Меню

Плата за невесту ее родителям



к а л ы м

плата за невесту

• (тюркское) брачный выкуп у народов Кавказа, Средней Азии и Сибири. (этнографическое)

• Выкуп за невесту ее родителям.

• Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям.

• У некоторых восточных народов: выкуп за невесту. 2. перен. Доход, получаемый от занятия, помимо законного заработка (простое)

• выкуп за невесту

• цена невесты, выраженная в баранах

• восточная компенсация за невесту

• «подоходный налог» с восточного жениха

• продажная стоимость приличной девушки

• продажная стоимость хорошей девушки

• взнос за право жениться

• отработка за невесту

• взнос родителям невесты

• «подоходный налог» с жениха

• цена хорошей невесты

• цена невесты в баранах

• стоимость хорошей девушки

• цена восточной невесты

• оплата за невесту на Востоке

• цена приличной девушки

• неофициальная работа на стороне

• выкуп за невесту в Средней Азии

• выкуп за восточную невесту

• халтура на стороне

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

• стоимость невесты на Востоке

• сходная цена за будущую жену

• «взнос» за невесту

• восточная взятка отцу невесты

• «взятка» будущему тестю

• плата за невесту в Средней Азии

• среднеазиатская невеста в денежном выражении

• Выкуп за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири

• (разг.) дополнительный доход

• «Взнос» за невесту

• «Взятка» будущему тестю

• «Подоходный налог» с жениха

• м. у татар: цена за невесту, окуп, выкуп, выводные; у русских, где есть обычай этот, калым называют кладка, столовые деньги, на стол. Взятка, срыв, слаз, отсталое; поборы всякого рода. Калын арх. оброк, подать, сбор; сумма на выкуп залога. Калымный, к калыму относящ

• Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям

• Выкуп за невесту ее родителям

• «подоходный налог» с восточного жениха

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

Источник

к а л ы м

Выкуп за невесту ее родителям.

• (тюркское) брачный выкуп у народов Кавказа, Средней Азии и Сибири. (этнографическое)

• Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям.

• У некоторых восточных народов: выкуп за невесту. 2. перен. Доход, получаемый от занятия, помимо законного заработка (простое)

• выкуп за невесту

• цена невесты, выраженная в баранах

• восточная компенсация за невесту

• «подоходный налог» с восточного жениха

• продажная стоимость приличной девушки

• продажная стоимость хорошей девушки

• взнос за право жениться

• отработка за невесту

• взнос родителям невесты

• «подоходный налог» с жениха

• цена хорошей невесты

• цена невесты в баранах

• стоимость хорошей девушки

• цена восточной невесты

• оплата за невесту на Востоке

• цена приличной девушки

• неофициальная работа на стороне

• выкуп за невесту в Средней Азии

• выкуп за восточную невесту

• халтура на стороне

• плата за невесту

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

• стоимость невесты на Востоке

• сходная цена за будущую жену

• «взнос» за невесту

• восточная взятка отцу невесты

• «взятка» будущему тестю

• плата за невесту в Средней Азии

• среднеазиатская невеста в денежном выражении

• Выкуп за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири

• (разг.) дополнительный доход

• «Взнос» за невесту

• «Взятка» будущему тестю

• «Подоходный налог» с жениха

• м. у татар: цена за невесту, окуп, выкуп, выводные; у русских, где есть обычай этот, калым называют кладка, столовые деньги, на стол. Взятка, срыв, слаз, отсталое; поборы всякого рода. Калын арх. оброк, подать, сбор; сумма на выкуп залога. Калымный, к калыму относящ

• Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям

• Выкуп за невесту ее родителям

• «подоходный налог» с восточного жениха

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

Источник

к а л ы м

Выкуп за невесту ее родителям.

• (тюркское) брачный выкуп у народов Кавказа, Средней Азии и Сибири. (этнографическое)

• Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям.

• У некоторых восточных народов: выкуп за невесту. 2. перен. Доход, получаемый от занятия, помимо законного заработка (простое)

• выкуп за невесту

• цена невесты, выраженная в баранах

• восточная компенсация за невесту

• «подоходный налог» с восточного жениха

• продажная стоимость приличной девушки

• продажная стоимость хорошей девушки

• взнос за право жениться

• отработка за невесту

• взнос родителям невесты

• «подоходный налог» с жениха

• цена хорошей невесты

• цена невесты в баранах

• стоимость хорошей девушки

• цена восточной невесты

• оплата за невесту на Востоке

• цена приличной девушки

• неофициальная работа на стороне

• выкуп за невесту в Средней Азии

• выкуп за восточную невесту

• халтура на стороне

• плата за невесту

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

• стоимость невесты на Востоке

• сходная цена за будущую жену

• «взнос» за невесту

• восточная взятка отцу невесты

• «взятка» будущему тестю

• плата за невесту в Средней Азии

• среднеазиатская невеста в денежном выражении

• Выкуп за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири

• (разг.) дополнительный доход

• «Взнос» за невесту

• «Взятка» будущему тестю

• «Подоходный налог» с жениха

• м. у татар: цена за невесту, окуп, выкуп, выводные; у русских, где есть обычай этот, калым называют кладка, столовые деньги, на стол. Взятка, срыв, слаз, отсталое; поборы всякого рода. Калын арх. оброк, подать, сбор; сумма на выкуп залога. Калымный, к калыму относящ

• Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям

• Выкуп за невесту ее родителям

• «подоходный налог» с восточного жениха

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

Источник

к а л ы м

Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям.

• (тюркское) брачный выкуп у народов Кавказа, Средней Азии и Сибири. (этнографическое)

• Выкуп за невесту ее родителям.

• У некоторых восточных народов: выкуп за невесту. 2. перен. Доход, получаемый от занятия, помимо законного заработка (простое)

• выкуп за невесту

• цена невесты, выраженная в баранах

• восточная компенсация за невесту

• «подоходный налог» с восточного жениха

• продажная стоимость приличной девушки

• продажная стоимость хорошей девушки

• взнос за право жениться

• отработка за невесту

• взнос родителям невесты

• «подоходный налог» с жениха

• цена хорошей невесты

• цена невесты в баранах

• стоимость хорошей девушки

• цена восточной невесты

• оплата за невесту на Востоке

• цена приличной девушки

• неофициальная работа на стороне

• выкуп за невесту в Средней Азии

• выкуп за восточную невесту

• халтура на стороне

• плата за невесту

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

• стоимость невесты на Востоке

• сходная цена за будущую жену

• «взнос» за невесту

• восточная взятка отцу невесты

• «взятка» будущему тестю

• плата за невесту в Средней Азии

• среднеазиатская невеста в денежном выражении

• Выкуп за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири

• (разг.) дополнительный доход

• «Взнос» за невесту

• «Взятка» будущему тестю

• «Подоходный налог» с жениха

• м. у татар: цена за невесту, окуп, выкуп, выводные; у русских, где есть обычай этот, калым называют кладка, столовые деньги, на стол. Взятка, срыв, слаз, отсталое; поборы всякого рода. Калын арх. оброк, подать, сбор; сумма на выкуп залога. Калымный, к калыму относящ

• Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям

• Выкуп за невесту ее родителям

• «подоходный налог» с восточного жениха

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

Источник

к а л ы м

Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям.

