Меню

Люди женятся небо голубое



Куда пропала звезда «Голубой лагуны»: Полжизни напоказ и счастье за семью печатями Брук Шилдс

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В родстве с королем Франции

Сегодня Брук Шилдс неохотно вспоминает о своем детстве, ведь его, по сути, у нее никогда не было. Ровесники завидовали ее успеху, богатству и мировой славе, а она сгорала со стыда и не знала, куда спрятаться от журналистов. Для своей матери с момента появления на свет она была, скорее, не ребенком, а удачным проектом, который на протяжении многих лет приносил ей неплохие доходы.

Терри всегда была девушкой предприимчивой и расчетливой. Родители ее избранника – крупного бизнесмена Фрэнка Шилдса – были категорически против его связи с моделью. В его роду были знатные итальянские и французские дворяне, а среди родственников его предков был сам король Франции Генрих IV! Когда в семье Фрэнка узнали, что девушка «без роду и племени» ждет от него ребенка, ей предложили крупную сумму и настойчиво порекомендовали прервать беременность. Терри конверт забрала, но от ребенка избавляться не стала.

В итоге она добилась своего: Фрэнк на ней женился. Вот только их брак продержался всего 5 месяцев. Позже Терри во всем обвиняла супруга и выставляла его перед дочерью в неприглядном свете. Но когда Брук выросла, она поняла, что причиной распада семьи на самом деле был вздорный, властный и неуживчивый характер ее матери.

Недетское детство

Как только Брук появилась на свет, Терри решила: ее дочь во что бы то ни стало будет звездой! Она работала моделью, часто снималась в рекламе и начала брать вместе с собой на съемки Брук. Девочке было всего 11 месяцев, когда она впервые появилась на экране. Уже в детские годы она стала профессиональной моделью и сотрудничала с известным модельным агентством. А помимо этого, занималась музыкой, балетом, актерским мастерством, верховой ездой и работой на телевидении.

С детских лет к ней было приковано внимание всей страны. Ее мать часто принимала настолько провокационные решения, что это вызывало в обществе шквал критики и негодования. Когда Брук было всего 10 лет, мать дала согласие на ее участие в откровенной фотосессии, где девочка появлялась в кадре без одежды. Годы спустя актриса пыталась отсудить у фотографа права на эти снимки, но проиграла процесс. В то же время на экспозицию этих фото наложили запрет.

В том же возрасте Брук Шилдс начала сниматься в кино и на телевидении. Свою первую главную роль в фильме «Прелестное дитя» она сыграла в 12 лет. Все бы ничего, но ей достался образ малолетней представительницы первой древнейшей профессии. В 15 лет девочка стала лицом всемирно известного бренда и приняла участие в рекламной кампании, главным слоганом которой была фраза: «Хочешь знать, что находится между мной и моими джинсами? Ничего!» Это снова вызвало такое негодование в обществе, что ролик вскоре сняли с эфира.

В 15 лет девочка, которую прозвали «голливудской Лолитой», подружилась с Майклом Джексоном, что тут же спровоцировало много слухов. Певец и сам их подогревал, заявляя о том, что влюблен в девочку и мечтает на ней жениться. Сама же актриса признавалась в том, что их связывали исключительно дружеские отношения без малейшего намека на телесный контакт.

В 15 лет она сыграла свою звездную роль, которая прославила ее на весь мир, – главную героиню фильма «Голубая лагуна». По сценарию, пара подростков после кораблекрушения попадает на прекрасный тропический необитаемый остров. Большую часть времени они появлялись в кадре в одних набедренных повязках.

Непорочный ангел

Намеренно делая акцент на чувственности своей несовершеннолетней дочери, ее мать позаботилась и еще об одной немаловажной составляющей ее имиджа. В каждом интервью она рассказывала о невинности Брук, которую даже решила застраховать до свадьбы дочери. Даже этот факт она сумела конвертировать: подобные заявления только подогревали интерес к юной актрисе. Она говорила: « Моя дочь похожа на ангела. Она непорочна и наивна. А еще дала мне слово, что до замужества будет сохранять невинность ».

