Меню

Марианна рыжкина балерина свадьба



Прима-балетмейстер: балерина, оставившая Большой театр ради руководства труппой в Сыктывкаре, рассказала о своих успехах

Марианна Рыжкина — лицо, как говорится, широко известное в узких кругах. Почти четверть века она являлась прима-балериной великолепного Большого театра. Имя Рыжкиной ассоциируется с искусством, с качеством постановок и сложностью репертуара. И когда в балетных кругах пронеслась новость о том, что Марианна Рыжкина возглавила Театр оперы и балета Республики Коми, люди искусства смутились. Неужели такое возможно? И если раньше даже коренные жители Сыктывкара не знали о том, что в их родном городе ведет активную творческую деятельность Театр оперы и балета, то теперь об этом узнали даже за пределами России.

Необычное предложение

Конечно, трудно себе представить, что мировой звезде балета могут сделать такое «заманчивое» предложение — возглавить театр в Республике Коми. Сама Марианна вспоминает, что когда ей позвонили и начали разговор словами «Наверное, вы не поедете, но. «, она сначала растерялась. Было очень неожиданно, и свое согласие прима выразила не сразу.

Ей нужно было лично приехать на локацию, познакомиться с труппой и репертуаром. Некоторое время она специально приезжала туда, чтобы уловить творческий дух или понять, что ничего не получится. Так незаметно пролетело два месяца, и Марианна даже поучаствовала в ежегодном балетном фестивале. Конечно, сейчас, когда Марианна Рыжкина возглавляет театр, само собой разумеется, что она дала согласие, но тогда это было что-то из разряда удивительного.

Поставленные задачи

Марианна Рыжкина смеется, что куда бы она ни приехала, например, в Пермь, рассматривать выпускников балетного училища, все удивлялись: неужели в далеком Сыктывкаре действительно есть балет? Однако то, что о театре практически никто не знает, не мешает, сам театр живет своей жизнью. На его сцене проходят такие шедевральные постановки, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», «Баядерка». Основной коллектив состоит из тридцати человек, и среди них нет ни одного приезжего. Все являются выпускниками местной гимназии искусств. Пока работать очень сложно. Конечно, не хватает кадров, особенно преподавателей.

Но Марианна не унывает и пока руководит всеми процессами сама: и репетирует, и ставит, и занимается административной работой. Нелегко, а что делать? Но процесс потихоньку идет. Сейчас директор работает над тем, чтобы изменить расписание: солисты должны репетировать отдельно от кордебалета, чтобы не было путаницы. Это необходимо потому, что солистов в театре мало, и они должны многое уметь и знать, специализации как таковой не существует.

Творческая программа

Когда Марианна Рыжкина только приехала в Сыктывкар, у нее состоялся разговор с директором на тему того, что ей, как новому творческому руководителю, хотелось бы сделать в первую очередь. А когда услышал, усмехнулся, мол, этих планов лет на пять хватит. Ритм тут совсем другой, темп. Остановились пока на планах на сезон. Конечно, хочется больше: событий, мероприятий, поездок и общения. Но и сделано немало. Например, поставлена совершенно новая постановка «Привал кавалерии», к юбилею Екатерины Максимовой, балетного педагога мирового уровня.

В гала-концерте сама Марианна тоже приняла участие, танцевала «Элегию». Вместе с новым директором в театр пришел и новый дирижер, которому, кстати, тоже сделали такое предложение — попробовать поработать в Сыктывкаре. И он переехал из Москвы, из Большого театра, в Коми. Вместе они уже поставили «Золушку» и сделали ее весьма оригинальной — отказались от классической сказки и ввели нового героя.

Про премьеры

Конечно, поклонников балетного искусства, зрителей, всегда интересует вопрос, касающийся премьерных постановок. Марианна Рыжкина на этот вопрос отвечает так. Она лично пока не определила ресурсы труппы, но то, что команда выпускает по одной крупной работе в год — уже успех. Вот в 2019 году премьеры было даже две. В финансовом плане театр получает поддержку и из федерального бюджета, и из регионального. Часть бюджета уходит на то, чтобы дать возможность другим артистам балета из разных городов увидеть других, показать себя. В Сыктывкар приезжают со своими постановками и труппы из Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы. По мнению примы, это очень важно. Публика и местные артисты должны видеть других артистов, танцовщиков. Труппа из Сыктывкара тоже довольно часто выезжает за пределы своей области, бывают гастроли в Германии, традиционно это декабрь. Танцуют «Щелкунчика» и «Лебединое озеро».