• (тюркское) брачный выкуп у народов Кавказа, Средней Азии и Сибири. (этнографическое)

• Выкуп за невесту ее родителям.

• У некоторых восточных народов: выкуп за невесту. 2. перен. Доход, получаемый от занятия, помимо законного заработка (простое)

• выкуп за невесту

• цена невесты, выраженная в баранах

• восточная компенсация за невесту

• «подоходный налог» с восточного жениха

• продажная стоимость приличной девушки

• продажная стоимость хорошей девушки

• взнос за право жениться

• отработка за невесту

• взнос родителям невесты

• «подоходный налог» с жениха

• цена хорошей невесты

• цена невесты в баранах

• стоимость хорошей девушки

• цена восточной невесты

• оплата за невесту на Востоке

• цена приличной девушки

• неофициальная работа на стороне

• выкуп за невесту в Средней Азии

• выкуп за восточную невесту

• халтура на стороне

• плата за невесту

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

• стоимость невесты на Востоке

• сходная цена за будущую жену

• «взнос» за невесту

• восточная взятка отцу невесты

• «взятка» будущему тестю

• плата за невесту в Средней Азии

• среднеазиатская невеста в денежном выражении

• Выкуп за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири

• (разг.) дополнительный доход

• «Взнос» за невесту

• «Взятка» будущему тестю

• «Подоходный налог» с жениха

• м. у татар: цена за невесту, окуп, выкуп, выводные; у русских, где есть обычай этот, калым называют кладка, столовые деньги, на стол. Взятка, срыв, слаз, отсталое; поборы всякого рода. Калын арх. оброк, подать, сбор; сумма на выкуп залога. Калымный, к калыму относящ

• Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям

• Выкуп за невесту ее родителям

• «подоходный налог» с восточного жениха

• «хороший . бывает только тогда, когда до него все было плохо»

Источник

Почему калым после уплаты отдавался невесте

Выкуп за невесту – это деньги или имущество, которое требует семья невесты от жениха. Такое требование противоречит Исламу. Выкуп у разных народов, в зависимости от их культуры и обычаев, имеет различные формы. Например, у среднеазиатских народов выкуп известен под названием «калым». Рассмотрев негативные стороны калыма, можно понять, почему Ислам не приветствует данную практику.

Практика выкупа выглядит следующим образом: сторона невесты требует у стороны жениха некоторую сумму денег (или имущества) с условием, что если требуемая сумма не будет выплачена, то они не выдадут свою дочь замуж. Как правило, эти деньги полностью забирает отец невесты, тогда как сама невеста остается в стороне и практически превращается в товар.

Суждение типа «мы двадцать лет растили и заботились о нашей дочери и поэтому требуем выкуп в качестве платы за усилия» крайне примитивно и к тому же запрещено Исламом. То есть, родители практически говорят: «Мы вырастили нашу дочь, а теперь продаем». Исламское право оценивает такой подход как угнетение девушки и попрание ее прав. Когда деньги выплачиваются девушке, это махр.

Выкуп, выплаченный отцу или семье невесты, махром не является.

О требовании выкупа и некоторых его негативных моментах

Наши люди, которые день ото дня становятся все невежественнее, после всех расходов на свадьбу и приданое для молодых, вынуждены платить еще и выкуп. А на махр, который должен быть выплачен в первую очередь, просто не хватает материальных возможностей.

Или они считают, что выкуп, которого вообще нет в Исламе, и является махром. Подобная практика становится причиной того, что махр просто не выплачивается, а ведь в аятах и хадисах есть четкие предписания относительно его выплаты. Другими словами, выдуманная и неправильная практика преобладает над предписанием.

В то время, когда существует махр, который нужно платить девушке, выплачивается выкуп, который отец девушки кладет в свой карман. Таким образом, в случае развода с мужем или его смерти, у женщины не остается никакой социальной гарантии.

  1. Превращает девушек в «капитал»

Сегодня в некоторых обществах считается очень престижным иметь в семье девочек, потому что каждая дочь принесет выкуп, который будет выплачен за нее. Такой подход превращает женщин в капитал, что полностью противоречит практике Ислама, который дал права женщине в полной мере и требует их соблюдения.

  1. Приводит к двойственным отношениям в семье

Есть одна горькая истина, которая присутствует во всех обществах, где практикуется выкуп за невесту, – это диктатура родителей в семье. Особенно между отцом и дочерьми устанавливаются двойственные отношения.

Потому что девочки знают, что, наступит день, когда отец отдаст их тому, кто предложит больше денег. Такое положение дел практически сводит на нет теплые, родственные чувства, которые обычно царят в семье.

Даже если в такой семье есть внешние проявления любви, они обычно наиграны.

  1. Усложняет заключение брака

Из-за укоренившейся в некоторых обществах практики выкупа молодые не могут начать семейную жизнь или же в самую цветущую пору своей жизни вынуждены зарабатывать деньги на выкуп, вместо того чтобы создавать свою семью. Это становится причиной того, что не только парни, но и девушки не могут создать семью. В результате таких практик общество начинает вязнуть в болоте безнравственности, что в подобной ситуации неизбежно.

  1. Выкуп мешает созданию счастливой семьи

Счастливая семья – это семья, созданная с согласия и доброй воли девушки. Потому что, как мы уже говорили, запрещено выдавать девушку замуж без ее согласия.

В обществах, где существует практика калыма, не только не спрашивают мнение девушки, но зачастую она до самого последнего момента не знает, что ее выдают замуж, и не знает, за кого ее выдают. Потому что тот, кто выплатит требуемую отцом сумму и станет ее мужем.

В подобной ситуации такие понятия как желание дочери, взаимная любовь, соответствие молодых друг другу не играют никакой роли для отца, который заинтересован лишь в сумме денег, которую он намерен получить.

Не стоит ждать счастья и благополучия в семье, созданной таким образом.

Заключение:

  1. В Исламе нет такого понятия, как выкуп за невесту.
  2. Данная практика ни что иное, как попрание прав женщины.
  3. Выкуп выступает как альтернатива махру, который на самом деле должен выплачиваться невесте и является долгом мужчины.

И так как выкуп препятствует выплате махра, то является ложной практикой.

  • Эта практика превращает девушек в своего рода «капитал».
  • Выкуп становится причиной возникновения двойственных отношений в семье.
  • Выкуп затрудняет заключение брака.

  • Выкуп мешает организации счастливой семьи.
  • Читайте также:  Выкуп невесты с цветами

    Калым: По чём нынче невеста?

    Живые и вареные бараны, отрезы ситца, платки, ящики водки, мешки с сахаром и другие распространенные способы продемонстрировать состоятельность жениха. Калым даже может быть государственным. В последние годы правления в Туркменистане президента Сапармурата Ниязова таковой был установлен для иностранцев, которые хотели взять в жены гражданок Туркменистана. Они должны были заплатить 50 тысяч долларов…

    Элиза Саралапова, 23 года

    Ведущий менеджер компании Zepter International, Грозный, Чечня

    КАЛЫМ: 20 тысяч рублей, баран, мешок сахара, элитный чай, золотое кольцо для подруги невесты.

