ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРА уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРА уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1 3. [3 балла] Узнайте героиню русской литературы. Разгневанный нелюбимый жених её убил, к чему она сама его подтолкнула. 1. Напишите её имя (1 балл). Ответ: Лариса 2. Напишите её отчество (1 балл). Ответ: Дмитриевна 3. Напишите её фамилию (1 балл). Ответ: Огудалова 4 5. [2 балла]. Узнайте героя зарубежной литературы. Этот герой превратился в огромное насекомое и погиб из-за враждебности собственной семьи. Его фамилия похожа на фамилию автора по слоговой структуре, в ней те же гласные. 4. Напишите его имя. Ответ: Грегор 5. Напишите его фамилию. Ответ: Замза 6. [1 балл] Определите жанр произведения по его фрагменту. Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слезы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит. А) трагедия Б) былина В) ода Г) баллада Ответ: Г. 1
2 7. [3 балла] Установите соответствия между названиями сборников и литературными направлениями или течениями. Названия сборников стилизованы. 1 «Серебро на эмали» А символизм 2 «Шалаш» Б футуризм 3 «Застрель» В акмеизм Ответ: А В Б Критерии оценки: 3 балла, по 1 баллу за каждое верно установленное соответствие. 8. [5 баллов] Соотнесите изображение персонажа и жанр произведения. 1) 2) 3) 4) 5) А) роман в стихах Б) философская сказка В) физиологический очерк Г) социально-психологический роман Д) антиутопия Ответ: Д Б Г В А Критерии оценки: 5 баллов, по 1 баллу за каждое верно установленное соответствие. 2
3 9. [5 баллов] Соотнесите изображение и имя автора. 1) 2) 3) 4) 5) А) Л.Н. Толстой Б) Б.Л. Пастернак В) М.А. Булгаков Г) Ф.М. Достоевский Д) А.П. Платонов Ответ: Д В А Б Г Критерии оценки: 5 баллов, по 1 баллу за каждое верно установленное соответствие. 3
4 [3 балла] Узнайте отечественного поэта по фактам его биографии. Был награждён двумя Георгиевскими крестами, дважды был в экспедициях в Африке, основал школу-студию молодых поэтов. Расстрелян большевиками. 10. Напишите его имя (1 балл). Ответ: Николай 11. Напишите его отчество (1 балл). Ответ: Степанович 12. Напишите его фамилию (1 балл). Ответ: Гумилев/ Гумилёв [2 балла] Узнайте зарубежного писателя по фактам его биографии. Был полицейским в Бирме, воевал в Испании, по некоторым сведениям, ввёл в оборот словосочетание «холодная война»; собрание его сочинений насчитывает 20 томов, однако наибольшую известность ему принёс роман, озаглавленный датой. 13. Напишите имя (1 балл). Ответ: Джордж 14. Напишите фамилию, под которой он известен (1 балл). Ответ: Оруэлл/ Орвелл 15. [2 балла] Этот предмет отечественные поэты сравнивали с воином, сторожем, сеятелем, фотографом, глазом. Запишите название этого предмета одним словом мужского рода в начальной форме. Ответ: фонарь Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы. Николай Николаевич Асеев ( ) ПРЕДЧУВСТВИЯ 1 (1) Деревня спящий в клетке зверь, (2) во тьме дрожит, и снится кнут ей, (3) но вспыхнет выстрел, хлопнет дверь, (4) и дрогнут сломанные прутья. (5) То было раз и той поры (6) зажжённых жил так ярок запах! (7) То не ножи и топоры, (8) то когти на сведённых лапах. (9) И только крик и столько рук (10) подымутся из древней дали, (11) и будет бить багор и крюк, (12) сбивая марево медалей. (13) И я по лицам узнаю (14) и по рубашкам кумачовым 4
