Дидактический материал к теме «Односоставные предложения. 8 класс»
материал по русскому языку (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya_3.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ 1. Укажите номера односоставных предложений .
1. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.
2. В полях блистает май весёлый.
3. Жутко идти ночью одному с фонарём.
4. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
5. Выйдешь, бывало, за околицу и невольно залюбуешься открывающимися просторами.
6. Везде следы пожара.
7. Выткался над озером алый свет зари.
ТЕСТ 2. Определите тип односоставного предложения:
- определённо-личное, 2) неопределённо-личное, 3) обобщённо-личное, 4) безличное, 5) назывное.
- А1. В лесу не видно спелых почек, не слышно голоса грачей. А2. Кого журю, того люблю. А3. Идти обратно бесполезно. А4. Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россиею, един- ственной зову. А5. Двадцать первое. Ночь. Понедельник. А6. Только мне не плачется – на душе светло. А7. Как родного примут, угостят, согреют, пожелают доброго пути. А8. В жизни живут лишь раз. А9. Мелколесье. Степь и дали. А10. На перекличке дружбы многих нет.
ТЕСТ 3 1. Определите тип односоставного предложения:
- определённо-личное, 2) неопределённо-личное, 3) обобщённо-личное, 4) безличное, 5) назывное.
- А1. Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный в неволе орел молодой. А2. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. А3. Прожитых лет не воротишь вспять. А4. Рассвело. А5. Веет хмелем и свежестью росной. А6. Кругом горит. А7. Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала. А8. Эх, дороги… Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян. А9. Ждали со дня на день навигации. А10. Чужим умом в люди не выйдешь.
ТЕСТ 4. Укажите номер простого предложения в тексте, соответствующий типу односоставного предложения:
(1) А поболтать было бы о чем: кругом народ дикий, любопытный. (2) Каждый день опасность, случаи бывают разные. (3) И тут поневоле пожалеешь о том, что у нас так мало записывают. (4) Не хотите ли добавить рому?»
(1) – Нам придется здесь ночевать, – сказал он с досадою. (2) — В такую метель через горы не переедешь. (3) Что? Были ли обвалы на Крестовой? – спросил он извозчика.
(1) До станции оставалось еще с версту. (2) Кругом было тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. (3) Налево чернело глубокое ущелье.
(1) Все выскочили, схватились за ружья – пошла потеха! (2) Крик, шум, выстрелы. (3) Только Казбич уж был верхом и вертелся среди толпы по улице, как бес, отмахиваясь шашкой.
(1) Вам будет немножко скучно… (2) Ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. (3) Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? (4). Приходите ко мне всегда в фуражке.
(1) Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. (2) Мне страх хотелось вытянуть из него какую0нибудь историйку. (3) Между тем чай поспел. (4) Я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил один перед ним.
(1) Ужасные плуты! (2) А что с них возьмешь? (3) Любят деньги драть с проезжающих… (4) Избаловали мошенников!
А8. (назывное): (1) Григорий Александрович каждый день дарил ей что-нибудь. (2) Первые дни она молча гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали ее красноречие. (3) Ах, подарки! (4) Чего не сделает женщина за цветную тряпичку!
(1) – Как же у них празднуют свадьбу? (2) – Да обыкновенно. (3) сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников; едят, пьют бузу, потом начинается джигитовка.
(1) За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (2) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (3) Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
ТЕСТ 5. Определите виды предложений :
( 1 – двусоставное, 2 – назывное, 3 – определенно- личное, 4 –неопределенно-личное, 5 – обобщенно-личное, 6 – безличное)
1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. 2) После дела за советом не ходят. 3) На улице было светло и людно. 4) Но тут тебя так доймут всяким вздором. 5) Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика в сумерках, костер, раздвигающий тьму… 6) Заходи ко мне, потолкуем. 7) Строить не из чего. 8) Вот уеду, так и не буду знать, отчего стрелялся Константин. 9) Петру Николаевичу следовало бы бросить курить.
