Меню

Нынче не до свадеб время боевое



Опера Иван Сусанин, она же Жизнь за царя

Опера «Иван Сусанин»

Написана Михаилом Ивановичем Глинкой.

Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах)

Либретто Г. Розена (современный текст С. М. Городецкого). Впервые поставлена 9 декабря 1836 г. в Петербурге, на сцене Большого театра.

Действие происходит в 1612 году.

Действие первое. Крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну. «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Постепенно все расходятся, и остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов: это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы отстоять захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается вся Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает отказом: «Нынче не до свадеб. Время боевое!»

Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда Ш. Опьяненные своими временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной в России добычей. Жадные паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые для поляков вести: весь русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, германское войско бежит.

Действие третье. Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названый отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился станом в лесном бору Ваня поверяет отцу свои заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну.

Между тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своем счастье — пришел, наконец, этот долгожданный день. Затем уходит и Собинин.

Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается.

Страха не страшусь,
Смерти не боюсь,
Лягу за святую Русь,—

гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина. Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина. Почуяв сердцем беду, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает о случившемся. Полные негодования, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

Действие четвертое. Картина первая. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков. Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота монастыря. Но все мирно спят. Наконец Ваня услышан. В стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.

Картина вторая. Все дальше и дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждет смерть. Смело смотрит он ей в глаза:

Чуют правду! Смерть близка,
Но не страшна она:
Свой долг исполнил я.

Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки.
Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.

Туда завел я вас,
Куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил!
Туда завел я вас, где глушь и глад,
Где вам от лютой вьюги погибать!
Где вам голодной смертью помирать! —

с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к отчизне: «Я шел на смерть за Русь!»

В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Эпилог. Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола. Все славят великую Русь, русский народ, родную Москву. Здесь же — Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси.

Читайте также:  Она толстая он худой свадьба

Источник

Песня «Не томи, родимый» Глинки

1 июня 2020 года Михаилу Ивановичу Глинке (1804—1857) исполняется 216 лет.

Трио «Не томи, родимый». Мнение современников

Глинка Михаил Иванович (1804—1857) — русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса.

За свою недолгую жизнь Михаил Иванович Глинка написал не так уж много музыкальных произведений, среди которых, однако, трудно найти «проходные» опусы. Каждое из них становилось событием большого значения в русской музыкальной жизни. Сказанное со всем основанием можно отнести и к постановке двух его опер — «Руслан и Людмила» (1842) и более ранней «Иван Сусанин» (1836), известной также по другому своему названию — «Жизнь за царя». Об одном из номеров этой оперы, точнее, о его восприятии современниками, мы попытаемся рассказать в данной заметке. Речь пойдёт о трио первого действия «Не томи, родимый».

Помнится, когда я впервые услышал «Сусанина», наиболее сильное и яркое впечатление произвела на меня музыка именно этого трио. В нём явственно слышались те интонации и мелодические обороты, которые составляют одну из основ нашего мисозерцания: интонации щемящей грусти и светлой печали с нотками того, что иные критики связывают исключительно с русским характером — надрывом.

Спустя много времени, я с некоторой гордостью отметил, что первое впечатление меня не обмануло. Многие современники Михаила Ивановича Глинки, порой весьма далёкие друг от друга и по социальному статусу, и по происхождению, и по роду своей профессиональной деятельности, говоря о музыке «Сусанина», в первую очередь упоминали трио «Не томи, родимый».

Приведём мнения некоторых их них.

Денис Васильевич Давыдов

Давыдов Денис Васильевич (1784—1839) — российский военный деятель, партизан Отечественной войны 1812, военный писатель, поэт, генерал-лейтенант (1831).