5 (15) судьбу грядущую свою, (16) протоптанную Пугачёвым. (17) И на запёкшейся губе, (18) и пыльной, как полынь, и горькой, (19) усмешку чую я себе, (20) грозящую кровавой зорькой. (21) Деревня опалённый зверь, (22) во тьме дрожит, и снится кнут ей, (23) но грянет выстрел, хлопнет дверь, (24) и когти брошены на прутья. 2 (25) Какой многолетний пожар мы: (26) сведённые мужеством брови, (27) и стены тюрьмы и казармы (28) затлели от вспыхнувшей крови. (29) И кровь эта смелых и робких! (30) И кровь эта сильных и слабых! (31) О, жизнь на подрезанных пробках, (32) в безумия скорченных лапах! (33) И кровь эта мечется всюду, (34) и морем её не отмоют, (35) и кровь эта ищет Иуду, (36) идущего с се ребром тьмою. (37) И вы, говорившие: «Пуль им!» (38) и вы, повторявшие: «Режь их!» (39) дрожите, прильнувши к стульям, (40) увидев поход этих пеших. (41) Кто жаждет напиться из лужиц, (42) тот встретит преграду потока, (43) сумейте же будущий ужас (44) познать во мгновение ока! (45) Ведь если пощады в словах нет, (46) ведь если не выплыть из тины, (47) припомните: ржавчиной пахнет (48) зату пленный нож гильотины. (1916) 16. [1 балл] Определите размер первой части стихотворения. А) трёхстопный амфибрахий Б) трёхстопный анапест В) четырёхстопный ямб Г) трёхиктный дольник Ответ: В. 5
6 17. [1 балл] Определите размер второй части стихотворения. А) трёхстопный амфибрахий Б) трёхстопный анапест В) четырёхстопный ямб Г) трёхиктный дольник Ответ: А. 18. [2 балла] Найдите во второй части строку с пропуском слога. Напишите её номер. Ответ: [2 балла] Отметьте два художественных приёма, встречающиеся в строках А) метафора Б) градация В) параллелизм Г) эпифора Д) синекдоха Ответ: А, Д. Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл. Всего 2 балла. 20. [1 балл] Какой художественный приём использован в строках и 37 38? А) синтаксический параллелизм Б) метафора В) градация Г) синекдоха Ответ: А. 21. [1 балл] В какой строке встречается сравнение? А) 11 Б) 14 В) 18 Г) 27 Ответ: В. 22. [1 балл] В каких строках употреблены антонимы? А) Б) В) Г) Ответ: Б. 6
7 23. [2 балла] Как можно охарактеризовать композицию первой части стихотворения? Ответ запишите прилагательным женского рода в именительном падеже. Ответ: кольцевая. 24. [2 балла] В каких строках судьба метафорически представлена как дорога или тропа? Ответ запишите двумя номерами строк в отдельные поля для ответов. Ответ: 15, [2 балла] В каких строках речь идёт о предательстве? Ответ запишите двумя номерами строк в отдельные поля для ответов. Ответ: 35, [3 балла] Метафорически бунт представлен в образах (отметьте все подходящие варианты) А) зверя Б) чумы В) потока Г) полыни Д) тины Е) Пугачёва Ответ: А, В, Е. Критерии оценки: по 1 баллу за каждый верный ответ. Итого 3 балла. 27. [2 балла] Во второй части стихотворения найдите строки с составными рифмами. Напишите их номера попарно (каждую пару строк в отдельное поле для ответа без точек и дополнительных символов). Например: Ответ: 25:27, 37:39, 38:40, 45:47 Критерии оценки: 2 балла при полном ответе; 0,5 балла за каждый верный ответ. Если указано более четырёх ответов 0 баллов. 28. [2 балла] Из первой части стихотворения выпишите слова со значением «орудие насилия, оружие», метонимически представляющие бунт. Слова выписывайте в отдельные поля для ответов, в начальной форме, не повторяясь. Если нажать на знак «+», добавится ещё одно поле для ответа. Ответ: кнут, нож, топор, багор, крюк Критерии оценки: 2 балла при полном ответе, 1 балл любые четыре верных ответа, меньше четырёх верных ответов 0 баллов. Всего 48 баллов. 7
Источник
Женщины-убийцы в литературе. Так ли уж слаб слабый пол?
Не всегда в литературных произведениях женщина — это милое и нежное создание, достаточно вспомнить леди Винтер, Елизабет Баторий, Мату Хари. Эти героини сломали стереотип, что женщины слабый пол. Женщины, конечно, реже мужчин становятся убийцами, но они часто действуют более изощренно и жестоко. Что их делает такими хладнокровными и безжалостными? И кто они — жертвы обстоятельств или воплощение зла в женском обличье?
