Меню

Как проходили свадьбы раньше



Как на Руси готовились к свадьбе, зачем приглашали знахарок и кричали «Горько!»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Свадьба волнует каждую девушку. Так было много веков назад, так происходит и сегодня. Но если в настоящее время мысли невесты занимает организация торжества, то есть составление списка гостей, аренда ресторана, приглашение музыкальных коллективов, покупка шикарного платья и другие вещи, то на Руси юные невесты испытывали наибольшую тревогу из-за первой брачной ночи. Муж был единственным партнером в жизни, поэтому интимные отношения с ним имели огромное значение. Как пройдет первая ночь – так и жизнь сложится. Поэтому к первой брачной ночи готовились очень тщательно. Ей были посвящены многие ритуалы, а родители, родственники и друзья старались во всем помочь новобрачным.

Невесту в бане парить – помогать из девицы в супругу превращаться

Перед венчанием обязательно проводились банные ритуалы, которые были предназначены для того, чтобы невеста совершила условный переход от статуса девицы к супруге. Баню тщательно готовили силами родственниц будущей жены, чтобы она смогла очиститься от прошлого и войти в новую жизнь. Подготовив все, звали невесту и вели ее в баньку.

Подружки от души парили молодую, смывая с нее страхи, неуверенность, неприятности. Использовался березовый веник, в который иногда добавлялись ветки плодоносящих кустарников, фруктовых деревьев. Это делалось для того, чтобы в будущем женщина могла родить много здоровых детей.

Как отгоняли злых духов от молодой и зачем знахарки собирали пот с невесты

Когда невеста была чисто вымыта, ее вели домой. Родственницы окружали девушку толпой, и громко шумели по дороге от бани до избы. Это делалось для отпугивания нечисти, которая могла навредить молодым. Очень часто возглавляла шествие женщина с метелкой, она делала вид, что сметает с дороги мусор, камешки, грязь.

Особое место занимала знахарка. Ее нанимали родители молодой для весьма своеобразного занятия — чтобы собрать в парилке пот невесты. Знахарка хранила эту драгоценную жидкость и во время свадьбы незаметно подливала ее в стакан жениха, читая при этом специальные заговоры. Считалось, что такая манипуляция вызовет у молодых сильные чувства и поможет им еще сильнее влюбиться друг в друга. Водили в баню не только невесту, но и жениха. Сопровождали его родственники и дружка.

Нескромные поцелуи с женихом и откуда произошел возглас «Горько!»

Праздничные застолья во время свадьбы организовывались не только для того, чтобы потешить гостей, но и чтобы между молодыми вспыхнула сильная страсть. Нужно было раскрепостить девушку, убрать смущение. И делали это выкрикивая «Горько!» и заставляя молодых целоваться.

Есть много мнений о происхождении этого свадебного клича. Например, говорят, что смысл был в том, чтобы подсластить поцелуем якобы горькую еду или питье. Однако на самом деле произошло это слово от древнерусского глагола «горити», что означает гореть, пылать. Все становится понятно. Выкрикивая «Горько!» гости намекают новобрачным, что ждут от них горячих, страстных поцелуев, и дело вовсе не в горькой еде. Хотя сегодня используется именно первый вариант – один из гостей пробует что-то со стола и делает вид, что угощенье горчит. Конечно, он сразу делится со своим открытием с остальными.

Когда большое количество народа одновременно выкрикивает одно и то же слово, молодожены забывают о стеснительности. Кстати, в старой Руси на свадьбе молодым запрещалось пить алкоголь. Им должно было быть достаточно жарких поцелуев.

Частушки на грани приличия как способ раскрепостить невесту

Итак, понятно, что очень многие свадебные ритуалы направлены на раскрепощение молодых. Этой же цели служили исполняемые гостями песни, заговоры, шутки. Считалось, что именно так невеста могла настроиться на определенный лад, перестать стесняться, воспылать к жениху страстью. Фривольные частушки пели очень часто и молодым приходилось их слушать.

