы была я, т.к. больше взять некого было (мама ребенка мусульманка, и родственники, соответственно, тоже), а с нашей стороны только я. В этом случае я крестная? Я читала, что нельзя быть крестной заочно. Волкова Наталья. Спасибо!

Добрый день, Наталья.

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. А также крестный произносит от лица крещаемого Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Заочно этого никак сделать нельзя, следовательно, крестным его считать тоже нельзя. В Вашем случае так и произошло, крестной Вы не являетесь.

Вашей вины в обоих случаях нет. Но я бы посоветовал Вам не оставлять этих детей и стать им «крестной» не от купели, но дабы помочь возрасти им духовно. Лучше по сердцу своему постараться помочь им, чем вообще лишить детей общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы ребенку. При этом нельзя считать его крестным.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но в том, чтобы потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день Последнего Суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

Источник

Алексей Шевцов: «Дети невенчанных браков несут на себе грехи своих родителей»

Сколько раз можно венчаться в церкви и разрешено ли нырять в купель без креста

В канун Нового года в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором по обыкновению церковные люди обсуждали складывающуюся практику и как к такой практике следует относиться. Один из таких вопросов, к примеру, касался того, сколько раз разрешается человеку венчаться.

Иордань на реке Уде. 2017 год. Фото: russianstock.ru

. Вопрос стал особенно злободневным после того, как Алла Пугачева повенчалась с Галкиным, что вызвало в соцсетях весьма бурные обсуждения. Сколько раз можно венчаться, вступать в брак, как быть с суррогатным материнством и прочими «новинками» жизни. Позволено ли без креста на шее нырять в прорубь? Есть ли это желание нашей церкви шагать в ногу со временем, или какие-то каноны на сей счет все же существуют, мы решили спросить у самих священников и прихожан.

Алексей Шевцов, священник:

— Венчание есть таинство освящения сложившегося брака, поэтому когда в церковь приходят люди, уже годами не живущие друг с другом, и просят их развенчать, я объясняю, что это невозможно. Если нет брака, значит, нечего и развенчивать. По поводу того, сколько раз православным дозволяется вступать в брак и венчаться, то, основываясь на принятом Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве 29 ноября — 2 декабря 2017 года документе под названием «О канонических аспектах церковного брака», получается, что разрешается венчаться до трех раз (к вопросу о Пугачевой). При этом церковь не одобряет «суррогатное материнство» как нравственно неоднозначное с православной точки зрения. Опять же важно понимать, что Собор — это не какой-то законодательный орган, а скорее дискуссионная площадка, на которой рассматриваются разные вопросы и вырабатываются некие единые практики, которые бы устраивали всех. В Бурятской и Улан-Удэнской метрополии работает специальная епархиальная комиссия по повторным бракам, которая рассматривает все такие случаи, и каждый такой случай индивидуален. На самом деле по вопросу венчания все зависит от священника, который должен удостовериться в искренности намерений мужчины и женщины, и взять на себя ответственность за их дальнейшую жизнь. Дело не в количестве венчаний. Священник может без всяких видимых причин отказать и в первом венчании людям, состоящим в первом браке, если не будет уверен в искренности их намерений. В случае с Пугачевой, видимо, священник был иного мнения, чем общество, и принял решение повенчать певицу.

Читайте также:  Свадьба моей любимой 2002

Отец Евгений Седунов, председатель епархиальной комиссии по повторным бракам:

— Подобный вопрос мне недавно задали в группе «Батюшка онлайн». Дело в том, что дети в невенчанных браках несут на себе грехи своих родителей, и родители стали задумываться об этом. На вопрос я ответил, что каноны Русской Православной Церкви всегда стояли и стоят на пожизненной верности супругов, предписывают один брак и соответственно одно венчание. Насколько известно, для Пугачевой это уже пятый брак, второе венчание. Для творческих людей зачастую жизнь превращается в игру, когда самое святое и дорогое, не задумываясь о последствиях, они готовы сознательно выставлять напоказ.

