Меню

Будет свадьба была написана



История одной песни. У церки стояла карета

Песня-история, песня-судьба. Каждая строка наполнена смыслом. Трудно представить, чуть больше века назад большинство браков заключались по расчету, чувства будущих супругов никого не интересовали.Многие слышали песню «У церкви стояла карета» в исполнении Жанны Бичевской. Сразу возникает мысль, что невесту силком отдали за нелюбимого, перед глазами возникает картина Пукирева «Неравный брак». О картине стоит поговорить отдельно.Текст песни такой:

У ЦЕРКВИ СТОЯЛА КАРЕТА

У церкви стояла карета,
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.

На ней было белое платье,
Венок был приколот из роз.
Она на святое распятье
Смотрела сквозь радугу слез.

Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна.
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.

Когда ей священник на палец
Одел золотое кольцо.
Из глаз ее горькие слезы
Ручьем потекли на лицо.

Я слышал, в толпе говорили:
— Жених неприглядный такой.
Напрасно девицу сгубили! –
И вышел я вслед за толпой.

Расшифровка фонограммы Надежды Кадышевой, 1994. Этот же вариант в репертуаре Жанны Бичевской и в большинстве других источников.

Сборник «Ах, зти черные глаза». Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. — Смоленск: Русич, 2004.

По словам Жанны Бичевской, эта песня была записана ею от пожилой женщины в Московской области и включена в репертуар, а затем подхвачена другими исполнителями.

Может быть, потому обычно и встречается один и тот же вариант текста — тот, что поет Бичевская.

В песеннике 1896 года (Новый песенник. Безумная. / Сост. М. Ожегов. Киев: Издание книгопродавца Т. А. Губанова, 1896) автором песни указан М. Ожегов с пометкой «из народных мотивов», в начале есть еще три куплета, а сама песня озаглавлена «Безумная». В других песенниках тот же текст приводится без подписи.

Встречается еще одна песня с таким названием (текст песни ниже), ее авторство приписывается Н. И. Красовскому. В песеннике «Златые горы: новый сборник песен и романсов» 1906 года у песни «Безумная» с подписью Красовского есть эпиграф – четыре строки из текста Ожегова. С эпиграфом из Горького приведена его же песня «Солнце всходит и заходит». Видимо, Красовский писал свои песни на основе уже известных.

При желании две последнии строки куплетов повторяются.

Вариант мелодии:

Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.

ВАРИАНТЫ (3)

1. Безумная
(из народных мотивов)
М. Ожегов

Зачем ты безумная губишь
Того, кто увлекся тобой,
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь?! Так Бог же с тобой!

Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Должно быть тогда ты не знала,
Как тяжко любви изменить!

Меня не полюбит другая,
Я буду мечтать об одной!
Поверь же, моя дорогая,
Навек я увлекся тобой!

У церкви стояли кареты:
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты:
На лица их радость легла.

Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез.

Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна, –
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.

Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо;
Когда же священник на палец
Надел золотое кольцо:

Из глаз ея горькия слезы
Ключом по лицу потекли.
Завянут прекрасные розы,
Напрасно их так берегли!

Я слышал в толпе говорили:
Жених неприятный такой,
Напрасно девицу сгубили.
И вышел я вслед за толпой.

Мне стало так тяжко и больно,
Что жизни своей был не рад,
И громко сказалось невольно:
Счастлив мой соперник – богат.

Новый песенник. Безумная / Сост. М. Ожегов. Киев: Издание книгопродавца Т. А. Губанова, 1896. С. 3–5.

2. Зачем ты, безумная, губишь.

Читайте также:  Плейкаст с днем свадеб

«Зачем ты, безумная, губишь
Того, кто увлекся тобой!
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь, так Бог же с тобой!

Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Ужели того ж ты не знала,
Что тяжко любовь изменить?

Поверь же, поверь, дорогая,
Всем сердцем увлекся тобой!
Меня не полюбит другая,
Я должен мечтать об одной!»

Кареты у церкви стояли.
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты,
На лица их радость была.

Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез.

Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна,
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.

Когда же священник на палец
Одел ей златое кольцо,
У бедной девицы румянец
Покрыл ей младое лицо.

Из глаз ее горькие слезы
Ручьем по лицу потекли.
Увяли прекрасные розы,
Напрасно их так берегли.

Современная баллада и жестокий романс / сост.: С. Адоньева, Н. Герасимова. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 1996. С. 56–57.

3. Невеста

У церкви стояли кареты,
Там пышная свадьба была.
Все гости роскошно одеты,
На лицах их радость была.

Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз.
Она на святое распятье
С тоскою смотрела сквозь слез.

Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна.
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.

Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо,
Когда ей священник на палец
Надел золотое кольцо.

Из глаз ее быстрые слезы
Ручьем по лицу потекли.
Завяли прекрасные розы,
Напрасно их так берегли.

Я слышал, в толпе говорили:
— Жених неприглядный такой.
Напрасно девицу сгубили! –
И вышел я вслед за толпой.

В нашу гавань заходили корабли. Пермь, «Книга», 1996.

