Что если не удается найти мужа / жену?
Бывает так, что некоторые девушки долго не могут найти себе жениха и очень переживают из-за этого. Бывает также и юноши не могут найти себе жену и тоже из-за этого переживают. Эти переживания могут очень сильно тревожить человека, и человек страдает, переживает, думает, почему это со мной, почему я никак не могу, почему у других есть, а у меня нет, и так далее. И я хотел бы предложить некоторые размышления по этому поводу. Подчеркну, то, что я скажу здесь, в этом видео, ‒ это не истина в последней инстанции, просто некоторые мои наблюдения и размышления, которые, может быть, окажутся для вас небесполезны, если вас касается эта ситуация или кого-то из ваших знакомых.
Итак, прежде всего, что я хотел бы сказать: люди, у которых есть вот такие затруднения, они, как мне бросилось в глаза, нередко представляют, что, вот, найдут они себе мужа или жену, и вот тогда-то они станут счастливы, вот тогда-то их жизнь станет наполненной, и они будут чувствовать эту полноту жизни, и всё будет замечательно, и муж (или жена), соответственно, будут как раз, как они себе представляют; и отношения у них будут замечательные; и всё будет хорошо. А сейчас все плохо, потому что этого нет, а вот это будет, и у меня будет всё хорошо. И вот, надо сказать, конечно, здесь возникает вопрос: но почему вы так думаете? И здесь, что хотелось бы сказать: если вы посмотрите на ваших знакомых и друзей, родственников, которые обрели семью, то увидите, что далеко не все из них получили ту семейную жизнь, которую хотели. Опять же, мне ли рассказывать о том, как много браков распадается, а из тех, что не распадается, как много браков, в которых люди мучаются друг с другом. Поэтому, конечно, то, что вы пока что не нашли себе вторую половину, как говорится, в этом есть некоторый промысл Божий. Какой промысл? Господь уберегает вас от того, к чему вы еще не готовы. И что значит не готовы? Почему распадаются семьи очень часто, на мой взгляд, даже в подавляющем большинстве случаев? Из-за эгоизма людей ‒ люди зачастую оба (и муж, и жена), заражённые эгоизмом, как и практически каждый в нашем обществе с юности, ‒ и вот двум эгоистам ужиться друг с другом крайне тяжело: нужно уступать в семейной жизни, ты учишься жертвовать собой ради другого, и пока настолько, насколько ты готов жертвовать, и настолько, насколько эта готовность жертвовать, самопожертвование, она взаимна ‒ настолько эта семья может дальше жить, расти, развиваться, укрепляться, и так далее. А у эгоиста нет желания вообще жертвовать собою, а если он и делает, то ему это трудно, ему это не хочется. И это выражается во многом: в самых разных мелочах может выражаться, может приводить и к серьёзным, крупным ссорам, спорам, и так далее. Так вот, здесь, собственно говоря, и вопрос, повод задуматься: если ты не можешь сейчас найти себе спутника жизни (жениха или невесту), то присмотрись: а какие у тебя отношения с окружающими людьми, как ты относишься к родственникам, как ты относишься к друзьям своим, как ты относишься к коллегам по работе, всё ли у тебя в порядке? Если у тебя есть проблемы в отношениях с людьми, с которыми ты редко сравнительно видишься, с которыми ты проводишь не всё время, с которыми ты не живёшь, то с супругом или супругой, с которой ты будешь постоянно связан, эти же проблемы, эти же черты твоего характера ‒ они вылезут в ещё большие конфликты.
Так вот, не надо ждать, что тебе достанется какой-то идеал, бывает, тебе достанется, может быть, очень хороший, но всё-таки обычный человек, у которого есть какие-то свои немощи, и тебе нужно будет приучится жить в мире с этим человеком: и с его положительными, и с его отрицательными сторонами. Тебе нужно научиться жить в мире с людьми. Если ты сейчас с незнакомыми или полузнакомыми людьми не можешь долго жить в мире, не можешь поддерживать и сохранять доброжелательные отношения, то откуда у тебя силы для этого возникнут в семейной жизни, где требуется гораздо больше усилий. Так поэтому, может быть, пока у тебя есть время, приложить усилия к тому, чтобы изменить свою душу, свои отношения с окружающими людьми, ‒ это тебе поможет тогда, когда ты встретишь свою вторую половинку (условное выражение, но будем его использовать).
