Меню

Федотов картины сватовство гусара



«Сватовство майора»: почему ироничная картина П. Федотова произвела фурор в середине ХІХ века

Павел Федотов намеревался стать художником-баталистом, но когда Иван Крылов увидел его бытовые зарисовки, он порекомендовал ему продолжать работать в этом направлении. Публика в середине ХІХ в. уже пресытилась воспеванием красоты и благородства, а ироничные картины, вызывающие смех, были на тот момент большой редкостью. Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Поэтому стиль Федотова называли «комическим реализмом».

Дело в том, что сюжет картины был не просто хорошо знаком зрителям – подобные браки случались тогда повсеместно. А персонажи были такими типичными и узнаваемыми, что это заставляло хохотать весь город. Браки обедневших дворян с представителями богатого купечества были взаимовыгодной сделкой: одни получали звания и титулы, а другие – деньги.

В центре композиции – невеста, которую сватают майору, которая якобы из смущения пытается убежать в другую комнату. Однако на самом деле она жеманничает, ведь, судя по наряду, к приезду жениха она готовилась. Мать пытается удержать и образумить невесту, и ее поза, и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Сам купец скромно стоит в углу за ее спиной и впопыхах пытается застегнуть сюртук, приготовленный специально для торжественного случая. В дверях ожидает майор, он явно не волнуется по поводу сватовства, ведь исход уже предрешен. Покручивая ус и хитро прищурившись, он словно подсчитывает будущие доходы от выгодной женитьбы.

Атмосферу купеческого дома помогают воссоздать и второстепенные персонажи – глуховатая старуха-приживалка, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарка, выполняющая обязанности и горничной, и лакея. Шампанское в этом доме, очевидно, пьют нечасто и поэтому изящно подать не умеют – бутылка и бокалы сиротливо стоят на стуле.

В поисках героев и подходящего интерьера для этой картины Федотов обошел весь Петербург – он хотел достичь максимальной достоверности. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

В поисках интерьера Федотов под разными предлогами заходил в купеческие дома: спрашивал, не продается ли дом или предметы мебели, не сдается ли квартира. Но подходящую комнату в конце концов нашел в трактире! Один из друзей художника потом вспоминал: «Один раз, проходя около какого-то трактира, художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».

И комната, и персонажи выглядят комично: действие происходит в передней, а не в гостиной или столовой, что не соответствует этикету, жених явился без букета, невеста и маменька в бальных платьях, что противоречит и случаю, и времени суток, скатерть не годится для приема пищи – она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре, накрытый стол слишком мал для такого количества закусок.

Несмотря на комичность ситуации и персонажей, создается теплая атмосфера – герои всего лишь заложники обстоятельств, как и многие им подобные, и смеется над ними автор без злобы, а с добродушно-снисходительной иронией. Сюжеты всех своих картин Федотов искал в повседневной жизни, и поэтому они пользовались таким невероятным успехом.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Сватовство майора»: почему ироничная картина П. Федотова произвела фурор в середине ХІХ века

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также:  Горящее сердце для свадьбы

Павел Федотов намеревался стать художником-баталистом, но когда Иван Крылов увидел его бытовые зарисовки, он порекомендовал ему продолжать работать в этом направлении. Публика в середине ХІХ в. уже пресытилась воспеванием красоты и благородства, а ироничные картины, вызывающие смех, были на тот момент большой редкостью. Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Поэтому стиль Федотова называли «комическим реализмом».

Дело в том, что сюжет картины был не просто хорошо знаком зрителям – подобные браки случались тогда повсеместно. А персонажи были такими типичными и узнаваемыми, что это заставляло хохотать весь город. Браки обедневших дворян с представителями богатого купечества были взаимовыгодной сделкой: одни получали звания и титулы, а другие – деньги.

В центре композиции – невеста, которую сватают майору, которая якобы из смущения пытается убежать в другую комнату. Однако на самом деле она жеманничает, ведь, судя по наряду, к приезду жениха она готовилась. Мать пытается удержать и образумить невесту, и ее поза, и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Сам купец скромно стоит в углу за ее спиной и впопыхах пытается застегнуть сюртук, приготовленный специально для торжественного случая. В дверях ожидает майор, он явно не волнуется по поводу сватовства, ведь исход уже предрешен. Покручивая ус и хитро прищурившись, он словно подсчитывает будущие доходы от выгодной женитьбы.