Когда жениха и невесту сопровождали в подклет, где они должны были остаться наедине, это также делалось под громкое пение. Частушки были очень нескромными, содержали намеки и неприличные шутки. Считалось, что такие песни просто необходимы для того чтобы в будущем брак был счастливым. Отправляясь спать, молодожены брали с собой вареную курицу и хлеб. Это еда символизировало плодовитость, что было крайне важно. Кстати, когда к столу подавали птицу, все понимали, что настало время для уединения молодых.

Утром новоиспеченного мужа начинали расспрашивать, все ли хорошо прошло. Только конечно не прямо, а иносказательно. Например, его могли спросить, как он себя чувствует. Если ответ был «все хорошо, я в добром здравии», это означало что интимная близость состоялась. Только после этого считалось, что создана новая семья.

Кунья шкура для создания интимной атмосферы

Брачное ложе для молодых готовили тщательно, занимались этим обычно мать жениха и родственницы. Первая ночь молодых проходила в подклете, то есть в хозяйственном помещении, которое не отапливалось. Было много мелочей, которые следовало соблюдать. Например, в качестве основы постели часто использовали снопы пшеницы в количестве 21 штуки, а возле в постели устанавливали кадку с медом, который символизировал сладкую и приятную будущую жизнь. Ну и конечно же отведать медку тоже можно было, ведь он повышал настроение.

Ложе покрывали шубой из куницы. Считалось, что ласковый приятный мех обязательно повысит женскую сексуальность и раскрепостит молодую. Чтобы во время первой ночи злые духи не мешали, под перину клали рябиновую веточку. Она не только отпугивала нечисть, но и помогала зачатию. Казалось бы, все ритуалы направлены на раскрепощение и получение удовольствия. Да это так, но конечной целью было именно рождении детей, продолжение рода. А от желанного человека и дети желанны.

Ну а уже после свадьбы мужья давали своим жёнам прозвища. Да такие, что современные женщины непременно бы обиделись.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Свадьбы на Руси: как они проводились?

Основной свадебный обряд начинался с приезда жениха в дом невесты. Этому предшествовал целый цикл предсвадебных ритуальных действий, которые завершались перевозкой приданого в доме жениха и оборудованием свадебного ложа.

В соответствии с рекомендациями «Домостроя» жених должен был прибывать к дому невесты на собственном аргамаке. Женихи попроще, как правило, ехали в украшенных санях. Во всех слоях общества стремились сделать свадебный поезд побольше, разукрасить коней и сани лентами, цветами, разноцветными подзорами и вышитыми полотенцами. Обязательным атрибутом были колокольчики и бубенцы, заранее предупреждавшие о приближении жениха со свитой к дому невесты. Родители жениха обычно в дом невесты не ехали, с этого момента их функции на период свадебных торжеств брали на себя посаженные отец и мать.

Читайте также:  Поздравления с юбилеем свадьбы дочке

О том, что жених может выезжать за невестой, обычно оповещал посыльный, отправленный будущим тестем. Эти обязанности мог выполнять дружка или полудружье. Первыми во двор отца невесты отправлялись друзья жениха, дружка или тысяцкий, которые должны были заплатить символический выкуп за право входа в дом жениха. Обычно выкупы за право входа жениха в дом и за невесту платились не деньгами, а небольшими подарками, сладостями, желающим могли и чарку налить. Прибывших рассаживали за столом. Непосредственно к невесте отправлялась только посаженная мать жениха или его родственница, которая должна была убедиться, что та готова к выходу.

До конца XVIII века сначала в доме невесты проводили обручение. После него молодые впервые прилюдно могли поцеловаться. Затем молодых готовили к венчанию, обязательным элементом было расчесывание волос и заплетание косы невесте. Гостям в это время от родителей невесты подносили небольшие подарки (обычно платок) и ритуальное угощение: сыр, хлеб и вино, после чего могло последовать короткое застолье. Одновременно с посыльными от родителей невесты хлеб, сыр и платки посылали родителям жениха и всем приглашенным на свадьбу, которые не присутствовали на обручении в доме невесты.

