Меню

Какое приданое было у невесты паратова героя пьесы бесприданница



Помогите , очень нужны ответы1?

Литература | 10 — 11 классы

Помогите , очень нужны ответы

Узнайте персонажей пьесы по толкованию имён : А) любезная, прелестная.

« способная обольстить, обмануть, надуть, провести» ; Б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый» ; В) упрямый коротышка, недоросток.

2. Узнайте персонажей пьесы по описанию : А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому — у английского лорда ; Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» — лакея ; В) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.

3. Ответьте на вопросы, используя текст пьесы : А)По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?

Б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?

В) Чем отличается «Ласточка» от «Самолёта»?

Г) Почему утренняя чашка чая Вожеватого в 21, 67 раз дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?

4. Какой персонаж цитирует Гамлета : «…башмаков ещё не износила…О женщины.

Ничтожество вас имя!

» : А) Карандышев Б) Кнуров В) Паратов Г) Вожеватов

Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона.

Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы?

Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для неё минуты?

6. Какое приданое было у невесты Паратова?

А) нефтяные шахты Б) золотые прииски В)крупное пароходство Г) она была бесприданницей

Дайте определение понятию «литературный герой».

Есть ли «герой» в «Бесприданнице»?

Почему Лариса считает Паратова героем?

8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры».

Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду её автор?

9. Вставьте пропущенные слова или закончите фразы : А) «Старшую сестру увёз какой — то…, князёк.

» Б) « И возит на этом…Ларису Дмитриевну, сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет.

» В) «Человек с большими… и малыми способностями.

» Г) « На свете нет ничего невозможного, говорят…».

Источник

А.Н.Островский «Бесприданница». Тест на знание содержания.

Быстрый способ проверить то, как внимательно был прочитан текст драмы А.Н.Островского

Просмотр содержимого документа
«А.Н.Островский «Бесприданница». Тест на знание содержания.»

Тест. А.Н.Островский «Бесприданница»

Назовите полное имя главной героини пьесы «Бесприданница»

Что обещает оплатить Кнуров для Ларисы?

Кто из героев знает Ларису с детства?

Как называется пароход, который продает Паратов?

Какой напиток подали Вожеватову в чайнике?

Назовите фамилию героя, у которого есть богатая невеста?

Назовите фамилию жениха Ларисы.

Назовите фамилию человека, которого любит главная героиня пьесы.

В какой город хочет увезти Ларису Кнуров?

Кто из персонажей произносит фразу:»Так не доставайся же никому!»

Какое приданое было у невесты Паратова?

«Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кто это?

«Эти «кроткие, нежные взгляды», этот сладкий любовный шепот, — когда каждое слово чередуется с глубоким вздохом, — эти клятвы. И все это через месяц повторяется другому, как выученный урок. О, женщины! (. ) Ничтожество вам имя!» Кто так говорит?

Каково прозвище провинциального актёра, прибывшего с Паратовым?

Источник

Итоговый тест по пьесам А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» для 10 класса

Тест по пьесам А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». 10 класс. 1 вариант

1. Как называлась самая первая пьеса Островского, принёсшая драматургу славу?

1) «Гроза»; 2) «Свои люди-сочтёмся»; 3) «Бесприданница»; 4) «Не в свои сани не садись».

2. В каком городе происходит действие пьесы «Гроза»?

1) Калинов; 2) Бряхимов; 3) Петербург; 4) Волжск.

3. Кому из героев пьесы «Гроза» соответствует характеристика «часовщик-самоучка»?

1) Кудряш; 2) Кулигин; 3) Шапкин; 4) Дикой.

4. О каком герое так говорит Кудряш: «Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве»?

1) Тихон; 2) Борис; 3) Дикой; 4) Кулигин.

5. Кому из героев принадлежат данные слова: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

1) Варвара; 2) Кулигин; 3) Кудряш; 4) Борис.

6. Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» ?