    «Мой будущий муж приехал сватать меня для своего друга. Так мы познакомились. Потом он узнал, что мы с этим другом больше не общаемся, и попросил у него мой номер телефона. Позвонил мне и сказал: „Я ошибся номером, но мне понравился ваш голос“.

    Я сначала не отреагировала. Потом он опять позвонил, мне делать было особенно нечего, и мы начали разговаривать. Только после первой встречи он сказал, что знал меня.

    И на первой же встрече попросил выйти за него замуж. Я вообще-то пока выходить ни за кого не планировала, но выбрала его. А потом передумала.

    Он-то уже всех предупредил, что мы поженимся, а я ему после Уразы-Байрама говорю: „Чувства не так сильны, жениться не будем“.

    Тогда он решил меня украсть, и украл. Подъехали его друзья на машине, когда мы с ним на свидании стояли, — довели до машины, внутрь запихнули и увезли. Старики решили: раз уж встречалась и дала согласие, то должна остаться. После этого началось сватовство, семьи договорились о калыме, о приданом. Через несколько дней мы поженились».

    Инна Ибрагимова, 24 года

    Домохозяйка, Грозный, Чечня

    КАЛЫМ: 20 тысяч рублей, баран, мешок сахара, мешок чая.

    «Мы гуляли с подругой, зашли в свадебный салон — вот я, шутя, и позвонила своему молодому человеку, сказала, что свадебные платья примеряю. Он за нами заехал, с ним были его друзья. Стали мы кататься по проспекту. И вот мы подругу завезли к ее маме, а меня повезли дальше — и умыкнули.

    Привезли на место, где много баранов пасется, называется «кашара». Доехали туда только часам к 11 ночи, постояла я среди баранов, а в 2 ночи меня уже забрала мама, и в 7 утра я опять оказалась дома. В 9 утра опять приезжают его друзья, говорят, пойдем на улицу, там поговорим — и опять меня крадут.

    Три дня родственники за меня воевали, в итоге все-таки вышла замуж. Вообще, сейчас калым за невесту — в среднем по республике 10-15 тысяч, но установленная муфтием цена — 5 тысяч. Остальное — уже как договорятся».

    Залина, 24 года

    Домохозяйка, Грозный, Чечня

    КАЛЫМ: 25 тысяч рублей, 21 пачка чая, мешок сахара, баран, ковер. Рассказывает жених — Тамерлан.

    «Я свою сестренку поехал провожать на вокзал. Обратно ехал на автобусе, и она вошла на следующей остановке. Понравилась мне сразу, и вот я взял и спросил наугад: «Ты случайно не на Грибоедова живешь?» Она очень удивилась, говорит: «Да». Прямо судьба.

    Мы стали разговаривать, я попросил у нее телефонный номер, она взяла мой. И вот через некоторое время она мне звонит и сразу говорит: «Ты меня помнишь?» Я отвечаю: «Нет». Ну, она трубку и повесила.

    А я про себя думаю: «Вот дурак, упустил свое счастье». Но Залина через некоторое время опять позвонила, мы договорились встретиться. Год с лишним встречались, я ей много раз предложение делал.

    Она в конце концов согласилась».

    Рая Тулаева, 51 год

    Гадалка, предсказательница, работник культуры, Грозный, Чечня

    КАЛЫМ: не было (краденая невеста).

    «У меня калыма не было, потому что меня муж украл, когда мне было 16 лет. Я у него была шестой женой — он каждый раз женился, разводился, новую захватывал. Красавчик был.

    Десять лет я с ним прожила, дала ему жару, но он меня все равно через десять лет выгнал. Теперь у меня есть красивый сын, ему 29 лет. А вот брат мой женился, тот калым давал.

    За невесту попросили 15 тысяч рублей, три отреза ткани, золотые часы и дорогой платок пуховый».

    Наталья Симкаева, 20 лет

    Домохозяйка, село Кетченеры, Калмыкия

    КАЛЫМ: 10 ящиков водки, баран вареный, баран живой с красной ленточкой, платье для матери и костюм для отца, отрезы ткани для пошива платья.

    «Мой муж работает в пожарной части, мы там и познакомились — я в канцелярии работала. Три года встречались, а потом решили пожениться.

    Когда меня сватали, то сразу на сватовство привезли ящик водки и вареного барана.

    Барана нужно разделывать без топора, ножом, и особым образом: для старейшины нужно отрезать голову, ножки бараньи положить на алтарь предкам и резать барана нужно так, чтобы внутренности остались в баране.

    Потом уже решают, сколько будет калыма — все зависит от того, сколько дают за невесту приданого, насколько хорошая невеста.

    После свадьбы, на утро после первой брачной ночи, невеста должна проснуться очень рано и приготовить чай для родственников жениха, которые с утра приезжают проведать молодых.

    Когда я разливала чай родителям жениха, они разделили мне волосы на две части в знак того, что теперь нас двое, и дали мне новое имя. Теперь меня в этой семье зовут Сахля».

    Гиляна Бугурова, 23 года

    Студентка академии права, село Кетченеры, Калмыкия

    КАЛЫМ: 6 ящиков водки, 1 ящик коньяка, 1 ящик шампанского, 2 отреза ситца, набор головных платков, ящик конфет, ящик печенья, ящик с борциками (сладким хворостом), баран вареный, баран живой с ленточкой.

    «Познакомились мы в баре Элисты — «Даяне», потом еще год встречались. Потом поженились и приехали жить в родное село мужа. Он здесь работает сержантом милиции, а я собираюсь выучиться и хочу в суд идти работать. Мы буддисты, поэтому наутро после брачной ночи, когда к нам приехали родственники жениха, мы все вместе поехали в хурул.

    Из ткани калымной я пока еще ничего не сшила, вся ткань целая лежит. Платки тоже не ношу, хранятся пока в шкафу — они ведь немного старомодные, такие только на шею можно повязывать.

    На свадьбу по традиции мы подарили матери жениха белые шаровары из ситца — это символ восхваления материнской утробы, давшей миру такого хорошего сына. Она должна была эти шаровары надеть и танцевать при гостях, а гости в эти штаны должны класть деньги.

    Некоторые зарабатывают по несколько тысяч, на свадьбе никто не скупится в этом плане».

    Надя Орзаева, 20 лет

    Студентка Московской академии экономики и права, село Троицкое, Калмыкия

    КАЛЫМ: 8 ящиков водки, 1 ящик вина, 1 ящик коньяка, баран вареный, баран живой, бутылка кумыса.

    «Познакомились мы чисто случайно, в селе, на Димкином (Дмитрий Орзаев — муж) дне рождения. Дима гулял со своими друзьями, я — со своими подругами. Потом мы начали встречаться и очень скоро поженились. На свадьбе у нас было с моей стороны 250 человек, и со стороны жениха еще 250 человек.