Брук Шилдс действительно очень долго хранила невинность – до 22-х лет. И позже очень об этом жалела. Это было не ее решение, а бизнес-проект ее матери, которая не уставала напоминать дочери о ее несовершенствах. Она критиковала ее за каждый лишний килограмм и даже по праздникам не давала ей никаких лакомств. Из-за этого девочка росла очень закомплексованной и неуверенной в себе. Позже она говорила, что если бы раньше лишилась невинности, это помогло бы ей примириться с собственным телом.

В 16 лет Брук Шилдс была одной из самых известных и высокооплачиваемых моделей в Америке. Она стала самой юной моделью, которая появилась на обложке журнала «Vogue». Ее называли «лицом 1980-х гг.» и знали не только в США, но и во всем мире. Но при этом она чувствовала себя несвободной и несчастливой. Ровесники ее избегали, у нее не было друзей.

Юная актриса признавалась: « Где бы я ни появлялась, все таращились на меня, это вызывало ужасный дискомфорт, и видеть свое отражение в зеркале мне казалось страшно эгоистичным. Я до сих пор не уверена, что понимаю причину того, что мое лицо стало «символом восьмидесятых», это случайность, как и многое в нашей жизни. Просто я оказалась больше на виду, чем другие. Каждый человек знает какие-то недостатки своей внешности, а если тебя начинают превозносить до небес за то, как ты выглядишь, это часто рождает странную неуверенность в себе ».

Главная роль – матери и жены

Актрисе удалось выйти из-под тотального контроля и опеки матери только после того, как она поступила в Принстонский университет. У нее наконец появилась личная жизнь, и ей тут же приписали множество романов с самыми знаменитыми мужчинами: Николасом Кейджем, Доди аль-Файедом, Джоном Траволтой и др. Тем не менее личная жизнь у нее долго не складывалась.

Актриса вышла замуж только в 32 года. Ее избранником стал всемирно известный теннисист Андре Агасси. Позже Брук призналась, что замужество нужно было ей для того, «чтобы отделиться от матери». Этот брак продлился всего 2 года. В 2001 г. Брук Шилдс вышла замуж во второй раз, за продюсера и сценариста Криса Хенчи, у пары родилось двое дочерей. Младшая появилась на свет, когда актрисе уже было за 40.

В новом столетии актриса продолжала сниматься в кино, но таких же ярких ролей, как в юности, у нее больше не было. Ей доставались преимущественно малозаметные роли в телесериалах, и былой популярности у нее уже не было. Однако звезда 1980-х гг. не переживала из-за того, что ее слава осталась в прошлом, а в большом кино после 40 лет она оказалась невостребованной.

Сегодня для нее главная роль – матери и жены. Она уже давно не живет напоказ и хранит свое счастье от глаз посторонних. Все свое свободное время актриса проводит с семьей и не переживает из-за пауз в работе. Еще никогда она не ощущала такой внутренней гармонии и такой уверенности в себе, своей красоте и правильности выбранного пути.

И в зрелые годы актриса великолепно выглядит и не скрывает своего возраста. В 53 года она снялась в рекламе купальников, бросив вызов эйджизму, чем восхитила поклонников. Брук Шилдс не прибегает к помощи пластической хирургии и главным секретом своей неувядающей красоты называет правильное питание, физические нагрузки и отсутствие стресса от профессии. Актриса говорит, что чем старше она становится, тем моложе себя чувствует.

Читайте также:  Конкурс свадьба будущий ребенок

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Тайпан, Agunda — Небо голубое, спрячь мои покои

    Слушали: 223 304
  • Размер: 5.03 MB
  • Длительность: 02:11
  • Качество: 320 kbps
  • Дата релиза: 27.02.2020

Луна не знает пути, но летит
Но летит к этим звездам
Она не знает этажей и стучит
С вопросом «Кто там?»

Снова видно миражи и облака
Высокого полета
Она кричит звезде «Помоги!»
Но это не ее забота

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи (x2)

Когда взойдет то солнце
Со своим рассветом
Где небо голубое
Накроется закатом

И обретут покои
Зима накроет пледом
Согреет своим взглядом
Тогда откроем двери

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи (x2)

Луна не знает пути, но летит
Но летит к этим звездам
Она не знает этажей и стучит
С вопросом «Кто там?»

