Невеста Христова
Невеста Христова
(Bride of Christ) Одна из метафор НЗ, обозначающих Церковь. Христос изображается как Муж Церкви, а она — как Его Невеста. Обращаясь к коринфской церкви, апостол Павел утверждает, что отдал эту Церковь Христу, как непорочную невесту — мужу ( 2Кор 11:2-3 ).
В древности на Ближнем Востоке отец, отдавая свою дочь в жены, убеждал жениха в ее непорочности. Павел воспринимал себя как духовного отца церкви ( 1Кор 4:15 ), а церковь — как свою дочь. Для того чтобы быть непорочной Христовой невестой, церковь должна хранить чистоту и верить. Павел, как заботливый отец, беспокоился, чтобы юная невеста (церковь) не совершила прелюбодеяния, приняв «другого Иисуса», «иного Духа» или «иное благовестив» ( 2Кор 11:4 ).
Отношения между Христом и Церковью, как между супругами, основаны на завете взаимной верности. Неверность нарушает завет. Образ церкви, предстающий в посланиях Павла, имеет аналоги в ВЗ. Часто завет Бога и Израиля описан там как брачный завет, по которому Израиль является невестой Бога. Господь сказал Израилю через пророка Иеремию: «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою» ( Иер 2:2 ).
Далее он жалуется на неверность Израиля; начав поклоняться другим богам, страна совершила прелюбодеяние ( Иер 3:6-9 ).
Тему измены Израиля возлюбленному (Богу) развивают также Иез. 16 и Осия. Неверность народа Яхве и его обращение к другим богам определяются как «блуд». Так прелюбодеяние и идолопоклонство становятся синонимами. Пророк Осия, сам страдавший из-за неверности жены, переживал из-за страданий Бога, тоскующего по Своей невесте, Израилю, и жаждущего ее возвращения. Осия описывает будущие времена, когда Бог навсегда сочетается со Своим народом и будет жить с ним в верности и любви ( Ос 2:19-20 ).
Возможно, именно это видение позволило Павлу перенести образ Израиля как невесты Бога на Церковь, Невесту Христа. В Еф 5:22-33 отношения между Христом и Церковью сравниваются с отношениями между супругами. Этот образ основан на распространенном в то время представлении об отношениях мужа и жены. Повиновение Церкви Христу сравнивается с повиновением жены мужу, но акцент в данном отрывке делается на роли мужа: он должен любить жену, как Христос любит Свою Церковь, и посвятить себя ей. Христа связывает с Церковью жертвенная любовь. Как муж един со своей женой, как они становятся единой плотью и зависят друг от друга, так и Христос с Церковью стали единым Телом. Как любовь мужчины к жене должна быть всеобъемлющей, так и любовь Христа к Церкви должна быть полной и завершенной. Вариация на эту тему присутствует в свидетельстве Иоанна Крестителя об Иисусе ( Ин 3:29 ).
Иоанн считал себя самого «другом жениха», который, согласно иудейскому обычаю, заботится о приготовлениях к свадьбе. Мессия отождествляется с женихом, которому принадлежит невеста (Его мессианское общество) и который пришел претендовать на свое право. В Откр 19 и Откр 21 метафора церкви как невесты Мессии получает дальнейшее развитие. В видении в Откр 19:7-8 описывается свадьба Агнца (Христа) с Его Невестой (Церковью).
В Откр 21 мы видим сошествие с небес Нового Иерусалима, «приготовленного как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр 21:2 ).
Потом пророку предлагают взглянуть на «жену, невесту Агнца» ( Откр 21:9 ) и Святой Город, «который нисходил с неба от Бога» ( Откр 21:10 ).
Новый Иерусалим — то же самое, что народ Божий, невеста Христова, с которой Бог пребудет вовеки.
Источник
Кто такая Христова невеста?
Определение:
Невеста — это девушка или женщина, выходящая замуж, а также (разг.) девушка, достигшая свадебного возраста.
Невеста Христа, достигшая совершеннолетия — это часть людей из всей Церкви Христа, вознесенной на Небеса(жители в Небесном Иерусалиме):
Откр. 21:
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как НЕВЕСТА, украшенная для мужа своего .
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать С НИМИ; ОНИ будут Его народом, и Сам Бог с НИМИ будет Богом их.
Поэтому Невеста Христа — это рожденные свыше люди, служители Божьи, достигшие на земле полноты и совершенства в служении людям и Господу, т.е. возросли в «мужа совершенного»:
Песн.8:10 . я буду в глазах его , как достигшая полноты .
Еф.4:13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в МУЖА СОВЕРШЕННОГО, в меру ПОЛНОГО ВОЗРАСТА Христова.
Эти люди будут на земле такими же, как был Христос, в жизни которых будут такие же чудеса и знамения, как у Него. Их служение будет соответствовать не ветхозаветному Закону, а Новому Завету «в духе и истине»:
2Кор.3:3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово.
.