Так бывает: вот, девушка молиться, чтобы Господь послал ей мужа. Приходит к священнику, жалуется: вот я одна, хочу найти мужа. Господь посылает ей мужа. Потом она приходит к священнику жаловаться о том, что муж плохой, такой-сякой-разэдакий, и пилит этого мужа, изводит его разными истериками. Молится о том, чтобы у нее были дети ‒ хорошо, Господь посылает ей детей. Она начинает этих детей бить, кричать на них, срываться. Потом приходит и жалуется на детей, и сама на себя жалуется и мучается от того, что не может быть той матерью, которой она хотела бы быть. Печально это видеть. Так если Господь пока что тебе не даёт супруга или супругу, используй это время для того, чтобы поработать над своей душой, для того, чтобы когда пришло бы время, тебе было бы легче стать или женой, или мужем, матерью, отцом… Это гораздо более продуктивно, чем постоянно изводить себя о том, что, вот, у меня нет того, чего бы я хотела, или чего бы я хотел… Даже если, предположим, Господь так и не даст тебе вторую половину, так всё равно в результате этой работы ты станешь лучшим человеком и лучшим христианином. Это в любом случае будет в плюс тебе.
Что касается того, как найти мужа или жену, на мой взгляд и по моему опыту, лучше всего молиться о том, чтобы Господь послал того вам супруга или супругу, которую ему угодно для вас найти. Потому что полагаться на собственный поиск, на собственные критерии оценки, ‒ это весьма ненадежно. Лучше всего ‒ это то, что Господь пошлет в ответ на молитву. Лучше всего ‒ это вымаливать. Можно просить и молиться блаженной Матроне, и своей небесной покровительницей или небесному покровителю, можно молиться и другим святым, и самому Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице ‒ в общем-то, вот на душу как положиться, и можно молиться об этом. Но самое главное ‒ оставлять это на волю Божию, оставлять место воле Божией, чтобы не было так, что, вот: Господи, сделай так, как я хочу, именно это для меня будет лучше. Потому что мы не знаем, что для нас будет лучше. Если посмотреть на то, как сейчас складываются отношения в современных семьях, что иногда бывает ‒ иногда семья становится просто адом на земле для тех людей, которые в ней находятся. И я скажу так: если сравнивать хорошую, добрую, любящую христианскую семью с одиночеством, то, конечно, такая семья лучше, чем одиночество; но если сравнивать семью, которая является адом на земле с одиночеством, то одиночество лучше, чем такая семья.
Какая именно будет у вас семья, каким именно вы станете мужем, или какой именно вы станете женой, пока не придет время ‒ вы не узнаете. Если Господь это время от вас отстраняет, откладывает, то это не потому, что Ему жалко для вас, а оттого, что Он видит, что пока что вы к этому не готовы, и в этом проявляется Его любовь к вам. Много людей в семьях страдает, и вот этих страданий ни я бы вам не хотел, ни Господь для вас не хочет. Означает ли это, что я против семьи? Да ни в коем случае! Семья христианская ‒ это школа любви для того, кто должным образом к ней относится, это очень полезно для личностного становления, для христианского становления человека; это то место, где человек растёт, вернее, может расти; это от него зависит, как он распорядится тем, что Господь ему дал, и на что он свою семью и свои семейные отношения будет использовать. Но делать из семьи идола не стоит. Действительно, не стоит. Поэтому, мне кажется, самым правильным вот в этом положении было бы, во-первых, молиться; во-вторых, работать над собой; в‑третьих, положиться на волю Божию. И надо жить полной христианской жизнью, той жизнью, которая у вас есть сейчас, стараться расти как христианин, совершенствоваться как христианин. Пусть это занимает вас больше всего, а не то, найдете ли вы жену, найдете ли вы мужа. И если вы станете таким человеком, у которого есть цель, у которого есть наполнение его жизни, есть его рост внутренний, то вы станете и более привлекательной для тех людей, которые могут стать достойным спутником жизни. Если же вы станете постоянно изводить себя, что вот ваша жизнь сложилась не так, как вы хотели бы, то вполне вероятно, что и другие люди будут чувствовать ваше недовольство жизнью своей, а такой человек, знаете, честно скажу, мало бывает привлекателен для тех, с кем хотелось бы связать свою жизнь. Не должно быть идеи, что нужно выйти замуж любой ценой; не должно быть идеи, что можно выйти замуж, там, абы за кого, потому что бывает так, что люди с такими идеями ‒ они выходят замуж, буквально, за первого встречного, и потом ни к чему хорошему, мягко говоря, это не приводит. Не стоит спешить, Господь даст всё в своё время, если мы сами будем к этому готовы, если мы сами доверим свою жизнь в Его руки.
Источник
7 причин, почему девушки не хотят выходить замуж
«Я как-нибудь сама»: почему женщины отказываются от брака?
