Меню

Обряды свадьбы у калмыков



Лекторий ТОДО: Калмыцкие свадьбы

Обряды жизненного цикла

Их всего три: рождение, свадьба, смерть.

Если в первом и последнем случаях мы участвуем номинально, поскольку ребенок не осознает, что происходит, а в траурных обрядах участвует только тело.

Единственный обряд жизненного цикла, в котором человек участвует осознанно, это свадьба. Поэтому свадьбе придавалось особое значение.

Предсвадебный цикл

Брачный возраст для девочек обычно считался от 15 и старше, у мальчиков – от 16 и старше.

При этом девочкам нельзя было выходить замуж в 16 и в 19 лет.

У мужского пола запрет на женитьбу в связи с определенным возрастом обычно был связан с тем, что «җил орна». То есть 25-й, 37-й и 49-й год жизни – не тот возраст, когда надо вступать в брак. Здесь также огромную роль играли хурул и зурхач (астролог).

Детей специально к семейной жизни не готовили: сам жизненный процесс уже готовил ребенка к семейной жизни.

С трех лет мальчик начинал садиться на лошадь, с пяти-шести лет ему доверяли пасти ягнят, телят. А дальше он вступал во взрослую жизнь, и к 17-18 годам это уже был человек, который умел всё.

А что касается более высших сословий калмыцкого общества, то с пяти лет ребенка начинали готовить как будущего нойона, как будущего зайсанга. Его начинали возить на войну: он, конечно, не участвовал в ней, но все видел, впитывал. К 17-18 годам он был уже готов руководить и войском, и походом.

Девочки с пяти лет начинали помогать матери: все, что мама делала, рядом находилась всегда дочка, и она училась всему. Когда начинался процесс поиска невесты, в первую очередь обращалось внимание именно на это. Внешний вид не был определяющим. Самое главное – чтобы она была здоровой и была готова к семейной жизни. А готовность заключалась в том, чтобы она умела по хозяйству практически всё.

Мальчик и девочка, которые умели справляться с хозяйственными делами, считались готовыми к семейной жизни. Их поведение в семье определялось тем, как поступали родители.

В основе калмыцкого свадебного обряда лежит обряд похорон.

Когда девушка выходит замуж, на калмыцком языке о ней говорят «хәрд һарх» и «мордх». «Хәр» значит чужой, чужая страна, чужая сторона, это сторона смерти, то есть дословно «хәрд һарх» переводится как «уйти в страну мертвых». «Мордх» — от слова «мөр» (путь, дорога») – то есть «уйти в путь, в страну смерти».

Интересный факт. Недавно исследователь, завкафедрой монголоведения СпбГУ Владимир Успенский опубликовал статью, где приводит некоторые документы из архива, собранные Георгием Лоткиным, когда он в середине XVIII века прожил в Калмыцкой степи два года. Исследователь приводит реестр со свадебными расходами калмыков. Первое посещение (зәңг орулх): доска чая калмыцкого, водка, крендели и другие лакомства. Обходится это в 3 рубля 30 копеек. Общие же свадебные расходы составили 369 рублей. Одна корова тогда стоила 15 рублей. То есть калмыцкая свадьба стоила как минимум 17 коров. По сегодняшним меркам, одна корова стоит 40 тысяч. Получается 680 тысяч нынешних рублей. Такова примерная цена свадьбы того времени.

У девочки и мальчика не спрашивали, за кого они хотят выйти замуж или на ком жениться. Все решали родители.

Иногда бывало так, что если мальчику понравилась какая-то девочка, то он мог об этом тихо сказать матери, которая уже могла сказать мужу, что в таком-то хотоне «есть одна интересная девочка, может, ты съездишь, посмотришь».

Сначала о свадьбе речь не шла. Путник мог сказать, что у него потерялась корова и захотелось пить. Обычаи калмыцкого гостеприимства не позволяют отпустить путника просто напоив водой – обязательно наливали чай, расспрашивали. За это время он успевал осмотреться. Он в первую очередь приглядывался к матери, как она быстро управляется. Если мать умеет встретить гостя и проводить, значит и дочь была такая же. Но этого было мало: потом по такому же поводу в кибитку попадал отец потенциального жениха, который знакомился с отцом девочки.

И только потом отправляли «негдгч бортх» («первая бортха»). Посылали обычно близкого или авторитетного человека. Он приезжал и никогда прямо не говорил о цели визита. Во время чаепития он доставал бортху (калмыцкая фляга из натуральной кожи), и тогда все понимали, зачем он приехал.

Если родители были готовы принять это предложение, то бортха раскрывалась, а если нет, то отказывались и говорили: «Не разливай».

Если давали согласие, то привозилась и вторая бортха, которая уже больше по размеру. Но и вторая бортха не гарантировала заключение брака – в любой момент сватовство могло прерваться.

