Меню

Что такое девичья свадьба



Красота – символ девичества

Красота – символ девичества

Красота – это какой-либо предмет, воплощающий девичью жизнь. Также её называли «девичья воля». В русской традиции есть два основных типа красоты: украшения для деревца или атрибут причёски.

Сначала рассмотрим красоту как атрибут причёски.

Девушки на Руси традиционно носили одну косу, в которую вплетали ленты, цветы. Головной убор всегда оставлял волосы непокрытыми (венец, венок, косник).

Красота могла быть любым из перечисленных предметов:

являться девичьим головным убором (часто венком из искусственных цветов или «коруной»);

быть одной или несколькими лентами для волос;

быть косой, сплетённой из соломы или льна, и украшенной лентами;

представлять собой настоящую косу невесты.

Красоту в виде соломенной косы часто выкупал и забирал жених, приехавший за невестой. Если красотой «назначалась» настоящая коса, её тоже выкупал жених. После этого отрезали её кончик, но это было редко, обычно довольствовались тем, что просто расплетали её.

Красоту – головной убор или ленту невеста дарила сестре или подруге на девичнике, либо за свадебным столом после повивания сваха передавала её каждой подружке на примерку, а в конце отдавала сестре.

Другой тип красоты – украшения для деревца либо само деревце. Примерно за неделю-две до свадьбы, когда девушку объявляли «сговоренкой», подруги одни (без невесты) шли в лес и срезали верхушку с ели (реже с сосны). Дома у одной из подружек они наряжали ёлочку лентами, сладостями или подарками, свечами. Часто верхушку украшали пустым куриным крашенным или сахарным яйцом. Потом такую красоту приносили в дом невесты.

Кроме широко распространённых ёлочек, этнографам известны деревца в виде крупного букета из искусственных цветов, который представлял собой связанные прутики с прикреплёнными к ним бумажными цветками.

Весьма распространённой была красота из репея. Иногда она носила имя «лебедин». По внешнему виду она напоминала нечто среднее между деревцем и большим (но не очень пышным) букетом.

Реже использовались деревца из берёзовых веточек.

Как мы видим, наибольшее распространение на Руси получили деревца-красоты из колючих растений. И ель, и репей в народе считались связанными с потусторонним миром и одновременно оберегом.

Свадебное деревце прибивали на стену или ставили на стол во время девичника и выводного стола (тогда опорой для неё часто служил круглый хлеб или ваза). Рядом сажали невесту.

В некоторых регионах деревце сжигали или ломали уже во время выводного стола, по другому варианту его брали с собой в дом жениха. Деревце перевозили друзья жениха в том случае, если на выводном столе они выкупили его (клали деньги в его основание); если им этого не предлагали, деревце везли подружки невесты.

Привезя деревце на свадебный пир:

ставили его на стол рядом с невестой,

либо подвешивали над новобрачными наподобие люстры,

либо прибивали к стене.

На второй или третий день свадьбы деревце уничтожали, полностью сжигая (например, выходили в поле и сжигали подобно чучелу Масленицы). Иногда его просто ломали за столом и раздавали украшения (реже и ветки) гостям.

Были и более редкие виды свадебного деревца – это банный веник и пучок ржаных колосьев.

Во многих областях, где посещение бани было обязательным перед свадьбой, деревце заместил банный веник (обычно берёзовый), украшенный лентами и цветами. Перед баней подружки торжественно провозили его по всей деревне, а потом им парили невесту, напевая, что она смывает «девью красоту».

В Воронежской губернии красота называлась «покраса» и представляла собой несколько пучков ржаных колосьев, которые во время предсвадебья подвешивали к потолку, а после свадьбы убирали и хранили на чердаке родственники невесты, если она была девственна, а если нет – то просто выкидывали колосья после женитьбы.

В ряде районов Вологодской и Архангельской областей красотой был «зайчик». Вот как его описывает Л. Г. Козинская (на примере Коношеского района Архангельской области). Накануне свадьбы подружки невесты сворачивали «зайчика» из белого носового платка, скручивали ножки и хвостик с помощью цветных ниток, украшали бисером, пуговицами. Во время выводного стола жениху подносили «зайчика» на блюде две подружки невесты и рассказывали, как зайчик хотел убежать, они долго гнались за ним и с трудом поймали. Затем просили выкуп: «Молодой князь, Олександр Арсеньевич! Можешь ли к нашему заиньке чесь приложить – небольшая чесь, рубликов шесь, восемь дак не бросим».