Мир меняется, меняются ценности. И вот уже каждая третья девушка стабильно не хочет замуж. Причин подобного желания много, начиная от воспитания, заканчивая личными установками. Понятное дело, никто не вправе навязывать дамам, как жить. Но все же хочу разобрать подробнее эту тему. Что движет женщинами, которые отказываются идти под венец?
Почему женщины не хотят замуж?
«Карьера — моя главная цель»
Сегодня родители воспитывают девочек, не так, как сто лет назад. Мама с папой говорят: «Учись хорошо, получи хорошую профессию, найди престижную работу». И это совсем неплохое наставление. Достойная девушка должна быть способна обеспечить себя. Но в нашем мире ничто не обходится без перекосов. Тяга к «достигаторству» разрастается все больше. Женщины убеждены, что совмещать карьеру и семью нереально. А выбирать уж точно надо первое. Ведь какая надежда на супруга? С такими мыслями желание выходить замуж пропадает напрочь. Тем более, чем больше карьерные успехи, тем выше планка, которую дамы устанавливают при выборе спутника. Но так как «нормальных все равно не осталось», то уж лучше одной.
«Плохо жить я и сама могу»
У некоторых девушек по каким-то причинам сформировался стереотип о том, что замужество — это вечная рутина, постоянные проблемы, лежащий на диване муж, непослушные дети. В большинстве случае подобная картинка вырисовывается из детства. Многие девушки не знают других сценариев, а потому думают, что и их семейная жизнь будет такой же безрадостной. Но ведь браки создаются не по одному лекалу. Любая девушка в состоянии выбрать свой вариант развития отношений. Конечно, надо уметь определять достойных мужчин, знать, как привлекать и мотивировать их. Это нелегко. Вот почему современные девушки и не хотят выходить замуж.
«Вторые грабли мне нужны»
Обычно так говорят те, кто уже пережил неудачный брак. Психика всеми силами обороняется от повторных страданий. Женщина не готова опять проходить тернистый путь, чувствовать разочарование, подстраиваться под партнера, делить имущество. Почему разведенные женщины не хотят выходить замуж? Потому что над ними еще довлеет и общество с его штампами и ярлыками. Даже не хочу перечислять те язвительные усмешки, которыми пестрят комментарии в соцсетях. Тут важно не идти на поводу у злопыхателей. Поверьте мне, как психологу. Я видел сотни семей, где женщины после неудачного брака вновь обретали семью и любовь. Так что верьте в себя.
«Хочу халву ем, хочу пряники»
Речь, естественно, о том, что барышни не желают менять свои привычки, ограничивать себя в чем-то. Они не сидят у окошка в ожидании принца. У них и без того хлопот хватает. Курсы иностранного, а потом тренировка в бассейне. А после еще надо успеть машину забрать из автосервиса. Куда же в столь плотный график «втиснуть» мужа? А если девушка привыкла вставать в 7 утра и отправляться на пробежку? Что же теперь, отказываться от своего увлечения? Одним словом, для таких дам главная причина не выходить замуж — потеря свободы. И даже если на горизонте появляется вполне достойный кавалер, они предпочтут с ним так называемые свободные отношения.
«Пеленки и горшки — не мое»
Есть часть женщин, которые не спешат под венец из-за надобности рожать детей. Хорошо, если встретится мужчина «чайлдфри», который не будет требовать потомство. Но ведь многие мужья хотят продолжения рода. Свободолюбивым дамам не по душе перспектива на несколько лет «выпасть» из жизни и заняться воспитанием детей. А еще, по их словам, нет никакой надежды на супруга. Вдруг ему наскучит семейная жизни и он встретит другую? И куда потом одной с ребенком? В общем, сплошные страхи и проблемы.
«Кавалеров мне итак хватает»
Так заявляют девушки, которых обычно называют унылыми «кошатницами». Ведь, по их мнению, это сущая ложь. Все чаще незамужние женщины активны и привлекательны. Они рады новым знакомствам, даже не против романов. Если все так прекрасно, почему современные женщины не хотят выходить замуж? Они не видят практической пользы от брака. Деньги они и сами неплохо зарабатывают. Кроме того, им всегда хватает мужского внимания. Никакой бытовухи, а сплошная романтика.