1) Варвара; 2) Катерина; 3) Феклуша; 4) Кабанова.

7. Действие пьесы открывается русской народной песней:

1) «Из-за острова на стрежень…»; 2) «Лучинушка»; 3) «Среди долины ровныя…».

8. Кому принадлежит реплика: «Восторг. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита»?

1) Катерина; 2) Варвара; 3) Борис; 4) Кулигин; 5) Кудряш.

9. Мать Бориса была:

1) мещанкой; 2) купеческой дочкой; 3) дворянкой; 4) самодуркой.

10. Кто из персонажей говорит о Диком: «Унять-то его некому, вот он и воюет»?

1) Кудряш; 2) Шапкин; 3) Кулигин; 4) Борис.

11. Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:

1) будет почтителен к дяде; 2) получит образование; 3) покажет себя способным купцом.

12. В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:

1) своей любви к Борису; 2) своей тяжёлой жизни у Кабановой; 3) своей жизни в доме матери.

13. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:

1)появление сумасшедшей барыни;

2) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;

3) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;

4) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”;
5) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”

14. Кто написал критическую статью «Мотивы русской драмы» о «Грозе»?

1) В. Г. Белинский; 2) Н. Г. Чернышевский; 3) Н. А. Добролюбов; 4) Д. И. Писарев.

15. Кому принадлежат слова, обращенные к главной героине пьесы «Бесприданница »: «Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой, они смотрят на вас, как на вещь» ?

1) Кнурову; 2) Паратову; 3) Вожеватову; 4) Карандышеву.

Читайте также:  Невеста от режиссера каринэ фолиянц

16. Кто из героев пьесы «Бесприданница» учится русскому языку у бурлаков, а французскому – у английского лорда?

1) Вожеватов; 2) Кнуров; 3) Паратов; 4) Робинзон.

Тест по пьесам А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». 10 класс. 2 вариант

1. Как называлась первая сыгранная пьеса Островского?

1) «Гроза»; 2) «Свои люди-сочтёмся»; 3) «Бесприданница»; 4) «Не в свои сани не садись».

2. В каком городе происходит действие пьесы «Бесприданница»?

1) Калинов; 2) Бряхимов; 3) Петербург; 4) Волжск.

3. «Механик, самоучка механик», «антик, химик» – это:

1) Кудряш; 2) Тихон; 3) Шапкин; 4) Кулигин.

4. Кому принадлежат данные слова: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…»?

1) Феклуша; 2) Варвара; 3) Катерина; 4) Кабанова.

5. Кому из героев принадлежат данные слова: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?»

1) Варвара; 2) Катерина; 3) Борис; 4) Феклуша.

6. Кому принадлежит фраза: «Гроза-то нам в наказание посылается…» ?

1) Варвара; 2) Катерина; 3) Дикой; 4) Тихон.

7. Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

1) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы.

2) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

3) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

4) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

8. Кому принадлежит реплика: «Несчастный я теперь, братец, человек. Так ни за что я погибаю, ни за грош»?

1) Борис; 2) Тихон; 3) Дикой; 4) Кулигин; 5) Кудряш.

9. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы «Гроза»?

1) дворянской; 2) купеческой; 3) аристократической; 4) народной.

10. Кто из персонажей говорит о Диком: «Да нешто убурежёшься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает»?

1) Кудряш; 2) Шапкин; 3) Кулигин; 4) Борис.

11. Определите завязку конфликта пьесы:

1) разговор Кулигина и Бориса; 2) диалог Катерины и Кабанихи; 3) диалог Катерины и Варвары

12. Кого боится Кабаниха:

1) Бога; 2) перемен в жизни; 3) никого и ничего не боится.

13. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:

1) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;

2) появление сумасшедшей барыни;

3) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”

4) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;

5) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”;
14. Кто написал критическую статью «Луч света в тёмном царстве» о «Грозе»?

1) В. Г. Белинский; 2) Н. Г. Чернышевский; 3) Н. А. Добролюбов; 4) Д. И. Писарев.