Так что песня всё-таки народная. А теперь послушаем ее в исполнении:

Жанна Бичевская

Олег Гребенкин

Романс «У церкви стояла карета» в исполнении Татьяны Петровой

Видеокли на песню » У церкви стояла карета..» в исполнении Анны Литвиненко.

Но мне лично больше всех нравится исполнение Надежды Кадышевой.

Источник

Советские свадебные хиты. Какова история песен «Свадьба» и «Обручальное кольцо»?

Как ни странно, советская эстрада не могла похвастаться обилием хитов, посвящённых свадебной тематике. Почему работники искусства планово не окучивали столь благодарную тему — даже не знаю. Но факт остаётся фактом — мне удалось вспомнить лишь два свадебных хита, обретших всесоюзную популярность.

Муслим Магомаев — «Свадьба» (1971)

Первым, безусловно, является заводная песня про сельскую свадьбу, которая

…пела и плясала,
И крылья эту свадьбу вдаль несли.
Широкой этой свадьбе было места мало,
И неба было мало, и земли!

Сочинил её один из выдающихся советских «хитмейкеров» Арно Бабаджанян специально для своего любимчика — певца Муслима Магомаева, с которым они уже выпустили немало популярных песен, в том числе всенародно любимые твисты «Королева красоты» и «Лучший город Земли». Интересно, что Магомаев не только замечательно исполнил «Свадьбу», но и, как бы сейчас сказали, задал её концепцию.

Арно Бабаджанян:
«Как известно, песня состоит из трёх компонентов — композитора, поэта и исполнителя. Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором композитора и поэта. Приведу простой пример с песней „Свадьба“. Она была мною написана для нового спектакля мюзик-холла в сатирическом плане и называлась „Понедельник — день тяжёлый“. Мы с Робертом Рождественским показали её Муслиму. Услышав её, он сказал, что эта песня должна быть решена в ином ключе, она должна быть звонкой и лихой, в общем, праздничной. Мысль Муслима нам понравилась, мы её переделали, сделали такой, какой её знают сегодня. Муслим — это певец, который своим мастерством превращает песни в праздник».

Надо сказать, что для «Свадьбы» Бабаджанян не стал изобретать велосипеда и практически повторил структуру своего предыдущего музыкального хита — «Чёртово колесо». Нетрудно заметить, что в обеих песнях задумчивые неспешные куплеты резко сменяются залихватскими припевами с поистине цыганским размахом.

Читайте также:  Моя девушка не дает до свадьбы

Контрастов добавляли и стихи Роберта Рождественского. Песня исполнялась от лица постороннего наблюдателя — одинокого мужчины, который случайно встречает свадебную процессию и жалеет, что сам до сих пор не женат. В общем, всё, как у нас положено — грусть и веселье в одном флаконе!

Разумеется, в тексте не было упоминаний о злоупотреблении спиртными напитками и пьяных драках. Да и зачем это нужно? Желающие увидеть неприглядную изнанку подобных мероприятий могли послушать сатирическую песню Владимира Высоцкого «Смотрины»:

…Потом у них была уха
И заливные потроха,
Потом поймали жениха
И долго били,
Потом пошли плясать в избе,
Потом дрались не по злобе —
И все хорошее в себе
Доистребили…

Первое публичное исполнение «Свадьбы» Магомаевым состоялось на телеконкурсе «Песня года-71», и жюри присудило ей приз «за лучшую песню».

Единственное, о чём жалел Магомаев, так это о том, что Бабаджанян слишком частил с песнями, порой не давая им толком раскрутиться.

Муслим Магомаев:
«Недостатки — это продолжение наших достоинств. Темперамент Арно, его спешка в самовыражении граничили с тем, что можно назвать сочинительской жадностью. И при этом он словно обкрадывал себя, опережая события. Поэтому он „утопил“ немало хороших своих песен: едва родившись, они оставались за бортом популярности.
… Даже „Чёртову колесу“ Арно не дал раскрутиться в полную меру: не дождался, когда она достигнет пика своей популярности, и тут же „выдал“ „Свадьбу“.
Нетерпеливый талант Бабаджаняна как бы сам себе наступал на пятки. Мелодии „поджимали“ его, рождаясь одна за другой. Арно смотрел на меня из-под кустистых бровей „домиком“ и с наивностью гения-подростка объяснял:
— Понимаешь, старик, я взял и написал другую мелодию. И она — лучше! Ведь лучше.
Всякий раз он считал, что именно она-то и есть его бессмертная мелодия. А старую тему, которая и молодой-то не успевала побыть, он оставлял без присмотра».

Поговаривают, что сам Магомаев не слишком любил «Свадьбу», но неизменно исполнял её на бис по настойчивым просьбам из зала.

Песню исполняли и другие советские певцы — вроде Иосифа Кобзона и Льва Лещенко. Последний даже исполнил её вместе с Магомаевым на своём дне рождения.

Из более современных исполнений «Свадьбы» можно вспомнить версию Валерия Меладзе (в «Старых песнях о главном») и совсем уж неожиданный кавер от рок-группы КУКРЫНИКСЫ.