Жених насыпал на блюдо вокруг зайчика пряники, орехи, деньги, которые потом делили между собой подружки невесты, а себе брал фигурку12.

В Вологодской области, видимо, зайчика брали с собой на свадебный пир подружки невесты, и в доме жениха они его доставали и бросали гостям 15.

Вообще, заяц – это символ холостой жизни (чаще всего образ жениха), но по поводу зайчика как символа девичества говорит загадка, записанная в словаре В. И. Даля: «Со вечера бел заюшко по приволью скачет, со полуночи на блюде лежит (о невесте)».

К красоте относились как к живому существу, вот как причитает о ней невеста на девичнике:

Да мои милые подруженьки.

Да уж что же такое мне послышалось,

У крылечушка побрякалось?

Часта лесенка рассыпалась,

Да отворились двери на пяту.

Да идёт ко мне, жалует

Да дорогая честна гостьюшка,

Да моя девичья красота.

Да подошла она, поглядела,

Да руссу косыньку расправила,

Да ко мне боле не сулилася13.

Общаться с красотой могли и другие девушки:

Да уж мы шли широкой улицей,

Да нам попалась встреча добрая —

Да что твоя девья красота.

Да она шла, не поклонилася,

Да верно, крепко рассердилася.14

Из народных песен также видно, что красота считалась не просто живым существом: она была двойником невесты, её девичьей душой, а предметы (ёлочка, коса или головной убор) были лишь её обликом. Воплощаться красота умела по-разному, и могла даже менять свой образ: в свадебных причетах поётся, что, попав в баню вместе с невестой, красота то пытается спрятаться в каменке, то садится на воду уточкой, то кидается к окошку лебедью, то превращается в белый пар, пока, наконец, не оборачивается птицей и улетает:

Во тёплой да парной баенке

Моя волюшка спугаласе,

Во каменочку кладаласе,

А на водушку садиласе,

Серой утушкой явиласе.

А на окошечко садиласе,

Белой лебедью явиласе,

Она крылушки расправила,

По околенки ударила.

Улетела моя волюшка

На безродную сторонушку…

А уходит красота обычно на тот свет. Вот что говорится в одном из причетов: «Уж как пошла моя воля великая, пошла вон из светлицы и пошла на калинов мост. Пошла она, заохала, зарыдала и заплакала, да рассердилася, повеки она не сулилася». Калинов мост, как хорошо известно из фольклора, и есть граница с миром мёртвых.

Теперь перечислим разные варианты завершения обрядов с красотой:

Невеста после девичника оставляла красоту в таком месте, которое люди связывали с «тем светом» (относила в церковь, чисто поле);

Невеста дарила красоту одной из девушек на девичнике;

Красоту после девичника уносили, чтобы свадебным утром его мог выкупить или сломать дружка от имени жениха. Редко жених приходил и забирал её прямо с девичника.

Красота «сопровождала» невесту вплоть до свадебного застолья. Если это было деревце, его ставили или вешали рядом с молодожёнами во время посада или застолья в доме жениха, в завершении которого этот сакральный предмет сжигали или раздавали по частям гостям. Если красота была головным убором невесты, его передавали одной из подружек во время повивания.

Редкие случаи: красота оставалась «на память» в доме невесты, мать ставила её на окно или хранила на чердаке; красоту брали с собой на свадьбу подружки, но на третий день возвращали матери невесты (бросали в руки или во двор через забор).

Есть закономерность: «колючее» деревце чаще всего сжигают или ломают (иногда перед этим раздают украшения с него), а головной убор или ленту обычно дарят подружке или сестре.

Кроме того, в символике деревца наблюдаются такие особенности, которые говорят о его более широком значении, чем то, которым его стали наделять в конце XIX–XX в. Многие черты образа деревца говорят о том, что долгое время это был не просто символ девичества. Рассмотрим эту тему отдельно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Красота по-чешски

Красота по-чешски Каждый из нас рождается в условиях и по законам той единственной красоты, о которой нам не суждено поведать миру. И мир, похоже, благодарен нам всем за это. Андрей Геласимов. «Рахиль» Рассказать о красоте… Во всех смыслах задача эта кажется непосильной.