Ну и главный аргумент, куда же без него. Банальный до ужаса, но такой любимый большинством девушек. Неудачный опыт, слишком высокая планка, личные убеждения — все это заставляет женщин отвергать вполне приличных мужчин. Во всем мире и в частности в нашей стране наблюдаю печальную тенденцию. Дамы просто разучились замечать достойных кавалеров. Согласен, есть инфантилы, альфонсы, маменькины сынки. Но своим поведением женщины зачастую притягивают их сами. Почему, к примеру, россиянки не торопятся замуж? Потому что привыкли тащить все на себе, работают за двоих, решают все сами. Словом, становятся «генералом в юбке». Сильные и уверенные в себе мужчины не хотят тягаться с подобными дамами. А неудачники, мечтающие сесть на шею — всегда рады. Вот и получается, что все мужики сво…
Девушки, я не пытаюсь вас отговаривать от свободной жизни. Одиночеством иногда тоже полезно наслаждаться. Я хочу, чтобы вы видели не только изъяны, но множество вариантов. Попробуйте взглянуть на свои потребности, свои цели под иным ракурсом.
Есть идея. Устройте себе небольшой ретрит. Приведите в порядок душу, тело, мысли в Летнем Лагере, организованном Тренинговым центром Павла Ракова. Уверяю вас, вы откроете для себя много нового. И, возможно, захотите создать идеальные отношения по любви.
А что думаете вы по этому поводу? Какие еще есть причины, почему женщины не хотят выходить замуж?
Источник
«Семья мужа — твои хозяева» Жестокое воспитание, похищения и изнасилования — как свадебные традиции на Кавказе побеждают законы
Не так давно глава Чечни Рамзан Кадыров поручил выделить двум сотням женихов, столкнувшимся с финансовыми трудностями из-за коронавируса, средства на выкуп невест. Цену невесты установили в 50 тысяч рублей. Это одна из многих свадебных традиций, которые до сих пор популярны на российском Кавказе. Есть и другие, гораздо более жестокие — от похищения невесты против ее воли до изнасилования, чтобы она не могла вернуться домой. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Лидия Михальченко записала монологи женщин из Чечни и Ингушетии, чтобы узнать больше об их свадебных обычаях и нравах кавказских женихов.
«Муж должен обращаться «эй», а не по имени»
Зарема, 25 лет, Ингушетия
Меня украли в 2013 году. Я была не против выйти за него замуж, была влюблена, но не знала, что он планирует украсть, ругала его. После того как меня украли, с моими родителями шли многочасовые переговоры. Сторона мужа и я сама убеждали отца дать согласие — без него я не могла сделать этот шаг. Отдельная история была потом примирить родных с мыслью, что я замужем, и наладить дипломатические связи.
У ингушей очень сильные обряды избегания (по традиции, жених должен избегать встреч с будущими тещей и тестем — прим. «Ленты.ру»), и родственники со стороны мужа и жены начинают общаться друг с другом только после официального действа, которое называется мероприятием сватов.
На свадьбе я стояла в уголке зала пять с половиной часов подряд, как положено, чтобы вся родня мужа подошла ко мне и что-то пожелала. Ноги затекли, ломило спину, было жарко и дышать тяжело. Сестра свекрови сказала, что отведет меня куда-то отдохнуть, но ее отвлекли, и она забыла. Тут пришла новая порция родни, я осталась стоять. Как мумия, вся закутанная в белое. Как памятник. Проявлять активность не положено.
Гости решили мне «развязать язык». Такой свадебный обычай — добиться, чтобы невеста заговорила. Например, суют деньги — надо принять, или, такое на свадьбах нередко бывает, подходит гость со стаканом воды для повода и спрашивает: «Ты мне даешь разрешения выпить эту воду?» И она тогда вынуждена ответить: «Пей на здоровье». У моих родственниц было, что родственники мужа на свадьбе вуаль поднимали невесте и ее рассматривали. Мне надарили денег, которые я должна была отдать свекрови.
Вечером все по новой. Пришли друзья жениха, меня опять отвели в угол стоять на три часа. Некоторые гости заявляли, что я страшная — прямо вслух. Говорили, что жених красивее меня, что я «загубила парня». Я тогда поразилась: о чем они, какого парня? Я была едва после школы, а ему за тридцать, это был его третий брак! Но потом я узнала, что это обычная практика. Юным девушкам, даже если засватал лысый пятидесятилетний разведенец, тоже говорят «сгубила парня».
Наутро после свадьбы и у чеченок, и у ингушек есть обязанность подмести двор, еще до зари. Желательно свой и соседский, как Тимур и его команда. Встать надо раньше свекрови в любом случае. За поведением младшей невестки пристально следят. Я просто не ложилась спать в ночь свадьбы.