Балет Баланчина

В этом сезоне случилось еще одно большое творческое событие. Поставили балет Баланчина «Кончерто барокко». Уникальность истории в том, что театру из Коми удалось договориться обо всех деталях с фондом Баланчина — перенос разрешили сделать не американским репетиторам, а балетмейстеру Татьяне Чернобровкиной, которая за несколько месяцев до этого ассистировала при постановке «Кончерто барокко» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Премьера была назначена на 15 марта, а на следующий день, 16 марта, на правительственном уровне были запрещены все мероприятия. Помогло самое настоящее чудо.

Телевизионный проект

На одном из федеральных каналов транслируется шоу «Большой балет». Удивительно, но за несколько недель до старта съемок Марианне Рыжкиной позвонили и поинтересовались, может ли она выставить на шоу свою пару либо кого-нибудь порекомендовать. Оказалось, да. Было решено, что Театр оперы и балета в Сыктывкаре будет представлять пара Анастасия Лебедик и Ринат Бикмухаметов. Настя — новичок в труппе, работает первый сезон, а вот Ринат — опытный солист, ведущий в театре артист. Их пара работает слаженно, поэтому Марианна Рыжкина не побоялась дать им партии разноплановые. Многое им приходится осваивать заново, но оно того стоит.

Читайте также:  Годовщина свадьбы по годам названия поздравления мужу

Источник

Марианна рыжкина балерина свадьба

В Коми завершился 29 международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Театр оперы и балета республики представил зрителям максимум от труппы танцоров: реставрированный «Привал кавалерии», «Дон Кихот» из «золотого фонда», созданный при участии оркестра MusicaViva и приглашенных оперных исполнителей «Орфей и Эвридика» и гала-концерт с лучшими номерами. Работа велась под руководством нового главного балетмейстера — примы-балерины Большого театра, заслуженной артистки России Марианны Рыжкиной. В интервью БНК она рассказала о причинах переезда в Коми, работе на два города, потенциале труппы и планах на будущее.

— Почему вы, столь именитая балерина, решили возглавить балетную труппу театра Коми?

— В жизни по-разному складываются обстоятельства. Мне давно было интересно попробовать себя в качестве балетмейстера, передать накопленный опыт и попробовать что-то новое.

— То есть вас сюда пригласило руководство театра оперы и балета?

— У нас был диалог, по итогам которого я решила попробовать себя здесь в качестве балетмейстера.

— Не жалко было покидать Москву ради «решения попробовать»?

— У меня до сих пор там остаются приглашения на выступления и работа, так что ничего не поменялось. Просто сейчас такой период, что большую часть времени я здесь, в Сыктывкаре, и занимаюсь работой с балетной труппой театра.

— То есть вы живете на два города — Сыктывкар и Москву?

— Большую часть времени я провожу в Сыктывкаре — много работаю с артистами и руковожу балетной труппой. Но, да, в Москве у меня есть спектакли, которые я веду как педагог-репетитор. Там же у меня ученицы, с которыми работаю.

— Пришлось ли чем-то пожертвовать?

— В прошлом году у меня был курс балетмейстеров в ГИТИСе, но в этом я не стала его набирать, потому что совмещать невозможно. Приоритет я все же отдала театру в Сыктывкаре.

— Ваш первый сезон в Театре оперы и балета как раз завершается. За это время театр провел сразу два фестиваля — «Золотые ласточки» и «Сыктывкарса тулыс», поставил ряд премьер. Какое было первое впечатление от сцены и труппы и как оно изменилось спустя месяцы работы?

— Как я уже говорила, я пришла попробовать. Ведь могло не сложиться с коллективом, с руководством. Но уже с первых дней работы и на первом фестивале «Золотые ласточки» я сразу почувствовала контакт с артистами, отдачу, стремление и желание что-то делать и пробовать. Благодаря этому, наверное, я осталась. Если бы с артистами не возникло такой тесной связи на профессиональном уровне, то было бы бессмысленно дальше работать. И сейчас есть разные сложности, но я знаю, как с ними справляться. Мы многое сделали в этом сезоне: артисты это отмечают, и я сама довольна.