1. «Аут», Нацуо Кирино
Четыре женщины разного возраста, социальных слоев и материального достатка, и все они работают ночью на консервной фабрике. Вдруг одна из них убивает своего мужа. Самое захватывающее начинается после убийства, ведь избавляться от трупа они будут вчетвером…
Расчленив тело мужа в ванной, они аккуратно упаковали останки в пластиковые пакеты и разбросали по мусорным бачкам в своем городке. Кровь стынет в жилах, читая тот момент, когда женщины разделывали труп. Ведь они это делали хладнокровно и не в состоянии аффекта. После всего тщательно вымыли ванную, вымылись сами и, как ни в чем не бывало, вернулись домой.
Что это? Сильное желание помочь подруге или способ подзаработать? Или средство от скуки и жизненной рутины? Добавлю, что разделка трупов потом превратилась в бизнес… Восток — дело тонкое, а уж Япония воистину непостижима…
2. «Леди Макбет Мценского уезда», Николай Лесков
Тут уже русская душа со всеми ее смятениями, страстями и противоречиями…
Катерина Измайлова, девушка из небогатой семьи, выданная замуж по расчету за зажиточного купца — и нелюбимого, и который ее вдвое старше. Целыми днями она изнывает от безделья и тоски, уже отчаявшись стать матерью.
Но тут ей вскружил голову молодой слуга, и очертя голову бедная Катерина бросилась в любовь, забыв все рамки и нормы людские. Любовь полностью затмила разум, и ради любимого она пошла на убийство, да не на одно: трех людей со свету сжила. Свекра, мужа и маленького мальчика задушила, наследника значительной части состояния семьи.
Что самое интересное: совесть ее не мучила, лишь изредка она видела кошмарные сны. А утром, окропив святой водой спаленку, она успокаивалась…
Справедливость восторжествовала, Катерина попала на каторгу, испытав всю горечь предательства со стороны любимого. В финале она бросается в ледяную воду, захватив с собой соперницу Сонетку.
3. «Когда бабочке обрывают крылья…», Светлана Мерцалова
Перед вами современный вариант Катерины — малосимпатичная героиня, как внешне, так и внутренне, и убивает она с той же легкостью, не мучаясь угрызениями совести.
В детстве героиня забавлялась, обрывая бабочкам крылья, с возрастом ее «забавы» стали более жестокими. Причин для убийств хватало: тут и маниакальная любовь, и всеразрушающая ревность, и извращенная ненависть, и бесчисленные обиды…
Понятно, что на формирование личности столь извращенной убийцы повлияла психологическая травма, полученная в детстве. Но есть ли этому оправдание? И следует ли таких «травмированных в детстве» изолировать от общества еще в раннем возрасте? Вряд ли это лечится.
Самое страшное, что справедливость не восторжествует, а зло не будет наказано, и этот монстр в женском обличье будет продолжать убивать дальше…
4. «Моя кузина Рейчел», Дафна дю Морье
В истории Дафны дю Морье главная героиня — обворожительная молодая женщина, которую невозможно не обожать. Но на деле обольстительная кузина Рейчел свела в могилу двух мужей, прибрав к рукам их состояния. На этом такая ослепительно красивая и такая непредсказуемо коварная Рейчел не остановилась. Приехав в семью убитого ею же мужа, она принялась за брата. Незаметно она давала ему яд в травяной настойке. Рэйчел изображала из себя такую милую и заботливую кузину, что никто не мог ее даже заподозрить…
5. «Загадка Эндхауза», Агата Кристи
Эта история написана королевой детектива Агатой Кристи.
Ник Бакли — главная героиня, живущая в загадочном поместье Эндхауз. Интрига задумана мастерски, события развиваются очень быстро, и даже Эркюль Пуаро часто попадает в тупик.
На Ник Бакли за последние три дня совершено три покушения, и ей чудом удалось избежать гибели. Но тот, кто читал, тот знает, что все хладнокровно и расчетливо было задумано самой героиней, которая совершила убийство…
Источник
В каких еще произведениях русской романтической литературы герой-индивидуалист убивает девушку за то, что она его отвергла?