Читайте также:  Анимашки с днем свадьбы вас

На третью бортху приезжали несколько человек, которые конкретно договаривались. И после третьей бортхи отказываться от свадьбы уже было нельзя. Отказ влёк за собой штраф со стороны невесты. Если еще дальше, когда всё будет утверждено и к свадьбе всё будет готово, и свадьба вдруг не состоится, то это становилось поводом для судебной тяжбы.

Формы свадебного знакомства были разные

Существовал брак под названием «өндгн худ». Например, на охоте встретились двое мужчин, познакомились, и говорит один, что у него жена беремена и скоро родит, и второй говорит, что у него жена беремена. Тогда они договариваются: если родятся две девочки, то пусть они будут сестрами, если два мальчика – то братьями, а если мальчик и девочка – то мужем и женой. Когда об этом договариваются, то проводят обряд: сторона жениха привозит молоко и яйца. Этот союз был неразрушимым, только смерть могла отменить эту свадьбу.

Самый основной визит сватов – пятый, когда забирают невесту.

Существовал обычай «күүк уульлх», когда женщины пели жалобные протяжные песни, чтобы невеста заплакала.

В калмыцкой свадьбе все регламентировано хурулом и зурхач, учитывалось, когда родилась невеста, определяли, кто первым должен коснуться ее. После того, как этот человек коснулся невесту, она не могла выйти из кибитки сама, на своих ногах – ее выносили на руках, сажали на лошадь. Сзади на лошади сидел самый сильный парень из делегации сватов со стороны жениха: так как невеста считалась «мертвой», она все время падала, ее надо было держать. Как только выезжали за пределы родного хотона невесты, ее пересаживали на отдельную лошадь.

Традиция, которая сохранилась до сих пор, — лицо невесты закрывают платком (снова мотив смерти). Раньше лицо невесты покрывали пологом, обычно со стороны невесты ближайшие тети ехали и держали этот полог.

Невеста не могла подавать голоса, пока этот полог не снимут (кончиком кнута или оружия).

Когда невеста приезжает в хотон жениха, лошадь, на которой она приехала, с седлом и уздечкой отпускают на волю: кто поймал, того и подарок будет. Это символ того, что назад дороги нет: для своей семьи она уже «умерла».

Затем на порог кибитки кидали шкуру, на которой невеста молилась. Вход в кибитку – символ рождения нового человека (невесты). После обряда начинается перетягивание шкуры: сторона невесты тянет наружу, сторона жениха – в кибитку. Обряд перетягивания длится, пока не разорвется шкура («плацента»).

После расплетают девичью косу и делят волосы на две косы.
У калмыков есть прекрасное слово «аваль» — первая и единственная жена. Даже если первая супруга умерла и мужчина женился во второй раз, вторую супругу он не имеет права называть аваль.
Все свадебные обряды, традиции исполнялись не «механически», а осознанно. И парень, и девушка, которые вступали в семейную жизнь, пропускали все через себя и понимали, что назад дороги нет – дальше они идут вместе до конца. Поэтому у наших предков практически не было разводов. Единственным основанием для развода того времени – отсутствие детей. Если детей не было, то мужчина имел право отвезти жену обратно к родителям, но тогда он должен был и вернуть приданое, которое она привезла. Большая часть мужчин в то время старались брать вторую жену, но она все же не могла называться «аваль».

Женщина, которая вернулась к родителям после развода, находилась в состоянии «социальной смерти»: она не участвует ни в каких традициях, практически не бывает на застольях, родовых мероприятиях, потому что она в этом роду уже не существует – она «умерла».

Рекомендуемая литература о калмыцких свадебных традициях:

  • Батмаев М.М. Семья и брак в традициях калмыков
  • Шараева Т.И. Обряды жизненного цикла калмыков XIX – нач. XXI века.
  • Шараева Т.И. Этнические маркеры калмыков.
  • Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия.

Источник

Традиционная свадьба в Калмыкии и её последовательность

Традиционный уклад калмыцкого народа формировался в течение сотен лет. И оседлые, и кочевые калмыки с почтением относились к старшим, порицали грубость и сплетни, а родственные связи были чрезвычайно сильны, обеспечивая преемственность поколений. Каждый калмык должен был знать свою родословную до седьмого колена. Калмыцкая свадьба в полной мере отражает самобытную культуру этого народа и мудрость пращуров. Обрядовые таинства, проводимые в период торжеств, призваны облегчить молодым вступление в новую, самостоятельную жизнь, оградить от недобрых сил и обеспечить благополучие и рождение здоровых детей.