ТЕСТ 6. Определите тип простого предложения :
а) односоставное; б) двусоставное
1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно. Не забывай родные дали. Принесли к врачу солдата только что из боя. Есть в мире сотни замечательных явлений. Юность склонна к быстрым обобщениям. Обожаю всяческую жизнь. Быть грозе великой. Не хочется забывать вчерашний дивный день. Опалило ивушку грозою. 10. Я воспитан природой суровой.
ТЕСТ 7. Укажите вид односоставного предложения :
а) определенно-личное, б) неопределенно-личное, в) обобщенно-личное, г) безличное, д) назывное.
1. Вот письмо сына. Словом можно полки за собой повести. Мне грустно. Сильнее кошки зверя нет. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Светает. В поселке строят новый дом. Слезами горю не поможешь. Век живи – век учись. 10. Приятно пахнет черемухой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по геометрии 9 класс
1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов. Вычислите скалярное произведение векторов.
Дидактический материал для 7-8 классов
Дидактический материал по ССП 9 класс
Карточки для индивидуальной работы как на уроке, так и дополнительных занятиях.
Дидактический материал по информатике. 3 класс
Контрольная работа по информатике 3 класс к главе 3. Учебник: Информатика 3 класс Н.В.Матвеева.
1 дидактический материал по информатики 7 класс
Контрольная работа тема «Компьютер и программное обеспечение» из 3 вариантов.
2 дидактический материал по информатике 7 класс
Тест по информатике для 7 класса по теме «Устройство компьютера».
Дидактический материал по информатике 8 класс
Карточки, контрольные работы и тесты по информатике 8 класс.
Источник
ТЕСТ 4. Укажите номер простого предложения в тексте, соответствующий типу односоставного предложения:
(1) А поболтать было бы о чем: кругом народ дикий, любопытный. (2) Каждый день опасность, случаи бывают разные. (3) И тут поневоле пожалеешь о том, что у нас так мало записывают. (4) Не хотите ли добавить рому?»
(1) – Нам придется здесь ночевать, – сказал он с досадою. (2) — В такую метель через горы не переедешь. (3) Что? Были ли обвалы на Крестовой? – спросил он извозчика.
(1) До станции оставалось еще с версту. (2) Кругом было тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. (3) Налево чернело глубокое ущелье.
(1) Все выскочили, схватились за ружья – пошла потеха! (2) Крик, шум, выстрелы. (3) Только Казбич уж был верхом и вертелся среди толпы по улице, как бес, отмахиваясь шашкой.
(1) Вам будет немножко скучно… (2) Ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. (3) Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? (4). Приходите ко мне всегда в фуражке.
(1) Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. (2) Мне страх хотелось вытянуть из него какую0нибудь историйку. (3) Между тем чай поспел. (4) Я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил один перед ним.
(1) Ужасные плуты! (2) А что с них возьмешь? (3) Любят деньги драть с проезжающих… (4) Избаловали мошенников!
А8. (назывное): (1) Григорий Александрович каждый день дарил ей что-нибудь. (2) Первые дни она молча гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали ее красноречие. (3) Ах, подарки! (4) Чего не сделает женщина за цветную тряпичку!
(1) – Как же у них празднуют свадьбу? (2) – Да обыкновенно. (3) сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников; едят, пьют бузу, потом начинается джигитовка.
(1) За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (2) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (3) Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Источник
Как же у них празднуют свадьбу тип предложения
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, безличным.
1) Как же у них празднуют свадьбу?
2) Играйте, дети, растите на воле, чтобы радовать нас.
3) Он рассказал, что у ребёнка поднялась температура.
4) Не садись не в свои сани: будешь жалеть.
5) Нас предупредили, что её лихорадило.
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, которое является определённо-личным предложением.
1) И чего тебе дома не сидится?
2) Нас предупредили, что похолодает.
3) Бывало, он ещё в постели: к нему записочки несут (А.С. Пушкин).
4) Нам важно, что напишешь о своём визите.
5) Комната, в которую войдёшь, будет казаться слишком большой.
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, которое является неопределённо-личным предложением.
1) Любуюсь видом штормящего моря.
2) Он спросил, принесут ли газеты.
3) Учитель разрешил, чтобы Виктор пришёл завтра.
4) Пётр Иванович увидел, что вечереет.