В каких еще произведениях русской романтической литературы герой-индивидуалист убивает девушку за то, что она его отвергла?
В ответе на вопрос, поставленный в задании, отметьте устойчивость данного сюжетного мотива для романтической литературы. Вспомните фабулу еще одного произведения М. Горького “Макар Чудра”, в котором представлена история музыканта Лойко Зобара и красавицы Радды,
Не покорившейся чувству и убитой возлюбленным. Героине М. Горького было свойственно максималистское стремление к свободе. Лойко же не мог сравниться
В отличие от рассказчика Макара Чудры, чья философия утверждает абсолютную свободу (не покоряться Богу и женщине – поцеловал девку, “и умерла воля в твоем сердце”), повествователь понимает свободу как сознательный порыв к счастью.
В качестве примера сходной сюжетной ситуации приведите “байроническую” поэму А. С. Пушкина “Цыганы”, в которой представлена трагическая история любви автобиографического героя Алеко и красавицы Земфиры. Убив возлюбленную и соперника, пушкинский персонаж нарушает законы вольного племени, когда-то приютившего разочарованного цивилизацией беглеца.
В качестве выводов отметьте, что в эпилоге рассказчик философски резюмирует: “… и всюду страсти роковые, и от судеб зашиты нет”. Перед нами позиция типичного романтического героя.
Related posts:
В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го – ХХ-го вв. природные явления выступают как знамения грядущих событий?В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го – ХХ-го вв. природные явления выступают как знамения грядущих событий? Приступая к ответу на вопрос, отметьте, что русские писатели часто прибегали к символике природных явлений для подготовки читателя к восприятию развивающихся в произведении событий. Выявите значение образов бурана, грозы в произведениях А. С. Пушкина, А. А. Фета, А. […].
В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы прославляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в штанах”?В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы прославляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в штанах”? В качестве литературного контекста вы можете использовать произведения М. Горького “На дне”, В. Я. Брюсова “Хвала человеку”. Обосновывая свой выбор, вспомните монолог горьковского героя Сатина в пьесе “На дне” (“Все – в […].
В каких еще произведениях русской литературы встречается образ автобиографического рассказчика и в чем его сходство и различие с героем А. И. Солженицына?В каких еще произведениях русской литературы встречается образ автобиографического рассказчика и в чем его сходство и различие с героем А. И. Солженицына? В начале развернутого рассуждения укажите, что в эпических произведениях герой произведения, вымышленный рассказчик может выступать в роли повествователя. Его оценки событий, персонажей не всегда совпадают с авторскими. Образ рассказчика способствует созданию особой формы […].
В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”?В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в контекст военно-исторической прозы ХХ-го века. Отметьте, что в эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” представлен подлинный героизм центрального героя Григория Мелехова, Заслужившего звание Георгиевского кавалера. […].
В каких еще произведениях русской литературы представлены образы странников и в чем их отличие от понимания этого явления М. И. Цветаевой?В каких еще произведениях русской литературы представлены образы странников и в чем их отличие от понимания этого явления М. И. Цветаевой? Отметьте, что явление странничества многогранно и разнообразно представлено в русской литературе. Укажите, что среди произведений заявленной тематики выделяется пушкинское стихотворение “Подражание Корану”, где мы встречаем образ одинокого путника: И путник усталый на Бога роптал, […].
В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией Твардовского?В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией А. Т. Твардовского? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что кладбище – один из значимых образов русской литературы. Как особое физическое, психическое и эмоциональное пространство образ кладбища актуализирован в романах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, И.С. Тургенева “Отцы и […].
В каких произведениях русской классической литературы актуализируются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими?В каких произведениях русской классической литературы актуализируются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими? Прежде чем приступить к формированию концепции вашего ответа, вспомните, что отношение человека Древней Руси к инородцам отечественная литература показывает начиная с XII века (“Повесть временных лет”). С появлением “Кавказского пленника” А.С. Пушкина образы инородцев прочно вошли в русскую литературу. […].