Атмосферу купеческого дома помогают воссоздать и второстепенные персонажи – глуховатая старуха-приживалка, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарка, выполняющая обязанности и горничной, и лакея. Шампанское в этом доме, очевидно, пьют нечасто и поэтому изящно подать не умеют – бутылка и бокалы сиротливо стоят на стуле.

В поисках героев и подходящего интерьера для этой картины Федотов обошел весь Петербург – он хотел достичь максимальной достоверности. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

В поисках интерьера Федотов под разными предлогами заходил в купеческие дома: спрашивал, не продается ли дом или предметы мебели, не сдается ли квартира. Но подходящую комнату в конце концов нашел в трактире! Один из друзей художника потом вспоминал: «Один раз, проходя около какого-то трактира, художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».

И комната, и персонажи выглядят комично: действие происходит в передней, а не в гостиной или столовой, что не соответствует этикету, жених явился без букета, невеста и маменька в бальных платьях, что противоречит и случаю, и времени суток, скатерть не годится для приема пищи – она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре, накрытый стол слишком мал для такого количества закусок.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Скандальный шедевр, за который художник Федотов получил звание академика, но остался несчастен: «Сватовство майора»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Биография художника

«Сватовство майора»: предыстория написания

До середины XIX века картины русских художников обычно изображали три сюжета: исторические события, библейские истории и аристократические портреты. С середины XIX века появляется все больше сюжетов о среднем классе, который становится все могущественнее и сильнее. В чем их ценность для художников? У среднего класса всегда были средства на покупку предметов искусства и они охотнее на это шли. Поэтому впоследствии возникли новые сюжеты о среднем классе. В этой связи Павел Федотов со своими актуальными темами о любви, деньгах и престиже оказался очень кстати.

Читайте также:  С днем свадьбы сорок один год

Сюжет картины

Павел Федотов начал работу над полотном (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году. Художник изобразил «Сватовство майора» как мизансцену (французский термин, означающий постановочную сцену). Федотов изображает сюжет картины так, словно это сцена из спектакля. Все герои замирают в самом выразительном жесте и кульминационном моменте — это усиливает сюжетную историю.

«Сватовство майора» — главное произведение зрелого периода в творчестве Федотова. Оно буквально раскрыло принципы его искусства, определило методы работы и стиль. За знаменитое полотно Федотову было присвоено звание академика. Вся композиция картины разделена на группы, каждая из которых развивает свою сюжетную линию в рамках общей темы. В центре композиции — бегущая невеста и мама, пытающаяся ее удержать.

Майор

«Сватовство майора» отражает очень распространенную традицию в России XIX века: обеспеченный холостяк, желающий заключить брак с подходящей дамой. Сам майор стоит в дверном проеме справа от сцены. Его тело освещается сзади золотисто-желтым светом. Хоть и фигура изображена в силуэте, все его черты (даже скучающее лицо), хорошо видны. Возможно, майор не является самым завидным женихом и мечтой всех девушек, но он проецирует образ разумного и рационального человека, желающего жениться. В нем нет ни единого намека на любовь или привязанность, но при этом майор излучает честь и респектабельность.

Сваха

Отец невесты

Фигура отца — одна из самых темных и сложно различимых. Он одет в широкую мантию, который делает его тело буквально бесформенным. И если бы не его белая борода и румяный цвет лица, он почти слился бы с фоном. Отец должен был быть главой семьи этого важного процесса, но отнюдь. Федотов сделал мать невесты более значимой фигурой, отец здесь все же второстепенен. Сам он выглядит скромно, а вот его обеспеченное положение выдает богато украшенный дом. Потолок обшит панелями, в комнате много дорогих предметов, такие как люстра, позолоченные рамы для картин и хрупкая стеклянная посуда. Семья купца — идеальный образ среднего класса.

Слева от отца элегантно одетая мать. Она определенно готовилась к приходу значимых гостей. На ней надето розовое платье с белой шалью. Очень заметна (и это не просто так) сережка с бриллиантами, свисающая с уха. Волосы матери невесты собраны в зеленый платок. Крестьянское происхождение этой героини выдает платок. Да, она дорого одета, на ней есть драгоценности, но в то время женщины более высшего класса не носили платки и, конечно, не позволяли себе подобных жестов рядом с чужими людьми. Представительницы высшего сословия могли украсить свои волосы декоративными элементами или вовсе ничего не вставлять в прическу. Мать держит свою шаль в одной руке, а другой пытается поймать свою дочь. Похоже, она удерживает дочь от побега. Губы и глаза героини широко раскрыты, будто приказывая: «Вернись, дитя, ты много теряешь!».