Знаменитый гусар, поэт и герой войны с Наполеоном 18 июля 1837 года сделал в своём дневнике такую запись:

Я и Вася были в театре. Давали «Жизнь за царя», оперу, которой музыку сочинил Глинка. Некоторые места этой оперы мне очень понравились, и вся она необыкновенна, потому что вся на русских мотивах и хотя нет ни одной русской песни. C’est une espèce de tour de force [Это своего рода подвиг]. Говорят, что Глинка хотел доказать этой оперой, что есть русская музыка, как есть итальянская музыка, но дело в том, что наши народные напевы почти на миноре,— что и сделал Глинка, почему в опере его оказывается томительная монотония. Мне очень понравился трио в первом акте и трио в последнем, также полонез и мазурка, мазурка чудесная.

Фёдор Алексеевич Кони

Кони Фёдор Алексеевич (1809—1879) — российский драматург, театральный критик, мемуарист. Мастер водевильного жанра («Девушка-гусар», 1836; «Петербургские квартиры», 1840, и др.). Издавал театральный журнал «Репертуар и Пантеон» (1842—1857).

Когда по инициативе Полины Виардо трио было включено в программы концертов итальянских певцов, известный поэт, драматург и театральный критик (кстати, по совместительству отец не менее известного Анатолия Кони — юриста, литературного и общественного деятеля), писал:

Не проходило ни одного музыкального вечера, где бы не пели трио, не повторяли его по два и по три раза по требованию восторженной публики Исполнение его итальянцами — верх совершенства; эффект, ими производимый, невыразим. Вот что значит настоящая драматическая музыка, мысль и чувство, развитие мелодическое. Они всегда возьмут свое, на всех языках, спетые даже людьми, не могущими совершенно постичь духа народности, которым проникнуты мелодии композитора. Если бы вся опера «Жизнь за царя» была исполнена на сцене итальянской труппой, то произвела бы фурор, едва ли не больший «Сомнамбулы» и «Лючии» (Литературная газета. № 13. 1845).

Владимир Фёдорович Одоевский

Одоевский Владимир Фёдорович (1803—1869) — князь, русский писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель «Общества любомудрия». Сборник новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). Повести из светской жизни («Княжна Зизи», 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике.

А вот мнение одного из корифеев русской музыкальной мысли первой половины XIX века, который высказался следующим образом:

Исполнением музыки Глинки итальянские виртуозы решили очень важную задачу: не все любители музыки смогли понять и прочувствовать высокое значение музыки Глинки. Самим выбором этой музыки, замечательным исполнением, изяществом отделки они показали, что в современных операх, приводящих в восторг Европу, нет ни одного номера, который по оригинальности мелодии, по глубокому чувству мог бы равняться трио «Не томи, родимый» (Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. С. 217. ).

Читайте также:  Золотая надпись наша свадьба

В заключение отметим и такой факт. По странному стечению обстоятельств трио «Не томи, родимый», можно сказать, завершило творческий и жизненный путь Глинки. Последним из всех своих произведений он услышал именно это.

21 января 1857 года состоялся ежегодный концерт в Берлине, проходивший под патронажем короля Пруссии в Королевском дворце на Шпрее, где трио было исполнено с огромным успехом в присутствии автора, а 15 февраля Михаила Ивановича не стало. Кстати, Глинка был единственным русским композитором, чьи произведения когда-либо звучали на этом музыкальном празднике.

М. Глинка, Е. Розен. Не томи, родимый. Слушать онлайн. Видео

Песня «Не томи, родимый» Михаила Глинки на стихи Егора Розена из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») в исполнении Евгения Нестеренко (Иван Сусанин), Бэлы Руденко (Антонида), Евгения Шапина (Собинин) и оркестра Большого театра. Дирижёр М. Эрмлер. 1979 г.

М. Глинка, Е. Розен. Не томи, родимый. Текст

СОБИНИН
Не томи, родимый,
Не круши меня!
Ты не омрачай мне
Дорогого дня.
Час веселых свадеб
Улетит зимою,
Дай моей отраде
Быть моей женой.

АНТОНИДА
Не тужи, мой милый,
Не круши себя!
Ты не омрачай мне
Дорогого дня.
Час веселых свадеб
Прилетит весною,
И своей отраде
Стану я женой.