Снова видно миражи и облака
Высокого полета
Она кричит звезде «Помоги!»
Но это не ее забота

Когда взойдет то солнце
Со своим рассветом
Где небо голубое
Накроется закатом

И обретут покои
Зима накроет пледом
Согреет своим взглядом
Тогда откроем двери

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи (x4)

Источник

«Небо голубое» текст песни (Тайпан – Луна не знает пути)

Текст песни Тайпан – Луна не знает пути (ft. Agunda, Небо голубое спрячь мои покои, Миликано)
—-

Луна не знает пути, но летит
Но летит к этим звездам
Она не знает этажей и стучит
С вопросом «Кто там?»

Снова видно миражи и облака
Высокого полета
Она кричит звезде «Помоги!»
Но это не ее забота

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи

Когда взойдет то солнце
Со своим рассветом
Где небо голубое
Накроется закатом

И обретут покои
Зима накроет пледом
Согреет своим взглядом
Тогда откроем двери

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи

Луна не знает пути, но летит
Но летит к этим звездам
Она не знает этажей и стучит
С вопросом «Кто там?»

Снова видно миражи и облака
Высокого полета
Она кричит звезде «Помоги!»
Но это не ее забота

Когда взойдет то солнце
Со своим рассветом
Где небо голубое
Накроется закатом

И обретут покои
Зима накроет пледом
Согреет своим взглядом
Тогда откроем двери

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи

Небо голубое, спрячь мои покои
Солнце золотое, подари лучи
Ну как же мне с тобою отыскать такое?
Чтоб найти от дверей все ключи

Источник

15 лучших афоризмов Омара Хайяма – мудрость через века

Вечные цитаты великого поэта и одного из самых известных восточных мудрецов и философов. Каждое его четверостишие — уравнение, стремящееся к точной формуле, к афоризму.

Образ великого поэта Востока Омара Хайяма овеян легендами, а биография полна тайн и загадок. Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося ученого: математика, физика, астронома, философа. В современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший — мудрых, полных юмора, лукавства и дерзости рубаи.

Рубаи — одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи — четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.

Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.

Омар Хайям — гуманист, для него человек и его душевный мир превыше всего. Он ценит удовольствие и радость жизни, наслаждение от каждой минуты. А его стиль изложения давал возможность выражать то, чего нельзя было сказать вслух открытым текстом.

15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайама о человеке, счастье и любви:

1. Красивым быть – не значит им родиться,

Ведь красоте мы можем научиться.

Когда красив душою Человек –

Какая внешность может с ней сравниться?

2. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.

Он носом тянется туда, куда душою не дорос.

3. Кто жизнью бит, тот большего добьется.

Пуд соли съевший выше ценит мед.

Кто слезы лил, тот искренней смеется.

Кто умирал, тот знает, что живет!

4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.

Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое.

5. Мы источник веселья — и скорби рудник.

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир — многолик.

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

6. Как часто, в жизни ошибаясь,теряем тех, кем дорожим.

Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.

Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.

Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.

7. Мы больше в этот мир вовек не попадем,

вовек не встретимся с друзьями за столом.

Лови же каждое летящее мгновенье —

его не подстеречь уж никогда потом.

8. Не завидуй тому, кто силен и богат,

за рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вдоху,

Обращайся, как с данной тебе напрокат.

9. Я думаю, что лучше одиноким быть,

Чем жар души «кому-нибудь» дарить.

Бесценный дар отдав кому попало,

Родного встретив, не сумеешь полюбить.

10. Не смешно ли весь век по копейке копить,

Если вечную жизнь все равно не купить?

Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —

Постарайся же времени не упустить.

11. Дарить себя — не значит продавать.

И рядом спать — не значит переспать.

Не отомстить — не значит все простить.

Не рядом быть — не значит не любить.

12. Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена,

можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница,

но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.

13. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Читайте также:  Какая свадьба через месяц после свадьбы

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

14. Не делай зла — вернется бумерангом,

Не плюй в колодец — будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых — не вернешь,

Не лги себе — со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

15. Сорваный цветок должен быть подарен,

начатое стихотворение — дописано,

а любимая женщина — счастлива,

иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.

Мои любимые не вошли в подборку.

Лучше пить и весёлых красавиц ласкать

Чем в постах и молитвах спасенья искать

Если место в аду для влюблённых и пьяниц

то кого же прикажите в рай допускать?

Ад и рай в небесах, утверждают ханжи.

Я в себя заглянул — убедился во лжи.

Ад и рай — не круги во дворе мирозданья

Ад и рай — это две половинки души

Надо жить, нам внушают, в постах и труде

Как живёте вы — так и воскреснете де!

Я с подругой и чашей вина не разлучен

Чтобы так и проснутся на страшном суде

Будешь людям служить — будешь ими любим,

Другом верным, желанным, становишься им.

Муравья лучше гостем принять в своём доме

Чем быть принятым в дом Соломоном самим.

Если мельницу, баню, роскошный дворец

Получает в подарок дурак и подлец,

А достойный идёт в кабалу из-за хлеба

Мне плевать на твою справедливость творец!

Так как смерть всё равно мне пощады не даст —

Пусть мне чашу вина виночерпий подаст!

Так как жизнь коротка в этом временном мире,

скорбь для смертного сердца — ненужный баласт.

В сей мир едва ли снова попадём,

Своих друзей вторично не найдём.

Лови же миг! Ведь он не повториться

Как ты и сам не повторишься в нём.

Чьё сердце не горит любовью страстной к милой

Без утешения влачит свой век унылый.

Дни, проведённые без радостей любви,

Считаю тяготой ненужной и постылой.

Беспощадна судьба, наши планы круша.

Час настанет — и тело покинет душа.

Не спеши, посиди на траве, под которой,

Скоро будешь лежать никуда не спеша.

Я спросил у мудрейшего: Что ты извлёк

Из своих манускриптов?» Мудрейший изрёк:

«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной

По ночам от премудростей книжных далек!»

За возможные неточности рифмы и перевода прошу прощения, писал на память)

Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.

Не в жажде чуда я и не с мольбой:

Отсюда коврик я стянул когда-то,

А он истерся; надо бы другой!

Зато все остальные, не перечисленные тут рубаи, про вино и. вино!

Автор молодец! Хайям крутые рубаи писал, в свое время много их перечитал.

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет и как снежинка тает.
*************************************

Общаясь с дураком, не оберёшься срама,

Поэтому совет ты выслушай Хайяма:

Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,

Я знаю мир: в нем вор сидит на воре,

Мудрец всегда проигрывает в споре, с глупцом,

Бесчестный — честного стыдит,

А капля счастья тонет в море горя.
************************************
Еще автор, если действительно увлекаешься этой темой, сможешь найти рубаи на тему о жене, типа нужна брать небольшого роста, типа «из двух зол выбирают меньшее». В каком-то стихе была схожая мысль

то чувство, когда учил их на память. один из любимых поэтов)

Четыре строчки источают яд,

Когда живет в них злая эпиграмма,

Но раны сердца лечат рубайят-

Четверостишья старого Хайяма.»

Как-то сидели с другом в кафе Город М в Минске (не реклама) и там возле столика стоит стеллаж с книгами. Одной из них была книга со стихами Омара. Какую страницу не открой — всё про вино. В каждом стихотворении, на которые довелось наткнуться в этой книге была про вино или касающееся выпивки.

Это я так. К слову. Ничего против него не имею

Благодаря статусам ВК — Этого Хайяма — слышать уже не хочется .

В окно смотрели двое:Один увидел дождь и грязь,Другой листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое.В одно окно смотрели двое

Это Расул Гамзатов

Океан состоящий из капель,велик.

Из пылинок слагается материк.

Твой приход и уход-не имеют значения,

Словно муха в окно залетела на миг.

Каждый молится богу на собственный лад.

Всем нам хочется в рай, и не хочется в ад.

