Меню

Армянская свадьба во франции



Альберт Восканян. Нагорный Карабах. Фотоблогер

13 армянских свадебных традиций.

На сайте «Среда обитания» увидел про армянские свадебные традиции и решил выставить здесь. Автор Альберт Габриелян — молодой талант из армянского города Иджеван.

Очень интересные обычаи. некоторые дошли до наших времён, некоторые видоизменились, но, всё-равно, очень интересно прочитать, посмотреть рисунки, сделанные Альбертом.

1.Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла.

2. Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки.

В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том, что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык ( отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

3. Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой.

Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

4. Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.

Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

5. Для ведения переговоров с обеих сторон высылали специальных посредников – хнамахоск, векилнер. Во время этих переговоров назначался день свадьбы, определялось число гостей со стороны невесты, оговаривалось, сколько и какой ткани должна купить сторона жениха для свадебного наряда невесты, кройка и шитье которого обставлялись особым обрядом – шордзевек, шорктрел. Он совершался в торжественной обстановке в доме невесты, на него специально приглашали хорошую портниху, а также близких родственниц с обеих сторон.

В селениях Армении шордзевек бытовал еще в 60-е — начале 70-х годов прошлого века. Позднее, когда свадебное платье стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно исчез.

6. Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение — езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева.

Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

7. К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей.

В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

Читайте также:  Сценарий свадьбы стихах тамада

8. Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених.

Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

9. К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды.

Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

10.У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.

В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

11. Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.

Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

12. Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью.

Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

13. Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.

Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Альберт Габриелян. «Cвадьба в с.Ванк». Нагорный Карабах.

Источник

Армянская диаспора Франции

Армянская диаспора сформировалась вследствие осуществленного в 1915—1923 гг. турецкими властями геноцида 1,5 млн. армян 1 в Западной Армении и других районах Османской империи и депортации еще 1 млн армян, оставшихся в живых, которые в последующие годы расселились в различных странах мира. К концу 1920-х — началу 1930-х гг., после многочисленных миграций, пространственная структура диаспоры в целом стабилизировалась.

Большинство армян эмигрировало в США, Канаду, Австралию, Францию, Англию; армянские общины образовались в Бельгии, ФРГ, Западном Берлине, Австрии, Швеции, Испании, Португалии и других странах. С учетом определенных социально-экономических, политических и культурных различий между принимающими странами в системе диаспоры выделяются армянские общины стран Среднего и Ближнего Востока (Иран, Ирак, Ливан, Сирия, Иордания и другие), стран Западной Европы и Северной Америки (Франция, Англия, США, Канада и другие), стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай и другие), стран Восточной Европы (Болгария, Румыния, и другие) и бывшего СССР (Россия, Украина, Грузия, Беларусь, республики Балтии и Средней Азии). Армяне, обосновавшиеся в странах Среднего и Ближнего Востока, пополнили существовавшие здесь издавна армянские общины.

Читайте также:  Красивое четверостишье с днем свадьбы

Ныне самые крупные армянские общины существуют в России (около 2,2 млн чел. ), США (более 1 млн чел.), Франции (около 500 тыс.), Иране (180 тыс.), Ливане (120 тыс.) и Сирии (120 тыс.). Всего армянская диаспора в мире насчитывает около 8 млн человек.

История армянской диаспоры Франции

Франция для армян по сей день остается одной из наиболее привлекательных стран, а французская культура – наиболее любимой. Многие считают, что армяне по своему менталитету больше всех европейских народов похожи на французов, поэтому неслучайно, что самая большая в Западной Европе армянская община была создана именно во Франции.

Первые упоминания о присутствии армян во Франции относятся к раннему средневековью. Благодаря деятельности армянских строителей и архитекторов в европейской архитектуре появились элементы, присущие армянскому искусству. Большой известностью пользовался «прибывший из Айрарата» архитектор Эод ле Мессен (IX век), которому приписывается один из красивейших образцов ранней французской архитектуры – церковь Жерминье-де-Пре.

Особо тесные отношения между армянами и французами были установлены в армянском царстве Киликия. Последний армянский царь Левон VI Лусинян, лишившись престола, нашел убежище в Париже, где и умер в 1399 году. Его надгробие по сей день находится в королевской усыпальнице Сен-Дени.