Материалы по теме
«Непокорных жен выдворять из республики»
У бывшего был очень властный отец, дома его все слушались, и меня он переименовал. Ему нравилось имя Хава, а меня зовут иначе. Родственники, зовущие меня прежним именем, навлекали на себя гнев свекра, и я всех предупредила, что при нем ко мне лучше обращаться просто «ты». Ему никто не смел перечить. Глава клана все-таки, это много значит. Я помню свое чувство безысходности от несправедливости, не могла это принять. А потом свекровь убедила мужа, что в Коране, в какой-то суре, упоминается мое оригинальное имя — значит, оно достойное. Он согласился. Я ликовала, что мне вернули частичку себя.
По традиции, супруг не имеет права называть жену по имени, особенно в присутствии посторонних. Он должен обращаться «эй», либо «женщина», некоторые говорят «зуда» — в переводе «жена». И женщина не имеет права по именам называть родню мужа. Придумываются какие-то прозвища. Если у мужа несколько братьев, надо их как-то по-разному называть. Допустим, «старший», либо как-то трансформировать имена. У мужа была сестра Марина, а я ее называла «малинушкой». Других сестер я звала по-ингушски «красивая девушка», «хорошая девушка», «добрая девушка» либо тоже «старшая», «младшая» — такой этикет.
Две тети моего мужа говорили мне, что я страшная. Это не только мой случай — соседке, молодой невестке, то же самое приходилось слышать, и моим подругам от семей мужей. Хотя грубое обращение с невесткой ингушский эздел (свод традиционных правил — прим. «Ленты.ру») резко порицает. Прямых оскорблений я не слышала, гнобят по-другому: воспитывают, придираются, требуют порой противоположных вещей, чтобы было чем попрекнуть. Если за девушкой кто-то есть, за это может прилететь — если у нее мощный клан, родные впрягутся, ведь это не только ее, а всю семью оскорбляют. А если за ней никого нет, чего угодно можно ждать.
Когда я пожаловалась своей семье на супруга, никто не вмешался. Родные братья живут далеко, а двоюродный сказал, что теперь семья мужа — мои хозяева. Уживайся или разводись.
Материалы по теме
«Если с ними что-то случится — будешь отвечать кровью»
Мало того что на нас лежат эти повинности, в традиции нет каких-то благ для новобрачной. Например, нет медового месяца и свадебного путешествия. Сейчас это практикуют состоятельные люди — куда-то ездят. Но не сразу после свадьбы. Это не принято, неприлично. Первые дни молодая жена должна стесняться, она присесть не имеет права, надо стоять все время, особенно перед старшими. Невестка не имеет права на собственное время, не может сама определять, когда отдохнуть, когда зайти в свою комнату. Она — бесплатный трудовой ресурс, да. Патриархат именно в этом: молодые женщины на самой низшей ступени и всех должны обслужить.
Девочкам внушается, что чем скромнее у нее запросы, тем более она богоугодна. А мужчина может безнаказанно свалить в закат, даже не разводясь. Или позвонить старшим родственникам жены и просто на словах объявить развод по телефону. Такое бывает в Ингушетии, даже если у них уже шесть детей и семья без крыши над головой. Причем все годы брака он может запрещать ей работать и учиться.
Мне муж с ходу зарядил пощечину уже на третий день моей жизни в их доме, когда увидел одежду, которую я привезла. «Что ты привезла? Я разрешаю только длинные юбки, длинные рукава и большой платок». Но я даже не успела ничего из этого поносить. До свадьбы он меня видел в привычном облике — юбка до колен, тонкая полоска косынки на распущенных волосах, блузка с рукавами по локоть.
Я смешливая была очень в юности. Однажды я смеялась, болтая с его родственницей и ее сыном во дворе. Муж подошел ко мне с каменным лицом и сжал локоть до синяка. Потом объяснил: громко смеялась.
Сколько раз я простужалась, когда бегала зимой от дома к кухне, которая у мужа была отдельным флигельком во дворе, — готовка, стирка, все там! Подавать мужу и его родителям надо горячее и сейчас приготовленное. Поэтому бегаешь сотню раз через этот двор. Разве что они решат поесть в кухне, тогда проще.
Мой брак длился два года. Муж мне прислал развод по СМС. Я осталась ни с чем. Мне и правда было неудобно чего-то требовать, хотя я работала в браке и вкладывалась в общее имущество. По шариату в случае развода женщине полагается очень много, а вот получит ли она это — зависит от ее родителей: насколько они могут показать характер и потребовать исполнения условий. Муфтият может встать на сторону женщины, но не вправе принудить, наложить санкции. У них нет инструментов.
