Меню

Где венчались императоры россии



Где венчались императоры россии

В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. Венчал царя глава церкви — митрополит, а позднее патриарх. Обряд проходил в Успенском соборе Московского Кремля. В центре храма на высоком ступенчатом постаменте ставился царский трон, а радом с ним — стул для митрополита. По обе стороны постамента располагались скамьи для духовенства. Царские регалии торжественно вносили в храм и размещали на покрытом дорогой тканью аналое (столе), возле постамента.

Впервые церемония венчания на царство была проведена в 1547 году. Первым русским царем стал великий князь московский Иван IV. В кульминационный момент церемонии венчания на царство Ивана IV (Грозного) в Успенском соборе Кремля митрополит Макарий возложил на него животворящий крест, золотую цепь, бармы и шапку Мономаха — наследственный венец русских государей, совершил обряд миропомазания, придавший венчанию сакральный характер.

На протяжении XVI века в церемонию вносились некоторые дополнения, связанные с ростом престижа царской власти. Так, царю Федору Иоанновичу кроме креста, золотой цепи, барм и шапки Мономаха был вручен скипетр. После того, как во время венчания царь Борис Годунов получил из рук главы церкви державу, процесс формирования комплекса царских регалий был завершен.

К 1613 году, ко времени венчания на царство первого представителя династии Романовых Михаила, в состав регалий, вручавшихся царю, входили: крест, золотая цепь, бармы и шапка Мономаха, скипетр и держава. Российских самодержцев венчали на царство по установленному обряду до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.

Венчания на царство всегда были пышными праздниками. В Успенском соборе собиралось не только духовенство, но и огромное количество самых именитых бояр. За церемонией следовал пир в Грановитой палате. В течение трех дней в Кремле и по всей Москве не смолкали колокольные звоны. Для народа выставлялось угощение. Объявляли амнистии.

При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что столица России официально была перенесена в Петербург, коронации по-прежнему проводились в Успенском соборе Московского Кремля. Первой на российский престол короновалась императрица Екатерина I – жена Петра I. Последней была коронация императора Николая II в 1896 году.

СОДЕРЖАНИЕ

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

  • Экскурсионное бюро
    +7 495 695-41-46,
    +7 495 697-03-49
    с 9:00 до 18:00
    Без выходных
  • Часы работы музея
    с 10.00 до 17.00
    Кассы с 9.30 до 16.00
    Выходной — четверг
      • Сайт создан ООО «СБС-Контакт»
      • при поддержке ООО «КНАУФ ГИПС»
      • Редакция китайской версии сайта

      Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.

      Источник

      LiveInternetLiveInternet

      Ссылки

      Метки

      Рубрики

      • живопись искусство (21134)
      • путешествуем по миру (6844)
      • россия (1372)
      • замки (1668)
      • иллюстрация (1292)
      • анималисты (1187)
      • ювелирные изделия (688)
      • жанровое (581)
      • современные художники (523)
      • соборы и храмы (435)
      • антиквариат (433)
      • русские художники (377)
      • посуда (306)
      • западные художники (275)
      • статуэтки (244)
      • история россии (240)
      • сюрреализм (149)
      • религия (122)
      • гифки (112)
      • русские художники пейзажисты (89)
      • интересное (38)
      • (1)
      • видео (12)
      • итальянские художники (9)
      • креотив (3)
      • (1)
      • московский кремль (1)
      • (0)
      • (0)
      • (0)

      Цитатник

      Ювелирное искусство от Майкла Мишо(Michael Michaud Jewellery) .

      Живописная Франция:Сен-Поль-де-Ванс ( Saint-Paul-de-Vence) .

      Зимние пейзажи русской природы, которые переносят в заснеженную сказку &.

      Альтернативная реальность от Jean-Pierre Marcel Альтернативная реальность от Jean-Pierre Marc.

      Шикарные натюрморты Энн Мортон Шикарные натюрморты Энн Мортон Известная австралийская художниц.

      Поиск по дневнику

      Подписка по e-mail

      Статистика

      Бракосочетания царственных особ

Суббота, 17 Сентября 2016 г. 20:21 + в цитатник

Бракосочетания царственных особ

Выбор невесты Михаилом Фёдоровичем Романовым (1596—1645)Документы Посольского приказа, которые хранятся в Российском государственном архиве древних актов, дают возможность в подробности восстановить весь ход торжеств царевой свадьбы более чем трехсотлетней давности. Свадьбы российских царей XVI-XVII веков, то есть до петровских преобразований, отличались исключительным своеобразием, в основе которого лежали многовековые национальные традиции.

Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты). 1887. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Свадьба Ивана III и Софьи Палеолог

В 1857 году, великий князь Михаил Николаевич женился на Цецилии Баденской.

16 (28) апреля 1841 года в Соборной церкви Зимнего дворца Александр Николаевич сочетался браком с Великой княжной Марией Александровной


Царские свадьбы эпохи позднего средневековья удивительно похожи одна на другую, потому что праздновались по строгому канону, так называемому «свадебному чину», традиция которого уходит еще в великокняжеские времена. Именно благодаря сохранившимся и дошедшим до нас «свадебным чинам» — этим своеобразным и подробным сценариям торжеств — мы имеем уникальную возможность, например, узнать, как проходила свадьба Ивана Грозного или Михаила Романова, Алексея Михайловича или Федора Алексеевича.

В Большой церкви Зимнего дворца 28 октября (9 ноября) 1866 года состоялась Свадьба Цесаревича Александра Александровича

Венчание цесаревича Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны, 1867 г., художник М. Зичи (деталь). Свадьба состоялась в 1866 г. Изображены: императрица Мария Александровна, император Александр II, великая княгиня Александра Иосифовна (?), великая княгиня Александра Петровна.

Зичи, Михай — Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны(Дагмара Датская)

23 января 1874 года, в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, великая княжна Мария вышла замуж за Его Королевское Высочество принца Альфреда герцога Эдинбургского.

Marriage of Alfred, Duke of Edinburgh and the Grand Duchess Marie Alexandrovna of Russia, St Petersburg, 23 January 1874:

Великая княгиня Мария Александровна (в замужестве герцогиня Эдинбургская и герцогиня Саксен-Кобург-Готская; 17 октября 1853, Царское Село — 24 октября 1920, Цюрих) — дочь российского императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Мария вышла замуж за принца Альфреда герцога Эдинбургского, второго сына королевы Виктории и принца Альберта Саксен-Кобург-Готского.

Попытаемся составить общее представление о царской свадебной обрядности в средневековой России. (Кстати, не столь богато, но по тем же обрядам справляли свадьбы бояре, купцы и простой люд.

14 (26) ноября 1894 года в дворцовой церкви Зимнего дворца состоялось бракосочетание Николая II с немецкой принцессой Алисой Гессенской, принявшей после миропомазания имя Александры Фёдоровны

Свадьба императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны (1894). Картина датского художника Лауритса Туксена (1853-1927)

Праздничные торжества по случаю бракосочетаний российских царей проходили в Московском Кремле, в Грановитой палате (при Иване Грозном ее еще называли «Большой Золотой», а при Федоре Ивановиче — «Большой Золотой подписной» из-за того, что палата была украшена настенной росписью по золотому фону) и в Золотой Царицыной и Жилецкой палатах (последняя была предназначена для свадебных охранников — жильцов, отсюда и ее название).

В 1884 году 15 (27) апреля состоялась Свадьба Великого Князя Константина Николаевича и Принцессы Елизаветы:

Это древние жилые парадные царские покои, на месте которых в 1635 году начали возводить Теремной дворец. Венчание происходило в Благовещенском соборе, а с 1671 года — в Успенском.

Бракосочетание великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III. Бракосочетание состоялось в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года.

Бракосочетание великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III. Бракосочетание состоялось в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года.

Ксения Александровна (25 марта (6 апреля) 1875, Санкт-Петербург — 20 апреля 1960, Виндзор, Великобритания) — великая княгиня, дочь императора Александра III, сестра российского императора Николая II.

Все царские свадьбы, как уже говорилось, будучи церемониями «раз и навсегда учиненными», то есть жестко регламентированными, начинались в воскресенье или в четверг и продолжались от двух до четырех дней. В первый день свадьбы, в ожидании времени венчания, жених и невеста не могли видеть друг друга. Царь, одетый как при короновании, сидел в своих дворцовых покоях, царевна — в Золотой палате.

29 августа 1902 в Царском селе Принц Греческий Николай женился на великой княжне Елене Владимировне

Церемония начиналась с хода царя и царевны в Грановитую палату. Но сначала царь со своим свадебным «поездом» шел в Золотую палату к царевне, чтобы через своего дружку повелеть ей идти в Грановитую палату. Согласно обычаю, первой в Грановитую палату должна была прийти невеста, за ней — жених. Это торжественное шествие выстраивалось по чину: впереди шли свечники, каравайники, фонарщики и дружки. Окольничий и дьяк «берегли путь», протопоп — кропил его святой водой. Царевну вели под руки свахи, сидячие боярыни и постельницы, а царя сопровождал тысяцкий.