В средние века в различных городах Франции появлялись армянские купцы. В 1672 году армянин Паскаль (Арутюн) открыл первое во Франции кафе. Его примеру последовали другие армяне. В 1660 году кардинал де Ришельон предоставил армянским купцам особые привилегии. С целью распространения среди армян католичества кардинал поощрял также издание книг, переведенных с латинского на армянский язык. В 1633 году в Париже вышел в свет «Армяно-латинский словарь», и именно с этого времени берет начало история арменоведения во Франции. В 1798 году в парижской Школе живых восточных языков были основаны курсы армянского языка, а в 1810 году – кафедра арменоведения. Этому делу способствовал сам Наполеон Бонапарт, который знал и ценил армян. Они сражались в рядах армии Наполеона, кроме того, его телохранителем был карабахский армянин по имени Рустам.

В XIX-м веке французский язык и культура начали проникать в восточноармянскую и западноармянскую действительность. Обучавшиеся во Франции армянские студенты участвовали в демократических движениях и революции 1848 года. С 1870-х годов во Франции начали создаваться армянские союзы, а в 1902 году меценат Александр Манташев построил в Париже армянскую просветительскую церковь.

Париж стал центром армянских политических партий и уехавшей на чужбину армянской интеллигенции. К западноармянским беженцам присоединилось большое число армян, бежавших из России вследствие революции 1917 года. Несмотря на трудности эмиграции, безработицу и статус людей без родины, обосновавшиеся во Франции армяне продолжали жить бурной жизнью. Действовали различные общественные, культурные и спортивные союзы, театральные труппы, издавались книги и газеты. В 1925 году Шаварш Мисакян основал в Париже армяноязычную газету «Арач», ставшую старейшей в Европе (с конца мая 2009 года издание перестало выходить в свет). В годы Второй мировой войны французские армяне принимали активное участие в движении Сопротивления. Поэт Мисак Манушян руководил четырьмя интернациональными отрядами, которые нанесли значительный урон нацистским захватчикам.

В настоящее время многочисленные армянские колонии существуют не только в Париже, Марселе и их пригородах, но также в Лионе, Гренобле, Вьене, Валансе, Ницце и других городах. Армянские фамилии можно встретить на вывесках многих фирменных магазинов. Так, на рынке французской одежды известен бренд Алена Манукяна, на рынке обуви – продукция Келяна. Созданная Аленом Микли коллекция очков популярна во всем мире. Проживающие в Париже Петросяны владеют монополией на импорт икры. Промышленник Микаел Асланян создал известную во всем мире водку «Асланов», а Армен Мелконян входит в число 11 лучших виноделов Франции.

В 1950-х годах Левон Овнанян стал первым во Франции депутатом-армянином, а Патрик Деведжян является единственным армянином во французском парламенте.

Свой вклад во французскую науку армяне вносят с XIX-го века. Одним из пионеров французской космонавтики был Александр Ананов. Видными учеными являются физик Роже Балян и астроном Акоп Терзан. В историю французской культуры золотыми буквами вписаны имена многих армян: в литературе – Анри Труайя (Торосян), Артюр Адамов, Шарль и Кристиан Дедеяны, Габриель Ару (Арутчян), Рубен Мелик, Ваге Кача (Хачатрян), в архитектуре – Габриель Геврекян, в живописи – Эдгар Шагин, Гарзу, Ришар Жеранян, Жансем, Эдмон Кираз, в музыке – композиторы Мишель Легран, Жорж Карваренц, певцы Шарль Азнавур, Сильви Вартан, армяне по линии матери Элен Сегара, Патрик Фиори, театральные актеры Макс Максутян, Алис Саприч, Рози Вард, Жирайр Бабазян, Симон Абгарян, режиссер Жорж Питоев, в кино – режиссеры Анри Верной (Малакян), Робер Гердигян, продюсер Ален Терзян, гример Шарль Хубесерян, в прикладном искусстве – ювелир Жан Вандом, в модельном бизнесе – братья Тарлояны. Армяне принесли славу и французскому спорту – автогонщик Ален Прост, футболисты Эрик Асатурян, Юрий Джоркаев и другие.

Политическая деятельность армянской диаспоры Франции

Основной задачей армянских диаспоральных политических организаций является достижение в мире признания геноцида армян в Османской империи в конце XIX-го – начале XX вв. Первой страной, признавший, что совершенное в Турции является геноцидом, стал Уругвай в 1965 году. В том же году вопрос о признании геноцида армян впервые был поднят и в Национальном собрании Франции, в день 50-й годовщины трагедии.

Комитет по армянскому вопросу, официально созданный партией «Дашнакцутюн» в том же 1965 г., активно лоббировал признание французским парламентом геноцида армян. Комитет организовывал в крупных французских городах митинги, посвященные памяти сотен представителей армянской интеллигенции Константинополя, убитых и арестованных правительством младотурков 24 апреля 1915 г., для того чтобы донести до общественности суть армянского вопроса. Эти выступления позволяли комитету развивать отношения с французским политическим классом, члены которого приглашались на манифестации.