    Когда еще только сватали, приехал его дядька и родственники до седьмого колена, привезли вареного разделанного барана, начали разговор. Когда родители обсуждают калым, обычно торгуются, интересуются: а что за невесту дают? Обычно со стороны невесты бывают спальные гарнитуры, утварь хозяйская, занавески разные, скатерти. Чем больше у невесты приданого, тем больше калым.

    Наутро после брачной ночи я достала из чемоданчика, который привезла с собой, пачку масла, пачку чая, соль, печенье и приготовила калмыцкий чай.

    А во время свадьбы, когда я в дом жениха заходила, его родственники в меня кидали кусками жира — чтобы жизнь была жирная, в довольстве. Сейчас, правда, жир в пакетиках кидают, чтобы стены не запачкать.

    А то как покидают жир, так сразу нужно заново обои клеить».

    Виктория Очирова, 25 лет

    Бухгалтер, поселок Ики-Бурул, Калмыкия

    КАЛЫМ: 2 барана вареных, 1 баран живой, 8 ящиков водки, 4 ящика вина, ящик конфет, ящик печенья, ящик борциков, 7 рубашек для мужчин и 3 отреза ткани для женщин, родственниц невесты.

    «У меня подруга работала в поселке информационисткой, а Санзр (жених) приезжал из городского казначейства ей в помощь. Так и познакомились, а через полтора года поженились.

    Приданое у меня было стандартное, его везли в грузовике — спальный и кухонный гарнитуры, мягкий уголок, белье, одеяло, занавески.

    Калым тоже был средний — восемь ящиков водки, бывает, просят десять и еще какого-нибудь хорошего коньяка, а мы попросили вина.

    В доме жениха мне дали имя Бэрта, «радость». Сейчас жених и невеста сами знакомятся, а раньше к невесте вся родня присматривалась. Проверяли невесту так: бросали ей на двор наперсток, а внутрь клали овечий горошек. Если невеста рукодельница, она наперсток обязательно поднимет и наденет на палец, палец испачкается — а в это время за ней будут следить».

    Тамара Куйбина, 45 лет

    Смотритель музея, деревня Горнокнязевск, Ямал

    КАЛЫМ: 4 оленя-быка.

    «За меня жених отдал четыре быка — кастрированных транспортных оленя. Мне было 22 года, жениху 28 лет. Сейчас больше оленей дают, до пятидесяти быков доходит, к этому добавляют шкуры рыжей лисы, моторы для лодки и «Бураны». Вот недавно свадьба была — за невесту дали два «Бурана», две лодки и гуляли семь дней.

    Когда меня повезли в чум к жениху, я с собой вела важенку, олениху, которая должна была продолжить мой род. Потом мы каждый год приезжали в мою семью, и мне делали подарки уже мои родители, чтобы компенсировать калым. В первый год подарили шубу из восьми оленей, во второй — часы на руку надели, третий год — мешок рыбы дали, и так каждый год.

    У нас если жених уважаемый, то невеста ему не отказывает — выходит замуж из уважения. По любви если замуж выходить, то быстро разведешься, а по договоренности семьи живут всю жизнь и не разводятся. Тем более при разводе семья невесты должна жениху оленей обратно отдавать, а кто же этого хочет?»

    • Рита Кандыгина, 28 лет
    • Домохозяйка, село Карсаим, Ямал
    • КАЛЫМ: 8 шкур оленят, шкура бобра, шкура голубого песца.

    «Муж за меня шкуры отдал, они мне и достались. Шубу я сама из них шила. На нее пошло восемь шкур маленьких оленят, они самые дорогие, потому что мех мягкий.

    Из бобра отделка — бобер у нас священное животное, а песец на воротник пошел, потому что красивый. Месяц ушел у меня на шитье и выделку шкур, на плетение узоров из бисера.

    А оленей живых он за меня не давал, потому что мы женились по любви.

    Вова жил в Воркуте, а меня здесь увидел и влюбился. Вот на вертолете и летал туда-сюда, только чтобы повидаться. Раньше мужчины должны были брать в жены своих двоюродных сестер. А теперь все подряд женятся: ханты на неночках, ненцы на хантах. Все потому, что в интернате, куда все тундровики ходят, общий язык — русский».

    1. Татьяна Лар, 47 лет
    2. Певица, Салехард, Ямал
    3. КАЛЫМ: не было, выходила замуж по любви.

    «Меня в 14 лет сватал один старик — ему лет 50 было. 15 оленей за меня предлагал. Но отец отказался — я была «счастливым ребенком». У ненцев каждому ребенку присваивают оленя. Если от него много потомства, то ребенок «счастливый», и родители оставляют его при себе. Поэтому когда я своевольно замуж вышла, отец меня не простил.

    В день свадьбы в тундре волк загрыз всех моих оленей. Вот когда моего брата женили, родители сами невесту выбирали. Ему 20, ей — за 50. 25 оленей отдали. Родители думали, она шьет хорошо, но оказалось, шьет она только кисы (мужскую одежду из шкур). Детей не рожает и ворчит все время. Никакого от нее толку, так, за дровами сходить. Родители и сами недовольны, а поздно уже».

    70-летний Аманназар ага, старейшина села Кеши из Ахалского велаята, который на своем веку повидал много свадеб, и практически все они сопровождались выкупом за невесту, считает, что “калым цементирует брачные узы и удерживает молодоженов от развода”.

    По его мнению, калым живуч, потому что он сочетает в себе дань уважения к древним традициям народа, создает материальную основу будущей семьи, а также принуждает молодых супругов перенести тяготы семейной жизни на начальном этапе.

    Причем выкуп за невесту присутствует не только у тех молодоженов, которые образуют семью по воле родителей и впервые видят друг друга в день бракосочетания, но и у молодых, которые до этого долго встречались и женятся по любви.

    По неофициальной статистике, Туркменистан имеет один из самых низких показателей по числу разводов: 1,3-1,1 на 1000 семей. Работница районного ЗАГСа из Ашхабада связывает этот факт с особым влиянием калыма на решение молодых людей стать мужем и женой.

    “Парни знают, что в случае развода их родители потеряют сумму, уплаченную стороне невесты в качестве выкупа, и женитьба во второй раз обойдется им еще дороже, – говорит она. – Калым делает кроткой и девушку, так как она знает, что во второй раз ей трудно будет выйти замуж”.

    Немного истории

    Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта, и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян.

    По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или другого народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду.

    Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль.

    В восточной губернии сохранился и сам обычай уплаты калыма под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу. Первоначально калым обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец, поступал в полную собственность последней.

    У различных народов России существуют все эти три формы. Так, у бурят калым поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть калыма принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У ахалцихских армян калым (хаасен) всецело обращается на приданое невесте.

    Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов калым, у осетин — ирад, у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори.

    Вопрос о размерах калыма имел здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровной мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами.

    Читайте также:  Русские мелодрамы 2021 невеста

    Поэтому общественные власти стремились установить максимальный размер калыма. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трёх сословий Северной Осетии и установили норму калыма в 200 рублей. В 1879 г.

    депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму калыма в 105 р.

    , а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате калыма какие бы то ни было подарки.

    В Осетии таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность.

    Другие осетины-мусульмане записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др.

    калым или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, то есть брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошёл до минимальной цифры, при которой акт платежа калыма имеет уже скорее характер символического обряда.

    В казахстане жених отказался от свадьбы. не было денег на калым

    В Казахстане жениху пришлось отменить свадьбу из-за слишком большого калыма (калын, калинг – выкуп за невесту у центральноазиатских и тюркских народов), который попросили родители невесты.

    Молодые люди познакомились в Медакадемии в Уральске. Парень родом из Уральска (запад Казахстана), а девушка из южной Кызылорды. Повстречавшись три года, влюбленные задумались о свадьбе.

    Необычные традиции в странах Центральной Азии

    Они решили познакомить своих родителей и обсудить предстоящую свадьбу. Как рассказывает сам несостоявшийся жених, родители понравились друг другу, но вот бабушка невесты от чего-то сразу же невзлюбила семью жениха.

    Именно бабушка запросила за свою внучку калым в размере более $2000 и 12 золотых изделий в качестве подарков будущим родственникам. Сумма калыма показалась родителям жениха слишком большой, и они предложили уменьшить ее вполовину. Но бабушка стала кричать, что не позволит унижать свою внучку и не отдаст ее дешевле, чем за миллион тенге ($2670).

    В ту встречу родители молодых так и не смогли договориться о свадьбе. Влюбленные продолжили встречаться, но былых чувств уже не было. Вскоре они разъехались по разным городам в интернатуру, а вскоре несостоявшаяся невеста стала готовиться к свадьбе с новым женихом.

    Сколько «стоят» невесты в Казахстане

    Традиция уплаты выкупа за невесту довольно древняя. В Казахстане стоимость невесты разнится в зависимости от региона.

    В Караганде, Атырау, Актобе, Уральске эта традиция уже канула в прошлое, но в более патриархальных южных областях она по-прежнему жива.

    Собрать приданое и не сорвать свадьбу. Досвадебные обряды современного Узбекистана

    Ценность невесты зависит сразу от нескольких факторов: наличия высшего образования, внешности девушки, девственности, достатка семьи будущей невесты.

    В среднем величина калыма варьируется от $500 до $3000. В некоторых регионах есть традиция «Ани сутi» (плата за материнское молоко). Размер этой выплаты составляет в среднем $1000 и отдается лично матери невесты.

    Сколько
    «стоят» невесты в Центральной Азии

    В Центральной Азии традиция выплаты калыма существует во всех странах. Самые низкие суммы калыма в Узбекистане (от $30 и выше).

    В Кыргызстане самые «дорогие» невесты живут в Таласе. Здесь сумма калыма составляет от $2 до $7 тысяч. На юге республике невесты «стоят» от $500 до $1500. В Бишкеке сумма калыма начинается от $700.

    В Таджикистане предложили брать калым в $50 000 с иностранцев. А в Туркменистане уже берут

    В Таджикистане калым платят в основном в сельских регионах. В городах стараются уйти от этой традиции. Здесь считают, что чем больше жених потратится на невесту, тем крепче будет брак. Жених берет на себя расходы на одежду, косметику, украшения не только для самой невесты, но для членов ее семьи.

    В таджикских селах средний калым — это $2000. Причем если у невесты есть высшее образование и престижная профессия, стоимость калыма вырастает.

    Самые «дорогие»невесты живут в Туркменистане. Здесь средний калым составляет $3,5 тысячи, а максимальный калым — $10-12 тысяч, и это не считая трат на драгоценности, одежду, технику и мебель.

    Нет приданого — бери калым, или Размер имеет значение

    Был у славянских народов такой хороший обычай: отдавать дочку замуж не с пустыми карманами, а с большим коробом приданого. Во-первых, делалось это для того, чтобы девушка в новом доме обладала всем необходимым для ведения быта, а драгоценности в приданом были своеобразной платой супругу за то, что содержание жены теперь находится на его шее.

    В Древней Руси в короб невесты обычно складывали домашнюю утварь и постельное белье. Приданое считалось очень хорошим, если в его перечень входили не только простыни и наволочки, но и кружевные скатерти, перины и подушки.

    В день, когда должна была состояться свадьба, родители невесты садились в наряженную телегу и везли сундук с приданым в новый дом дочери. Обычай гласит, что сидеть на коробе они должны были до тех пор, пока свекры не подносили им рюмочку и кусок пирога.

    Однако, на телеге с сундуками ездили небогатые семьи, а в приданом зажиточных невест была и недвижимость, и земли, и крепостные деревни, и магазинчики и лавки и даже драгоценности. Такую невесту можно было с радостью впускать в своей дом: «выкуп» за нового человека в доме мог обеспечить безбедную жизнь для всего семейства.

    Но что было делать, если денег на богатое приданое — да вообще на любое — у семьи нет? Ведь если раньше вышивать простыни и рушники мама и бабушка будущей невесты принимались еще тогда, когда она в куклы играла, а войти в дом с сундуком постельного белья не считалось зазорным, то что делать нынешним молодоженам, у которых на сбор приданого нет ни копейки, а руки растут не из того места? Да и не всякая свекровь примет невестку, у которой за душой только сундук.

    Казахи, хитро подмигивая, топают ногой в пол и говорят: «Нет приданого — бери калым!».

    Что такое калым?

    В мусульманских странах, таких как: Казахстан, Узбекистан, Туркестан и прочих, калым — это старинный предсвадебный обычай. Многие считают, что он обозначает выкуп, который родственники жениха платят за невесту в качестве компенсации её роду за потерю женщины. Ведь они забирают из дома работницу и то имущество, которое она в перспективе могла бы им принести.

    Однако на самом деле обряд калыма — это широкий жест со стороны жениха и подарок своей невесте в виде приданого. Оно находится в ее распоряжении и до, и после свадьбы, а в случае, если они по какой-то причине разведутся, не переходит ни жениху, ни его родне. Только если она по доброй воле уступят его часть, тогда жених может использовать его как добрые деньги, направленные на благо семьи.

    Конечно, в большинстве случаев калым — это все-таки выкуп за невесту.

    У нас в Казахстане именно так его и воспринимают, потому что я уверена: материальная сторона выгоды от этого обряда просто потрясает! Ведь калым давался не только у казахов, киргизов, каракалпаков, но и у бурят (где калым — это подношение в пользу родителей невесты), и у башкир (часть калыма принадлежит невесте, а часть — ее отцу), а у черкесов это — прямая плата за невесту.

    Спустя годы, во второй половине XX века, калым вдруг резко пошел на спад. Сказалось государственное устройство и экономическое состояние страны. Только подумайте: за невесту давали тогда уже не 100 рублей, а «7 четвертых трехлитрового ведра самогона и 1-2 четвертой водки». Вот бы невеста современная таким дарам обрадовалась!

    Отдавай калым назад!

    Потребовать калым обратно жених мог только тогда, когда честь его будущей семьи была поругана. Говоря простым языком — если в ночь любви он понимал, что его жена далеко не девственница.