Когда к гостям выводили молодых, их обсыпали хмелем и зерном, а дружка или тысяцкий просил родителей невесты: «Благословите детей своих идти к венчанью». Получив благословение, жених за руку выводил невесту из дома и помогал сесть в сани. Сам он должен был до церкви ехать в своих санях или верхом. К церкви отправлялся уже объединенный свадебный поезд. В ряде мест родители молодых в церковь не ездили, в этом случае они и часть гостей с их стороны после отъезда молодых отправлялись в дом жениха.

После венчания молодой муж садился в сани вместе с женой, если же он ехал верхом, вместо него с молодой садился его представитель или его посаженная мать. Родители жениха встречали молодоженов перед широко распахнутыми воротами во двор, иногда, чтобы сделать проезд широким, даже разбирали часть забора. Обязательным элементом встречи был каравай хлеба, который молодые надкусывали, стараясь «отхватить» кусок побольше. В ряде мест кроме каравая молодым выносилось решето, как символ того, что молодоженов будут миновать беды, уходя словно вода сквозь решето.

Когда молодожены входили во двор, их обсыпали зерном и хмелем. Затем молодоженов отводили в отдельное помещение, где для них было приготовлено небольшое угощение, обычно символическое, с пожеланиями счастливой жизни, богатства и многочисленного потомства. На северо-западе Руси для этого использовали рыбный пирог и молоко с клюквой — «чтобы деток было много, как рыбы в реке, да были они крепкими — кровь с молоком».

У молодоженов появлялась возможность немного передохнуть перед свадебным застольем, но главное — в это время проходило переодевание и причесывание молодой, которой теперь полагались женская прическа и головной убор. Кроме того, в некоторых местах молодые ездили на венчание в праздничной, но уже ношеной одежде, а во все новое переодевались по приезду в дом жениха, подчеркивая этим начало для себя новой жизни.

Для гостей в это время устраивали небольшой «фуршет» — угощали вином с заедками, а также демонстрировали приданое невесты, которое обычно вывешивалось и выставлялось в помещении, где накрывался свадебный стол. По традиции свадебный стол ставился буквой «Т», так, чтобы молодые сидели под образами. Перед молодоженами на стол обязательно ставился каравай и еще одно-два свадебных ритуальных блюда в зависимости от региона, это могли быть блины, специальное печенье (хворост), сыр, пирог.

По традиции в первый день общее свадебное застолье длилось не долго. После нескольких перемен блюд молодожен вставал и кланялся собравшимся, а дружка или тысяцкий от его имени приглашал всех на следующий день продолжить свадебный пир. Если обращения были персональными к каждому из гостей, то каждое из них молодожен сопровождал поклоном.

После этого молодых отводили в помещение, где было устроено брачное ложе. Обычно застолье в это время продолжалось, но желающие могли его покинуть, не нанеся этим оскорбления хозяевам. Общее веселье притухало, так как и родные, и гости ждали вестей, что молодой муж справился с возложенной на него природой обязанностью, а молодая жена оказалась непорочной.

Единого ритуала проведения первой брачной ночи не существовало, они заметно отличались в различных регионах. Где-то молодых не тревожили, пока они сами не дадут знать, что у них все получилось. В ряде мест их периодически навещали, чтобы при необходимости подсказать, что и как делать. Обычно эти функции возлагались на сватью.