В 1976 г. в Париже был создан также Центр по исследованию армянской диаспоры. Задачами данного центра являются документация, изучение и нахождение материалов, относящихся к жизни армянского народа в прошлом и настоящем в контексте международного сотрудничества. Деятельность Центра сосредоточена на трех направлениях: геноцид армян, диаспора, Армения. Центр по исследованию армянской диаспоры получил поддержку других армянских организаций Франции и находится в связи с другими информационными центрами, существующими в мире.

Несмотря на внесение в Национальное собрание многочисленных законопроектов, никаких законодательных актов, которые позволили бы официально признать геноцид армян, принято не было. Тем не менее, Комитет по армянскому вопросу, совместно с Центром по исследованию армянской диаспоры продолжали вести борьбу за признание. В 1994, 1995, 1997 гг. многочисленные законопроекты по признанию геноцида армян были поставлены в повестку дня депутатами, но безуспешно. Подобная ситуация продолжалась до 1998 г., когда после внесения изменений в конституцию Франции были расширены права парламента в плане формирования повестки дня. Законопроект по признанию Францией геноцида армян, подготовленный фракцией социалистов, был внесен в повестку дня Национального собрания лишь 19 мая 1998 г. Доклад был составлен председателем Комитета по армянскому вопросу А.Крикоряном. 26 мая под председательством Дж.Ленга было проведено собрание по обсуждению данного законопроекта, на котором с докладом от имени фракции социалистов выступил председатель группы «Франция–Армения» Р.Руке.

Читайте также:  Моя свадьба была ошибкой

Однако дальнейшее рассмотрение данной резолюции вызвало противодействие правительства, и 22 февраля 2000 г. сенат 15 голосами против 6 принял решение не вносить законопроект в повестку дня. Сенат оправдывал свое решение тем, что Конституция не позволяет парламенту страны расценивать историю, тем более давать оценку событиям, происшедшим в другой стране.

В связи с отказом обсуждать данный законопроект 15 марта 2000 г. 126 историков и исследователей – специалистов по истории холокоста по инициативе Комитета по армянскому вопросу — направили французскому парламенту петицию, в которой доказывали необходимость признания геноцида армян. Напомнив тот факт, что парламенты или палаты депутатов Аргентины, Бельгии, Болгарии, Греции, Ливана, Российской Федерации, Уругвая, Кипра, а также Папа Римский уже признали геноцид армян, в петиции подчеркивалась необычайная значимость такого признания с учетом того, что Франция входила в состав Антанты в период Первой мировой войны.

Петиция также обращает внимание на другой, более значимый факт: международный термин «преступления против человечества» впервые был введен во время Первой мировой войны 24 мая 1915 г. тремя странами Антанты – Великобританией, Францией и Россией – в прямой связи с истреблением армянского населения в Оттоманской империи. В результате этот термин был включен в преамбулу и в ст. 6 (c) Конвенции Организации Объединенных Наций о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Кроме того, после 8 лет исторических исследований подкомиссия по правам человека ООН в августе 1985 г. 14 голосами против 1 одобрила решение, подтверждающее исторический факт совершения геноцида по отношению к армянам во время Первой мировой войны.

Сенат и Национальная ассамблея Франции официально признали геноцид армян в 2000 г. А в начале 2001 г. под сильным давлением полумилионной армянской диаспоры президент Франции Ж.Ширак подписал Закон о признании геноцида. После принятия этого закона граждане Франции, являющиеся потомками жертв геноцида, получили возможность потребовать от правительства Анкары выплаты денежных компенсаций. Вслед за армянами Франции это могут сделать и армяне других странах. Согласно подсчетам, общая сумма компенсаций может превысить триллион долларов, что и объясняет проявляемое Турцией упорство в отрицании факта геноцида. К тому же с принятием данного закона получили весомую поддержку те армянские круги, которые требуют «территориальной» компенсации и выступают за возврат армянам их исторических территорий в Турции. Принятие закона привело к ухудшению франко-турецких отношений, Анкара резко ограничила масштабы экономического и военно-технического сотрудничества с Парижем.

«Своим решением парламент Франции еще раз подтвердил свою приверженность демократии и европейским ценностям», – так прокомментировал данный факт депутат Национального собрания Армении С.Сейранян – член Верховного органа Армянской Революционной Федерации «Дашнакцутюн». По его словам, принятие законопроекта стало возможным благодаря работе армянских организаций во Франции.