Госпром — символ Харькова

Госпром — символ Харькова «Золотым веком» советского авангарда стали 1927–1929 годы. Один из немногих воплощенных в жизнь гигантов конструктивизма — это харьковский Дом Госпромышленности (Госпром). Во Всемирной архитектурной энциклопедии именно здание Госпрома

Красота по-тайваньски

Красота по-тайваньски В дни моего пребывания в Тайбэе я то и дело впадаю в панику: как я их буду различать, их так много, и они же все одинаковые. Все маленькие, худенькие, все черноголовые; у всех раскосые глаза и плоские носы. Я, конечно, знаю про этот эффект восприятия

Флаг как символ единства

Флаг как символ единства Британский флаг не менее узнаваем, чем американский. Наверное, не сыскать не земле человека, который не узнал бы британский Union Jack среди сотни флагов других стран. Четыре перекрещенные красные линии на синем фоне. Свое название флаг получил от

Красный автобус как символ Британии

Красный автобус как символ Британии Красный лондонский двухэтажный автобус в 2014 году отмечает свое 60-летие. Интересно, что у одного из самых главных символов Великобритании, оказывается, французские корни. Первый омнибус, двухэтажная повозка, запряженная парой лошадей,

Байбайбуш — символ борьбы

Байбайбуш — символ борьбы Скажем прямо, ботинки Рамазана Байдана — страшная дешевка. Не думаю, что они продержались бы дольше, чем пошитые под Стамбулом итальянские туфли учительницы биологии. Делают их из низкокачественного кожзаменителя. Подошва такая толстая, что

Читайте также:  Свадьба 2019 модные тенденции

Вера и красота

Вера и красота Ютта Рюдигер, журналистка союза немецких девушек, провела дискуссию о задачах проекта «Вера и красота» на съезде лидеров союза гитлеровской молодежи в Хаммерсбахе 9 февраля и в имперской молодежной пресс-службе.По ее сообщению, проект этот не является

Глава 5 «Красота» дезинформации

Глава 5 «Красота» дезинформации Многие политики, представители академических кругов и средств массовой информации верят, что дезинформация – это изживший себя феномен «холодной войны». В 1986 году, между прочим, слова «дезинформация» не присутствовало среди трехсот

Литературный символ

Литературный символ В июле 2005 г. журнал Forbes впервые опубликовал данные о доходах самых успешных российских писателей. Согласно Forbes, с 1 июля 2004 г. по 30 июня 2005 г. Дарья Донцова (Агриппина Васильева) заработала $2,1 млн, Борис Акунин (Георгий Чхартишвили) – $2 млн.Рост общего

Красота формы

Красота формы Форма произведения. И не просто форма, а красивая.Это понятие включает в себя многое: язык героев, композицию, чередование эпизодов. Остановлюсь на нескольких моментах.Несмотря на некоторую категоричность своих суждений и выводов, должен сделать оговорку,

Предисловие СИМВОЛ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ГЕРБА

Предисловие СИМВОЛ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ГЕРБА У этой книги своя история. Она два раза выходила в Сибири. Стала там бестселлером. Два раза выходила и за границей: в Венгрии и Японии. Теперь выходит в Москве.С автором ее, Некрасом Рыжим, случай свел меня в редакции газеты

Красота

Красота Глядя на обветшалое здание или ржавый мост, мы наблюдаем, как природа и человек стали причастны к одному делу. Если заново покрасить здание, это волшебство исчезнет. Но если предоставить все естественному ходу вещей, то видно, как человек строил, а затем природа

Что есть красота?.

Что есть красота?. Красота – это не столько (и не только) внешняя привлекательность, сколько уважение к себе. И вежливость по отношению к другим людям.Вам, вероятно, никогда не приходило в голову, что те двадцать-тридцать минут в день, которые вы проводите перед зеркалом,

Символ высокой миссии

Символ высокой миссии Я – не судья… И взором не судьи, но друга Смотрю в твою судьбу. В момент вступления В. Путина в должность президента России, то есть инаугурации (Москва, 07.05.2000, 12:04), отметим великое соединение Юпитера с Сатурном, что предполагает не только дальнейшее

Источник

Русский свадебный обряд: традиции и творчество

Все чаще молодые люди в преддверии свадьбы интересуются народными свадебными традициями. Иногда даже какие-то элементы народной свадьбы используют в свадебном торжестве. Имея двух дочек, я иногда задумываюсь, как же я буду выдавать их замуж. Какие есть традиции и поверья.

