Меню

Покровские ворота невеста хоботова людочка



Почему я считаю, что Людочке нужно бежать от Хоботова? Новый взгляд на классику

Рита и Костик — будущие Хоботов и Маргарита Павловна

Главный герой — студент Костик — ловелас, влюбляющий в себя всех вокруг. Сам он, впрочем, не любит никого. Он с легкостью меняет подружек, играючи отказывает особо надоедливым и нагло отшучивается по телефону. Но однажды. Девушка-мечта, девушка-виденье входит в его жизнь: Рита встречается Костику в загсе, и он теряет голову. Он никогда не будет прежним. Костик, прежде такой веселый и дерзкий, сникает под строгим взглядом Риты. Она говорит ему: «Мальчишка!» — и это звучит страшным обвинением.

А вспомните, каким безапелляционным тоном Рита велит ему взять коробочку с духами, когда везет его знакомиться с родителями: «Эти духи ты подаришь маме, она обожает «Красную Москву!» Ничего не напоминает? Еще чуть-чуть, и милая Рита, нежная и воздушная, трансформируется в грозную Маргариту Павловну, от одного взгляда которой трепещут и Хоботов, и Савва Игнатьич. Будет командовать и погонять. Указывать и приказывать. А веселому смелому Костику придется, видимо, превратиться под ее воздействием в бессловесного забитого Хоботова.

Может быть, не всё так печально? Может быть, у Костика есть шанс. Может быть. Если он сбежит от Риты. Хотя она, похоже, уже намертво в него вцепилась.

Хоботов и Людочка — неприспособленный интеллигент нашёл себе поклонницу-сиделку

А что ждёт другую пару из этого фильма — Хоботова и Людочку? Для начала давайте разберемся — почему Лев Евгеньевич выбрал из множества молоденьких и хорошеньких девушек Москвы именно ее? Скорее всего, потому, что Людочка обладает двумя качествами: она восторженная и, простите, глупенькая. Ну устал человек от умных и язвительных женщин! Рядом с Маргаритой Павловной он столько лет чувствовал себя ни на что не годным ничтожеством. А для милой Людочки он — талант и гений, практически полубог: так много знает!

После Маргариты Павловны, которая бывшего мужа каждый день унижает и ни в грош не ставит, Людочка для Хоботова — спасение, дар небес. С ней он сможет воспарить, обрести второе дыхание и добиться еще многого в своей интеллектуальной профессии. К тому же Людочка — медработник, отлично делает уколы и склонна к эмпатии. То есть в старости бояться нечего: досмотрит, обиходит, подлечит! Кажется, все логично. Только вот Людочку как-то жалко. Для чего ей все это? Хоботов, честно говоря, не стоит и десятой доли ее восхищения. А использовать девушку будет на всю катушку. Беги, Людочка!

Велюров и Светлана — или победа ЗОЖ, или банальная семья с мужем-алкашом

И еще одна пара героев. Второсортный эстрадный куплетист, к тому же запойный и не первой молодости, и перспективная молодая спортсменка, трезвая и рассудительная. Знаете, мне Светлана нравится, пожалуй, больше других женских персонажей. Эта девчонка крепко стоит на ногах и все про всех понимает. Ей не закружишь голову стихами и не заболтаешь историями про то, как на дне озера Титикака обнаружили древний город.

Будет ли она счастлива с Велюровым? Здесь два варианта развития событий. Или сильная ЗОЖница Светлана подчинит этого алкоголика своей воле и будет полностью контролировать его жизнь, не допуская никакого спиртного в доме. Или после долгой и утомительной борьбы с «зеленым змием» сдастся и превратится в одну из тех затюканных и замученных бытом женщин, везущих на своих плечах и мужа-алкаша, и детей, и дом, и заработок, которых и в Советском Союзе было хоть и отбавляй, и сегодня не намного меньше. Очень хочется надеяться на первый вариант, ведь это и для Велюрова было бы идеально. Влюбившись в Светлану, такую молодую, свежую, простую, он получил все шансы на новую жизнь. Пусть же воспользуется этими шансами!

Источник

Нью лук, ковбойка и халат / «Покровские ворота» (1982)

«Покровские ворота» — ностальгический взгляд на 1950-ые из 1980-х, когда женщины были красивы, а юноши были смелы.

Немного истории

Пьеса «Покровские ворота» была написана Леонидом Зориным в 1974 году. Действие в ней происходит в 1956-57 гг. В основу пьесы легли воспоминания автора о своей жизни в коммунальной квартире в Москве, куда он в 1947 году приехал из Баку. В 1975 году пьесу поставил в Театре на Малой Бронной Михаил Козаков, и он же решил ее экранизировать.