Я всегда боялась, выйдя замуж, что будут дети, а я даже не успела окончить колледж, только школу. Накоплений и недвижимости у меня нет. Дом деда отошел брату — ему надо семью заводить, так мама сказала. Поэтому поступила в университет сразу после развода.
Теперь я дипломированный социолог, учусь в аспирантуре и изучаю нашу культуру изнутри. У нас тут смешались все виды патриархата. Например, патриархат сыновей — он проявляется в том, что мужчины хотят все «ништяки» предыдущих патриархальных поколений и при этом не хотят нести никакой ответственности, которую несли предыдущие поколения мужчин. Патриархат отцов подразумевает обязанность мужчин обеспечивать семью, брать на себя тяжелую работу, а патриархат сыновей другой — они хотят полного подчинения женщины и обслуживания, но не хотят быть обязанными взамен. Например, когда речь заходит о домашней работе, забывают, что по исламу она мужчине не чужда, и сразу прыгают на вайнахские традиции, где мужчине зазорно взять на руки ребенка, пойти с женой в магазин, развесить постиранное белье.
«Палил в воздух в честь молодоженов — попал в плечо сестре»
Аида, Чечня, 31 год
Обо мне произошел довольно простой разговор. Есть фиксированная муфтиятом сумма выкупа — 40 тысяч рублей. Все, что сверху, дают по возможности. Поэтому не было долгих торгов, а была принятая в таких случаях дипломатическая беседа: отдают или нет. Мой отец сказал «да», и сваты еще покушали и попили чаю. Если отец невесты отказывает, угощение им не предлагают.
Пришлось прятаться. У вайнахов, когда девушку сватают, она нигде не фигурирует, сидит у себя в комнате. Мужчины решают, за сколько выкупают, девушка не свидетель этого. Меня засватали по исламу, и я его знала, мы обоюдно хотели пожениться.
Свадьбы играют в двух актах. Первая свадьба — в доме невесты, а другая, когда невесту забрали, в доме жениха. В каждом роду есть активные женщины, которые постоянно организуют свадьбы, находят ресторан, артистов зовут, готовят дом для торжества.
Вам приходит в голову приходить на бракосочетание друзей вооруженным? Нет? Значит, вы не живете на Кавказе. Пальба в воздух в честь молодоженов у нас очень популярна. На моей свадьбе ранили человека. Один из гостей — он клянется, что стрелял в воздух, — попал в плечо своей двоюродной сестре. Крики, кровь. Мне хотелось просто сбежать, исчезнуть. Я пережила шок. Я вспомнила случай, когда девочка вышла на балкон дома, где была свадьба, и ее убила случайная пуля. Смысл этой традиции — выстрелами отпугнуть злых духов от молодой семьи. Но когда несколько стрелков, они палят, как будто на войне, хочется зажать уши! Вокруг было много детей и взрослых, травмированных спецоперациями, войнами, нападениями. Мне было очень некомфортно.
Многие этого не одобряют, но явление не изжило себя. Начинаешь спорить, поборники всего традиционного говорят: «Ты пытаешься разрушить нашу идентичность, наше славное прошлое, ты раздуваешь единичные случаи». Очень сложно понять, что заставляет людей держаться за такую привычку, когда на чаше весов безопасность близких и их собственная. Разве одна сохраненная жизнь не стоит отказа от такой «русской рулетки»?
За мной на свадьбу ехали в село. Есть обычай в Ингушетии и Чечне — перекрывать дорогу кортежу, который едет за невестой. Дети просят выкуп за проезд, им дают какую-то мелочь. Если в это время кто-то торопится, может, в больницу или роддом, может попасть в эту пробку.
Есть еще забава, уходящая корнями во времена гужевого транспорта, когда всадники из семьи жениха конкурировали за место в кавалькаде рядом с повозкой невесты, что считалось признаком особой удали. Наездники состязались, кто поедет рядом с невестой и кто дольше продержится. В XXI веке вместо лошади автомобиль, и часто слышишь о ДТП со смертельными исходами на свадьбах. Защитники традиций взяли манеру бороться и за этот обычай. Хотя сам факт, что он создает угрозу, уже достаточное основание, чтобы избавиться от него. В этом смысле мне повезло: были аварийные ситуации в кортеже, но всерьез никто не пострадал.
Материалы по теме
«Джигиты обещают выследить и вырезать глотку»
Самым сложным для меня было соблюдение бытового этикета после свадьбы. Например, спать ложиться не раньше, чем ляжет свекровь. Особенно это тяжело через три-четыре месяца после свадьбы, когда ходишь с первой беременностью. Слабость, токсикоз, но готовка, уборка и демонстрация уважения ко всем родным — само собой.