Меня очень заинтересовало, а как наши предки справляли свадьбы?

О свадебных обрядах наших древних предков, и мы имеем в виду действительно древних — тех, кто жил по законам ведического мировоззрения на протяжении нескольких тысячелетий, практически ничего не известно. То, что преподносится нам сейчас, как самая древняя древность, таковой на самом деле не является. Самым известным источником по вопросу свадебных обычаев древних славян является летопись христианского священника Нестора, «Повесть временных лет» 12 века. Он пишет, что обычаи древних славян разнились от племени к племени, и в некоторых племенах практиковалось так называемое «умыкание» — жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении — и многожёнство: «Схожахуся на игрища. и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены…»
Историк Н.М. Карамзин продолжает несторовскую традицию описания, по его оценке, полудиких славян в своей «Истории Государства Российского», Т. 1, гл.3, где рассказывает страшилки о семейной жизни гостеприимных, целомудренных и верных в браке, но не охваченных «благодетельным учением Христианской Веры», недалёких наших предков: «Они считали жён совершенными рабами, во всяком случае, безответными; не дозволяли им ни противоречить себе, ни жаловаться; обременяли их трудами, заботами хозяйственными и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна служить ему и на том свете. Сие рабство жён происходило, кажется, оттого, что мужья обыкновенно покупали их…» После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила всё семейство. Свадебный обряд, который описывают, как «древний русский», сформировался сравнительно недавно — после того, как Руси навязали христианство и постарались выбить из народного обихода как можно больше ведических традиций, к чему последовательно прикладывали руку многие правители России, например лже-Пётр I, старательно насаждавший «прогрессивные» европейские обычаи. Тем не менее, кое-какие «языческие» элементы сохраняются даже в современных свадебных обрядах, например, осыпание зерном, маком или хмелем, перенесение невесты через порог, связывание рук жениха и невесты полотенцем и другие.

До нас дошли и такие обряды. Считалось, что для сохранения единства семьи, нужно положить под порог дома разомкнутый замок в то время, когда жениха с невестой выводили из церкви. Когда они перешагивали через порог, замок тотчас поднимали и закрывали, а ключ бросали в реку или колодец, чтобы муж и жена жили в радости и согласии и никогда не расставались.

Чтобы уберечь невесту от порчи и дурного сглаза, в подол её платья, в рубашку, в ворот закалывали безухие иглы, безголовые булавки, тело обёртывали обрывками мережек. Всё это делалось для того, чтобы молодых в день свадьбы не «испортили». Считалось, что никакому знахарю невозможно испортить человека, если у него есть безухие и безголовые иглы и булавки. Для этой же цели в косяк входной двери вбивали крест накрест гвозди или большие иглы, а талию невесты обвязывали шерстяной ниткой; кроме того надёжной защитой от измен и обманов считались стежки на ночной сорочке, сделанные самой невестой вручную. После христианизации, молодых на Руси было принято женить в раннем возрасте, начиная с 12 лет. При этом решение о браке принималось родителями, а детям сообщалось об этом решении незадолго до свадьбы.

Однако в некоторых регионах допускалось и другое поведение. Приглядевший невесту парень должен был сказать об этом своему отцу. Если он получал одобрение, то в дом девушки направляли двух сватов с хлебом.

В средние века свадьбы на Руси справлялись по такому плану: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп, венчание, гуляние, свадебный пир. Каждый этап свадебного обряда включал в себя множество обрядовых действий невесты, жениха, дружки, дружка, будущей тёщи и других участников, а также обрядовые песни, причёты и разные формальные процедуры. Обряды символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Невеста как бы «умирала» для свого рода (отсюда и вытие, и причитание) и «рождалась» в другом роду.

Сватовство

Сватовство предварял сбор сведений о невесте — «выясняли породу». Первый день сватовства назначали, если полученная информация удовлетворяла семью жениха. Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и т.д., реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Текст мог быть таким: У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки. Чаще всего в роли сватов выступали специально нанятые свахи, иногда родственники жениха, это мог быть отец, крёстный, крёстная, дядя. В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Они должны были разузнавать о том, какое приданое даётся за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы.