Читайте также:  Как провести выкуп невесты оригинально

Из документальных фильмов о картине и интервью режиссера можно узнать, что путь «Покровских ворот» к зрителю был тернист. Козакова буквально вынудили сыграть Феликса Дзержинского в трех фильмах, а затем Софья Пилявская обращалась к С.Г. Лапину, председателю Гостелерадио. Режиссеру навязывали известных актеров, которых он считал неподходящими для фильма (Андрей Миронов, Наталья Гундарева, Евгений Лазарев). Затем возникли проблемы с исполнителем роли Костика, так как Зорин «забраковывал» все кандидатуры, и Олега Меньшикова нашли буквально в последний момент, да еще и пришлось «отбивать» его у другого режиссера — Юлия Райзмана. Незадолго до премьеры в Доме кино умерла жена Зорина (которая была прототипом Риты, невесты Костика, Валентина Воилкова была даже похожа на нее внешне) и он смотрел эту комедию со слезами на глазах. Елена Коренева в сентябре 82 года вышла замуж за американца и уехала из СССР, и фильм убрали на полку.

Достали уже в феврале 83-го, чтобы показать один раз по телевидению (Андропов потребовал больше комедий), и по распоряжению все того же Лапина снова убрали. Показали с купюрами один раз при Горбачеве, и только после распада СССР фильм дошел до зрителя. Фразы из картины (пьесы) немедленно ушли в народ, и уже даже не осознаются многими, как цитаты. Фильм и сейчас будоражит сознание зрителя: хороший ли человек Костик, не станет ли юная Маргарита такой, как Хоботова, какой будет жизнь Хоботова и Людочки?

Эскиз Людмилы Кусаковой к фильму

Художник Людмила Кусакова создала запоминающийся интерьер коммунальной квартиры, а Алина Будникова — костюмы ее обитателей и гостей. Можно найти некоторые огрехи и анахронизмы (у телефона лежит Список абонентов 68 года, а по улице гуляет мальчик с олимпийским мишкой на рукаве), но на ностальгическом обаянии «Покровских ворот» они никак не сказываются. Алина Будникова как будто специально одела большинство своих героинь подчеркнуто модно и нарядно, так словно они сошли со страниц модных журналов, так, как мужчины в 70-80-ые вспоминали бы своих еще юных подруг.

Советский new look

Конечно, без диоровского нью лука нельзя было обойтись. Юные героини (Людочка — Елена Коренева, Рита — Валентина Воилкова, Светлана — Татьяна Догилева) одеты созвучно этой моде: затянутые талии, пышные удлиненные юбки, рукава-фонарики, бантики, аккуратные прически и шляпки, беретки, тончайшие шарфики, летние перчатки, маленькие сумочки. Легкомысленно, непрактично, соблазнительно. Основные принты: динамичная клетка и женственный горошек, совсем немного цветочных и геометрических принтов.

Журнал мод, 1957 год, Людочка- Елена Коренева,
«Покровские ворота» Журнал мод, 1957 г. Светлана — Татьяна Догилева Эпизодическая красавица, одетая по моде 50-х.
Этот момент интересен двумя деталями. На Людочку — Елену Кореневу забыли надеть ее голубую жилетку, в которой она была в квартире Хоботова. А кроме того, здесь хорошо видны нижние юбки, которыми в 50-ые добавляли пышности.
Журнал мод, 1957 г.

Красный плащ с пелериной (с подкладкой в зеленую клетку — совсем не банальное сочетание) и красный берет — Людочка просто Красная Шапочка, пришедшая на растерзание Серому Волку — Маргарите Павловне.

Аналогичная пелерина. Фото из фоторепортажа Анри Картье-Брессона из СССР в журнале Life за 17 января 1955 г. Маленькая, но запоминающаяся роль Марины Дюжевой в роли Анны Адамовны. Ах, этот шарфик, шляпка, перчатки. Козаков описал актрисе ее героиню как «бл.. по-монастырски», но получилось совсем не пошло.
«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся».

Некоторые образы, кстати, вызывают ассоциации с героинями фильмов 50-х гг.