В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими?В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним из традиционных мотивов русской лирики. Покажите, что актуальность его долгое время поддерживалась целым рядом российских реалий (необычайной протяженностью отечественных дорог, неустроенностью дорожного быта, готовностью русского […].
В каких произведениях русской литературы XX века используется образ волка и в чем оригинальность поэтической позиции автора “Слове о полку Игореве”?В каких произведениях русской литературы XX века используется образ волка и в чем оригинальность поэтической позиции автора “Слове о полку Игореве”? Формируя развернутое суждение на заданную тему, вспомните, что образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено тотемическими верованиями и представлениями народов. Отметьте, что эти образы получили многостороннее эстетико-художественное осмысление в литературе. […].
В каких произведениях русской литературы герои вспоминают о прошломПодумайте, в каких произведениях русской литературы герои вспоминают о прошлом и в чем этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы “На дне” М. Горького? К своим воспоминаниям о прошлом обращаются герои комедии “Вишневый сад” А.П. Чехова, а также герои романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Прошлое и настоящее персонажей всех трех произведений резко контрастны. Как […].
В каких произведениях русской литературы гидронимы (водные объекты) становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом Горького?В каких произведениях русской литературы гидронимы (водные объекты) становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом А. М. Горького? Формируя концепцию суждения на предложенную тему, покажите, что литературные истоки изображения гидронимов уходят своими корнями в древнерусскую литературу. Вспомните, что реки в “Слове о полку Игореве” предстают как реально-географические и условно-мифологические пространства. Отметьте, что […].
В каких произведениях русской литературы находит воплощение образ солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяковского?В каких произведениях русской литературы находит воплощение образ солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяковского? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие произведения: В. Я. Брюсов “Будем как солнце…”, А. Крученых “Победа над солнцем”, М. И. Цветаева “Солнце вечера – добрее”, М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”, М.А. Шолохов “Тихий Дон”. Обосновывая свой […].
В каких еще эпических произведениях русской литературы вы встречались с применением данных приемов и в чем их сходство и различие с художественной практикой М. Е. Салтыкова-Щедрина?В каких еще эпических произведениях русской литературы вы встречались с применением данных приемов и в чем их сходство и различие с художественной практикой М. Е. Салтыкова-Щедрина? В начале своих размышлений отметьте, что традиция сатирического изображения заставляет нас прежде всего обратиться к творчеству Н. В. Гоголя. Гротесковые фигуры чиновников города N в комедии “Ревизор”, алогичные поступки […].
В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей?В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей? Отвечая на поставленный вопрос, в качестве примеров приведите функции повествовательных деталей в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Бунина. Сравните композиционную роль деталей в “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина, “Портрете” (наделение предметов самостоятельной […].
В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением?В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением? В начале своего рассуждения отметьте, что указанный мотив связан как с разработкой темы путешествия, так и с нравственно-философским осмыслением человеческих судеб и истории страны. Покажите, что железная дорога становится символом рока, судьбы женщины […].
В каких произведениях русской литературы используется “язык” запаха цветов и в чем он соотносится с ароматической концепцией Булгакова?В каких произведениях русской литературы используется “язык” запаха цветов и в чем он соотносится с ароматической концепцией М.А. Булгакова? Выполняя задание, актуализируйте свои знания в области истории и теории литературы. В результате вы вспомните, что в русской литературе XVIII века образов, связанных с обонянием, почти нет. Внимание к ним усиливается в XIX веке. Покажите, что […].
В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением?В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? Формируя развернутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в сюжете и поэтике произведений русской литературы. Вспомните народно-поэтический пласт “Слова о полку Игореве”, фольклорную основу баллады В. А. Жуковского “Светлана”, историческую стилизацию “Песни про купца […].
В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века присутствуют образы деревьев и в чем сходство и различие их функций с произведением А. А. Фета?В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века присутствуют образы деревьев и в чем сходство и различие их функций с произведением А. А. Фета? Представляя литературный контекст, укажите, что культ деревьев связан с их обожествлением в различных религиозных системах, утверждении их как эмблем стран и наций. Отметьте, что в христианстве сакральный смысл получают Древо познания […].