Смотрины

Через смотрины должна была пройти каждая невеста, какими бы благоприятными ни были собранные о ней сведения. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем.

Девушку выводили на середину комнаты и предлагали совершить различные действия: пройтись перед лавкой, где сидели сваты, приподнять поочередно обе руки, снять с головы платок и т.д. При таком пристальном осмотре были видны все физические изъяны.

По окончании смотрин ждали решения жениха. Если невеста устраивала, договаривались о дальнейших действиях. Или смотрители выходили на крыльцо для совещания. Потом жених возвращался, и мать девушки подносила ему стакан мёда. Если парень выпивал весь стакан — жди сватов. Если подносил ко рту и тут же ставил на стол — не бывать свадьбе.

Также «смотрели» и хозяйство жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху. Но, если родители невесты оставались довольны результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, то они назначали день публичного сватовства — рукобитья.

Рукобитие

В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты). Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства. «Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

На «сговоре» гостям ставилось угощение, родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родных жениха), приданом и т.д. Также при рукобитии распределяли свадебные чины — роли, распределяемые между гостями на свадьбе. В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Всё это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.

Читайте также:  Количество свадеб по месяцам статистика

Вытие

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда – до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и так далее), пели и плясали. На «неделе» жених должен был приехать с подарками.

В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причётами невесты, в том числе и приезд жениха.

Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей и проводила всё время перед свадьбой «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжёлым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. На невесту надевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Такой обряд назывался завешиванием.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождалось «прощаньем с красной красотой».

«Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки. Но сначала подруги плели ей косу в последний раз, заплетая в неё косник — расшитую жемчугом и бисером ленту. Далее, причитая и плача, подруги в последний раз расплетали девичью косу, а косник невеста передавала младшей сестрёнке или незамужней подружке. На девичник во всём доме развешивали рукотворные творения невесты, что она успела сделать в девичестве. Это были рушники и салфетки, вышитые невестой, рубахи и платья, домотканые коврики. Всё то, что она научилась делать за свою жизнь.

Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Знахарка читала в бане невесте заговоры от измены.

Её парили и несколько раз окатывали водой. Последнюю воду после невесты собирали в маленькую ёмкость, чтобы на свадьбе подлить жениху в питьё. Это был заговор от измены и на любовь.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходило следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Выкуп свадебный

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд с бубенцами.

Колокольцы и бубенцы — не просто украшение свадебного поезда. Они не только придавали праздничность всей процессии, но и оберегали её. «Звенят колокольчики — не пристанет злая сила, злой глаз, злой промысел». Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т.п. Выкупать может как сам жених, так и дружка. Выкупалась и невеста. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. Иногда имел место «обман» жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

Здесь используется ещё один обряд — подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и так далее.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу вывернутую мехом наружу. Шкура животного выполняла функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир

После венчания невеста причитать перестаёт.

С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправлялись за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом.

Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир. Во время пира пели величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день пир продолжался в доме невесты. Если пировали три дня, на третий снова возвращались к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» — сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался.

На следующее утро (иногда — спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты — рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и так далее.

Второй день свадьбы. На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Например, хождение «молодухи» за водой с двумя вёслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна — молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

В этот же день жених приезжал к тёще. Она его угощала специально приготовленной едой (блинами, яичницей и др.). Тарелка накрывалась платком, а зять привозил ей подарок-выкуп платка.

Третий день свадьбы. Свадьбу заканчивали праздновать в доме молодого мужа на третий день. В этот день сватов «выгоняли» из дома, родственники мужа били горшки о дверь, сваты пели и плясали на лавках. У порога дома молодого мужа в последний день празднования свадьбы забивали кол, символизируя завершение пиров и гуляний.

Русские народные свадебные поверья и приметы

Свадебный ритуал издавна сопровождался определенными обрядами и связанными с ними приметами. Обряды, пройдя сквозь века, стали мягче, проще и человечнее. Но свадебные приметы, хоть и пополнились новыми суевериями, остались такими же строгими. Верить им или нет — каждый решает сам. Но соблюдение «техники безопасности» поможет избежать ненужных конфликтов и ссор на любой свадьбе.