15. Кому принадлежат слова, обращенные к главной героине пьесы «Бесприданница »: «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует» ?

1) Кнурову; 2) Паратову; 3) Вожеватову; 4) Карандышеву.

16. Какое приданое было у невесты Паратова?

1) нефтяные шахты; 2) золотые прииски; 3) крупное пароходство; 4) была бесприданница.

Источник

Помогите , очень нужны ответы

1.Узнайте персонажей пьесы
по толкованию имён:

А) любезная, прелестная. «
способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;

Б) «умеет водиться с людьми,
обходительный, вежливый, приветливый»;

В) упрямый коротышка,
недоросток.

2.Узнайте персонажей пьесы
по описанию:

А) он учился русскому языку у
бурлаков, а французскому- у английского лорда;

Б) он играл в оперетте
«Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе»-лакея;

В) он выдавал себя за
разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.

3.Ответьте на вопросы,
используя текст пьесы:

А)По какой причине австрийцы
никак не могут победить турок?

Б) Чем можно починить
треснувшую пробку от графина?

В) Чем отличается «Ласточка»
от «Самолёта»?

Г) Почему утренняя чашка чая
Вожеватого в 21,67 раз дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?

4.Какой персонаж цитирует
Гамлета: «…башмаков ещё не износила…О женщины. Ничтожество вас имя!»:

5.Назовите настоящую
фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта
пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для неё минуты?

6.Какое приданое было у
невесты Паратова?

А) нефтяные шахты

Б) золотые прииски

Г) она была бесприданницей

7.Дайте определение
понятию «литературный герой». Есть ли «герой» в «Бесприданнице»? Почему Лариса
считает Паратова героем?

8. «Она (Лариса) умеет
отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду её
автор?

9.Вставьте пропущенные
слова или закончите фразы:

А) «Старшую сестру увёз
какой-то…, князёк.»

Б) « И возит на этом…Ларису
Дмитриевну, сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет.»

В) «Человек с большими… и
малыми способностями.»

Г) « На свете нет ничего
невозможного, говорят…»

Источник

Образ Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Выбранный для просмотра документ Образ Ларисы Огудаловой по пьесе Бесприданница.docx

Сменная (вечерняя) общеобразовательная школа №44

Учитель русского языка и литературы

Тема Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н.Островского « Бесприданница»

Образовательная – Систематизировать и обобщить знания учащихся по формированию образа главного героя, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса;

Сконцентрировать внимание учащихся на роль деталей, на понимание их художественной функции, на отражение в них позиции автора.

Развивающая – формировать умения и навыки аналитического характера;

-Формировать умения выражать свою точку зрения в монологической форме;

-Развивать индивидуальную и коллективно-мыслительную деятельность;

-Формировать умение работать с книгой.

Воспитательная – развивать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке;

Формировать самостоятельность мышления, познавательный интерес, эмоции, волю;

Развивать коммуникативные качества личности;

Развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.

Тип урока : Урок систематизации и обобщения знаний.

Основной метод : аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста).

Формы: коллективная и индивидуальная.

Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Читайте также:  Все туфли невесты мамы

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, диск – dvd ,презентация; тексты пьесы, аудиозапись.

Оформление доски-эпиграф, проблемные вопросы.

Музыкальное оформление: романс « А напоследок я скажу…», муз.А.Петрова, ст.Б.Ахмадулиной; « Под лаской плюшевого пледа»

ст.М. Цветаевой, муз. А.Петрова « Романс о романсе», муз.А.Петрова, сл. Б.Ахмадулиной ( тексты песен в приложении)

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,

Синий огонь кипит в отчаянных очах.

Воительница в любви, что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

3.Мини-тест ( материалы в приложении).

Созданная в 1878 году драма « Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н.Островского, в ней изображён мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам « горячего сердца». Но в « Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов- это уже не то « тёмное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растёт «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих отношений.