В 1908 году Великая княжна Мария Павловна была выдана замуж за шведского принца Вильгельма


Современные свадьбы несравнимо проще организуются, однако и теперь жениха и невесту всегда сопровождают «поезжане», правда, называются они ныне иначе: свидетелем и свидетельницей. Каравайники, постельницы, фонарщики и другие — сегодня это те, кто берет на себя функции по обслуживанию гостей и обустройству торжества. Немало в современных свадьбах и ритуалов, связанных с оберегами, хотя выполняют их не протопопы и дьяки, а все желающие.

22 февраля 1914 года Князь Феликс Юсупов вступил в брак с княжной императорской крови Ириной Александровной

Парадный зал Грановитой палаты, в то время самый большой в России, был заблаговременно приготовлен соответственно случаю. Пол застилали турецкими и персидскими коврами, дорогими цветными сукнами, место жениха и невесты поднимали на рундук (большой ларь, служивший в качестве подставки). Его обивали червчатым, то есть красным, бархатом и украшали расшитыми золотом подушечками и соболями. Праздничный стол, покрытый, согласно обычаю, тремя скатертями (первую использовали перед венчанием, вторую — отдавали новобрачным с угощением в опочивальню, третью — оставляли для пиршества гостей), был уставлен драгоценной посудой.

4 ноября 1916 года в церкви святителя Николая в Киеве состоялось венчание Великой Княгини Ольги Александровны и Николая Александровича Куликовского

На первом выходе жениха и невесты в Грановитую палату их встречал свадебный стол с хлебом, сыром и солью — этими древнейшими еще языческими символами, олицетворявшими месяц и солнце, бракосочетание и благополучие.Как видим, современный красивый свадебный ритуал встречи молодых «хлебом-солью» имеет давние корни.

12 апреля 1917 года в церкви Святой Нины (Харакс, Крым)Княжна Надежда Петровна вышла замуж за князя Николая Владимировича Орлова

Здесь совершался интереснейший обряд царской свадьбы: в парадном зале Грановитой палаты под молитву священника происходило чесание гребнем голов жениха и невесты. Жена тысяцкого, обмакивая гребень в вине или в меду, расчесывала волосы царю и царевне, символизируя тем их переход в новое качество, а затем надевала невесте фату — знак ее «невидимости», скромности, стыдливости, осыпала жениха и невесту хмелем, что было залогом плодородия, богатства и достатка, обмахивала, словно веером, соболями, означавшими царственное богатство. (Даже в средневековье, когда пушнины в России было несравнимо больше, чем в наши дни, соболий мех считался поистине царским.)

Свадьба Князя Николая Романовича и графини Свевы деллы Герардески.
1951 год. Канны.

В наши дни от этого красивого свадебного ритуала остались, пожалуй, только фата и осыпание, правда, чаще не хмелем, а зерном, деньгами, цветами, иногда — конфетами. Фата же сегодня в основном служит украшением и не несет той ритуальной значимости, как в далеком прошлом.

Свадьба Князя Димитрия Романовича и Жанны фон Кауффман. 1959 г. Копенгаген.

Когда царю и царевне чесали волосы, дружка жениха кормил гостей хлебом и сыром, а дружка невесты подносил царю от имени царевны подарки. Здесь же стольники от имени молодых строго по росписи одаривали их родителей и ближайших «поезжан». А далее происходили символическое прощание родителей невесты с дочерью и передача ее жениху — ритуалы, в различных вариациях дошедшие до наших дней.Но вот наступала торжественная минута, когда жених и невеста отправлялись из Грановитой палаты для венчания в собор. В допетровской России существовало два обычая прибытия будущей царственной четы в церковь: зимний и летний. Зимой жених приезжал верхом на коне к собору со своим «поездом» раньше невесты. Царевна со своими «поезжанами» приезжала в санях следом.Ныне в загс или в церковь жених и невеста очень часто едут в разных машинах, а обратно — в одной, повторяя, таким образом, старинный обычай.

Свадьба Князя Ростислава Ростиславовича и Стефании Вердел Кук. 1960 г. Уиннетка.

Когда царская свадьба справлялась летом, царь с царевной, взявшись за руки, шли до собора пешком. Под ноги им стольники и стряпчие стлали по обычаю дорожки из красивой материи. Но когда бы ни была эта пышная церемония, зимой или летом, всегда она сопровождалась множеством действий, означающих всякого рода обереги, и звоном всех колоколов кремлевских и других московских церквей.

Свадьба Свет. Князя Георгия Юрьевского и Катарины Верхаген. 2003 г. Майнау.