Любое суеверие возникло не на пустом месте. Людская наблюдательность при праздновании свадебного торжества проявила себя с сильной стороны, подмечая причины и их следствия. Именно поэтому большую часть примет можно объяснить даже самым категорично настроенным людям обычными жизненными ситуациями.

Как правило, все поверья и приметы на свадьбу, что можно и что нельзя, так или иначе, связаны со здоровьем людей, сохранением имущества и умением быть счастливыми. Например, порванные платья и костюмы — это всегда к сварливым родственникам. Что не удивительно, ведь в глубокой древности свадебный наряд нередко был семейным достоянием и передавался по наследству. И порча такого платья легко приводила к семейному скандалу.

Что же касалось будущего счастья, то здесь все традиционно построено на принципе «наоборот». Так, если во время торжества разбилась посуда — значит, в семейной жизни не будет ссор. В современном прочтении эта примета стала отдельным обязательным ритуалом, когда жених и невеста, выйдя из ЗАГСа, разбивают «на счастье» те бокалы, в которых пьют шампанское. При этом люди за века эту примету объединили с еще одной: считается, что если разбитые бокалы легли крупными кусками, то первый ребенок будет мальчиком, а если мелкими — девочкой.

Также приметы счастливой свадьбы советуют невесте перед самим торжеством обязательно поплакать. На самом деле, в глубокой древности невесты плакали и без специальных целей, ведь они действительно уходили из одной семьи в другую и навсегда оставляли за плечами свою вольную жизнь. Сегодня это совсем не так, но с психологической точки зрения, такие слезы помогают снизить нервное напряжение, а значит — само торжество, как и семейная жизнь, девушке будет в радость. Поэтому невесты плакали и плачут на свадьбе, порой, не зная, что это важная примета, сулящая счастье в браке.

Свадебное платье

Девушка, переходящая в новую семью, была залогом процветания и будущего целого рода. На нее возлагали надежды, связанные с рождением детей и внуков. А умение держать дом в чистоте, создавать уют и находить общий язык с новыми родственниками — это важно и для личного счастья каждой невесты. Поэтому неудивительно, что именно невеста была и остается под самым пристальным вниманием гостей. И больше всего ограничений связано с ее действиями и нарядом.

Так, приметы про свадебное платье запрещают невесте:

  • надевать свой наряд через ноги, а не через голову;
  • надевать свадебное платье, взятое взаймы (хотя сегодня эта примета соблюдается не столь строго);
  • носить платье, на котором в виде украшения имеются узелки, шнурки и плетения, но при этом под платье можно прикрепить специальный узелковый оберег;
  • одеваться и показываться в платье перед женихом до церемонии;
  • носить раздельный костюм, а не цельнокроеное платье;
  • давать мерить что-то из своего туалета: платье, фату, туфли или кольцо кому-то другому.

Соблюдая эти свадебные приметы и суеверия, невеста избежит ссор, плохого самочувствия и ранних расставаний с женихом.

Также считается, что если свадебный туалет был целиком надет до венчания, например, при примерке, то самой свадьбы не будет. Поэтому при выборе в магазине или ателье принято какую-то часть наряда не надевать. Чаще всего — перчатки.

Читайте также:  Поздравления с днем свадьбы красивые короткие молодым

Что же касается цвета платья, то он почти не имеет значение. Белое, кремовое, красное… Народная мудрость осуждает только зеленый цвет, который никак не связан со свадебным ритуалом. Именно его следует избегать в наряде.

Еще среди огромного количества поверий можно встретить и приметы-предупреждения:

порванное платье — к сварливой и злой свекрови,

продать платье — лишиться защиты рода.

А если на подоле платья сделать несколько стежков или нашить две красные ленты, то невеста будет защищена от сглаза. Также свидетельница для той же цели может приколоть к платью невесты булавку.

Лучшее платье для невесты имеет длинные рукава, закрытую спину, юбку в пол и в качестве украшения на нем выступает вышивка. А относясь к свадебному платью, как к символу семейного богатства и святыне, можно избежать плохого настроения, как во время самой церемонии, так и после нее.

А как быть с обувью, нижним бельем и разными деталями наряда? Свои правила есть и здесь. Невесте вменяется носить нижнее белье только белого цвета. Это связано с тем, что не просто эстетично и красиво, но и символизирует чистоту помыслов. От цвета платья само поверье никак не зависит.