Сам я состою в единственном браке, в моей семье воспитываются десять детей. Проповедуя всей жизнью своей семейные ценности, я просто не могу принять, когда в церковь приходят люди с желанием повенчать их второй, третий раз, хотя возглавляю епархиальную комиссию по повторным бракам. Однако комиссия эта имеет цель не «модернизировать» церковь, не привнести в нее послабления, как некоторые думают, а дать людям еще один шанс вернуться к вере. Вопреки расхожим представлениям, получить разрешение на венчание могут не все, кто угодно, а люди верующие, причащающиеся, исповедующиеся, наконец, пытающиеся молиться, доказавшие, что они достойны получить этот второй шанс. Бывает, что, рассматривая на комиссии такие заявления, мы предлагаем не венчание, а благословение для тех, кто намерен вступить в повторный брак, и пусть это не венчание, но тоже шаг навстречу тем, кто стремится жить в церкви.

Степан Лобозеров, писатель, прихожанин храма Иннокентия Иркутского (Прибайкальский район):

— Лично я за единственный брак. Вопрос, должна ли церковь идти в ногу со временем, весьма спорный. Западная церковь успешно движется по этому пути, пропагандируя толерантность, легализуя однополые браки и прочие новшества. С другой стороны, еще 100 лет назад, если один из супругов не давал другому развода или была другая весомая причина для этого (измены, невозможность иметь детей), брак не мог быть расторгнут. Когда отношения известного философа Василия Розанова с первой женой не сложились, церковь отказала ему в разводе. Розанов вынужден был незаконно жить с другой женщиной, там родились дети, и все эти обстоятельства легли в основу очень сложных отношений между философом и церковью.

Как миряне, мы не знаем, как венчалась Пугачева, но не столько на ней лежит ответственность за все эти дела, сколько на священнике. Не надо забывать, что церковь состоит из людей, которые не идеальны. Но разрушать церковь из-за священников, позволяющих себе венчать и в третий, и в четвертый раз — это все равно, что из-за вороватых чиновников ломать само государство.

Петр Степанов, директор Русского драмтеатра, прихожанин Одигитриевского собора:

— Было время, когда церковь отрицала Интернет, соцсети, а сегодня сама успешно использует все эти новинки. Если Пугачеву венчали второй раз, значит, наверняка это с кем-то согласовывалось. Другой вопрос, что часто к исполнению православных обрядов, того же ныряния в прорубь на Крещение, возникают вопросы. Когда люди окунаются в воду без нательного креста, ныряют с шумом, визгом, не крестятся, мы понимаем, что это скорее от незнания. Один раз наблюдал картину, как окунувшийся в купель осенил себя католическим перекрестием. Конечно, в таких случаях надо, чтобы рядом стоял батюшка и благословлял, объяснял. Тем не менее с каждым годом на Рождество в Одигитриевский собор приходит все больше прихожан так, что там уже негде яблоку упасть. Если раньше частенько среди прихожан кто-то дышал и перегаром после новогодних гуляний, то сейчас это уже практически не встречается, а значит, что-то в нашем обществе на самом деле изменилось.

Елисей Елисеев, протоиерей Русской старообрядческой церкви:

— Начнем с того, что купание в проруби не является частью церковного праздничного правила. Это относится к це­рковным традициям, известным давно, но получившим наибольшее распространение в 20-21 вв.

Эта традиция подобна нар­одным гуляниям, что само по себе не есть плохо. До Петра I никогда не бы­ло в церковных прави­лах и церковной рожд­ественской елки. Рож­дество Христа проходило в Иерусалиме, где елок нет. Все это привне-с­ено, намешано, носит характер шоу с тем, чтобы привлечь вним­ание людей.

А вот вырезать на Крещение полынью в виде креста считаю недопустимым или по окончании мероприятия крест нужно разрушать. Крест изображать на земле запрещают каноны церкви. Когда в купели купаются — уже вопрос, а потом по заме­рзшему крестом льду бегают собаки, люди попира­ют его ногами — это грех, провоцируемый самими священниками.

Что касается вторых венчан­ий, то у царя Ивана Грозного, к примеру, было три ве­нчания (четвертое церковь не признала). Таким образом в церкви установлено канонами, что их может быть три. Если Пугачева вен­чалась второй раз, то это вполне допусти­мо. Но отдано это на усмотрение церковного чиноначалия.

Источник