Вторая свадьба Свет. Кн. Георгия Юрьевского, но на этот раз с Сильвией Трампп. 2013 г. Цюрих.

Участники современного «свадебного поезда» — несколько машин, украшенных лентами, цветами и шарами, — во всю сигналя, и не подозревают, что это пережиток древней предохранитель ной магии (когда прежде венчаться отправлялись не в автомобиле, а в коляске, ритуальный шум создавали щелканьем кнута). Звон церковных колоколов в старину и звуковые сигналы свадебных машин сегодня — различные формы оповещения «целого света» о празднуемой свадьбе.

В ноябре 1926 года в православной церкви в Биаррице состоялась свадьба Великого Князя Дмитрия Павловича и Одри Эмери

Наконец, после всех предварительных этапов, наступала кульминация свадебного торжества — венчание. Перенос его места при царе Алексее Михайловиче из домовой церкви русских царей, Благовещенского собора, в Успенский кафедральный говорил о том, что изменились представления о брачном венчании царей. Все, что было важно для государства в царской свадьбе, воплощал уже не весь «свадебный чин», а лишь акт церковного венчания. Именно при Алексее Михайловиче его значение неизмеримо возросло, почему и место венчания было перенесено в собор, предназначаемый для событий государственной важности (а старинный свадебный «чин» постепенно отошел в прошлое).

25 ноября 1925 года в Кобурге Великая Княжна Мария Кирилловна вступила в брак с Наследным принцем Лейнингенским Карлом

Итак, венчание. В соборной кремлевской церкви жених и невеста становились близ алтаря на соболя, застланные камками (так называли шелковую узорчатую ткань), и начинался священный акт венчания, по завершении которого молодые пили вино из одного сосуда и целовались. Отныне они соединялись «вечно-навечно» самим Богом и обретали новый государственно-значимый статус. Новобрачный царь проходит как бы повторную, после коронации, процедуру утверждения во власти, он отныне воспринимается как «зрелый» правитель, гарантирующий своей женитьбой продолжение династии, а значит, сохранение стабильности России. Ведь ее могущество, в традиционной российской системе ценностей, опиралось на прочность царской власти. Новобрачная в новом статусе царицы (так нарекали ее только после венчания) воспринималась как будущая мать наследника престола, иначе говоря, хранительница династии.

31 марта 1923 года в соборе Святого Александра Невского в Париже Князь Федор Александрович женился на княжне Ирине Павловне Палей.

Свадьба Натали Палей и Люсьена Лелонга

После венчания молодые и гости шли в Грановитую палату на свадебный пир. Царь с царицей занимали свои прежние места, где им до венчания гребнем чесали головы, а гости рассаживались согласно своему чину и должности. В центре стоял большой стол, во главе которого садились новобрачные, а вокруг него — «кривой», огибавший большой в виде буквы «П». По старинному обычаю на свадебном пиру новобрачные ничего не ели и не пили.

25 ноября 1931 года в Париже Князь Дмитрий Александрович женился на графине Марине Сергеевне Голенищевой-Кутузовой

Посидев немного, царь с царицей покидали шумный пир и отправлялись в опочивальню. Царская опочивальня замыкала ряд комнат дворца — Переднюю, Крестовую и Престольную, то есть государев кабинет. Ее низкие двери для сохранения тепла были обиты материей, полы застланы в несколько слоев коврами, ведь опочивальня не отапливалась. Центральным предметом всего убранства была, конечно же, постель. В старину говорили — «постеля». По своему богатству и роскоши она напоминала великолепный шатер. Сделанная из дорогих пород дерева, увенчанная балдахином постель убиралась особым образом. Вниз клали ржаные снопы, застланные ковром (снопы издревле на Руси считались символом прибытка в доме), на ковер — до десятка перин, на перинах возвышались изголовье и две подушки, все застилалось шелковой простыней и одеялами — холодным и теплым, собольим или куньим, в ноги клали шубу и ковер. В довершение кровать со всем убором покрывали простыней. За убранство спальни и постели отвечали постельники, самые доверенные и надежные люди царя, в обязанности которых входило соблюдение всех мер предосторожности.

Свадьба Княгини Ирины Феликсовны Юсуповой и графа Николая Дмитриевича Шереметева. 1938 год. Париж.

Перед дверью в спальню происходил еще один любопытный ритуал. Жена тысяцкого в овчинной шубе навыворот (символ плотского начала и новой семейной жизни) осыпала новобрачных хмелем. Дружка царя приносил им со свадебного стола хлеб, соль и курицу, завернутые в скатерть, и оставлял наедине.