Лишь мудрец, постигающий замысел божий,

Адских мук не страшиться и раю не рад

Рука репостнуть потянулась

Будь осмотрителен — судьба-злодейка рядом!

Меч времени остер, не будь же верхоглядом!

Когда судьба тебе положит в рот халву,

Остерегись — не ешь! В ней сахар смешан с ядом.

а это хочу чтобы было на моем надгробии:

Он храбрецом не был, он мудрецом не был
Но поклонись ему
Он Человеком был

«Не годится ездить в Ниццу», — так сказал Омар Хайям

Вывод всех его стихов — жить нужно так как тебе нравится.

4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.

Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое.

Это не Омар Хайям!

Вконтакте всё пропитано подобной «мудростью». Очень надеюсь что это всё добро только там и оставалось.

у него был рубай в котором он говорит типо старик пьяный ведет себя как ребенок, зрелый как безумец, а молодой пьяный мудр как старик, смысл такой вроде.

сколько сборников перелопатил не могу найти и все.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.

Я в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай — это две половины души.

Вообще для Хайяма несвойственны мотивационные рубаи. У него больше депрессивных было, темно-философских. Ну и про вино и сиськи, конечно же )

ИМХО, рубаи надо читать голосом и с выражением Чонишвили ) Во всяком случае, у меня в голове рубаи звучат только так )

Всё, что видишь ты — видимость только одна
Только форма, а суть никому не видна.

Смысла этих картинок понять не пытайся,

Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!
____________________________________

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало

Два важных правила запомни для начала:

Уж лучше голодать, чем что попало есть;

Быть лучше одному, чем вместе с кем попало.

Уже не 15 фраз. «Рубайи» — шикарны, для многих жизненных ситуаций подойдут.

«Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы.»

Эээ а можно поинтересоваться какие ?

мудрый чувак за него плюс!

Всю эту чушь он не писал.

Ну и че за бумеранг?! он че был изветенен. Короче хуйню тут постят!!

Блин, выбрали для поста самые унылые рубаи! Где бухло и сиськи? Хайям очень много места в своём творчестве уделял теме сисек, (не)культурному отдыху и сомнительности загробной жизни!

да это же почти перашки!

Пятница, Омар Хаям

Омар Хайям — мистик или романтик?

Современное изображение Омара Хайяма

18 мая родился Омар Хайям (1048 — 1131), персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Полное имя поэта – Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Слово «Хайям» буквально означает «палаточный мастер», от слова «хайма» – палатка.Согласно источникам, в семнадцать лет он достиг глубоких знаний во всех областях философии, и обладал великолепными природными способностями и памятью.Свое образование Хайям начал в Нишапурском медресе – в то время Нишапур, расположенный на востоке Ирана в древней культурной провинции Хорасан, был крупным городом XI века с населением в несколько сот тысяч человек. Математикой Хайям занимался с восьми лет. Образование получил медицинское, но врачебным делом интересовался мало
Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и др. городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Математические сочинения Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно. Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных. В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.

Читайте также:  Minecraft все для свадьбы

Омар Хайям. Памятник в Иране

Во времена Хайяма ученый, ввиду своей бедности мог регулярно заниматься наукой только при дворе того или иного правителя, занимая одну из четырех должностей: секретаря (дабира), поэта, астролога или врача. Судьба ученого зависела от милости или немилости правителя, его нрава и капризов, от придворных интриг и дворцовых переворотов. Так и судьба Хайяма во многом определялась сменяющими друг друга покровителями, которых ученый в своих трудах упоминал и благодарил.Правители XI века переманивали друг у друга образованных царедворцев, а самые могущественные забирали к себе безо всякого спроса прославившихся ученых и поэтов.
Благодаря своему алгебраическому трактату Хайям был обласкан главным судьей Самарканда Абу Тахиром Абд ар-Рахманом ибн Алаком. Позже Хайяму покровительствовал бухарский правитель Шамс ал-Мулука.
В 1074 г. после длительного противостояния сельджукам Шамс ал-Мулук признал себя вассалом султана Малик-шаха. Этот год стал знаменательной датой в жизни Хайяма: он был приглашен в столицу огромного Сельджукского государства Исфахан ко двору Малик-шаха для руководства реформой иранского солнечного календаря. Так начался двадцатилетний период его плодотворной и блестящей научной деятельности.
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, из каждых 33-х лет 8 были високосными и 25 обычными. Этот календарь точнее всех других известных соответствует году весенних равноденствий. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который вплоть до настоящего времени действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
Этот спокойный период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха закончился в конце 1092 года со смертью султана.
В то время Исфахан был одним из главных центров исмаилизма – религиозного антифеодального течения в мусульманских странах. В конце XI века исмаилиты развернули активную террористическую деятельность против господствовавшей тюркской феодальной знати. В конце концов Исфаханская обсерватория пришла в запустение и была закрыта.О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и о его юности. Источники указывают, что некоторое время Омар Хайям пребывает в Мерве, а затем отправляется в хадж в Мекку.Последние годы своей жизни он провел в Нишапуре, возможно, он преподавал в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах.

