Меню

Как встречают сватов со стороны жениха у казахов



Куда тусу — Сватовство

Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа. В назначенный день, по предварительной договорённости, родственники жениха это отец юноши с близкими родственниками (иногда и без отца юноши) приезжают на сватовство в дом к невесте. Там их ждёт богато накрытый Дастархан с традиционными казахскими угощениями: Бешбармак и Куйрык-бауыр, подарки по случаю сговора родителей. Жених на Куда Тусу не должен присутствовать, также невеста отсутствует на время в доме. Сговор родителей проходит без участия молодых .

Приезд сватов носит название «куда тусер». Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. Во время угощения, за дастарханом, главный сват со стороны жениха степенно заводит разговор, с шутками и прибаутками на тему: «у вас есть товар, у нас есть купец».

После того, как отец дает «добро», обе стороны преподносят друг другу подарки, полагающиеся по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д. самого главного представителя сватов называют «бас куда» (бас – главный), отцов жениха и невесты – бауыздау куда, т.е. самыми близкими.

Бас куда (главный сват) по традиции опекает девушку и после свадьбы. Она будет звать его «агаеке» (дядя), а он будет обязан всегда заботиться о ней. Будучи невесткой, она всю жизнь почитает его.

«Куда тусу» — самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый национальный колорит.

В современное время на сватовстве проводится сговор о проведении свадебных мероприятий, по поводу расходов, условия проведения Кыз Узату, Жигиттер Тойы. Сколько и от кого планируется свадебных расходов на проведение казахских свадебных обычаев.

Калым

Калым за невесту в современном мире, утратил своё значение. Значение калыма перенял договор о помощи молодым в создании их семейного гнездышка. Каждая из сторон обговаривает, что дарится молодым на свадьбу и какую денежную помощь, для молодоженов, может оказать. Это может быть, в самом лучшем варианте, квартира, машина, дача, мебель, деньги на первоначальный взнос на ипотечное кредитование.

Современный мир диктует свои правила подношения подарков молодым. Как правило, кухонная утварь, посуда, постельные принадлежности, и прочие бытовые мелочи — идут как приданное от родственников невесты.
После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна была уплатить «калын мал», который выплачивался в старину в основном скотом.

Сейчас же обычай выплаты калыма «калын мал» — превратился в красивый и остроумный современный обычай — класть в Коржын 47 мелких подарочков. В старину это был бы Калым Мал — 47 голов скота. В ответ родственники невесты также одаривают Кудалар жениха подарками — Киит.

Киит по старинному обычаю

Перед отъездом сватов отец девушки наделяет их по традиции «киитами» — подарками. Самый ценный «киит» получает отец жениха, даже в том случае, если его нет в числе сватов. Другие сваты получают «киит» по степени родства. В зажиточных семьях «киит» отцу жениха – это целый табун лошадей, большое количество чапанов и в обязательном порядке верховая лошадь; соответственно одаривались и другие сваты.

Приехавшие со стороны невесты сваты тоже в свою очередь, получают «киит», однако он несколько меньше, чем «киит» представителям отца невесты, что обуславливается необходимостью выплаты доли калыма.
Как известно всем наше время «калын мал» не платится, но обычай давать «киит» и прочие традиции сватовства сохранились.

Куйрык-бауыр

«Куйрык-бауыр» — обрядовое угощение из печени и курдючного сала. Это ритуальное блюдо подтверждает факт сватовства и принимается в случае споров как вещественное доказательство состоявшегося сватовства. Оно налагает на родителей сторон известные обстоятельства. После этого обряда уже нельзя отступать, в противном случае виновная сторона платит «неустойку» и возвращает полученный калым.
«Куйрык-бауыр» — залог верности и нерушимости договора.

Источник

Как казахи сватались

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Но раньше было так.

Жених с невестой, как правило, не могли встречаться, поощряемые родителями. Жених не мог подарить девушке цветы, сводить ее в кино или дорогой ресторан, налить бокал шампанского и под романтическую музыку прочесть с выражением стихи собственного сочинения. Позволь он себе такое, думаю, не сносить бы ему головы.