У нас любая проблема лечится женитьбой. В Чечне, по-моему, это национальный спорт — всех переженить. Парень наркоман? Родителям будут советовать его срочно женить. Алкоголик — женить, шляется непонятно где — то же самое! Девушкам советуют замужество от хандры, от проблем с родителями, от экономических сложностей и безработицы. И почему наши люди так уверены, что вступление в брак — решение всех проблем? Мне повезло — мой муж не диктатор и не тиран, мы благополучно выехали из Чечни и живем теперь в другом регионе. Но некоторые мои подруги попали в семьи, где мать мужа всем заправляет, а муж не спорит с мамой — делай с невесткой что хочешь.
Вообще, пока на Кавказе не поймут и не научатся ставить человеческую жизнь, права и свободы выше всех этих представлений, так и будут шокировать себя и других всем этим безобразием. Когда наши мужчины ввязываются на пустом месте в драку или стрельбу, мы говорим или пишем про это в соцсетях: «дебилы». Но если критикуешь любую традицию, на тебя сыплются упреки: «Ты что, хочешь быть как русская?».
«В позднесоветские времена давали десять рублей за невесту»
Патимат, сваха, Чечня — Ингушетия, 56 лет
Фиксированная такса выкупа — не новое явление. В позднесоветские времена давали десять рублей за невесту. По исламу сумма может быть минимальной, хотя бы символической. На Кавказе деньги обычно идут на покупку вещей для невесты.
Выкуп невесты — это не купля-продажа, это деньги, которые отдаются невесте. Есть квота — муфтият установил 40 тысяч, официальный потолок, несколько лет назад. Сейчас урду (выкуп) в Чечне и Ингушетии колеблется от 25 до 40 тысяч рублей. Но, например, мой брат дал полмиллиона рублей за девушку. Невесте дал — и отдельно калым 40 тысяч.
Это ритуал. Старики рода жениха вручают деньги отцу невесты, а потом так, чтобы старики не видели, отец или дядя жениха отдают, сколько хотят, невесте или ее матери в руки.
Обычно от этого момента до свадьбы проходит месяц. Потом назначают день, обычно воскресенье, и едут на красивых машинах, нарядные, забирать девушку. В Ингушетии целая вереница машин, а в Чечне Кадыров наложил ограничения: только два автомобиля.
Меня саму украли, а уже потом отдали отцу калым. Мой муж сказал, чтобы мои родители ничего не привозили, никакого приданого. Он был состоятельный человек, полностью обеспечил. Другие придираются, смотрят, что девушка привезла с собой, оценивают.
В исламе женщина вправе требовать махр — имущество, которое жених дает невесте и при разводе оно остается у нее. Я бы так сказала: на Кавказе это — пародия на махр. Согласно религии, это подушка безопасности для женщины. Например, в Пакистане это 600 граммов золота. Половину мужчина выплачивает при заключении брака. А если случается развод, муж обязан заплатить вторую половину. Это обязанность по закону. То есть не захочет сам — суд его принудит. А у нас на Кавказе наши набожные авторитеты любят говорить про финик в качестве махра или даже косточку от финика. В мечетях на Кавказе на проповедях говорят: та девушка благонравна, которая в качестве махра просит косточку финика.
На Кавказе считается, что девушка может попросить деньги у будущего мужа, но о гарантиях говорить не принято, не оценят, засмеют. Брачного договора не существует. После мусульманской женитьбы кто хочет — тот идет в загс. Но это если документы какие-то нужны. В целом юноши, мужчины чаще ищут возможность вступить в брак, чем девушки.
Материалы по теме
«Стоит красивая девушка на улице — ее хватают»
Молодежь выкручивается как умеет. Кто-то до сих пор ворует невест, кто-то уезжает и ищет девушек в других регионах. Но чаще всего невесту крадут не из-за того, что нет денег на выкуп, а потому, что родители ее не отдают. В наши дни если похитил девушку — обяжут платить штраф, миллион рублей в мечеть. Это рассматривается как похищение, преступление.
Родители могут не согласиться на брак дочери, потому что сами хотят выбрать жениха. У них свои виды на претендентов. У нас говорят «нашел дочке хорошее место», имея в виду замужество. Еще особенность — говорят, прямо переводя на русский, «она за ними» замужем, но не «за ним». То есть предполагается, что за целой семьей, что женщина растворяется там, в тейпе мужа. К сожалению, не все семьи дают дочерям настоящую свободу выбора. По исламу запрещено на девушку давить. Сейчас чаще выдают за того, за кого девушка хочет, отказов почти не бывает.