Давайте мысленно перенесёмся в Щелыково, где работал драматург над пьесой. О чём он думал в стенах своего кабинета? Она была написана в то время, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина. А газеты того времени наперебой: « Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; « Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…»

Но почему так трогает эта « неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чём же её тайна?

Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом .В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Кто такая бесприданница? Во времена Островского слово « бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Разница есть и мы задумываемся .Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? Деньги? А может быть что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса- единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других?

Над этими и другими вопросами мы будем работать на сегодняшнем уроке.

5.Историческая справка и значение имён героев- сообщение ученика

Как всегда у Островского символический смысл имеют в « Бесприданнице» имена и фамилии героев. Лариса –в переводе с греческого -чайка. Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур-боров, хряк, кабан .Паратов этимологически связан с прилагательным поратый — бойкий, сильный, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания вожеватый народ, имеющий значение развязный, беспардонный .В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой значимым оказывается всё. Харитами от греческого-харис-изящество, прелесть, красота- величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана .Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать- обмануть, обольстить, надуть.Юлий Капитонович Карандышев- от слова карандыш- недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями.

6.Просмотр нескольких первых фрагментов фильма ( небольшое обсуждение, справка по истории создания и творческой судьбе фильма)

7.Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы

а. Что вы узнаёте из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

Прим.ответ: На первый взгляд, первые два явления пьесы -это экспозиция, содержащая в себе информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву- эти новости являются основными для героев.

б Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

Прим.ответ: .Мы узнаём, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.

в.Перескажите разговор Вожеватого и Кнурова. Как ведёт себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

Прим.ответ: Задето его самолюбие ,но он не подаёт виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль -его предпочли другому.

г.Как вы думаете, какова же роль этой сцены?

Прим.ответ: Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за «измену» и показать свою независимость и превосходство .

д.Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

Прим.ответ: События второго действия- это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым ( чтение этих сцен по ролям)

е.Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

Прим.ответ : Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.

ж.Какова же кульминация пьесы?

Прим.ответ: Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить её от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать, он решает отомстить.

з.Пересказ событий четвёртого действия. Какое решение принимает Лариса и почему?

Прим.ответ: Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может. Поэтому от отчаяния она решает принять предложение Кнурова уехать с ним за границу, иными словами- стать его «вещью».

и.Как показано Островским убийство Ларисы?

Прим.ответ : Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение её от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки .( звучит романс « А напоследок я скажу…»)

8.Анализ первого действия.

— Куда уходит героиня в первом действии? С кем она прощается?

-Какие же это пути у Ларисы?

-Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для неё идеалом?

-Почему же разговор о Паратове заканчивается мыслями о смерти?

Прим.ответы : Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса , а путь к смерти. Может быть, к смерти духовной.

Она видит перед собой красивого, успешного человека, но подсознательно понимает, что впереди только обман.

Её искренние чувства, любовь к Паратаву не оправданы, счастье с таким человеком не возможно.

Читайте также:  Про что не забыть невесте

9.Анализ монолога о Ларисе, когда Паратов узнаёт о её замужестве.

— О чём свидетельствуют здесь многоточия ( Паратов думает)

— Но когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим?

Прим.ответ : « Что ж… Бог с ней. Замуж…выходит… Всё-таки на душе у меня полегче стало…»

10.Анализ действия 2, явл.3:

— Куда рвётся Лариса? Почему её не привлекают подарки? О чём она мечтает?(романс « Под лаской плюшевого пледа»)

Прим.ответ : В сердце героини живёт любовь. О ней мечтает Лариса. Любовь для неё, по мнению Островского, спасение мира сего. Но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает. Вот почему ей так страшно, беспокойно, необыкновенно тяжело.

Анализ разговора с матерью ( действ.2, явл. 6): чего боится Лариса?

-Почему нет приветствия?

-Почему Лариса позволяет думать о себе « что угодно»?