Поэтому принято было свататься. По-людски: чинно и благородно. То есть – құда түсу. Отсюда – құдалық. Сватовство, стало быть.

На құдалық не принято было ездить с пустыми руками. Везли с собой қоржын (коржун) — сумку или мешок, расшитый узорами и украшенный безделушками. Красивый. (Его еще называют қалта). Набивали этот коржун (қалта) подарками и грузили на верблюда (лошадь, телегу, арбу). Помимо подарков родственникам невесты, в қоржуне всегда лежали отрез ткани и платок: для тех, кто будет открывать коржун. А открывали обычно женщины.

Сторона невеста, конечно же, ждала гостей. Готовилась. И, как только гости появлялись у порога, их встречали шутками-прибаутками, песнями и плясками. Иногда растягивали аркан, чтобы получить выкуп. Задавались прокурорские вопросы: кто такие? зачем явились? Принято было также в шутливой форме отвечать:

— Мы тут по делу, ищем дом одного человека. Не подскажете, где он живет?

— Да надо бы покалякать с ним о кое-каких делах.

Потом гостей, наконец, пропускали, осыпая шашу. Разводился огонь, в который лили масло. Затем мать грела ладони над пламенем и касалась ими лица жениха. Это означало, что он еще пока не родной, но уже не совсем чужой. И главное — чтобы он почувствовал тепло этого дома.

Затем всех заводили в дом и рассаживали за дастархан. По ранжиру. Затем джигиты заносили барана, чтобы сторона сватов дала свое бата, то есть благословление.

Затем барана уносили, чтобы сделать из него бешбармак. А пока готовилось горячее, пробавлялись чаем с закусками. В этом смысле чай можно было рассматривать как разминку перед основным блюдом.

Нынче барана никуда не заносят и не выносят. Зато, согласно традиции, сторона жениха, как и в старину, не сразу говорит о цели своего визита, а просто рассказывает о том о сём. Рассказ этот содержит общие сведения о стороне жениха. Знакомит, так сказать.

Читайте также:  Садовод костюм для жениха

Естественно, вначале присутствует некоторая неловкость. Это тоже часть сценария. К тому же сторона невесты не должна проявлять нетерпения, прыгать от счастья и стараться поскорее избавиться от нее. Церемониал должен быть выдержан до конца.

И – да! Разговор не должен обрываться. Продолжительные паузы нежелательны. Поэтому говорить можно в этот момент о чем угодно. Хорошо нынче под такой разминочный чай идут разговоры о своеобразном пути казахов, о недосягаемой тридцатке ведущих стран мира. Можно коснуться темы бензинового кризиса, поговорить о пробках на дорогах Алма-Аты и Астаны, о внутриклановых разборках и о других не менее важных и нетленных вещах. Между разговорами про ЭКСПО и очередную победу Геннадия ГОЛОВКИНА вбрасывается кое-какая конкретная информация о невесте. О том, какая она умница-красавица, спортсменка-комсомолка и какие изумительные манты умеет готовить.

Жениха тоже принято расхваливать: сообщается о том, какой он весь такой «офигенный». О том, что он в детстве переводил старушек через дорогу, потом неожиданно вырос, без блата поступил в Йельский университет и теперь там учится, а за квартиру платит сам. В ночных клубах не болтается, а, наоборот, по вечерам ходит в спортзал и на днях выполнил норматив кандидата в мастера по бодибилдингу.

Итогом этих разговоров должен стать вывод, что жених и невеста просто созданы друг для друга.

Но об этом также прямо говорить не принято. Это должно складываться само по себе. Путем логически выверенных заявлений. Так обычно выступают в судах адвокаты, когда надо выкрасить белым своего подзащитного. О самом сватовстве по-прежнему ни слова.

Затем уже, когда первая часть этого театрализованного представления заканчивается, стол убирают, и стороны приступают ко второй части, а именно – к главному разговору. Начинается он с традиционных сентенций, типа вот у вас есть товар, а у нас есть купец и т. д.