    В таком случае разгневанный муж мог потребовать у отца жены возврата калыма, а саму девушку без греха вернуть в семью. Иногда женихи шли на сделку с новой семьей: они могли попросить, даже потребовать у отца «новую», не засватанную дочь, а «старая» жена оказывалась опороченной на всю жизнь.

    Чтобы избежать позора, отцы выбирали «штраф»: платили жениху айып в размере 40 кобылиц или возвращали ему половину калыма. Тогда жених оставался со «старой» женой и забывал на всю жизнь о позоре.

    Двоякая ситуация, верно? Ведь бывали случаи, когда невеста хранила свою девственность до свадьбы, но по физиологическим причинам при совокуплении с мужем крови на простынях не оставалось.

    Или же хитрый жених мог запросто обвинить девушку в том, что она порочна, даже если на самом деле ее невинность была ему видна невооруженным глазом.

    А что, половину калыма назад вернуть — это любой дурак, то есть жених согласится.

    В нынешнем мире провернуть такое дельце не получилось бы. Хотя бы потому, что большинство девушек выходят замуж не только не девственницами, но и дамами, давно забывшими свою невинность. Раззадорить их на половину калыма можно лишь тогда, если застукаешь ее с любовником в постели, и то не факт, потому что она может обвинить тебя в мужской несостоятельности.

    Без калыма нынче никуда. Только вот что делать бедным родственникам, которые не могут удовлетворить запросы нуждающихся? Выход один — украсть невесту, правда, не факт, что она за такого голодранца замуж выйдет. Надает до голове сумочкой от Гуччи и уедет на белом Гелентвагене с каким-нибудь Ашотом.

    Все потому что размеры нынешних калымов просто нереально высоки! Если раньше жених обходился скотом – например, табуном лошадей или стадом баранов, то теперь о таких «мелочах» и вспоминать не приходится.

    Сейчас в больших казахских семьях месяца не пройдет, чтобы кого-то замуж не выдали или не женили. Родственники невесты, ведя приготовления к тою, прежде всего задают ее родителям вопрос не о том, готово ли платье и что подарить молодоженам, а богатый ли жених или «Қалың мал привезет?».

    Аппетиты невест растут, аппетиты ее родителей и не снижались

    Газета «Караван» недавно провела целое расследование на тему калыма, и вот, что я из него узнала. У нас, в Семипалатинске, без калыма не обходится — его тоже просят, только вместе с ним невесте дают и равнозначное приданое: вплоть до иголки и мультиварки, чтобы не стыдно в глаза родне смотреть было. Но мы-то регион восточный, а вот как дела обстоят на юге…

    Там родители невесты требуют просто баснословные суммы и бесчисленные подарки в обмен на свою дочь, да так их запросы велики, что сваты с севера с ними и связываться не хотят. Не дай бог южную невесту северному парню найти или восточному — так и разоришься! Как будто не замуж всю жизнь дочь отдать родители мечтали, пристроить ее в хорошую семью, а поскорее нажиться на ее выдаче.

    С другой стороны, как говорит один из свидетелей таких торжеств, назовем его Айдын, калымы в их краях высоки. Но вроде бы как и общая стоимость приданого невесты не уступает калыму, если не превышает его нормы. Например, мужчина сам недавно женил сына — но так, что ему стыдно было.

    В качестве калыма он увез сватам тысячу долларов и отдельно на өлі-тірі (посиделки) – одного барана, а вот родители невесты преподнесли молодым спальный гарнитур за 600 тысяч тенге, плазменный телевизор и стиральную машину. Явно все это стоило гораздо больше.

    Мир не без жадных людей, потому некоторые сваты на юге требуют определенный калым, заключающийся в определенной денежной стоимости. мол, Бывает, что, требуя его, они просят дарят квартиры или машины.

    Вот где сохранились «традиции» дачи калыма, так это на западе Казахстана: там сваты меряются его размером. Всем известно, что за парней из Мангыстау или Актау выходить выгодно. Там «взятка» за невесту начинается от 300 тысяч тенге (около 2 тысяч долларов), на сүт ақысы ее матери дарят серьги и шубу, дают деньги и на өлі-тірі.

    Мало того, когда проходит свадебный той, гостей со стороны невесты одаривают подарками, родителям дают шубы и пальто, а матери снова вручают бриллиантовые сережки.

    А что в уплату?

    Но ее заставляют трудиться, не покладая рук, в это же время когда-то успевать работать, воспитывать детей и ухаживать за мужем. А если учесть, что в южных регионах, например, в том же Узбекистане, келин гоняют, как проклятую собаку, то я представляю всю серьезность и грусть невестиного положения в новой семье.

    Конечно, это больше исключение, чем правило. Потому что бывают семьи, где калым по прежнему выплатить очень сложно. Тут родителям нужно думать не о том, как бы «сдернуть» за дочь больше денег, а о том, чтобы она была счастлива, если человек ей попался хороший.

    Есть у казахов такая пословица: «Теңін тапсан, тегін бер», то есть — «Найдешь ровню, отдай бесплатно». Если люди дружат с головой, то и требовать машины и бриллианты они не станут. Главное, чтобы дочь в новом доме не плакала, а ржала здоровых детишек.

    Постскриптум

    Я тоже считаю, что требовать калым телегами, возами и шубами могут только те родители, которые рожали дочь не в любви, а только ради выгоды.

    И еще те, которым все равно, каким будет счастье их дочери.

    Бывает и такое, что капризные невесты сами намекают жениху на уплату большого калыма: ведь он, вроде бы как, потом будет принадлежать ей? Ну и проверить суженого на размер кошелька тоже хочется.

    Семья невесты в ответ тоже должна предоставить невесте жасау — то самое приданое, благодаря которому жизнь их дочери в новой семье будет удобной и безбедной. Это бывает как мебель, так бытовая техника и даже квартира.

    А вы как считаете, пережиток ли прошлого — калым, или же это определенная проверка состоятельности жениха и способ обеспечить безбедное существование дочери, если он вдруг от нее откажется? Каким должен быть размер калыма и можно ли его вообще устанавливать? Может, калым дается не только по размеру кошелька, но и от души? Наконец, должна ли невеста «отрабатывать» калым и нужно ли ее родителям отдавать приданное, гораздо большее, чем его размер?

    Калым и приданое: сколько платят за невесту и жениха и как эти традиции создают проблемы в Центральной Азии

    За что платят родители невесты и жениха в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане и как эти свадебные традиции влияют на отношения в семье, кредитную историю и следующие поколения

    Читайте также:  Водопад фата невесты сша

    «Свекровь называла меня нищей, плохо отзывалась о моих родителях и спрашивала, куда я потратила все деньги, которые они мне принесли в качестве приданого», – это история Азизы из Душанбе, и она не уникальна.

    Приданое, которое родители невесты дают дочери, а также калым (плата за невесту) со стороны жениха остаются неотъемлемой традицией в странах Центральной Азии. А нередко – еще и источником семейных проблем.