СОБИНИН
Как же не тужить?
Как мне не страдать?
Долго, долго ждал я
Дорогого дня.
Час веселых свадеб
Улетит зимою.
Эх, когда же будешь
Ты моей женой?

СУСАНИН
Не томись напрасно,
Не круши себя,
Мой удалый ратник,
Нареченный зять!
Нынче не до свадеб!
Время боевое.
Подожди немного,
За тобой ей быть!

СОБИНИН
Как не томиться мне,
Не крушить себя!
Долго жду я,
Долго я жду.
Час веселых свадеб
Улетит зимою.
Дай моей отраде
Быть моей женой!

АНТОНИДА
Не томись, мой милый,
Не круши себя!
Ты не омрачай мне
Дорогого дня.
Час веселых свадеб
Прилетит весною,
И твоей женой
Мне быть!

АНТОНИДА
До весны недолго томиться,
Время, что пташка, быстро летит.

СОБИНИН
До весны нам не дождаться,
Сердце просит поскорей!
Все просят за нас!
Когда же свадьба, скоро ль?
Скоро ль?

СУСАНИН
Подожди, дружок, немного,
Время быстро пролетит!
Бог даст, снизойдет мир на Русь.
Бог даст!

Источник

Иван Сусанин краткое содержание

Опера «Иван Сусанин» Глинки описывает события, связанные с походом польского войска на Москву в 1613 году. Произведение было написано в 1836 году и посвящено Николаю I, в связи с чем вскоре было переименовано на «Жизнь за царя».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ивана Сусанина» по действиям. Пересказ либретто будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку литературы.

Главные герои
Иван Сусанин – крестьянин села Домнина.
Антонида – родная дочь Ивана Сусанина
Иван – приемный сын Ивана Сусанина

Другие персонажи
Богдан Собинин – жених Антониды, ополченец.
Сигизмунд III – польский король.
Минин – лидер освободительного движения.

Краткое содержание

Действие первое
В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».
Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.
Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе
Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.
Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье
Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.
Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.
Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.
Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Читайте также:  Свадьба по удмуртским традициям

Действие четвертое
Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.
Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.
Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог
Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.
Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».
Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.

Заключение
В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

После прочтения краткого пересказа «Ивана Сусанина», рекомендуем ознакомиться с полной версией либретто.

Источник

Жизнь за царя (опера, 1836)

Содержание

Действие первое [ ред. ]

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приёмный сын Ваня.

Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу — «кто на Русь дерзнёт, смерть найдет».

Богдан, вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению.

Спустя время он приносит домой радостное известие — крестьянин Минин и князь Пожарский из Нижнего Новгорода собирают великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Князь Пожарский молвил слово:
«Ну, друзья! в последний бой!» —
Рады драться! всё готово —
С песней вышел в поле строй.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюблённых: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе [ ред. ]

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрылённые воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счёт награбленных богатств.

Мы Польшу собою навеки прославим,
В Москву Владислава с победой введём!
Мы Польшу высоко над Русью поставим —
Москва будет Польшею с Польским царём.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осаждён в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье [ ред. ]

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалёку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют у старика отвести их к Минину. Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план — обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить.

Пойду, пойду,
Их заведу
В болото, в глушь,
В трясину, в топь,
Туда, туда,
Где им беда!

Он тихонько велит Ване мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое [ ред. ]

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи.

Всё тот же глухой заколдованный лес,
Не знаем, но, кажется, были мы здесь.
Нас, кажется, леший московский кружит,
И вровень с людьми его вражеский вид!

Старик понимает, что час его близок, и мысленно прощается с детьми.

Утомлённые поляки подозревают неладное, они выпытывают у Сусанина, куда он их завёл. Отважный крестьянин отвечает, что завёл их туда, где им придётся «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог [ ред. ]

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглашают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, и Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Народ приветствует появление своих героев — Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.

Источник