5) «Слова больше от меня не услышите!» ‒ сказал сержант.
Источник
ТЕСТ 4. Укажите номер простого предложения в тексте, соответствующий типу односоставного предложения:
(1) А поболтать было бы о чем: кругом народ дикий, любопытный. (2) Каждый день опасность, случаи бывают разные. (3) И тут поневоле пожалеешь о том, что у нас так мало записывают. (4) Не хотите ли добавить рому?»
(1) – Нам придется здесь ночевать, – сказал он с досадою. (2) — В такую метель через горы не переедешь. (3) Что? Были ли обвалы на Крестовой? – спросил он извозчика.
(1) До станции оставалось еще с версту. (2) Кругом было тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. (3) Налево чернело глубокое ущелье.
(1) Все выскочили, схватились за ружья – пошла потеха! (2) Крик, шум, выстрелы. (3) Только Казбич уж был верхом и вертелся среди толпы по улице, как бес, отмахиваясь шашкой.
(1) Вам будет немножко скучно… (2) Ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. (3) Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? (4). Приходите ко мне всегда в фуражке.
(1) Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. (2) Мне страх хотелось вытянуть из него какую0нибудь историйку. (3) Между тем чай поспел. (4) Я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил один перед ним.
(1) Ужасные плуты! (2) А что с них возьмешь? (3) Любят деньги драть с проезжающих… (4) Избаловали мошенников!
А8. (назывное): (1) Григорий Александрович каждый день дарил ей что-нибудь. (2) Первые дни она молча гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали ее красноречие. (3) Ах, подарки! (4) Чего не сделает женщина за цветную тряпичку!
(1) – Как же у них празднуют свадьбу? (2) – Да обыкновенно. (3) сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников; едят, пьют бузу, потом начинается джигитовка.
(1) За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (2) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (3) Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Источник
Сложноподчиненное предложение (СПП)
О чем эта статья:
9 класс, 11 класс
Что такое сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.
Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.
Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.
Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.
Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.
Как связаны части сложноподчиненных предложений
В сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
Значения сложноподчиненных предложений
В русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах.
Именные придаточные предложения
Эти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные.
Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»:
Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает.
К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д.
Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей:
Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину.
С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д.
Обстоятельственные придаточные предложения
Эти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных:
Источник
ТЕСТ 1 Укажите номера односоставных предложений. 1. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. 2. В полях блистает май весёлый. 3. Жутко идти ночью. — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМария Тремаскина
Похожие презентации
Презентация на тему: » ТЕСТ 1 Укажите номера односоставных предложений. 1. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. 2. В полях блистает май весёлый. 3. Жутко идти ночью.» — Транскрипт:
2 ТЕСТ 1 Укажите номера односоставных предложений. 1. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. 2. В полях блистает май весёлый. 3. Жутко идти ночью одному с фонарём. 4. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 5. Выйдешь, бывало, за околицу и невольно залюбуешься открывающимися просторами. 6. Везде следы пожара. 7. Выткался над озером алый свет зари.
4 ТЕСТ 2 Определите тип односоставного предложения: 1) опре- делённо-личное, 2) неопределённо-личное, 3) обобщённо- личное, 4) безличное, 5) назывное. А1. В лесу не видно спелых почек, не слышно голоса грачей. А2. Кого журю, того люблю. А3. Идти обратно бесполезно. А4. Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россиею, един- ственной зову. А5. Двадцать первое. Ночь. Понедельник. А6. Только мне не плачется – на душе светло. А7. Как родного примут, угостят, согреют, пожелают доброго пути. А8. В жизни живут лишь раз. А9. Мелколесье. Степь и дали. А10. На перекличке дружбы многих нет.
6 ТЕСТ 3 1. Определите тип односоставного предложения: 1) определённо-личное, 2) неопределённо-личное, 3) обобщённо-личное, 4) безличное, 5) назывное. А1. Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный в неволе орел молодой. А2. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. А3. Прожитых лет не воротишь вспять. А4. Рассвело. А5. Веет хмелем и свежестью росной. А6. Кругом горит. А7. Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала. А8. Эх, дороги… Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян. А9. Ждали со дня на день навигации. А10. Чужим умом в люди не выйдешь.