    Замуж Азиза вышла год назад, когда ей было 20 лет. Родственники мужа в качестве калыма принесли $2 тысячи. Отец Азизы – военный, мать – преподавательница.

    Чтобы собрать приданое и сыграть свадьбу, они взяли в банке кредит на $3 тысячи.

    Родители купили бытовую технику, ювелирные изделия, курпачи (расшитые национальными узорами матрасы), одеяла и подушки, обустроили спальню в доме жениха и выбрали подарки семье будущего супруга.

    «На первый день после свадьбы свекровь и сестры мужа зашли ко мне в комнату и начали проверять все, что я с собой привезла.

    Мое присутствие их ничуть не смущало: они трогали руками мебель, открывали коробки, проверяли посуду. Свекровь спросила, почему моя семья не купила конфорочную печь.

    Я сказала, что денег не хватило и что она в доме все равно есть. После этого начались ежедневные упреки», – вспоминает Азиза.

    «Я рассказала об этом родителям. Чтобы меня больше не мучили, папа купил конфорочную печь и привез. Но и после этого ничего не изменилось, упреки продолжаются и по сей день. Муж никак не защищает, говорит, сама виновата, нужно было сразу купить, так как они принесли в качестве калыма большую сумму», – продолжает она.

    Азиза вышла замуж еще студенткой: «Когда его родители пришли к нам свататься, моя семья им об этом сказала, они ответили, что не против моей учебы в университете. Но спустя две недели муж начал со мной ругаться, чтобы я бросила учебу. Я отказалась, так как это был мой последний год».

    По ее словам, во время сватовства будущая свекровь сказала, что у него есть высшее образование. «Но позже я узнала, что она нам соврала. После школы он уехал на заработки в Россию и так никуда и не поступил.

    Если бы мои родители знали, что он нигде не учился, они бы никогда не выдали меня за него. Но уже поздно. Сейчас я на седьмом месяце беременности.

    Уйти от них я не могу, так как потом обо мне все будут говорить плохо, и второй раз я уже не смогу выйти замуж с ребенком на руках».

    В Таджикистане приданое невесты начинают собирать, когда девочка еще учится в школе. Жених в свою очередь должен заплатить калым родственникам девушки. Эти традиции сохранились в основном в сельской местности и на юге страны.

    Раньше в северной и восточной части страны невесте приносили сарупо – комплекты одежды и обуви. Эта традиция в некоторых регионах соблюдается и сейчас. Но теперь зачастую вместо предметов гардероба предлагают деньги – как правило, от $1 до $3 тысяч.

    Семья невесты на покупку приданого тратит около $5 тысяч: нужно приобрести бытовую технику, мебель, ковры, сундук с различными тканями, платья, несколько пар обуви, ювелирные изделия, фарфоровую посуду и постельное белье.

    Также семья невесты обязана обустроить спальню молодоженов в доме будущего мужа: купить тумбочки, комод, платяной шкаф, ковер и повесить шторы. Есть еще условие: все должно быть новым и сочетаться друг с другом. Для этого родители девушек часто берут кредиты.

    Отсутствие приданого или недорогие подарки могут стать причиной скандалов – невестку за «скупость» родных будет упрекать свекровь.

    У Зебо трое сыновей. Ни у одного из них нет высшего образования. На свои свадьбы они копили деньги, работая в России.

    Для младшего сына, Далера, Зебо выбрала невесту из сельской местности. Он вернулся в Душанбе из России этим летом и сразу женился. Впервые будущую жену Далер увидел во время никаха (исламского свадебного обряда). В качестве калыма семья отдала родителям невесты 15 тысяч сомони (около $1500).

    «Так как семья девушки была бедной, мы им сказали, что обустраивать спальню не надо: пусть купят одежду, курпачи, домашнюю утварь, ковер, бытовую технику и все остальное для себя», – рассказывает Зебо.

    «Но она приехала совсем без ничего. Купила для себя одежду, пару курпачей, подушки, один ковер, посуду и сундук. Из бытовой техники была плитка, духовка и все. Она даже стиральную машину не привезла с собой. Хотя мы отдали калым $1500. Для сельской местности это немалые деньги», – возмущается она.

    «Я сразу позвонила ее матери и высказалась. Она сказала, что денег у них нет, мы с ней поругались. Не такой жены я хотела своему сыну», – жалуется Зебо.

    Робия и ее будущий муж начали встречаться еще студентами, через год решили пожениться. Родители договорились о небольшом по меркам Душанбе приданом – $1500. Семьи решили, что за эти деньги невеста должна купить себе одежду и бытовую технику, но комнату в доме мужа обставлять не будет.

    «Так предложили родители мужа. Они сказали, что к свадьбе дом полностью отремонтируют и обустроят нашу комнату. Моя семья согласилась. На эти деньги мы купили бытовую технику, какую-то часть материалов, чтобы сшить национальные платья, и потратили на какие-то мелкие расходы, остальное мои родители купили за свои деньги», – рассказывает Робия.

    «Мы сыграли свадьбу, я приехала к ним домой. Захожу в нашу комнату, а они там ничего не обустроили. Моя мама подошла к его родителям и подняла этот вопрос, но его мать в ответ сказала, что это наши обязанности, что комнату должны были обустроить мои родители», – говорит она.

    «При каждом удобном случае его родственники пытались меня задеть из-за того, что я привезла с собой мало вещей для дома. Это заметил муж и всех отругал», – вспоминает Робия.

    По ее словам, отношения с родственниками мужа у нее не складываются: «Со свекровью не очень хорошо ладим. Она меня пытается задеть и напоминает при каждом случае, что я пришла к ним в дом с пустыми руками. Муж знает об издевательствах, просит еще немного потерпеть, пока мы переедем на съемную квартиру».

    «Я не злюсь на семью мужа. У нас всегда так было принято: свекровь всегда мучила невестку. Наши бабушки терпели, мамы тоже, но новое поколение уже другое. Девушки уже начинают понимать, что терпеть издевательства – это глупо. Если бы я не любила мужа, то давно бы ушла».

    Похожие традиции соблюдаются и в Узбекистане. Там семья невесты в качестве приданого должна купить одежду будущему мужу и его родственникам.

    Год назад в соцсетях обсуждали случай в Навои, когда жених бросил невесту из-за того, что ему не понравилась одежда, подаренная ее родственниками.

    «Моим друзьям на сарпо (приданое – НВ) приносили турецкую одежду. Я думал, мне тоже так сделают, потому что у нее обеспеченная семья. Но они помелочились и принесли непонятные вещи – узбекский трикотаж из Гиждувана», – рассказал несостоявшийся жених на видео, которое показал узбекский государственный телеканал «Ёшлар».

    Гостинцы, принесенные стороной жениха на сватовство, Узбекистан

    Проблемы в семье Наргизы начались из-за бытовой техники. «Моя мать не купила пылесос, поэтому свекровь устроила скандал. Я ей тоже грубовато ответила. После этого она сказала мужу: «Отвези ее домой, она нам не нужна».

    Сейчас Наргизе 23 года. Они с дочерью живут в доме родителей в Ташкенте. Муж, за которого девушку принудительно выдали замуж в 19 лет, бросил ее беременной.