Наиболее вероятная дата его смерти – 4 декабря 1131 г.О последних часах Хайяма известно со слов его младшего современника Бейхаки:«Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнес: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.»
Прижизненных изображений Омара Хайяма не сохранилось, так что облик его неизвестен.

Всемирную известность принёс Омару Хайяму как поэту цикл четверостиший («Рубаийат»), хотя классиками персидской поэзии считаются Хафиз Ширази, Фирдоуси и Низами Гянджеви. Известностью Хайям обязан англичанам. По чистой случайности тетрадь с его стихами попала к викторианскому поэту Эдварду Фицджеральду, который перевел рубаи сперва на латынь, потом на английский, а в 1859 году в весьма вольном переложении издал их книгой «Рубайят», ставшей невероятно популярной. Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия Хайяма лишена вычурности образов, красивости; она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен: трава, произрастающая из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар, гончарная мастерская и кувшины — взаимоотношения между творцом, миром и индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни позволяют поэту резко полемизировать с официальными религиозными догмами. Стиль Омара Хайяма предельно ёмкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий. Основные идеи — страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв к свободе личности.
Литературовед Голубев И. А. считает, что из 2200 приписываемых Хайяму четверостиший примерно 1200 — 1400 сочинены действительно им. Самое большое количество рубаи Хайяма представил Свами Говинда Тиртхи, в его исследовании 2200 рубаи.Некоторые исследователи полагают, что фактически Хайямом написано не более 400 рубаи. Даже у глубоких исследователей творчества Омара Хайяма нет однозначного ответа на вопрос об авторстве рубаи. К ХХ веку количество приписываемых Хайяму рубаи превысило 5 тысяч, дело в том, что все опасавшиеся нареканий и преследований за вольнодумство и богохульство дарили свои сочинения этому философу.

«. К сожалению, большинство западных читателей воспринимают Омара как языческого поэта эротики и пьяницу, которого интересует только вино и земные удовольствия. Это характерное недоразумение имеет место и по отношению к суфизму вообще. Запад судит об Омаре, исходя из собственных представлений. Но если мы хотим понять Восток, нужно попытаться взглянуть на восточные тексты глазами людей, живущих там, – пишет профессор Чарльз Хорн в предисловии к «Рубайяту» Омара Хайяма (1917 год).– Для многих жителей Запада будет неожиданностью узнать, что в Персии нет споров относительно стихов Омара и их значения: автор почитается как великий религиозный поэт. Его восхваления вина и любви представляют собой классические суфийские метафоры: под вином понимается духовная радость, а любовь — восторженная преданность Богу. Омар не выставлял свое знание напоказ, а завуалировал его. Абсурдно относиться к подобному человеку как к бражнику и бездельнику, однако его глубокие стихи, кажущиеся на первый взгляд поверхностными, вводят в заблуждение».

Смысл образов Хайяма был досконально раскрыт в исследовании «Вино мистики. Духовный взгляд на «Рубайат» Омара Хайяма» Парамахамсы Иогананды в начале 30-х гг. XX в. Он открыл, что за внешними образами Омара Хайяма скрыто глубокое понимание радости и смысла человеческого существования.

Источник