— О новинках. Большую их часть мы смогли увидеть на «Сыктывкарса тулыс»: «Орфей и Эвридика», вечер балета с «Привалом кавалерии» и лучшими номерами труппы. Как в целом оцениваете фестиваль?

— Все говорят о том, что было много балета на этом фестивале — в положительном ключе, конечно. Хотя, на мой взгляд, оперы тоже было достаточно. Мы большим концертом открыли фестиваль, участвовали в финальном гала-концерте. Вы упомянули «Орфея и Эфридику», премьера оперы была в Москве в марте при участии оркестра MusicaViva, на «Тулысе» мы ее повторили уже с нашим хором. Все, что мы сделали за год, мы показали на фестивале и, на мой взгляд, на очень приличном уровне.

— Опера «Орфей и Эвридика» весьма непривычна для нашего зрителя: на сцене одновременно хор, солисты, труппа балета. Как вообще возникла идея воплотить этот спектакль на нашей сцене?

— Эту идею предложил Александр Рудин (художественный руководитель академического камерного оркестра «MusicaViva» — прим. БНК) еще пару лет назад. Планировалось сделать этот спектакль в Москве, в зале Чайковского, как и получилось. Это для всех достаточно необычная история, ведь наш «Орфей и Эвридика» — это вторая редакция, парижская. Как раз в ней было поставлено очень много танцев, и наш балет поехал в Москву для участия в этой постановке. К тому же я задействовала хор, это тоже был интересный процесс сотрудничества. Много неожиданных моментов открылось, например, как артист оперы может ощущать музыку, что для него она звучит иначе, чем для артиста балета. Затем возникла идея перенести этот спектакль из Москвы в Сыктывкар. Он чуть-чуть поменялся. Я сначала поставила на пуанты женский кордебалет, но потом решила изменить пластику, и в сыктывкарском варианте девушки двигались на полупальцах, что дало им больше мягкости. Труппа замечательно справилась — и в Москве это отметили, и здесь.

Читайте также:  Поздравить дочку 5 лет годовщину свадьбу

— Вы сами выступали на сцене в течение сезона. Тень главной героини в «Орфее и Эвридике», также вас можно было увидеть в паре с Ринатом Бикмухаметовым в номере из «Кармен-сюиты», на вечере памяти Екатерины Максимовой — «Элегия» c Романом Мироновым и «Русский танец». Ни один из предыдущих балетмейстеров театра так раньше не выступал.

— Я с радостью это делаю и все еще танцую, меня приглашают как артистку на выступления. Хотя совмещать творческую деятельность балерины и руководящую в качестве главного балетмейстера сложно.

— Ваши выходы на сцену — это, наверное, еще и показатель, планка для наших артисток.

— Это надо у них спросить.

— После завершения фестиваля вы отправляетесь на гастроли в Чебоксары и Нижний Новгород. Труппе удалось отдохнуть после «Сыктывкарса тулыс»?

— У нас было три выходных, и на последней репетиции артисты были невероятно собраны. Нам нельзя расслабляться, программа гастролей сложная — и «Дон Кихот» два раза, и «Привал кавалерии», и «Приключения Чиполлино». Больше всего я переживаю за переезд, 900 км — это большое физическое испытание.

— После гастролей сезон завершится. Есть какие-то планы, может быть, работа уже ведется?

— Я много танцевала Джорджа Баланчина в Москве, в Большом театре, и сейчас веду переговоры с его фондом, хочу получить разрешение на показ спектакля «Кончерто барокко». Не каждый театр это может позволить, в том числе потому, что при фонде действует специальная комиссия, которая отсматривает видео претендентов, уточняет состав исполнителей и возможности исполнения спектакля с оркестром. Для профессиональной публики это будет совершенно другой уровень. В плане следующего сезона – премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка». Мне посоветовали исследователя Сергея Прокофьева, сейчас уже начата работа над материалом. Это большой, интересный процесс.

Источник

Наша Золушка — не сказка

Обычно вроде бы и в голову такое не придет — предложить звезде, приме-балерине, сменить Большой театр на Сыктывкар. Как вы там оказались?