-Почему всё же признаётся в любви?

-Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему её любовь?

Прим.ответ : Любовь Ларисы для Паратова- утешение его гордости. Но не этого ждёт Лариса. Однако решается с ним ехать.

-Что заставляет Ларису выбрать этот путь?

-Каков же финал пути к Паратову?

-Прочитайте монолог Ларисы о смерти. Какой вывод можно сделать? В чём трагедия героини?

Прим.ответ: Ларисе остаётся смерть. Допета её печальная песня, прерван её грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной бездушия и жестокости. Трагедия героини- трагедия одинокой души.

-Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в её желаниях?

Прим.ответ : Лариса-чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит её желание- «уедемте отсюда», « поскорее отсюда вырваться», « бежала б я отсюда куда глаза глядят».

Все ею восхищаются, претендуют на неё, но её заветное желание- бежать.

Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают её судьбу.

— Кем является Лариса для окружающих её людей? Как она сама к ним относится?

Прим.ответ: Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ларису. Заставляет её лгать, притворяться, хитрить. И Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины .

-Почему в самый напряжённый момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поёт романс «Не искушай меня без нужды»?

Прим.ответ: Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его -своего искусителя. И вот он пришёл .Лариса идеализирует Паратова , видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нём.Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность. Вновь ошибается и уже теряет всякую надежду.

Рвётся её очередная связь с жизнью, с окружающими людьми.И вот она готова выйти замуж за Карандышева, которого не любила и никогда не смогла бы полюбить. Но обмануть себя, укрыться за Карандышевым Ларисе не удаётся.

Просмотр видеофрагмента фильма « Жестокий романс» (Монолог Ларисы).

Обсуждение основных образов драмы

— Опираясь на текст, расскажите о Кнурове, Вожеватове, Харите Игнатьевне, Карандышеве.

Кнуров в доме Огудаловых.

Вслушайтесь в первую его фразу ( фрагмент из фильма): « Как вы думаете о своей дочери? Что она такое?»

— Случайно ли здесь местоимение что?

Прим.ответ: При всей своей страсти Кнуров прежде всего обольщён красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения, мотив блеска!

— Деньги, блеск, драгоценности! Соблазняется ли Лариса этим?

— Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удаётся завладеть душой Ларисы?

-Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?

Прим.ответ: Печорин у Лермонтова, Онегин у Пушкина

-Но почему Лариса так идеализирует Паратова?

13.Кульминация драмы- Лариса поёт романс на слова Баратынского ( звучит романс- просмотр слайдов)

— Случаен ли у Островского этот романс?

— Паратов -идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстаёт перед нею?

-Что означает цитата из Лермонтова словами Ларисы: « В глазах -как на небе светло…»?

-Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении?

Прим.ответ : Христос в пустыне искушается дьяволом.

— Говорят ли герои драмы о Боге?

— А как православие определяет искушение?

Прим.ответ: Это испытание веры.

Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.

Социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой .Но сам Островский исследует прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального порядка. Только так можно рассматривать финал « Бесприданницы».Островский, как и вся русская классика 19 века, верен христианской традиции. Поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия.

Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историю Ларисы, мы приходим к тому, что короткая жизнь её- это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального плана Ларисой отвергаются, то духовные захватывают без остатка.

Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может .Она знает, что её хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: « Уж если быть вещью, так одно утешение- быть дорогой.»

Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для неё- естественный выход. Её душа по-прежнему чиста .Уходя из жизни, она всех прощает. Она умирает со словами любви, таким образом осуществляется её мечта- бежать из этой жизни, которую она не принимала.

15.Итог урока. Оценивание устных и письменных ответов.

Сочинение по темам:

— « Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову».

— «Женские образы в пьесах Островского».

-«Молодое поколение в пьесах Островского»

— « Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и « Бесприданница»

-« Жестокие нравы «тёмного царства» в пьесах А.Н.Островского.

Источник