Великий князь Дмитрий Павлович и его жена Одри Эмери

На утро следующего дня новобрачные мылись в бане. Это тоже был символический обряд очищения и вступления в новую жизнь с чистыми намерениями. Царская баня, или мыленка, находилась на нижнем этаже Теремного дворца, в одной из дальних комнат. Вода в мыленку в XVI веке специально привозилась, а с 1633 года стала подаваться водоподъемной машиной Водовзводной башни Кремля из Москвы-реки. В XVI-XVII веках еще существовал обычай, по которому сопровождавшие царя тысяцкий и дружки, а царицу — свахи и боярыни мыли новобрачных вином и медом. После бани царь с царицей завтракали в своих хоромах.

Свадьба Княгини Киры Кирилловны и принца Луи Фердинанда Прусского. 1938г. Потсдам.

Заключали царскую свадьбу праздничные обеды, прием поздравлений и раздача государевых милостей по случаю брачного торжества. Милости полагались всем, кто принимал участие в царской свадьбе, — от митрополита (с 1589 года — патриарха), благословлявшего брак, до сотника, охранявшего Кремль.

21 января 1952 года в Михайловской церкви в Каннах Князь Николай Романович обвенчался с графиней Свевой делла Герардеска

Государь Великий Князь Владимир III Кириллович ведёт свою дочь Великую Княгиню Марию Владимировну в церковь

В сентябре 1976 года Принц Франц-Вильгельм женился на Великой княжне Марии Владимировне Романовой

Вот так, по-царски торжественно, богато и красиво праздновались в XVI-XVII столетиях свадьбы всех российских государей. Обнаруженные в них некоторые ритуальные параллели с современностью весьма показательны. Эпоха российского позднего средневековья с точки зрения эволюции свадебной обрядности стала переломной. Уже никогда после царская свадебная обрядность, еще «не перекроенная» на западный манер, не была настолько национально своеобычна и близка народной. В царской свадебной обрядности еще обнаруживаются пережитки архаических верований, преданий, обычаев, формировавшихся в различные эпохи и продолжающих жить до сих пор.

Свадьба принца Петра Александровича Ольденбургского и Ольги Серебряковой. Биарриц. 1922.

В последующие периоды все изменилось. Эпоха Петра Первого знаменовала резкий разлом в свадебной культуре, когда свадебные обряды различных слоев общества стали развиваться своими путями. Традиционная «учиненная» царская свадьба с ее «причудами» навсегда осталась в XVI-XVII веках, не пережив культурных веяний нового времени. А народная свадьба адаптировалась к менявшимся культурно-историческим реалиям, сохранилась в своей основе и дожила до наших дней.

Свадьба Князя Никиты Александровича и графини Марии Воронцовой-Дашковой. Париж. 1922.

Словарик

Свадебный чин — подробное описание всего хода царской свадебной церемонии от первого до последнего дня с росписью всех гостей «по чинам», в соответствии с которыми они исполняли строго закрепленные за ними ритуальные функции. Свадебные чины составлялись для российских царей в Посольском приказе с середины XVI по конец XVII столетия.

Свадебный поезд — выстроенные по строго определенному порядку царские придворные.

Свадьба Княгини Ксении Георгиевны и Ульяма Линдса. 1921. Лондон.

Свадьба Княгини Нины Георгиевны и Князя Павла Чавчавадзе. 1922. Лондон.

Дружки — придворные свадебные чины на Руси в XV-XVII веках. Их роль на свадьбе заключалась в том, чтобы созывать гостей, произносить ритуальные речи, раздавать дары и угощения.

Свечники, каравайники, фонарщики — придворные чины на Руси, выполнявшие определенные церемониальные и хозяйственные функции.

Окольничий — придворный чин, распоряжавшийся церемониями.

Сидячие боярыни — придворные, чья роль на свадьбе сводилась к почетному сидению в Грановитой палате за свадебным столом.

Постельники, постельницы — придворные свадебные чины, охранявшие брачную спальню.

Тысяцкий — придворный главный чин со стороны жениха, сопровождавший его повсюду во время свадебной церемонии.

Стольники, стряпчие — придворные чины на Руси, выполнявшие хозяйственные и церемониальные функции.

Свадьба Княгини Екатерины Иоанновны и маркиза Ружеро Фараче. 1937 г. Рим.

Свадьба Князя Всеволода Иоанновича и леди Мэри Лигон. 1939 г. Лондон.

Свадьба Княгини Ксении Андреевны и Конхрама Анкрома. 1945г. Лондон.

Источник

Читайте также:  Подруга поздравляет невесту с днем свадьбы