    «Когда родители жениха приходили знакомиться, то пообещали луну и звезды, поэтому моя мать сказала, что ты выйдешь за него. Мне муж был противен. Я пыталась избегать близости, но он меня насиловал», – вспоминает Наргиза.

    «Когда все началось, я была беременна. Родила уже без мужа. После того, как муж меня бросил, он по шариату взял другую жену. Развод мне не дает. Про ребенка не пытается узнать, никаких алиментов», – рассказывает она.

    Наргиза работает медсестрой в детской больнице. Она закончила колледж и хотела поступать в институт: «Но после замужества планы накрылись. У меня нет высшего образования, зарплата – $50, на которую нужно содержать ребенка и помогать родителям».

    В Кыргызстане и Казахстане минимальной суммой калыма сейчас считается $1000. Приданое невесты должно быть соразмерно этой сумме или больше. О сумме калыма семьи договариваются заранее, и только после этого родственники жениха едут свататься в дом невесты.

    Подготовка приданного начинается сразу же после сватовства. Раньше мать невесты устраивала чаепитие, на которое ее родственницы приносили вещи для приданого. Сейчас родители невесты или сама невеста может собрать себе приданое. Оно может быть самым разным, но стандартный набор включает в себя: спальный гарнитур, посуду, бытовую технику, одежду и украшения.

    Сейчас Бакыту 36 лет, он женат и живет в Кыргызстане. Его первая свадьба не состоялась – семьи рассорились из-за калыма и приданого.

    «Мне было 22 года, ей – 18. Я был влюблен, да и она не имела карьерных планов. Она была единственная дочь из богатой семьи. Я – одним из четырех сыновей родителей-мигрантов», – рассказывает Бакыт.

    «Мои родители приехали из России и были готовы дать $3 тысячи калыма, но ее семья потребовала $10 тысяч. Сказали, что ее приданое стоит как минимум $10 тысяч, что там самая дорогая посуда, бриллианты и автомобиль», – продолжает Бакыт.

    По его словам, отец начал отговаривать от свадьбы, но он настоял: «Все родственники помогли с калымом, и мы с трудом собрали $10 тысяч».

    «К тому моменту мы с невестой уже много раз перессорились. Я ненавидел ее родителей, но самый ад начался, когда пришло приданое, как повели себя мои родители. Они начали оценивать холодильник и кондиционер, шкаф и даже одежду для нее. Потом они решили, что сумма всего этого точно не превысит $10 тысяч и что они переплатили калым».

    Невеста Бакыта ушла к своим родителям: «А на следующий день они приехали и начали загружать ее приданое. Потом ее дядя спросил, отнял ли я ее девственность. Разумеется, мы спали. Тогда он заявил, что приданое они заберут, но калым не вернут, поскольку я отнял у ее «чистоту». В этот момент моя родня начала драку за приданое, раз не вернут калым – не отдадим».

    «Это было для меня сюрреалистично. Я смотрел на свою невесту и понимал, что не смогу с ней быть, то же самое я видел и в ее глазах», – вспоминает он.

    Когда кыргызка Жылдыз выходила замуж за британца, ее семья потребовала $20 тысяч калыма. «Я была в шоке. Мой муж не из богатой семьи, его мать умерла, когда ему было десять, отец растил один его и сестру. У них нет золотых люстр и пяти машин, как у моих родителей», – говорит она.

    Жылдыз тогда было 30 лет. Она жила и работала в Великобритании, где окончила магистратуру. Когда невеста с женихом приехали в Бишкек, собралась вся ее родня: «Всех, конечно, очень смущало то, что я выхожу замуж в 30 лет. Все выражали благодарность моему партнеру, что «берет меня такой несвежей».

    «Напряженность достигла пика, когда мой отец посоветовал своей сестре не отправлять дочь, которая выиграла стипендию, в Германию. Сказал, чтобы она лучше выдала дочь замуж, чтобы та родила и была счастлива.

    Я ушла с этого собрания.

    Мне передали, что родственники решили собрать мне приданое – кто-то купит холодильник, кто-то микроволновку, но условие: мой жених должен дать калым как минимум $20 тысяч», – вспоминает Жылдыз.

    «Я рассказала все своему партнеру. Он сказал, что у него есть эти деньги, и он даст, если это меня не унизит. Он положил $30 тысяч, я добавила свои $50 тысяч из личных сбережений на квартиру», – говорит она.

    Деньги отцу Жылдыз передали с письмом: «Вы никогда не думали, почему ваши сыновья торопились жениться, а дочери – нет? Посмотрите тогда, кто из ваших шести сестер и маминых трех, включая ее, счастливы? Разве вы не изменяли ей, разве дед не изменял бабушке, разве дяди не избивали при нас и без нас своих жен? А теперь посмотрите на мужчин, начните с дедушек и дядь – упитанные, влюбленные в свои профессии, накормленные женами, идут сексуально удовлетворяться к другим женщинам, которые тоже надеются на их внимание и любовь. Вы можете говорить что угодно, даже советом поломать жизнь девочке, которая три года учила немецкий, чтобы поехать учиться, просто потому что вы – старший брат ее матери, мужчина, мудрец. Это не образование отталкивало нас от замужества, образование просто дало нам возможности. Вот деньги, надеюсь, вам за меня не будет стыдно. Приданого мне не надо, микроволновка и холодильник у нас есть».

    «Перед свадьбой бабушка подарила мне свой сундук, мама и тети положили туда свои старые национальные украшения, жена моего дяди сшила мне национальное платье, другая бабушка связала свитера нам с мужем. Это было лучшее приданое, большее, чем я хотела и ожидала», – говорит Жылдыз.

    Дочь Арката из Казахстана похитили, когда ей было 17 лет. «Мы поехали к жениху – оказалось, что он на десять лет ее старше, но семья хорошая, родители – врачи, семья небедная, и дочка, оказывается, его знала. Она не хотела оставаться, но моя жена настояла, мол, позор будет, и вообще зачем тогда на свидания ходила, раз замуж не собиралась».

    Несмотря на похищение, семья девушки собрала ей приданое. «Раньше в приданое давали только самовар, сундук и ковер, но сейчас это вся бытовая техника, бриллиантовый набор, посуда и одежда. Мы взяли кредит в банке.

    Нам это обошлось в пару тысяч долларов. Они (семья жениха – НВ) сделали «сут акы» – подарок за молоко матери – $1000 и покрыли расходы на свадьбу. Кредит мы еще потратили и на подарки его родне», – рассказывает Аркат.

    «Через год мы узнали, что муж бьет нашу дочь, и у нее был выкидыш из-за избиений. Мы предложили ее забрать, но она решила остаться. А еще через год он захотел себе вторую жену и привел ее знакомить домой с нашей дочерью. Мы ее забрали. А приданое забирали пару месяцев. Ее муж не хотел его отдавать. Из спальни, где он уже жил с другой женщиной, мы забирали вещи нашей дочери», – говорит он.

    Имена некоторых героинь изменены по их просьбе

    Источник