Слово берет, естественно, самый красноречивый. Он должен своей речью растопить сердца и вывернуть души. Это – обязательно. Неподготовленная и скомканная речь может испортить общее впечатление, поэтому ни в коем случае нельзя брать на құдалық в качестве златоустов — депутатов, чиновников высшего и среднего звена, отставных министров и их заместителей, помощников и замов по хозяйственной части.

Хорошо бы притащить с собой в таких случаях писателей, поэтов, представителей той-бизнеса и артистов театра «Шаншар» и «Тамаша». За годы, проведенные безвылазно на тоях и различных торжествах, у них наработаны заготовки на все случаи жизни, начиная с банальных юбилеев и заканчивая торжественными похоронами.

Спикер должен подкрепить свою речь «вещественными доказательствами». Другими словами, выпотрошить начисто коржун.

Первый подарок преподносится матери невесты. Это называется сүт ақысы. Плата за материнское молоко. Это, как вы сами понимаете, очень дорогое молоко. За него расплачиваются драгоценностями или же серьезными суммами в тенге и долларах.

Следующий подарок получает отец невесты. Қалым. Тут тоже экономить нельзя. Можно наличными, но можно и подарком. Так, чтобы – ах!

Затем наступает черед всех остальных ближайших родственников и родственниц. По списку. Обижать никого нельзя.

Когда подарки розданы, просят показать то – зачем, собственно, пришли. То есть, показать невесту. Однако вредные будущие родственнички всё равно не торопятся ее показывать. Снова затевается торг. За показ просят көрімдік.

Потом, когда соблюдены все обряды, отец дает согласие и объявляет об этом во всеуслышание. Тут уже на стол подается тот самый баран, разделанный на двенадцать частей. Каждая часть предназначена строго по адресу. Самому авторитетному свату достается голова — бас. Остальным подается жанбас – мякоть бедра. Жениху – грудинка (төс). Это означает, что он теперь в доле и может рассчитывать в этом доме на жирный кусок в любое время. Естественно, он должен эту грудинку начисто обглодать.

Да, кстати. Кое-где принято в блюдо, на котором подается мясо, класть деньги.

Затем уже, после беша, подается қуйрық-бауыр. Это кусочки отварной печени и курдюка. И фактически застолье этим блюдом заканчивается. Когда его отведают, говорят: «Құйрық-бауыр жедік, құда болдық» («Раз уж мы поели печень с курдюком, значит, теперь мы родственники»). После этого тут же все кидаются друг другу в объятья. Происходит так называемое төс қағыстыру – «обнимашки». И теперь уже точно никуда не денешься: союз считается скрепленным на все времена.

После застолья стороне жениха преподносятся ответные дары – киіт. Понятное дело: раньше дарили скакунов, верлюдов, отары овец. Теперь подарки уже не те.

На этом құдалық заканчивается: можно говорить и о свадьбе.

Обычно не принято проводить свадьбы зимой, а именно – в январе и феврале. Видимо, это связано с тем, что наши предки жили не в самых благоприятных климатических условиях. Зимой в степи не до свадеб. Главное – выжить.

Выпроваживают сватов тоже не быстро. Но мне кажется, что эти традиции казахи заимствовали у других народов. Сначала жол аяқ. Это что-то типа – на посошок. Потом – кетер аяқ. И так до тех пор, пока сватов не унесут за подмышки.

И только после этого приводят невесту, и родственницы жениха надевают ей серьги. Это называется сырға тағу.

Уходя, правильные сваты оставляли раньше в доме невесты барана. Его резали поутру и звали в гости всю округу. При этом ни кусочка не должно было остаться дома. Все съедалось. А что не сьелось — раздавалось.

Потом уже свадьба.

Казахи говорят, что не так интересна сама свадьба, сколько подготовка к ней.

Источник

«Сырға салу» или сватовство по-казахски

Это необычная традиция осталась неотъемлемой частью жизни со времен предков.

В переводе «Сырға салу» означает – одеть сережки. Казахской невесте, одевают золотые серьги на уши во время сватовства. Эту миссию выполняет – будущая свекровь. После этого невеста должна быть покорна и принимать все правила семьи, в которую она входит. А одевание золотых сережек означает некая негласная договоренность между сторонами о дальнейшем бракосочетании молодожен.