ВИА «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» — «Обручальное кольцо» (1980)

Второй свадебный хит — «Обручальное кольцо» — появился уже на излёте брежневской эпохи. Сразу признаюсь — мне эта свадебная песня никогда не нравилась. Раздражало и её умильное исполнение, и текст Михаила Рябинина, не блещущий поэтическими достоинствами.

Бpодить доpогами кpутыми
Пpидётся в жизни молодым,
Пусть будут pуки золотыми,
Хаpактеp тоже золотым…

Доходило до того, что пацаны сочиняли на мотив песни всякие скабрезные вещи — например, где обручальное кольцо не налезало на рифмующуюся часть мужского тела.

Тем не менее эта песня гораздо лучше подходила по настроению к свадебным мероприятиям, чем «Свадьба» Магомаева, и непрестанно сопровождала их все 1980-е и даже 1990-е годы. «Обручальное кольцо» можно услышать и в фильмах того времени — «4:0 в пользу Танечки» и «Грачи». В последнем песня прозвучала аж два раза, причём в гораздо более энергичном темпе… Задняя сторона конверта пластинки ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ «Сегодня и вчера», 1982 г.

Первыми и каноническими исполнителями песни стали участники вокально-инструментального ансамбля «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ». Вряд ли этот ВИА, записавший в 1970-е годы такие популярные песни, как «Качается вагон», «Прощай», «Где же ты была», «Вот увидишь», «По волне моей памяти», «Песня сапожника», «Родная земля», догадывался, что «Обручальное кольцо» станет последним хитом в их карьере.

Читайте также:  Карамельная свадьба сколько лет

Хотя раньше песни для «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» в основном писали Вячеслав Добрынин и Давид Тухманов, «Обручальное кольцо» сочинил другой советский «хитмейкер» — Владимир Шаинский.

Как это часто бывало в советских ансамблях, состав «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» был очень текучим. В 1980 году художественным руководителем ВИА (вместо Михаила Шуфутинского) стал Виталий Кретов, который, собственно, и сделал аранжировку «Обручального кольца». А исполнили её два разнополых вокалиста — Владимир Ефименко и Марина Школьник (что вполне логично для песни о «двух сердцах»).

По воспоминаниям Марины, песня должна была стать заставкой к какой-то телевизионной передаче. Поэтому записывали её в студии «Останкино» на Королёва, 12. В тот момент ансамбль гастролировал по СССР, поэтому запись «Обручального кольца» музыканты сделали на скорую руку (буквально за один дубль), после чего укатили выступать в Киев. Никто из них тогда не подозревал, что песня так выстрелит.

Выстрелила она, правда, не сразу. По словам той же Школьник, около полугода «Обручальное кольцо» не пускали в эфир, что породило довольно странные мифы.

Марина Школьник:
«Нам — то ли в шутку, то ли всерьёз — говорили о том, что в стране подорожало золото, и поэтому в течение полугода записанную песню никто не мог ни услышать, ни увидеть».

При этом в том же 1980 году песня была выпущена на пластинке-гиганте «Для вас, женщины», которая разошлась по СССР миллионными тиражами. А в 1981 году «Обручальное кольцо» действительно стало заставкой программы «Клуб молодожёнов»… Скан обложки диска

После падения советской системы, поп-песен на свадебную тематику вроде бы стало куда больше. Но многие ли из них крутят на свадьбах? Ну, разве что кроме «Свадебных цветов» Ирины Аллегровой…

Источник

История одной картины — «Когда свадьба?» Поля Гогена

Поль Гоген — Когда свадьба? — 1892

Эжен Анри Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin), (1848, Париж- 1903, Атуона, остров Хива-Оа, Маркизские острова, Французская Полинезия), — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена при жизни не находили спроса, художник был беден. Картина Гогена «Когда свадьба?» — одна из самых дорогих проданных картин.

«Когда свадьба?» — картина Поля Гогена, написанная художником на Таити в 1892 году. В течение полувека полотно принадлежало семейству Рудольфа Штехлина, экспонировалась в Художественном музее Базеля.
Рудольф Штехелин (Rudolf Staechelin) — один из самых известных коллекционеров Швейцарии первой половины двадцатого века.

В 2015 году картина была продана музейному ведомству Катара за 300 000 000 $.

Гоген прибыл на Таити в 1891 году в надежде найти Эдемский сад, не тронутый цивилизацией, где можно было бы обратиться к основам первобытного искусства. Реальность его разочаровала, однако Гоген обратился к изображению яркой тропической природы, а также туземных натурщиц, не скованных христианской моралью.

Картина «Когда свадьба?» была написана в 1892 году, когда Гоген взял себе таитянскую жену — Техааману (в книге «Ноа Ноа» он называл её Техурой) — тогда ей было 13 лет. Традиционная свадьба была организована роднёй Техааманы, для которой брак с белым был большой честью. Техаамана стала моделью множества полотен Гогена его первого таитянского периода.
Полотно было вполне типичным для образа Таити на Западе, но подобные картины позволяли Гогену получать деньги за них от своих друзей.

Источник