В каких еще произведениях русской литературы герои уподобляются птицам и в чем сходство и различие такого уподобления с произведением И. С. Тургенева?В каких еще произведениях русской литературы герои уподобляются птицам и в чем сходство и различие такого уподобления с произведением И. С. Тургенева? Соотнесите свои знания о семантике образов птиц в мифологической и народно-поэтической традиции с примерами из художественной литературы. Вспомните, как реализуется зооморфная символика в “Слове о полку Игореве”, балладе В. А. Жуковского “Светлана”, “Песне […].
В каких произведениях русской литературы вы встречались с образом креста и в чем этот образ можно сопоставить с тургеневскими “Отцами и детьми”?В каких произведениях русской литературы вы встречались с образом креста и в чем этот образ можно сопоставить с тургеневскими “Отцами и детьми”? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие произведения: Н.А. Некрасов “Тяжелый крест достался ей на долю…”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, А.А. Ахматова “Реквием”. Обосновывая свой выбор, отметьте, что крест в поэтическом […].
В каких поэтических произведениях русской литературы ХХ-го века предстает образ деревни и в чем его отличие от пушкинского?В каких поэтических произведениях русской литературы ХХ-го века предстает образ деревни и в чем его отличие от пушкинского? Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что традиции И. С. Никитина, Н. А. Некрасова в XX веке продолжили “новокрестьянские поэты” Н. А. Клюев, П. В. Орешин, С. А. Клычков. Представители этого направления, возникшего в 1910-е гг., выражали мироощущение […].
В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века изображаются сцены безудержного вранья и как они характеризуют героев?В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века изображаются сцены безудержного вранья и как они характеризуют героев? Выделите ряд произведений XIX века, в которых представлена заданная сцена: например, “Горе от ума” А. С. Грибоедова, “Мертвые души” Н. В. Гоголя. Рассмотрите эпизод нарастания сплетни о сумасшествии Чацкого: неосторожное слово Софьи подхватывают Г. N. и Г. D., […].
В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя?В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Укажите различие мотивации героев. Если героиня А. Н. Островского сама признается перед Богом и людьми в нравственном преступлении, то инициатором покаяния Раскольникова становится […].
В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов?В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что образы представителей мирового Зла, прежде носителей божественной природы, а затем врагов людей, связаны с мифологической, фольклорной и литературной традициями. В “Слове о полку Игореве” […].
В каких произведениях русской лирики XIX века молитва является формой лирического самовыражения и как она соотносится с вариантом Лермонтова?Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что история русской лирики XIX века свидетельствует о пристальном интересе поэтов к таинству молитвенного слова. Отметьте, что молитва как форма лирического самовыражения использовалась в поэтической практике литературных предшественников М. Ю. Лермонтова (Н. П. Огарева, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова, Е.А. Баратынского) и художников, творчество которых завершало эстетические достижения […].
В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чем их можно сопоставить с повестью Гоголя?В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чем их можно сопоставить с повестью Н. В. Гоголя? Как литературный контекст могут быть использованы следующие произведения: И.А. Гончаров “Обломов”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.Н. Островский “Гроза”, А.П. Чехов “Человек в футляре”, “Вишневый сад”, А. И. Куприн “Гранатовый браслет”. Обосновывая […].
В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация “героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы”Предварив ответ на заданный вопрос кратким экскурсом в историю русской литературы, вы убедитесь, что ситуация “героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы” в образной структуре сна появляется достаточно часто. Обратившись к классическим произведениям отечественной словесности, вы установите, что в XIX веке данная ситуация была актуализирована в балладе В.А. Жуковского “Светлана”, романе в стихах “Евгений Онегин” А.С. […].
В каких произведениях русской литературы звучит тема сватовства?В каких произведениях русской литературы звучит тема сватовства? Тема сватовства присутствует в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Здесь мы видим сходство сюжетной ситуации – мотив намеченного, но несостоявшегося брака, а также сходство личностных качеств героинь (Татьяны и княжны Марьи). К княжне Марье Болконской сватается Анатоль Курагин. Брак этот спланирован его отцом, князем Василием, пытающимся […].
В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Толстым реальных исторических лиц?В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реальных исторических лиц? В качестве литературного контекста могут быть привлечены следующие образы-персонажи: Емельян Пугачев в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и одноименной поэме С.А. Есенина, Иван Грозный в “Песне про купца Калашникова”, императорский двор […].