Светлана — Людмила Крылова «Сверстницы» (1959), то же Светлана — Татьяна Догилева и Людочка — Елена Коренева

Многие зрители считают, что юная Рита превратится со временем в Хоботову (а Костик хочет на ней жениться по расчету). Возможно, так виделось Козакову. Неслучайно он переименовал героиню, в пьесе она Алевтина. Но при этом, Рита созвучнее с именем жены Зорина — Генриеттой. В пьесе сходство с Хоботовой подчеркивается: «чуть презрительными глазами», «суровая» , тем что она называет Костика «мальчишка». Вообще немного странно, конечно, что героиня с таким характером и родителями (которые живут на Ордынке в пьесе, а в фильме в высотке на Котельнической набережной) имеет незаконченное высшее образование и работает в ЗАГСе. С другой стороны, этот образ мог быть отчасти автобиографичным и не нести сходства с Хоботовой: «Мне повезло — обе мои жены не позволяли себе восторгов по поводу того, что я писал. Они не „писательские“ жены. Климат обсуждения всегда был и есть жесткий, даже жестокий, чрезвычайно требовательный. Мне всегда доставалось. Они считали, что я пишу хуже, чем мог бы. Это дисциплинировало меня» (интервью писателя). Маргарита — Валентина Воилкова с ее полными губами, челкой, кажется миксом 50-х и 80-х, в этом плане Людочка — Елена Коренева ближе к типажу 50-х.

Читайте также:  Знакомства родителей с невестой

Может быть, мы пристрастны, но эти ремни с круглыми пряжками — типичная деталь 1980-х. И если убрать перчатки, то образ актуален и для времени съемок фильма.

Маргарита Павловна (Инна Ульянова), как солидная женщина в возрасте, ей, видимо, 40-40 с небольшим (о как сместились возрастные рамки к настоящему времени!) — предпочитает более консервативный образ и в одежде и в прическе, но тоже не лишена кокетства. Обратите внимание на ее кокетливые бантики на блузках, на пышные рукава блузок, на то, как затянута талия и облегает юбка. Властный характер Хоботовой как будто еще более подчеркивается этими слащавыми бантиками и розочками (особенно блуза с цветами и тремя бантиками в стиле рококо). В финале у нее и горошек и брошь-розочка и нежно-розовые серьги и кокетливый берет, — казалось бы, счастливая женщина, въехавшая с мужем в отдельное жилье, ан нет, не дает покоя бывший муж.

Инна Ульянова снялась в «Карновальной ночи» в массовке, а свою по-настоящему звездную роль сыграла спустя 25 лет Безотносительно роли сам образ невесты, на наш взгляд, у художника получился великолепный: стильный, элегантный и льстит фигуре актрисы.

Костик на вопрос Хоботова, что нужно бывшей жене говорит: «Вас. Вы ей нужны. Вы должны быть рядом. Это у нее — в подсознании. Поймите, именно так выражается ее потребность в мировой гармонии». (Тут, конечно, нельзя не упомянуть про политическое прочтение фильма, как метания партии между интеллигенцией и рабочим классом)

Марго тоже модница. Журнал мод, 1955, №4, Инна Ульянова,
«Покровские ворота»

Случайно или нет, но костюмы соперниц часто как будто перекликаются.

Клетка, бантик, пышный рукав и белый верх (кардиган и халат).


Вновь напрашивается сравнение с фильмами 50-х.
Аналогичный силуэт, но более элегантный и лишенный нелепого кокетства образ у Лилии Максимовой в роли жены Рощина в фильме «Разные судьбы» (1956).

Советские «ковбои»

Вряд ли Костика можно на 100% назвать стилягой, но в чем-то он им близок. Вспомните хотя бы сцену с танцами под запрещенный рок-н-ролл Rock around the clock на чьей-то квартире. А его клетчатая рубашка — «ковбойка»? В 50-е клетчатые мужские рубашки как раз стали популярны, но американские «ковбойки» первыми оценили именно стиляги.

«Как громкий непристойный крик в храме, прозвучало в эпоху Хрущева появление в продаже „ковбоек“, так называли рубашки, где впервые на ткани появились клетки. Не яркие, пока еще очень блеклых сдержанных расцветок, но уже не в обязательную полоску или вовсе однотонные. Такие рубашки нарасхват, но завезли их в СССР очень мало. Если учесть, что тогда большую часть одежды не покупали в магазинах, а шили в „индпошиве“, так раньше назывались ателье по пошиву одежды, то большинство стали заказывать рубашки в этих пошивочных мастерских. Мне сшила мама, ярко‑красную с оранжевым, и, когда я шел по улице, на меня оглядывались с испугом, словно на марсианина или выходца из ада».
Юрий Никитин «Мне — 65»

«Тогда ткань в клетку называлась шотландкой. И обязательно нужно было иметь у себя в гардеробе рубашку из нее — с коротким рукавом или с длинным. Потом, через несколько лет, когда мы уже давно не носили такие рубашки, огромная масса людей стали их носить, и промышленность наладила их выпуск».
Владимир Козлов «Стиляги. Молодые, смелые, свободные»

Кстати, Рубашку Ромина можно увидеть в фильме «Любовь и голуби» (1984, режиссер Владимир Меньшов, художник по костюмам Наталья Монева) на Лёне (Игорь Лях). Эту деталь заметил художник по костюмам Дмитрий Андреев.