Старинные обычаи калмыков

Вплоть до XIX века калмыки были преимущественно кочевым народом. Основным их занятием были охота и разведение мелкого и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Жилища можно было в любой момент разобрать и перевезти на другое место. Оседлые калмыки жили в землянках и хижинах, сложенных из сырого кирпича. Позднее стали строить капитальные деревянные и каменные дома, что повлияло на некоторые старинные обычаи.

Читайте также:  Бело серебряная свадьба оформление

Свадьба в Калмыкии была всеобщим праздником. Это радостное событие отмечали не только члены роднившихся семей, но и их друзья, дальние родичи и соседи по хотонам. Спешить было не принято: длительный период предсвадебной подготовки, с обязательными ритуалами взаимного знакомства, позволял учесть все необходимые мелочи и продемонстрировать достоинства жениха и невесты.

Знакомство и сватовство

Обряд сватовства делился на три основных этапа, которые неуклонно соблюдались.

  1. Знакомство или смотрины жениха. Жених в сопровождении близкого друга и одного из почтенных старейшин рода седлали лошадей и отправлялись в хотон, где проживала избранница. С собой они обязательно брали три кожаных меха с водкой и закуску. Старейшина должен был поднести на домашний алтарь кусочек столярного клея, серебряную и золотую монеты. После чего следовал обряд «цацл цацлгн», когда первые капли выпивки посвящались духам домашнего очага, и звучали благие пожелания для этого крова. После долгих уговоров невесту выводили к гостям. По желанию присутствующих она должна была спеть, станцевать или подать старшим чай, демонстрируя свою воспитанность. В благодарность ее одаривали монетами.
  2. Большое сватовство. Спустя некоторое время счастливый жених с родителями и ближними родичами по отцу в количестве 2-3 человек опять приезжали к девичьему порогу. Привозили традиционное угощение – вареную баранину, сладости, водку. Также везли подарки новым родственникам. В этот день оговаривались подробности будущих торжеств – количество приглашенных, меню, дары, кто будет сопровождать жениха. Также, обсуждалось, какого цвета нитки должна привезти с собой в новый дом невеста.
  3. На переговоры собирались несколько старейшин с обеих сторон и договаривались о конкретной дате свадьбы и подробностях церемонии. Важно было все: какого цвета одежда будет на молодой, сколько лет будет сопровождающему мужчине, какая масть у коня, на котором ее повезут из отчего дома.

За два-три дня до венчания в дом девушки спешили многочисленные родственники. Приходили не с пустыми руками, каждый приносил с собой вещи, украшения или хозяйственную утварь, которые добавлялись к девичьему приданому.

Свадебные торжества

Утром назначенного дня в доме жениха собирался свадебный поезд. Возглавлял его старший родич, брат отца или брат жениха. Также в числе сопровождающих были две почтенные замужние женщины и ближайший друг жениха. Выезжали заранее, чтобы успеть приехать до обеда. Причем выезжали и подъезжали к дому только справа, по солнцу, чтобы обеспечить удачу в деле. С собой везли готовую баранину и живого барашка, а также чайный лист, масло и сладости с выпечкой, гостинцы и небольшие подарки.

Современная свадьба у калмыков

Бешеный ритм современной жизни внес свои коррективы в культурные традиции калмыков. Сейчас свадьбу в городах справляют в один день. Утром жених и его сопровождающие, обязательно нечестным числом людей, 9 или 11, едут за невестой. К обеду все собираются в доме жениха, а вечером сваты со стороны невесты отправляются по домам.

Ритуалы в родительском доме

Перед свадьбой девушка проходила обряды прощания с прежней жизнью и очищения. Срезались ногти, локон волос и несколько нитей от тканей, уложенных в приданое, и все это сжигалось в огне домашнего очага. Обряд символизировал переход девушки в новый род.

Пир в доме родителей девушки

Прежде чем встретиться с невестой, жених и его родственники должны были одарить гостинцами ее сестер. Отдельные сумки с подарками для невесток вносились в дом в первую очередь. За ними несли заварку и масло, потом все остальные дары. Как только подношения принимались, сваты могли переступить порог. Жених входил в дом последним, неся с собой голову жертвенного барашка и кисломолочный напиток.

Гости обязательно совершали моление, после чего рассаживались в определенном порядке, справа налево: сначала глава свадебной делегации, затем старшая и младшая женщины, и все остальные. Первым делом подавался чай. Старший сват объяснял причину прибытия, перемежая благодарственными словами принимающей стороне. После чего совершались подношения к домашнему алтарю, и начинался пир.