Марианна Рыжкина: Да, когда мне сделали это предложение, так и сказали: «Наверное, вы не поедете, но…» Это было совершенно неожиданно — стечение обстоятельств. Балетный мир достаточно узок, и было известно, что меня увлекла композиция. Я действительно согласилась не сразу. Был пробный период: знакомилась с труппой, смотрела, сложатся ли у нас отношения, насколько мы сможем понять друг друга. За те два месяца я провела балетный фестиваль, который проходил здесь раз в два года. И перенесла на эту сцену свою постановку «Вариаций на тему рококо» на музыку Чайковского.

Уже понятно, что смотрины прошли успешно. Но что вы увидели здесь два года назад?

Марианна Рыжкина: Что в Москве, что в Перми, куда я ездила отсматривать выпускников хореографического училища, все удивлялись: «В Сыктывкаре есть балет?» Несмотря на это, здесь идут «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», «Баядерка». И работают совершенно потрясающие талантливые артисты, преданные своему делу. Что подкупило — сразу сложился контакт, прямо мгновенно. Отличные солисты: Наталья Супрун, Роман Миронов, Ринат Бикмухаметов. В труппе чуть больше тридцати человек — немало. Почти все они выпускники хореографического отделения местной гимназии искусств. Обучение там проходит не в том формате, который мы представляем как академическое хореографическое образование. Программу его я не знаю, но это государственное учреждение, выпускники получают диплом артистов балета. Штатное расписание у нас заполнено, но пока нет даже педагогов. И репетирую, и ставлю я сама. А днем, между репетициями, решаю административные вопросы. С утра до вечера в театре. Сейчас и минфин, и местное министерство культуры, но в первую очередь мы стараемся выбить новые ставки. Это сложно, пока результата нет.

Какие задачи перед вами ставили, приглашая сюда? Какие цели вам самой важны?

Марианна Рыжкина: Я чувствую разницу, какие цели поставила бы руководителю я и какие поставили мне. Они немного шире. Любому директору театра важно, чтобы шел творческий процесс, чтобы труппа уважала руководителя, чтобы им было взаимно интересно, чтобы соблюдалась определенная дисциплина. Мне бы хотелось больше давать артистам, а для этого иначе выстроить график работы. Чтобы репетиции кордебалета не шли одновременно с солистами, например.

Солистов не так много, поэтому у них нет возможности специализироваться на узком амплуа, все делают всё: солисты выходят в массе, и наоборот. Но они талантливы, и мне хочется сделать их жизнь масштабнее, интереснее, насыщеннее. И они идут на это, несмотря на то что многие где-то подрабатывают и заняты.

Много ли вам уже удалось, и есть ли программа на будущее?

Марианна Рыжкина: Когда я приехала и рассказала, что бы мне хотелось сделать, директор театра удивился: «Это нам лет на пять. Давайте пока начнем с этого сезона». Конечно, у меня столичный темпоритм, хочется более энергичных действий. За два года проведена колоссальная работа. К юбилею Екатерины Сергеевны Максимовой, которая была моим репетитором в Большом театре, в Год Петипа московский балетмейстер Наталья Воскресенская выпустила «Привал кавалерии» — балет, которого в Сыктывкаре не было. На премьеру приехал Владимир Викторович Васильев, у наших ребят была возможность с ним пообщаться. На гала-концерте в честь Екатерины Сергеевны я танцевала их номер — мою любимую «Элегию» на музыку Рахманинова.

Читайте также:  Свадьба америка 30 годов

В том сезоне получилось сделать проект с потрясающим музыкантом Александром Рудиным и его Musica Viva, с которыми я уже сотрудничала при постановке «Вариаций на тему рококо». Он пригласил меня быть режиссером и хореографом спектакля «Орфей и Эвридика», французской версии оперы. Сначала я планировала позвать артистов Большого театра, но поскольку к тому времени поступила на службу в театр Коми, задействовала наш балет. Сначала мы показали спектакль в Зале Чайковского, а потом привезли на фестиваль в Сыктывкар, здесь участвовал и наш хор.