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть СЛУЖИТЕЛЯМИ Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
Гал.4:19 . доколе не изобразится в вас Христос !
Источник
Замужем за Иисусом: кто такие «Христовы невесты»?
Такое явление как «Христова невеста» не слишком распространено в современном мире. Многие слышали это определение, но далеко не все знают, что оно означает. Некоторые ошибочно считают, что так называют монахинь, но это не так — «освященные невесты», как их иногда называют, живут в миру, среди нас, но по своим правилам.
На сегодняшний день во всем мире насчитывается около 4 тысяч «Христовых невест». Подобно монахиням, эти женщины соблюдают обет безбрачия, служат Богу, но живут при этом среди нас, ходят на работу и сами себя полностью обеспечивают. Надевая во время церковной церемонии обручальное кольцо, освященные невесты добровольно отказываются от сексуальных и даже просто романтических отношений с мужчинами.
Джессике Хейс (Jessica Hayes) 42 года, и она «Христова невеста». Перед епископом у церковного алтаря женщина стояла в подвенечном платье и фате, но рядом с ней не было жениха. Ее суженый — Иисус Христос, и именно ему она клянется в верности во время церемонии.
Освященные невесты — это явление, свойственное только католической церкви, но даже в католицизме про них знают немногие. Так получилось потому, что церковь только 50 лет назад официально признала этот статус, а до этого «Христовы невесты» хоть и существовали, но были «вне закона».
Джессике нередко задают вопросы о ее семейном положении, на которые она с удовольствием отвечает.
В Американской ассоциации освященных дев зарегистрированы 254 невесты Христа, проживающие на территории США. Эти женщины работают в самых разных сферах — среди них есть медсестры, бухгалтеры, пожарные, психологи и даже представительницы бизнеса. Согласно исследованию, проведенному Ватиканом в 2015 году, в мире около 4000 освященных Христовых невест, и с каждым годом этот вид служения становится все более популярным.
Отличить невест Христа от обычных светских женщин на улице невозможно — они одеваются в обычную одежду, ездят за рулем, общаются с друзьями, зарабатывают деньги. Интересно, но у мужчин аналога освященным невестам не существует — это исключительно женский вид служения.
Время свободное от работы Джессика проводит в молитвах, а также встречается с духовным наставником и общается с епископом.
До того как посвятить себя Христу, Джессика имела серьезные отношения с мужчинами, но, по ее словам, радости ей это никогда не приносило.
В истории церкви целомудрие с давних пор играло очень важную роль. Многие христианские мученицы поплатились жизнью именно из-за того, что не захотели изменять своим принципам и вступать в отношения с мужчинами. В качестве примера можно привести Агнессу Римскую, которая предпочла смерть браку с губернатором, за что и была убита.
Нужно упомянуть, что в Средние века институт невест Христа практически перестал существовать, так как в те времена большой популярностью пользовалось монашество. До 1971 года, пока Ватикан официально не признал их существование, освященные невесты нигде не упоминались.
Путь Джессики к Богу был не прост. Сначала женщина встретила духовного наставника, беседы с которым дали ей понять, чего она хочет от жизни. В 2013 году Хейс приняла твердое решение стать «невестой», но прошло еще три года, прежде чем состоялась церемония.
В современном обществе, где отношения между полами играют важнейшую роль, таким людям как Джессика непросто, но они тверды в своих убеждениях.
Год назад в стане невест Христа было замечено смятение. Ватикан рассматривал вопрос — должна ли являться освященная невеста девственницей. В этом отношении к монахиням и освященным невестам требования разные. Давая обет монашества, женщина отвергает всю прошлую жизнь и оставляет все в прошлом. От «невест» же раньше требовали невинности и до церемонии.
Все же Ватикан разрешил христианкам, которые уже лишились невинности, проходить обряд. Для Ассоциации освященных дев это стало неприятной неожиданностью, так как они хотели, чтобы в их ряды принимались исключительно девственницы. А для таких женщин как Джессика, не нашедших смысла в семейной жизни, решение высшей церковной инстанции позволило выходить замуж за Иисуса и посвящать свою жизнь Богу, не уходя в монастырь.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Источник
Термин «христова невеста» не имел отношения к женщинам
В раннем христианстве термин «христова невеста» использовался для описания связи между душой любого человека и Христом. Женщиной «невеста» стала позднее — в целях укрепления патриархальной власти.
Дайян Элиот (Dyan Elliott) из Северо-Западного университета рассказала, что традиционное значение термина «христова невеста» — названия монахини, отказавшейся от всего мирского, — настолько привычно сегодня медиевистам, что довольно сложно представить себе иное. Тем не менее раньше это выражение имело совсем другой смысл. «Одно время термин «христова невеста» был лишь метафорой, не связанной с человеческим телом. И лишь позднее он стал означать деву, посвятившую свою жизнь Богу», — отметила Элиот. Метафора развивалась и видоизменялась на протяжении многих столетий, от поздней античности и до XV века. И на первых этапах трактовалась весьма своеобразно.