Родственницы жениха в течение этого вечера должны были из привезенной с собой материи сшить наволочку для новой подушки. Углы смазывали маслом или молоком и выставляли на стол в качестве символа долгой богатой жизни и плодородия. Следом за ритуальным изделием женщины выставляли свое угощение, состоящее из сладостей, чая и напитков. Произнося благопожелания, присутствующие гости выкладывали на подушку монеты. Ее, вместе с собранными деньгами, отдавали молодоженам после обряда венчания по приезду в родительский дом. А до этого подушку сноровисто прятали родичи невесты и назначали за нее выкуп сватам.

Читайте также:  Идеальная дата для свадьбы по дате рождения рассчитать

Прощание невесты с родительским домом

Как только гости запевали обрядовую песню «Если дождь идет…», наступала пора забирать красавицу. В это время она находилась у алтаря, молясь о лучшей судьбе, и пила молоко. Девушку полагалось забирать с утра, чтобы успеть привезти ее в новый дом до обеда или в обед. Поскольку, согласно древней традиции, любое важное дело начинали утром и старались закончить до полудня.

Старшая женщина со стороны жениха накрывала голову невесты расшитым платком, который хранился потом в течение всей жизни, и выводила из дома. Оглядываться на отчий дом невеста не могла, это сулило несчастья.

Гостям разливали прощальные чарки с водкой и одаривали их подарками. Старший свадебной делегации касался рукой приданого невесты и клал деньги, только после этого вещи начинали выносить и грузить на подводы. А родственники девушки на прощание обнимали друзей жениха.

После отъезда свадебного кортежа, в доме девушки совершали подношение огню. Кидали в него кусочки жира от жертвенного барашка и желали самого лучшего для своей кровиночки – чтобы встретили ее в новом доме с любовью, приняли как собственную дочь, а жизнь ее была легка и сытна.

Обряды в доме жениха

Часть родственников девушки ехала следом за свадебной делегацией в ее новый дом. Было принято встречать дорогих гостей за границей хотона, с горячим чаем, выпечкой и водкой. Кортеж должен был подъезжать обязательно справа. Сначала разгружали и вносили приданое, затем входили молодые и другие гости. На почетные места рассаживали родственников невесты, относясь к ним со всем уважением и предлагая самые лакомые кусочки. Вечером, по окончании пира, после обрядовой песни, гости разъезжались по домам.

Интересные обычаи, связанные со свадьбой и семейной жизнью

За многие века калмыки накопили множество примет и традиций, превратившихся в негласные законы, определяющие жизнь их общества.

  • Во время первых смотрин очень многое зависело от памяти и красноречия старшего свата. Он должен был во время еды рассказать девять легенд. Если он путался или что-то забывал, на его род падал несмываемый позор. А отец невесты мог затребовать дополнительно к калыму оседланного коня или вовсе не отдать свою дочь в столь безответственный род.
  • Количество человек, сопровождавших жениха, обязательно должно было быть нечетным.
  • В составе свадебного кортежа ни в коем случае не должно было быть молодых незамужних девиц, которые могли «перехватить» женское счастье невесты.
  • По поверьям калмыков, овца является символом двойственного положения женщины, ведь она принадлежит сразу двум родам – семье, в которой родилась, и мужниному.
  • В доме мужа юной жене давали новое имя, что означало частичный переход в другой род и начало новой жизни. При этом, женщина не обрывала полностью связь с родительским родом.
  • Прежде, чем войти под новый кров, молодая должна была встать на колени перед очагом и молиться. За ее спиной вставал мужчина из рода жениха и наклонял ее голову семь раз, когда произносились имена предков рода. Таким образом девушка отдавала дань уважения новой семье и запоминала новую родню.
  • При входе в дом новобрачную одевали в новые одежды, приготовленные женихом, и разделяли косу на две части, что символизировало ее становление в качестве женщины рода.
  • Девушка должна была привезти в дар мужу белую рубаху, которая затем отдается в хурул.
  • Свекровь, вырастившая замечательного сына, получала особенный дар от родственников невесты – белые шаровары. В них она должна была станцевать особый танец.
  • Особое почтение выказывалось женщинам, носящим под сердцем ребенка. Даже старшие мужчины в роду в этот период уступали дорогу и старались не огорчать будущую мать.
  • Молодая жена не должна была ходить босой и простоголовой при свекре.

Жизнь после свадьбы

После первой брачной ночи молодая жена заваривала на всю семью чай, поднося в первую очередь свекру и свекрови. Ей давали новое родовое имя. Спустя неделю родители девушки могли приехать навестить ее, узнать, как новобрачной живется на новом месте. Привозили с собой угощения и подарки. Ответный визит не заставлял себя долго ждать: молодожены вместе с родичами жениха отправлялись в гости к родителям невесты. Там их радушно принимали, встречая дарами и накрытым столом.

Калмыцкая свадьба – это уникальное торжественное действо. Каждый ритуал и обрядовая песня наполнены смыслом и способны многое рассказать о жизненном укладе этого народа.

Источник