Читайте также:  Выкуп невесты сценарий для встречи жениха

Стоит отметить, как и другие традиции «Сырға салу» со временем видоизменилось. Если раньше предки выбирали самостоятельно будущих спутниц сыновьям, то сейчас дела обстоят по-другому, в современном мире, этот выбор ложится на плечи жениха.

Еще у предков, как только они подбирали девушку, которую хотели видеть в роли жены своему сыну, то отсылали в дом будущей невесты своего близкого родственника, так сказать на переговоры. Бывало, что родители самостоятельно приходили в дом к девушке и просили ее руки у родителей.

Представить трудно, но также бывали и сватья с колыбели «бесiк құда», к примеру, когда в одном ауле на свет появлялись девочка и мальчик в разных семьях, вполне нормально было договориться родителям детей, что в будущем они создадут свою семью.

Получается родители заранее уже знали в какие руки попадет их дочь и какую невесту в дом приведет их сын. Также в те времена, вовсе не было сережек, и вместо них невесте на головной убор одевали перья совы. С этого момента считалось, что она не свободна. То есть у холостых джигитов не было шанса завоевать эту девушку.

Между тем, немаловажно, но будущих жен у казахов «продавали», иными словами, родителям девушки выплачивали деньги (калым), да еще родственникам невесты преподносили подарки. В первую очередь получала подарок мама «Ана сути», за то, что родила ее, вырастила и подготовила к замужеству.

А после уже надевали серьги, с этого момента девушка официально была помолвлена.

Если в настоящее время «Сырға салу» проводят незадолго до свадьбы, то раньше этот обряд могли проводить годами ранее и невесту после этого забирали в дом жениха.

Сейчас, во время «Сырға салу» в доме невесты для гостей готовят угощения и накрывают пышный дастархан. Сватов положено встречать громкими песнями и плясками. На сватовство родители жениха приходят во главе с главным сватом (очень веселый родственник со стороны жениха). Кстати, самого жениха на сватовстве не бывает, руку и сердце невесты просят без его участия, а невеста в это время сидит в отдельной комнате и ждет обряда, не показываясь никому из гостей. Если родители девушки дали согласие, то ее выводят из комнаты снохи, а мать жениха одевает серьги.

К слову, для этого обряда подходят исключительно золотые или платиновые серьги с дорогими камнями, ведь у казахов всегда ценили дочерей и сравнивали их с драгоценностями.

Источник

«Құда түсу» — cватовство по-казахским традициям

На сегодня казахские традиции все еще сохранили свои истоки. В особенности, не изменился обряд құда түсу. Это заключение брачного союза родителями молодых, а также одна из обязательных традиции перед предстоящей свадьбой.

Құда түсу — это когда родители и родственники влюбленных официально знакомятся. Позже они обсуждают все важные вопросы и нюансы касаемо свадьбы.

Какие виды құда түсу существуют

Издревле в казахской культуре была традиция «бесік құда». Бесік қуда — это когда детей сватают с рождения. Также был вид сватовства, как «қарзы құда». Это когда сват со стороны жениха, выдает в невесты дочь свату со стороны невесты. Помимо этого, если сваты выдают замуж дочерей, то этот вид традиции называется «сүйек жангырту» «обновление кости». Раньше, чтобы взять в жены девушку в деревню отправляли образованного человека, который хорошо знал историю. Женщины не вмешивались в этот процесс.

«Бел қуда» — к примеру, если два друга хотели быть сватами, но не могли (к примеру, один из них не имел детей), то в будущем, если появятся малыши, то они планируют стать сватами.

Также стоит напомнить, что в старые времена сваты обмакивали руки в кровь жертвенного животного, чтобы стать до крови близкими друг другу. Сейчас так никто не делает. Была также примета «ұн жағу» «мазаться мукой» — кудалар мазали свои лица мукой, чтобы быть еще ближе. «Есік-төр көрсету» — значение этой традиции таково: родственники невесты ехали в деревню к жениху на праздник.