8 ТЕСТ 4 Укажите номер простого предложения в тексте, соответствующий типу односоставного предложения: А1. (определенно-личное): (1) А поболтать было бы о чем: кругом народ дикий, любопытный. (2) Каждый день опасность, случаи бывают разные. (3) И тут поневоле пожалеешь о том, что у нас так мало записывают. (4) Не хотите ли добавить рому?» А2. (обобщенно-личное): (1) – Нам придется здесь ночевать, – сказал он с досадою. (2) — В такую метель через горы не переедешь. (3) Что? Были ли обвалы на Крестовой? – спросил он извозчика. А3. (безличное): (1) До станции оставалось еще с версту. (2) Кругом было тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. (3) Налево чернело глубокое ущелье. А4. (назывное): (1) Все выскочили, схватились за ружья – пошла потеха! (2) Крик, шум, выстрелы. (3) Только Казбич уж был верхом и вертелся среди толпы по улице, как бес, отмахиваясь шашкой.
9 А5. (определенно-личное): (1) Вам будет немножко скучно… (2) Ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. (3) Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? (4). Приходите ко мне всегда в фуражке. А6. (безличное): (1) Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. (2) Мне страх хотелось вытянуть из него какую0нибудь историйку. (3) Между тем чай поспел. (4) Я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил один перед ним. А7. (неопределенно-личное): (1) Ужасные плуты! (2) А что с них возьмешь? (3) Любят деньги драть с проезжающих… (4) Избаловали мошенников! А8. (назывное): (1) Григорий Александрович каждый день дарил ей что- нибудь. (2) Первые дни она молча гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали ее красноречие. (3) Ах, подарки! (4) Чего не сделает женщина за цветную тряпичку! А9. (неопределенно-личное): (1) – Как же у них празднуют свадьбу? (2) – Да обыкновенно. (3) сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников; едят, пьют бузу, потом начинается джигитовка.
10 А10. (неопределенно-личное): (1) За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (2) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (3) Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
12 ТЕСТ 5 Определите виды предложений: ( 1 – двусоставное, 2 – назывное, 3 – определенно- личное, 4 –неопределенно-личное, 5 – обобщенно- личное, 6 – безличное) 1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. 2) После дела за советом не ходят. 3) На улице было светло и людно. 4) Но тут тебя так доймут всяким вздором. 5) Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика в сумерках, костер, раздвигающий тьму… 6) Заходи ко мне, потолкуем. 7) Строить не из чего. 8) Вот уеду, так и не буду знать, отчего стрелялся Константин. 9) Петру Николаевичу следовало бы бросить курить.
13 ОТВЕТЫ: 1) 1 2) 5 3) 6 4) 4 5) 2 6) 3 7) 6 8) 3 9) 6
14 ТЕСТ 6 Определите тип простого предложения: а) односоставное; б) двусоставное 1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно. 2.Не забывай родные дали. 3.Принесли к врачу солдата только что из боя. 4.Есть в мире сотни замечательных явлений. 5.Юность склонна к быстрым обобщениям. 6.Обожаю всяческую жизнь. 7.Быть грозе великой. 8.Не хочется забывать вчерашний дивный день. 9.Опалило ивушку грозою. 10. Я воспитан природой суровой.
15 ОТВЕТЫ: 1 б); 2 а); 3 а); 4 б); 5) б); 6 а); 7 а); 8 а); 9 а); 10 б).
16 ТЕСТ 7 Укажите вид односоставного предложения: а) определенно-личное, б) неопределенно-личное, в) обобщенно-личное, г) безличное, д) назывное. 1. Вот письмо сына. 2.Словом можно полки за собой повести. 3.Мне грустно. 4.Сильнее кошки зверя нет. 5.Дни поздней осени бранят обыкновенно. 6.Светает. 7.В поселке строят новый дом. 8.Слезами горю не поможешь. 9.Век живи – век учись. 10. Приятно пахнет черемухой.
17 ОТВЕТЫ: 1 д); 2 г); 3 г); 4 г); 5 в); 6 г); 7 б); 8 в); 9 в); 10 г).
Источник