Обувь же должна быть удобной и, лучше всего, старой. Это очень практичное суеверие, потому что неподобранная правильно обувь может стать причиной боли в ногах и отеков, что помешает свадебному веселью. Чтобы соблюсти все правила, невесте советуют за пару дней до важной даты походить дома несколько часов в туфлях, разнашивая и, тем самым, старя свою обувь.

Что же касается украшений, то тут приметы на свадьбу для невесты осуждают все виды драгоценностей, кроме бижутерии. Особенно плохи бусы из жемчуга, ведь этот камень испокон веков ассоциируется с горечью и слезами. А зачем в будущей семейной жизни лишняя грусть?

Идеально, если на свадьбу невеста наденет на себя что-то новое, что-то старое и что-то одолженное. Новым является само платье, старым — обувь, а одолженным может быть носовой расшитый платок, взятый у матери. Такой платок будет не только дополнительным оберегом, но и пригодится для утирания слез.

По европейской традиции к этому списку стоит добавить и что-то голубое. Как правило, голубой выбирается подвязка. Использование именно этого цвета для столь интимной детали туалета символизирует будущую верность жены своему избраннику.

И в любом случае невесте строжайше запрещено одалживать, продавать или просто кому-то давать поносить свою фату. Такое табу вызвано не только тем, что фата — это ритуальный символ, но и с поверьем, что именно на фату можно сделать страшную порчу. После свадьбы фата хранится у молодой жены.

А вот свадебные приметы про букет невесты появились совсем недавно. Это связано с тем, что в древности на Руси таких букетов не было. Зато цветы были в венках. При этом здесь народная мудрость запрещает вкалывать отдельные цветы в саму прическу — те должны быть только в фате или в виде венка. Что же касается букета, то вместе с ним из Европы приехала и традиция кидать его в толпу незамужних подружек. Которая из них поймает букет, та и выйдет замуж следующая. В течение дня букет нужно держать в руках, а во время банкета поставить в вазу на стол перед невестой. Если он из натуральных цветов, то можно поставить в воду.

Также сама невеста может облагодетельствовать подруг и сестер и без бросания букета. Считается, что та девушка, которой невеста даст кусок сыра, до того, как покинет родительский дом, скоро выйдет замуж. А если невеста перед выходом потянет скатерть на обеденном столе, то и ее младшие сестры скоро станут замужними женщинами.

Не обошла народная наблюдательность и жениха. Правда основные свадебные приметы для невесты и жениха очень похожи и отличаются только в небольших деталях. Конечно, от будущего главы семьи никто не ждет слез, да и костюм его не требует к себе такого трепетного отношения, однако пришитые на пиджак красные ленточки, подколотые булавки или сделанные стежки и здесь нужны для защиты от сглаза. А бутоньерка жениха после свадьбы хранится дома также трепетно, как и фата невесты.

Что же касается отдельных примет для будущего мужа, то их не очень много. Прежде всего — это те, что связанны с ритуалом кидания подвязки. Жених снимает с ноги невесты или забирает у нее подвязку и кидает в толпу своих неженатых друзей. Тот, кто поймает ее, женится на красавице.

Также важно, чтобы именно жених покупал венчальные кольца. При этом и у него, и у невесты кольца должны быть из одного металла и абсолютно гладкими, без камней, гравировок и завитушек. Какие кольца — такая и жизнь у молодоженов. Не стоит делать венчальные кольца из других украшений, даже если для этого использовались кольца родителей. Нарушение этого табу сулит чужую судьбу.

При обмене кольцами также стоит быть очень осторожными. В древности считалось, что если уронить кольцо на пол в этот момент — это приведет к распаду семьи. Если такая неприятность все-таки случилась, то дружок и дружка на свадьбе примету эту должны смягчить: для этого ими заранее специально заготавливается белая нитка, которую продевают через упавшее украшение. Тем самым нитка забирает на себя все плохое и кольцо снова можно использовать в обряде.

А вот потеря кольца означает расставание для супругов. И здесь, к сожалению, ни чем смягчить примету не удастся. Хоть невеста или родственники могут не верить в такое суеверие, в случае потери венчального кольца испортившееся настроение обеспечено. Но даже если ритуальный обмен кольцами прошел успешно, то пустую коробочку из-под них или специальную тарелочку жениху трогать было нельзя. Их приносят и убирают оба свидетеля или только шафер.