В мои 17 лет ко мне сватался 40-летний друг дяди. Я отказала. А потом меня украл будущий муж. Его самого я потом неделю не видела, зато сразу пришли старики и спрашивают, согласна я или нет. Я молчу, потому что нельзя вслух говорить «да», неприлично. Молчание — знак согласия. Меня верно поняли. Если девушка отказывается, ее отвозят домой.
В некоторых случаях ее снова похищают, и тогда это может плохо кончиться. Были инциденты со стрельбой и убийствами. В отношении похитителя могут возбудить уголовное дело, сейчас очень серьезно к этому относятся. Поэтому парень должен тысячу раз подумать, прежде чем красть. Сейчас этого практически не делают даже по сговору.
Материалы по теме
«Что ты за мать! Жила бы с детьми в Дагестане!»
В последние год-два я не слышала, чтобы кто-то воровал невест. Хорошо, что это запретили. В каждом селе — имамы, которые несут ответственность за это. В Чечне с этим особенно строго. Могут даже выдворить из села семью, которая удерживает девушку. Если в итоге ее забрали родители, то похититель платит 200 тысяч рублей. А если девушка все-таки осталась в этой семье, то это уже миллион. К сожалению, девушка может принять решение остаться еще и в том случае, если ее изнасиловали после похищения. Тогда вернуться — позор. Кто хочет все сделать по традиции, сам не приближается к девушке. Ее крадут родственники жениха, а в доме она находится с его сестрами.
В Ингушетии очень важно, чтобы жених не виделся с родителями невесты. Даже бабушек и дедушек со стороны невесты обязан избегать. С сестрами и братьями жены может общаться. В Чечне проще. Зять может видеться с тещей и тестем. В семье моего мужа были строгие порядки, никаких вольностей. Жене не разрешалось садиться за стол с мужем. Мои родители придерживались более либерального образа жизни.
Что было и остается неизменным — девственность. Это самый важный критерий выбора невесты. Если девушка не девственница, ее с позором отправляют домой. В Чечне и Ингушетии проверок перед свадьбой не делают. В Дагестане это практикуют — приводят девушку к гинекологу.
В Ингушетии у баталхаджинцев практикуется женское обрезание. Необрезанную в их обществе замуж не возьмут. Это страшно. Их авторитеты говорят, что девушка не должна «получать страсти» с мужчиной, поэтому удаляют самое чувствительное место. Это африканский обряд — превращение человека в тело для рождения детей. Бедные девочки, которым пришлось это пережить!
Материалы по теме
«Зашли в дом и выпустили в нее две обоймы»
У нас сейчас молодежь делится на ваххабитов (салафитов) и традиционных мусульман. Салафиты — это новая волна. Они вообще не спрашивают взрослых. Идут и женятся, старики у них не пользуются авторитетом. Они заявляют, что подчиняются только религиозным нормам. В этом смысле жена обязана слушаться мужа, но не родителей. Салафиты не хотят жить с родителями после женитьбы. Они подражают арабам в образе жизни. Часть молодежи обучалась в исламских университетах Ближнего Востока и привезла оттуда их ценности. Они могут отметить свадьбу в ресторане, но без музыки. Суфии же празднуют по старинке — с музыкой и плясками. Обычно на свадебный банкет уходит от 450 до 500 тысяч рублей. Бывает очень интересно и весело.
Я хочу, чтобы остались полезные традиции. Например, в Ингушетии строго придерживаются правила, что младший или единственный сын женится и остается с родителями. По правилам он должен жениться последним, вслед за старшими братьями. Соответственно, когда родители стареют, он и его жена за ними досматривают. Если младший хочет жениться раньше братьев, те должны ему разрешить. Впрочем, мне известны семьи, где родители сами отделяют всех женатых сыновей.
Честно говоря, в последние годы ситуация не радует. В Чечне и Ингушетии безработица, молодежь не работает, у людей материальная неустроенность. Кто побогаче, стараются взять вторую жену. Причем первая может об этом и не знать. Из-за этого драмы с драками бывают, но ни муфтият, ни имамы этого не осуждают.
Развитие свадебных вайнахских тенденций идет сейчас двумя путями. Первый — в сторону европейской раскрепощенности, второй — в подражание арабам, в религиозность. Примерно 50 на 50. Вот только в загс у нас вообще почти не ходят. Помнится, лет десять назад в Ингушетии власть взялась внедрять женитьбу во дворцах бракосочетания после визита к мулле. Но не прижилось. Народ не понял.
Источник