Брак с Христом по апостолу Павлу
Изначально связь между Богом и Израилем сравнивалась с браком. «Об этом говорит апостол Павел. Сравнивая связь души и Бога с браком, он принимал на себя роль отца невесты и писал: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», — напомнила Элиот.
В этом примере брак между Богом и душой не имеет каких-либо половых отличий. Но затем Павел сравнивал роль Христа с ролью мужа: мужья должны любить своих жен так же, как Христос любит Церковь. Здесь лежит основа будущего значения термина «христова невеста».
Тертуллиан обвинял дев во Всемирном потопе
В конце II века раннехристианский писатель Тертуллиан описывал браки между ангелами и женщинами, укрепив, таким образом, представление о девах, которые становились христовыми невестами. Писатель придерживался точки зрения, что небеса и земля во многих точках соприкасались, поэтому существовала возможность половой связи между сверхъестественными существами и обычными людьми.
«Он был одержим шестой главой Книги Бытия, в которой описывалось соитие ангелов и людей до времен Всемирного потопа: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их», — процитировала Элиот.
Тертуллиан утверждал, что девственницы были особыми объектами ангелической страсти и в конце концов именно они несут ответственность за уничтожение человечества. «Это порицание — одно из самых странных проявлений предубеждений относительно девственниц. Он не мог себе представить, чтобы ангелы покусились на замужних женщин, чья плоть, как он писал, уже была осквернена человеческой похотью. Поэтому дев следовало прятать», — отметила Элиот.
Христова невеста по святому Киприану
Святой Киприан, ставший епископом Карфагена в 249 году, продолжил традицию христовых невест. Он постановил, что мужчины-аскеты не должны были делить с девами жилые комнаты, рассказала Элиот. Эта практика называлась синейсактизм — когда праведники спали в одной комнате или даже постели с женщинами, не покушаясь на них. Окружающие их за это поносили, однако, так как они были чисты, в дальнейшем надеялись получить от Бога достойное воздаяние за свою скромность и воздержанность.
«Однако для Киприана такая практика тоже представлялась прелюбодеянием. Он писал, что, когда мужчина приходит домой и видит, что его жена лежит вместе с другим мужчиной, он возмущается и даже хватается за оружие. Как же разозлен и возмущен должен быть сам Христос в такой ситуации?» — подвела итог Элиот.
Лишь намного позднее женщины, постригающиеся в монастырь, были окружены почетом. Христовыми невестами называли и женщин любого возраста, которые так никогда и не вышли замуж и остались девственницами.
Элиот прочитала лекцию «Mystical Marriage in the Middle Ages: Divine or Diabolical?» на прошлой неделе в Фордамском университете.
Источник
Невеста Христова
Cм. также раздел: ЦЕРКОВЬ
Под образом Неве́сты Христо́вой православное богословие почитает Церковь.
Аналогия этого символа известна с древности. Ещё во времена Ветхого Завета союз между Богом и Израильским народом уподоблялся брачному союзу: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя в Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» ( Ос. 2:19-20 ).
Причем, такое уподобление не ограничивалось только словесными метафорическими параллелями. Так, например, пророк Осия самой своей жизнью отображал отношения его народа с Богом через общение с женой. И делал он это по непосредственному вдохновению свыше: «И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» ( Ос. 1:2 ). Верность пророка супружеским обязательствам символизировала верность Завету со стороны Господа Саваофа. Любовь же Бога к Своему народу отображалась в любви Осии к жене.
Склонность евреев к нарушениям заповедей Божьих уподоблялась склонности к прелюбодеянию грешной жены: «Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага» ( Ос. 2:2-3 ).
Несмотря на измены народа Бог обещал заботиться о нём, как и добрый супруг обещает заботиться о жене. «Не бойся, — возвещает Исаия, — ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» ( Ис. 54:4-5 ).
В Новом Завете образ отношений Христа и Его Церкви в форме отношений Жениха и Невесты был обозначен апостолом Павлом: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11:1-2 ).
Кроме того, образ Церкви под символом благочестивой жены созерцал Евангелист Иоанн Богослов: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» ( Откр. 12:1-2 ).
Исходя из всего вышесказанного понятно, что именование Церкви Невестой Христовой предполагает следующее осмысление:
- как союз жениха и невесты строится на основе любви, так и союз Христа и Его Церкви имеет в основе любовь;
- как любящий муж не лишает жену попечения и заботы, так и Христос не оставит Своей Церкви: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ).
- как благоразумная невеста, вступая в брачный союз, осознанно и свободно берёт на себя обязательства по исполнению супружеского долга, так и вступающий в Церковь Христову, берёт на себя обязательство жить по закону Божьему;
- как жених и невеста, наложив на себя узы брака, становятся плотью единой ( Быт. 2:24 ), так и члены Вселенской Кафолической Церкви составляют собой Тело Христово: «И вы — Тело Христово, а порознь — члены» ( 1Кор.12:27 ).
Источник