Потенциальная невеста

Композиция и связь героев

Тем не менее, все на полотне имеет печать купеческого вкуса: неподходящий наряд на хозяине дома, крестьянский платок на голове матери, слишком вычурный наряж дочери, грубые жесты и явная нелепость ситуации. В гостиной также видны вкусы владельцев: вместо модных картин на стене изображен портрет митрополита (снова отсылка к крестьянскому прошлому).

Таким образом, несмотря на сложную личную судьбу. Павлу Федотову удалось создать целостный образ купеческой жизни XIX века. Здесь и комичный сюжет, и средний класс, не готовый расстаться с крестьянскими привычками, и традиции заключения брака той эпохи, и большие социальные перипетии. Искусствоведы и критики, впервые увидевшие полотно Федотова, в один голос называли его одним из замечательных произведений русской живописи XIX века, которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника».

Читайте также:  Рамки календари для свадьбы

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Обратите внимание:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: модераторам, участинкам блога, зарегистрированным пользователям

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Комментарии

Дорогая автор, вы наверное опять скажете, что я ко всему подхожу с негативом. И профиль мой не стал более наполненным с прошлого раза. Но ваш рассказ о картине не содержит важнейших сведений, без которых в ней мало что можно по-настоящему понять.

Во-первых, почему женится именно майор? Да потому, что в те времена, чтобы простому человеку получить права потомственного дворянства, которое позволяло и детям его с рождения иметь права дворянства, на военной службе нужно было выслужить именно чин майора. Поэтому офицеры, вышедшие из низших слоёв общества, откладывали женитьбу именно до получения майорского чина. Позже чин майора в русской армии упразднили, и желающим получить права потомственного дворянства пришлось служить уже до чина подполковника, что стало немалой трагедией в судьбе поэта Афанасия Фета. И кстати, майор Ковалёв из повести Гоголя «Нос» именно поэтому называет себя майором. Хотя на самом деле он носил гражданский чин коллежского асессора, равный по Табели о рангах майорскому, но не дававший в отличие от него прав потомственного дворянства. В общем, слово «майор» в те времена в России значило немало. Но вернёмся, однако, именно к нашему майору. О том, что он дослужился до такого чина с самых низов, говорит и тот факт, что жениться он собрался на купеческой дочке, а не на дворянке. Вполне возможно, что наш майор начал карьеру со школы кантонистов. Не буду подробно писать, что это, интересующиеся могут поискать в сети, это несложно. Невесту из богатой купеческой семьи он выбрал вовсе не потому, что он, как вы пишете, состоятельный. Как раз наоборот. Очевидно, что нет у него своих поместий и прочих сторонних доходов, а живёт он только на своё майорское жалованье, не очень маленькое, но и отнюдь не огромное. Кстати, если бы вы потрудились найти стихотворное описание картины, написанное самим Федотовым, то узнали бы, что про майора он пишет, что у него «карман дырявый».

Во-вторых, спрашивается, а какой же резон богатому купцу выдавать дочку за не очень богатого офицера? Самый прямой. Дочка его с замужеством приобретает права потомственного дворянства, следовательно её дети и, соответственно, его внуки тоже будут потомственными дворянами, что гораздо почётнее купеческого звания. Да и самому купцу родство с потомственным дворянином будет весьма полезно. Россия была страной сословий, и разница между правами разных сословий была большая. Так что у бедного дворянина прав было побольше, чем у богатого купца.

Ни платок на голове матери, ни портрет священника на стене никоим образом не указывают на крестьянское происхождение купцов. Такие вещи были вполне обычны для купеческих семей, в которых купцами были многие поколения.

Следовательно, что мы видим на картине? Уже немолодой, повидавший виды мужчина наконец-то дождался осуществления мечты своей жизни — обеспеченного существования с молоденькой женой. Родители невесты тоже дождались осуществления своей мечты — престижного женишка для дочки, что им тоже сулит повышение их статуса. На желания и чувства самой дочери, чью молодость, невинность, но и некоторое вместе с тем жеманство художник подчёркивает светлыми красками, всем в общем-то наплевать. Вот так вкратце.

Это мнение мне очень даже понравилось. Объективно и аргументированно. Это выражение вашей позиции по моей статье. Имеет место быть.

Источник