Отдельная история — «Золушка», которую мы выпускали вместе с новым главным дирижером — Романом Денисовым, который тоже приехал в Сыктывкар из Большого театра. Владимир Юровский посоветовал мне исследователя музыки Прокофьева Нелли Кравец, профессора Тель-Авивского университета. Перед постановкой я с ней много общалась, читала архивные документы, записки самого Прокофьева и Николая Волкова, который был соавтором либретто, их переписку… Для меня эта исследовательская работа была некоторым открытием. В музыке много того, что с первого раза не слышишь, и только изучая музыкальную канву, понимаешь, что Прокофьев делал русскую историю, а не французскую, как мы привыкли думать. Я не стала делать сказку и ввела в либретто нового персонажа, соединив историю с нашим временем.

А какие у труппы возможности, ресурсы для выпуска премьер?

Марианна Рыжкина: Не знаю, какой у нас ресурс, но по одной большой премьере в год выпускаем; в прошлом сезоне их было даже две. Есть и региональное финансирование, и федеральная поддержка. Никакого задания, которое нам нужно выполнить, нет. В прошлом сезоне на закрытие Года театра к нам приезжал Михаил Леонидович Лавровский, давал мастер-классы, репетировал. Приглашенные солисты — из Мариинского, Большого, Михайловского, Воронежского театров — приезжали танцевать спектакли: я хочу, чтобы и наши артисты, и публика по максимуму видели других танцовщиков. Приглашали мы в наши балетные проекты и солистов оркестра из Большого театра. Были выступления в рамках «Больших гастролей», это федеральный проект: Архангельск, Чебоксары, Киров, Нижний Новгород. В декабре — традиционные гастроли по Германии с любимыми «Лебединым озером», «Щелкунчиком».

И еще одно очень важное событие — постановка балета Баланчина «Кончерто барокко». С фондом Баланчина удалось договориться не только на хорошие условия, но и на уступки: перенос разрешили осуществить не американским репетиторам, лицензированным фондом, а Татьяне Чернобровкиной, которая прямо перед этим была ассистентом при постановке «Кончерто барокко» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Премьера 15 марта прошла прекрасно. А 16-го запретили все мероприятия в стране. Мы проскочили каким-то чудесным образом.

Как ваши артисты попали в такой крупный всероссийский проект, как телешоу «Большой балет»?

Марианна Рыжкина: Буквально за три недели до старта съемок мне позвонили и спросили, есть ли у нас пара, которую я могла бы рекомендовать в проект. Я решила, что труппу будут представлять Анастасия Лебедик и Ринат Бикмухаметов. Девочка в театре работает первый сезон, Ринат — ведущий солист. Ребята творческие, разноплановые, и я постаралась показать их разнообразно — от Голейзовского до классических па-де-де. У Насти все номера были премьерами, Ринату тоже многое пришлось учить. Я прилетела из Москвы, и мы каждый день репетировали до 10-11 часов вечера.

Весной Республика Коми была среди наиболее пострадавших от пандемии регионов. Сейчас это как-то отражается на театре?

Марианна Рыжкина: Театр долго был закрыт, сроки начала работы все время откладывались, но с ребятами мы были постоянно в онлайн-контакте: я давала классы, они занимались сами.

А с планами на сезон есть ли определенность?

Марианна Рыжкина: Я готовлю балетный фестиваль, который планируется в октябре в рамках МКЦ — Международного культурного центра. Надеемся на приезд иностранных коллективов и исполнителей, гала-концерты, выезд в Ухту. Были согласованы конференции, обмен опытом, приезд менеджеров, композитора, дирижера…

Предполагаются поездки в Москву на фестиваль «Видеть музыку» с «Золушкой» и оперой «Любовный напиток». А потом в Петербург, там запланированы гастроли на сцене Театра музкомедии. Думаем над новой редакцией национального балета «Яг-Морт» — хочется сделать совершенно новую постановку. Весной будет отмечаться 100-летие республики, мы должны участвовать в гала-концерте на сцене Большого театра. Так что планы грандиозные.

Уехав в Сыктывкар, не чувствуете себя оторванной от коллег, вырванной из среды?

Марианна Рыжкина: Я все время убегаю на какие-то проекты, премьеры. Вплоть до того, что во время гастролей сделала вылазку из Германии в Ла Скала на премьеру «Тоски». Событий мне не хватает.

А людей, которые подпитывают идеями?

Марианна Рыжкина: И этого тоже. Возможно, поэтому мои стремления не всегда понимают. Может, кому-то кажется, что я слишком многого хочу. Но с таким багажом, с таким опытом великих педагогов, которые были у меня, не могу по-другому.

Источник