Читайте также:  Как быть неотразимой невестой


«Любовь и голуби» (1984, режиссер Владимир Меньшов, художник по костюмам Наталья Монева) на Лёне (Игорь Лях) Эй, ты зачем мою рубашку надел?

Справедливости ради, «ковбойки» в стране появились раньше. У Ильфа и Петрова в «12 стульях» Остап под пиджаком носил «рубашку „ковбой“ в черную и красную полоску» (Сами ковбойки именно в красно-черном фланелевом варианте появились в Америке в 1850 г., но стали особенно популярны в 1920-ые). Именно таким мы видим Остапа в исполнении Арчила Гомиашвили в экранизации 1971 года. Аналогичный образ: красно-черная ковбойка и бежевый пиджак (но вместо белого шарфа черный галстук-селедка) можно увидеть в фильме «За бортом».

Ковбойка — вне моды, вне времени. Остап Бендер — Арчил Гомиашвили «12 стульев» (1971, Леонид Гайдай, художник по костюмам Константин Савицкий), «За бортом», Дин Проффит — Курт Рассел, «За бортом» (1987, художник по костюмам Уэйн А. Финкелман)

В книге «Костюм на экране» Вера Кузнецова пишет, что «ковбойка» стала штампом для обозначения «положительного молодого человека» в кино: работяга, трудяга, может быть и не сразу хороший парень, но исправляющийся. Впрочем, клетчатые рубашки у героев 50-х (как и 60-70) чаще нейтральных цветов: либо более бледные, либо более темные, но уж не такие ярко-оранжевые, как у Костика.

Клетчатые рубашки появляются, к примеру, в фильмах: «Карнавальная ночь» (1956), «Я шагаю по Москве» (1964), Неподдающиеся (1959), «Весна на Заречной улице» (1956).

Таких примеров можно найти в множестве: «В добрый час» (1956), «Приходите завтра» (1963), «Девушка без адреса» (1958), «Королева бензоколонки» (1963), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1963), «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и др.

Еще один отсылающий к стилягам образ Костика — его свитер со снежинками на катке. Такие стали особенно популярны в СССР после проката американского фильма «Серенада Солнечной долины», благодаря которому многие стиляги вообще стали стилягами (к слову этого «ругательного» слова они не любили).

«Когда мы в то время смотрели заграничные фильмы, мы в первую очередь следили не за сюжетом, а смотрели, кто как одет из артистов. Сейчас же мы смотрим — мы не обращаем внимания, у кого какая рубашка, на какой подошве ботинки, а тогда очень много уделяли внимания этим деталям».
Владимир Козлов «Стиляги. Молодые, смелые, свободные»

Кстати, в целом Костик одевается довольно стильно. Вельветовые костюмы, куртки с белой вязаной отделкой (ворот, манжеты).

Костика, кстати, зрители частенько обвиняют в шалопайстве, излишней легкомысленности, считая, как и Велюров, что он сомнителен. Но нам кажется, что это не совсем верно. Человек, с легкостью поддерживающий беседу с Хоботом о поэтах и писателях (знающий, к примеру, судьбу Бориса Виана, много ли среди ваших знакомых филологов таких, не говоря уже об историках), явно успешно справляется с аспирантурой (при этом в пьесе он говорит, что «сдал все зачёты». Хотя какие могут быть зачёты в аспирантуре?)

Костик Ромин появляется еще в нескольких произведениях Зорина, и дальше его судьба расходится с судьбой драматурга (Костик становится журналистом), а его остроумие и проницательность оборачиваются желчностью и мизантропией. Что в общем, логично.

Загадка халата

С поношенным выцветшим халатом Велюрова (Леонид Броневой) с пятном на спине (и поясом, резко отличающимся по цвету) связана одна загадка. В фильме «Верные друзья» (1954, режиссер Михаил Калатозов, художник по костюмам Ольга Кручинина) Василий Васильевич Нестратов (Василий Меркурьев) на плоту носит халат, тканью невероятно похожий на халат Велюрова. Отличаются воротник и карманы и состояние ткани, халат мастера художественного слова выглядит словно постаревший и перешитый халат Нестратова.


«Верные друзья» (1954, режиссер Михаил Калатозов, художник по костюмам Ольга Кручинина) Василий Васильевич Нестратов (Василий Меркурьев) и Аркадий Велюров (Леонид Броневой).

В заключение несколько ссылок на материалы о фильме в сети.

Поделиться «Нью лук, ковбойка и халат / «Покровские ворота» (1982)»

Источник