Также друг жениха перед тем, как жених приведет невесту в свой дом, может положить под порог дома незапертый замок. После того, как молодожены окажутся внутри, замок закрывается, а ключ выкидывается. Такая примета-обряд символизирует крепкое семейное счастье. Жених же при этом должен переносить невесту на руках. Этим образом он защищает ее от порчи.

Важна роль свидетельницы на свадьбе, а приметы связанные с ней очень категоричны. Прежде всего, на эту «должность» выбирается девушка, отвечающая строгим критериям:

  • не вдова,
  • младше невесты хотя бы на один день,
  • не тезка.

При этом если свидетельница уже была где-то в этой роли, то значит, у нее самой будет счастливый брак. Также именно подруга невесты должна приколоть той на платье булавку или подшить подол нитками. При этом она не должна уколоться сама или уколоть невесту. Если уколется — это сулит ей несчастье в личной жизни.

Помимо всего прочего, именно дружок и дружка во время свадебного банкета кричат «Сладко!», когда гости будут кричать «Горько. А так как путь жениха и невесты в день свадьбы никто не должен пересекать, то именно свидетели идут везде первыми перед парой молодоженов.

С гостями и приглашенными на свадьбу родственниками и друзьями связано куда больше запретов, чем разрешений. Так, гостей нельзя пускать в спальню молодоженов до того момента, пока те сами так не окажутся. В некоторых обычаях гости с песнями, шутками и напутствиями провожают жениха и невесту до спальни, но даже тогда они входят после молодых. Во многом такая традиция оберегает будущих мужа и жену от воровства гостей или куда больших бед.

Также родители и свидетели должны следить за тем, чтобы никто из гостей, в чьи обязанности не входит право одевания невесты и жениха, не поправлял на них одежду. А чтобы свадьба была веселой и с множеством подарков, принято приглашать нечетное количество гостей. Гости не должны дарить вилки, ложки и ножи. Но если все-таки их дарят, то в обмен им должны вручить хотя бы монетку. Народные приметы на свадьбу запрещают гостям дарить молодоженам розы. Особенно красные. Свадебными цветами считаются хризантемы, лилии, пионы и многие другие.

Многое в свадебных суевериях связано с погодой и временами года. В разных культурах девушек выдавали замуж по-разному: где-то считали самыми подходящими для этой цели весенние месяцы, но чаще всего такие торжества приходились на август-октябрь. Сегодня свадьбу можно отметить в любой день года. Поэтому часть примет связана с погодными условиями.

Так, дождь в день свадьбы — примета, которая сулит счастье и богатство. Чем сильнее и продолжительнее дождь, тем лучше. Однако даже простой дождичек лучше безоблачного неба. Но и комплексовать по поводу прекрасной погоды в день свадьбы не стоит.

А так как на Руси одним из самых подходящих свадебных времен года также считалась зима, то и снег — тоже является хорошим символом, означающим достаток и благополучие. Вообще, особенная свадьба зимой и приметы имеет особенные. Если свадьба справляется в день масленицы, то значит, что достаток и веселая жизнь в доме будут идти рука об руку.

Лучшим зимним месяцем для свадьбы считается февраль. Бракосочетание в это время — жизнь душа в душу для будущих мужа и жены. Также хороша свадьба в декабре. Здесь поверья обещают вечное чувство влюбленности у супругов. А вот январская свадьба сулит скорое вдовство.

Влияние свадебного ритуала настолько огромно, что встретить свадьбу — примета очень распространенная. Но она сложна тем, что имеет несколько разных и противоречивых значений. Так, считается, что это тоже к скорой свадьбе в семье, а также к прибавлению в семействе, иногда даже к рождению двойняшек. Но при этом день, в который произошла такая встреча, не очень хорош для бизнеса и, вообще, считается не прибыльным.

Конечно, это далеко не все известные приметы и суеверия на свадьбу. Однако это важное для каждого человека событие настолько зависит от обрядов и поверий, что даже самые далекие от понимания их значений люди невольно соблюдают их.

Верить же в силу народной мудрости или нет, решать молодоженам. В любом случае, какой идеальной не была бы свадьба, без взаимопонимания, уважения и доверия между супругами, благополучной семейной жизни не будет.

Источник