В случае, если кудалар показывают самоуверенность, мол, все невеста теперь наша, и вы, видимо нам ее отдаете в роде: «Жол мақсаты — жету, қыз мақсаты – кету». Перевод: «Цель дороги – дойти, а цель девушки – уйти». На что сваты могли получить ответ от родителей девушки: «Үйдін ішіне сыйған қыз, сыртқа да сияды». Перевод: «Девочка, которая ужилась внутри дома, поместится и снаружи» или же они говрили: «И за полученное, надо платить».

На данный момент в разных регионах Казахстана сватовство проводится по-разному. Например, в северных краях страны калыму не уделяют особого значения. Но в южных регионах, эту традицию считают очень важной, вплоть до мелочей придерживаются ей. Если говорить о западе, то там калыма и нет вовсе.

Ұрын той

Согласно старинным казахским традициям, урын той (урын келу) называли первое свидание молодых, в котором они с друзьями весело проводили время.

На данный момент никто не придерживается этой традиции, так как он потерял свою актуальность. Также по-другому его расшифровывают, как — гулянки среди молодежи, в это время невесты могли задаривать братьев и сестра жениха презентами.

Как жених забирал невесту?

В день бракосочетания жених весь наряженный приходил за своей любимой в родительский дом будущей жены. По традиции жених должен быть одет в казахский наряд, и желательно в самый роскошный, так, чтобы его ни с кем не спутали.

На сегодня мужчины, в основном, надевают костюмы. Но есть и те, которые предпочитают традиционные костюмы. В казахском стиле — это головной убор (борік) и нарядный чапан, на котором вышиты казахские орнаменты.

Чтобы увидеть свою любимую, жениху в обязательном порядке нужно было выполнять ряд заданий. Если у него не получалось, или же он не хотел этого делать, то выплачивал штрафные в виде денег.

Читайте также:  Как поздравить жениха от друга

К счастью, в современном мире данная традиция все еще актуальна. Обычно, задания для жениха придумывают друзья и родственники невесты.

«Құда түсер»

Приезд гостей, а точнее сватов называют «қуда түсер». О приезде сватов заранее будут знать родители девушки, и начинают накрывать на стол, пригласив всех близких родственников. На столе они подают традиционные казахские блюда. Во время угощения, главный қуда (сват), потихоньку начинает поднимать тему их визита: «у вас есть прекрасная дочка, у нас уже взрослый сын».

Молодой человек и невеста в период қуда түсу не должны быть вместе и присутствовать на празднике. Как оказалось, встреча родителей молодой пары должна пройти без их участия.

Если отец девушки, соглашается на предложение құдалар, то обе стороны одаривают друг другу презентами, как и необходимо по традиции: қүда тарту, құда аттанар, ат байлар и т.д.

Бас құда

Бас куда — это главный человек со стороны сватов. Отец парня, и отец девушки являются — бауыздау құдалар, что означает самые близкие. Бас куда (главный сват) если верить традиции должен и даже обязан заботиться о новоиспеченной невесте.

Также существует в свадебных традициях казахов и ответный визит родителей девушки к сватам, называется он «Бата аяқ». Во время этого визита обе делегации ставят окончательный вердикт касаемо свадьбы.

Қалың мал (выкуп)

После того, как между сватами пройдут все официальные части. По обычаю, сторона жениха должна была заплатить «қалың мал», который раньше выплачивался скотом. Сейчас же обычай выплаты калыма поменялся. В разных частях казахстана, он разный.

Перед тем, как сваты покинут дом невесты , отец невесты дарит по традиции «киит», то есть подарки. Ценный «киит» получает папа жениха. Другие же кудалар получают «киит» по степени близости, родства. Если семья состоятельная, то «киит» отцу жениха – это стадо лошадей, много чапанов, обязательным является подарок в виде верховой лошади. Не остаются без презентов, и приехавшие со стороны невесты сваты. Им конечно, не дарят большие подарки, как отцу невесты, но все же не оставляют без внимания. Как многим известно, сейчас калын мал дают деньгами, а киит все также сохранился.