Вместе с тем, вопрос его актуализации закона о признании Геноцида продолжает оставаться в центре внимания армянских диаспоральных организаций Франции. Так, при их активном содействии, 12 октября 2006 года нижней платой парламента Франции был принят (до сих пор не ратифицирован Сенатом) законопроект, предусматривающий уголовное наказание за отрицание геноцида армян. Затем, подобный законопроект в 2010 году инициировал член коммунистической фракции, вице-спикер парламента Франции Гай Фишер, а в июле того же года 30 сенаторов из социалистической фракции также представили идентичный законопроект. Таким образом, в настоящий момент в Сенате Фракции фигурируют три законопроекта, предусматривающие уголовное наказание за отрицание геноцида армян. При принятии одного из указанных законопроектов Сенатом и его ратификации президентом, все те, кто на территории Франции станет отрицать факт совершения геноцида армян, будут приговорены к тюремному заключению сроком до пяти лет и оштрафованы на 45 тыс. франков. Тем не менее, надо отметить, что вероятность принятия такого закона крайне мала. В апреле 2011 года министерство иностранных дел Франции выступило с заявлением, в котором говорится, что президент Николя Саркози и правительство Франции выступают против принятия законопроекта о признании уголовно наказуемым отрицание геноцида армян. В заявлении отмечается, что подобная мера не является необходимостью, поскольку «страна в 2001 году уже признала геноцид армян, и французскими законами запрещены насилие, ненависть и проявление дискриминации на этнической почве».

Осенью 2009 года в центре внимания армянских организаций оказались Протоколы по нормализации армяно-турецких отношений. Координационный совет армянских организаций Франции (CCAF) выразил протест в связи с парафированием этих протоколов. Как сообщала в те дни газета армянской Диаспоры во Франции «Nouvelles d’Armenie», в заявлении CCAF, в частности, говорилось:

«31 августа Армения и Турция при посредничестве Швейцарии объявили о двух Протоколах относительно установления дипломатических отношений между двумя странами. Ереван и Анкара установили шестинедельный срок для того, чтобы представить документы своим парламентам на окончательную ратификацию. В связи с этим CCAF хочет прояснить свою позицию.

Факт армянского Геноцида не подлежит обсуждению и не должен проверяться межправительственной подкомиссией. История уже написана, и никто не может отрицать факт, признанный и квалифицированный историками, юристами, международными организациями и более чем 20 странами (в том числе и Францией) как Геноцид. Более того, Геноцид требует моральной, политической и материальной компенсации. CCAF, таким образом, требует прояснения 5 параграфа Протокола об установлении дипломатических отношений между двумя странами, гласящего о «подтверждении взаимного признания существующей между двумя странами общей границы, определенной соответствующими договорами Международного права».

Мы, граждане Франции армянского происхождения, имеем право ждать от правительства Турции действий, эквивалентных мужеству, проявляемому представителями турецкого общества, которые относятся к вопросу Армянского Геноцида со всею ответственностью.

Для того, чтобы покончить с табу армянства в Турции, мы призываем Анкару покончить с политикой отрицания факта Геноцида и как можно скорее объявить недействительным свой репрессивный арсенал – 301 и 305 статьи уголовного кодекса, гласящие о том, что наказанию подлежит каждый, кто оскорбляет достоинство Турции признанием Армянского Геноцида.

Во имя искреннего диалога между двумя странами CCAF также призывает Анкару снять блокаду Армении, осуществляемую с 1993 года. И в заключение CCAF вновь подтверждает свою лояльность стратегическому партнерству Армения–Диаспора, призывая всех представителей армянской нации усиливать его».

  • Институт социологии РАН, Министерство диаспоры Республики Армения, официальный сайт президента Республики Армения, веб-сайты Ankakh.com, Granish.org, Miasin.ru, NovostiNK.ru, e-Armenians.com, News.am, интернет-журнал «Новая политика», Армянский международный информационно-аналитический, культурно-просветительский и правовой центр «Армянская диаспора».

Примечания:

  1. На октябрь 2011 года уничтожение армян на территории Османской империи в 1915—1923 гг. официально (т.е. согласно международному праву) признали геноцидом и осудили 17 государств мира (Аргентина, Бельгия, Ватикан, Венесуэла, Греция, Канада, Кипр, Литва, Нидерланды, Парагвай, Польша, Россия, Словакия, Уругвай, Швейцария, Швеция, Чили) и 51 регион, провинция или штат (Страна Басков и Каталония (Испания), Крым (Украина), Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия (Великобритания), Новый Южный Уэльс и Южная Австралия (Австралия), 43 из 50 штатов США). Турецкая Республика отрицает геноцид армян как плановое и преднамеренное истребление по этническому признаку.

Автор: Кавказский Узел

Источник