В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм?В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм? В качестве примеров изображения любовного чувства, равного ахматовскому по остроте и драматизму, можно привести шедевры интимной лирики Ф. И. Тютчева (“О, как убийственно мы любим…”), Н. А. Некрасова (“Я не люблю иронии твоей”). Тютчевский “поединок роковой”, некрасовское “кипение мятежной […].
В каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателейПодумайте, в каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей и в чем эти произведения можно сопоставить с рассказом Чехова? Обыватель изображен в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый Пискарь”. Отметим здесь общность авторской позиции, ту же проблему бессмысленности существования героев. Герой сказки Салтыкова-Щедрина – “просвещенный Пискарь”, считающий, что “надо так прожить, чтобы никто не заметил, а […].
В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чем их можно сопоставить с Плюшкиным?В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, И. С. Тургенева “Отцы и дети”, И. А. Гончарова “Обломов” и других. В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин – […].
В каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другомВ каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И.С. Тургенева ? Попробуем сопоставить роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” с произведениями А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. В романе в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” Онегин и Ленский часто полемизируют друг с другом. При […].
В каких произведениях русской литературы природные явления выступают как знамения грядущих событий? (ЕГЭ по русскому)Русские писатели зачастую пользовались символикой, олицетворяющей природные явления. Они применялись в качестве знамения в произведениях грядущих событий. Своими корнями данная традиция уходит в фольклор. Ее развитие продолжается в древнерусском литературном творчестве, а совершенствование – в классике. “Слово о полку Игореве” стало произведением неизвестного автора, в котором изображено солнечное затмение, предвещающее поражение русской дружины в походе. […].
В каких еще произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина?В каких еще произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина? В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потерявших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литературы начиная с XII века. Так, в письме Олегу Святославичу, примыкающему к “Поучению” Владимира Мономаха, ярко выражено чувство скорби отца, потерявшего любимое чадо. В “Повести о разорении […].
В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина?В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что имя Наполеона связано с особым типом литературного героя. Для человека наполеоновского склада основными целями являются богатство, слава и власть, он противопоставляет себя обществу, осознает себя личностью исключительной, […].
В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с “Шинелью” Гоголя? (Сравнительный анализ)Многие русские писатели говорили в своих произведениях о проблеме человеческого достоинства. Ярким примером является повесть Н. В. Гоголя “Шинель”. Жизнь главного героя Акакия Акакиевича состояла из однообразных дней, в течение которых людям не было дела до титулярного советника. С мнением чиновника Башмачкина никто не считался, будто бы этот герой и вовсе не существовал. Сам же […].
В каких еще произведениях русской лирики изображается переломный момент в жизни лирического героя – подведение итогов “молодости”, прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами?В каких еще произведениях русской лирики изображается переломный момент в жизни лирического героя – подведение итогов “молодости”, прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами? Отметьте, что первая строчка стихотворения А. А. Блока отсылает читателя к началу пушкинского текста: “Любви, надежды, тихой славы…” (“К Чаадаеву”), содержанием которого является изображение переломных моментов в жизни лирического героя (отказ от […].
В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака?В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В своем ответе покажите, что в стихотворении “Памяти Добролюбова” (1864) Н. А. Некрасов создает обобщенный образ революционера-демократа, “светильника разума”, носителя “сокровищ душевной красоты”, аскетического служителя родине и искателя истины. В стихотворении “Пророк” (1874) поэт […].
В каких произведениях русской литературы нашли отражение судьбы простых солдат и как с ними можно сопоставить героев А. Т. Твардовского? (ЕГЭ по русскому)Описание судеб простых солдат можно отыскать в произведениях, созданных рукой М. Шолохова и А. Т. Твардовского. Не стал исключением Л. Н. Толстой. Он написал “Войну и мир” – знаменитый роман-эпопею, в котором раскрывается образ капитана Тушина, смелого представителя русских солдат – патриотов. В сражении им проявляется настоящий героизм: внутри капитана присутствует такое чувство, что он […].
Источник