Құйрық-бауыр

Куйрык-бауыр — традиционное угощение из печени и курдючного сала. Это блюдо указывает на то, что сватовство прошло на отлично. Также, это является неким доказательством того, что сватовство состоялось. Этот прием налагает на родителей с обеих сторон обязательства. В случае, если сватовство по некоторым обстоятельствам прервется, то виновная сторона платит неустойку и возвращает полученный калым. По форме оно выглядит так: похож на бутерброд, но сверху печени накладывают курдючное сало.

Асатады

«Асатады» — «Угощать» приехавших сватов. Как раз таки угощают курдючным салом. На сегодня это блюдо выглядит совсем по-другому. Сейчас его подают на шпажках, так его можно съесть без остатка, как положено по обычаю. Сваты во время угощения желают друг другу: «Бауырдай жақын – құйрықтай тәтті болайық». «Давайте будем друг другу близки как печень, и нежны как курдючное сало». После, уже в статусе официальных «кудалар» родители молодоженов проводят обряд «Төс қағыстыру», где отцы влюбленных обнимаются. На казахском это звучит таким образом: «Құда мен құданы төс қағыстыру».

После ритуалов құйрық-бауыр и төс қағыстыру проводится обряд « Сырға салу «, «Одевание серег», в котором принимают участие только женщины. Невесту выводят две ее снохи (жеңге) без сережек. К делу приступают уже две снохи со стороны жениха. Они надевают на невесту привезенные серьги. На самом деле серьги также может надеть и мама жениха. Это зависит уже от региона, куда невестой пойдет девушка. Поцеловав ее и поздравив ее, сваты дарят плату за показ невесты «қыздың көрімдігі».

Также сваты со словами: «Қалыңсыз қыз болса да, кәдесіз күйеу болмайды». «Может и существует невеста без приданого, но не существует жениха без подарков». Таким образом, сваты со стороны жениха вручают родным невесты обязательные дары:

«Өлі — тірі» «Мертвые-живые» – принесенное в жертво мясо, которое делят между родственниками новоиспеченной невесты.

«Той малы» «Животное на свадьбу» — на данный момент эти обряды дарят в денежном эквиваленте.

«Сүт ақысы» «Оплата молока» – здесь дарят подарок матери невесты.

«Жігіт түйе» «Джигит верблюд» – в этом обряде нужно сделать подарок отцу невесты в виде верблюда.

Құдалық

Сватовство после большой свадьбы делает сторона жениха, чтобы как полагается встретить сватов. Есть даже поговорка – «Құдалықтың белгісі – барыс келіс», «Знак сватовства – взаимные визиты». Но сейчас зачастую кудалык со стороны жениха проводят в день куда тусу, а құдалық родственников невесты проводят во время их приезда на большую свадьбу. Причиной такому действию, является нехватка времени, так как на казахских свадьбах бывает огромное количество людей.

Неважно, когда проходит құдалық, ведь главной его целью является — обмен подарками. У казахов говорят: «Құдалық белгісі — киіт, қоныс белгісі — бейіт» «Знак сватовства – подарки, а знак новоселья – могилки», ну и конечно же, теплая и доброжелательная атмосфера. Также у нас говорят, что любой казах: «Уважает и чтит свата, как бога». В главном блюде бешбармак баранью голову подают свату. Также казахи при сватовстве желают, чтобы сват стал им как друг, а сватья, как самая близкая подруга, сестра.

Обмен подарками называют – «Киіт». В этом обряде презенты делаются из одежды. Сваты заранее обмениваются списками с указанием размеров одежды каждого из членов родственников, которым будут покупать подарки. Закупают различного рода вещи: верхнюю одежду, к примеру пальто, чапаны, костюмы, рубашки, блузки и т.д. На сегодня эта традиция в разных регионах Казахстана проводится по-разному. Некоторые сваты говорят друг другу: «Может не будем одевать друг друга» «Сіз бізді, біз сізді киіндірмей ақ қояйық». Однако, в любом случае обе стороны сватов без подарков не остаются.

Источник