Любопытные рекомендации на этот счет дает «Домострой». После того, как молодых раздели, уложили и оставили одних, «тысяцкий и поезжане и дружка и старшая сваха войдут в комнаты к свекру и скажут тут: «Бог сподобил: дети ваши после венчанья легли почивать поздорову, и вот услаждаются». А два постельничих у дверей сидят неотступно, и как настанет новобрачному время, полежав и познав, он кликнет постельничего и велит позвать ближнюю боярыню, а сам, зайдя за занавеску и омывшись водой, набросит на себя халат да шубу нагольную. А затем пойдет новобрачная с боярыней или с двумя, и там обмоют ее, и обе сорочки замочат в тазах. И новобрачная также набросит на себя халат и шубу нагольную да велит позвать к себе дружку, а сам новобрачный сядет на большой постели, новобрачная же за занавеской на пуховике.

Когда же дружка придет, пошлют его к отцу и матери сказать, что, дал Бог, все в порядке. И те пошлют сваху, а потом придет и тысяцкий или кто-то из ближних родственников к новобрачному, а к новобрачной придет свекровь или боярыни и родственницы и поднесут на руках кушанье, студень крошеный из птицы со сливами и с лимонами и с огурцами. Новобрачного кормит тысяцкий, а новобрачную за занавеской свекровь с боярынями. А дружку тем временем пошлют к теще и тестю, и тот, приехав, говорит, назвав полным именем: «Велел вам сказать новобрачный: божиим милосердием и вашим родительским пожалованием и сохранением мы, дал Бог, справились, и на том на вашем пожалованье челом бью». И тут поцелуется с дружкою тесть, подарит чарочку или ковшик, а теща платок. И с этой поры на обоих дворах наступает веселье и праздник».

Читайте также:  Прически для средних волос с фатой для свадьбы

Утром молодожены по традиции вместе ходили в баню, а затем возвращались на свадебный пир. Именно в этот день им дарили подарки, они в ответ отдаривались «даровщиной» родственникам, гостям и свадебным чинам. Во многих местах проводились ритуалы проверки трудовых навыков молодых, при этом гости одаривали их деньгами за хорошую работу, но и всячески мешали её выполнению, что создавало дополнительное веселье. Именно во второй день водка становилась «горькой», а молодоженам приходилось без устали целоваться, чтобы её подсластить.

Обычно на крестьянских свадьбах все торжества в этот день и заканчивались. На богатых свадьбах пиры могли продолжаться еще несколько дней, но уже без ритуальных действий, а зачастую и без молодоженов, которые могли начать наносить визиты родственникам, посетить церковь или святые места.

Упрощение свадебных ритуалов началось еще в XVIII веке. Сначала на европейский манер стали проводить свадьбы в императорской семье, затем этому последовала высшая знать, дворяне и купечество. Только на селе даже в первые годы советской власти свадьбы проходили с соблюдением многих старых ритуалов, а там, где сохранились церкви, и с венчанием.

В наши дни началось возвращение некоторых полузабытых свадебных ритуалов. В полном объеме возродить их уже не удастся, да, видимо, в этом и нет необходимости, так как жизнь существенно изменилась. Но согласитесь, что было в старых ритуалах что-то такое, что не просто позволяло сделать свадьбу запоминающейся, но и наполнить её глубинным смыслом, превратив в одно из главных жизненных событий.

Источник

Свадебные обряды и традиции на Руси

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви. Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

Читайте также:  У меня была волшебная свадьба

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Возжигание семейного очага. Самый трогательный момент современной свадьбы — совместное возжигание очага родителями жениха и невесты. Эта традиция восходит ко времени, когда брачный союз заключался волхвом, с родительского благословения и в присутствии всего рода, перед Богами.

Свадебный каравай. Еще один старинный свадебный обряд, полностью сохранившийся в современном браке — изготовление свадебного каравая. Наши предки пекли каравай, который считался символом долгой и крепкой совместной жизни молодых. Традиция печь каравай сохраняется и сейчас: многие пекут его отдельно, а большая часть вступающих в брак заказывает большой торт, который тоже произошел от свадебного каравая.

Выбрать удачное время для вступления в брак вам поможет свадебный календарь по месяцам.

Источник